ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

Интересная информация

Выдержка из материала: Кабарда в 20-е годы XVIII века: кризис легитимности и распад государства.

Крымский хан направил в Кабарду тысячу хорошо вооруженных солдат-сейменов под командованием Салих-Гирея салтана. К середине июня 1720 года Крымцы стояли лагерем на Кизбуруне. Салих-Гирей принял у Мисостовых и Атажукиных присягу на верность Крыму, в подтверждение чего потребовал аманатов и уплаты дани рабами. Своих сыновей аманатами в Крым отправили князья Хатакшоко и Ислам Мисостовы, Мухамед Атажукин, а также дворяне – Миншак Ашабов, Борак Чижоков, Науруз Кундетов, Сох Кубеков, Бимурза Читов, Али Тамбиев и еще 12 владетельных узденей, чьи имена неизвестны.

 

Жертвы политического террора в СССР

Беров Александр Христович

Проживал: г. Оренбург.
Приговорен: Оренб. ГубЧК 22 февраля 1919 г.
Приговор: ВМН Реабилитирован в мае 1992 г.

Источник: Книга памяти Оренбургской обл.

Беров Владимир Семенович

Родился в 1917 г. заключенный Ухтпечлага.
Приговорен: тройка при УНКВД Архангельской обл. 4 января 1938 г., обв.: по приказу 00447 НКВД СССР..
Приговор: ВМН Расстрелян 27 февраля 1938 г. Место захоронения - Новая Ухтарка..

Источник: Книга памяти Республики Коми

Беров Хажмурза Батырбекович

Родился в 1871 г., Чегем-1; балкарец; Проживал: Чегем-1.
Приговор: выселен в Казахстан как ЧСИР Реабилитирован 1 марта 1994 г.

Источник: МВД Кабардино-Балкарии

Беров Хацука Алиевич

Родился в 1900 г. кабардинец; Проживал: В. Аул.
Приговор: репрессирован в адм. порядке (по полит. мотивам) Реабилитирован 29 марта 1999 г.

Источник: МВД Кабардино-Балкарии

Берова Мира Хажмурзовна

Родилась в 1937 г., Чегем-1; балкарка; Проживала: Чегем-1.
Приговор: выселена в Казахстан как ЧСИР Реабилитирована 1 марта 1994 г.

Источник: МВД Кабардино-Балкарии

Чижоков Хажисмель Бекмурзович

Родился в 1915 г., с. Баксаненок, Баксанского р-на, КБАССР; кабардинец; малограмотный.; Проживал: г. Прохладном, КБАССР.
Арестован 7 октября 1937 г. Баксанским РО НКВД КБАССР
Приговорен: Постановлением Тройки НКВД КБАССР 8 октября 1937 г., обв.: Обвинение в контрреволюционной пропаганде, направленной против существующего государственного строя..
Приговор: ВМН. Расстрелян 8 октября 1937 г. Реабилитирован 29 сентября 1989 г. Прокуратурой КБАССР

Источник: Книга памяти Кабардино-Балкарской Республики - подготовительные материалы

Чижокова Таужан Бекмурзовна

Родилась в 1917 г., с. Баксаненок, Баксанского р-на, КБАССР; кабардинка; работница молочного комбината. Отец Таужан- Бекмурза, расстрелян в 1937г., дядя Таужан- Чижоков Батан расстрелян, дядя Хамид эмигрировал за границу.. Проживала: г. Кисловодске.
Арестована 31 октября 1937 г. НКВД КБАССР
Приговорена: Постановлением НКВД КБАССР 26 ноября 1937 г., обв.: за антисоветскую агитацию..
Приговор: дело прекращено за не подтверждением обвинения и она из под стражи освобождена. Чижокова незаконно содержалась под стражей по политическим мотивам 12 дней. Реабилитирована 21 марта 2004 г. Прокуратурой КБАССР

Источник: Книга памяти Кабардино-Балкарской Республики - подготовительные материалы

Источник: http://lists.memo.ru

 

 

Данные из интернета

Значение и история фамилии Беров

Фамилия Беров в 50% случаев имеет русское происхождение, в 5% - украинское, в 10% - белорусское, в 30% приходит из языков народов России (татарского, мордовского, башкирского, бурятского и т. д.), в 5% случаев происходит из болгарского или сербского языков. В любом случае эта фамилия образована от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии.
Фамилия Беров является редковстречающейся в географических регионах России и ближнего зарубежья. В дошедших до наших дней уникальных очень старых материалах люди с этой фамилией были знатными людьми из славянского новгородского духовенства в 16-17 веках, имевших значительную власть и почести. Первые корни фамилии можно обнаружить в указателе переписи Всея Руси в эпоху Иоана Грозного. У царя существовал особый реестр привилегированных и благозвучных фамилий, которые вручались придворным только в случае особых заслуг или поощрения. Тем самым данная фамилия сохранила собственное индивидуальное происхождение и является уникальной. уальное значение и является уникальной..

Написание фамилии латиницей: BEROV

Источник: http://www.onomastikon.ru/proishogdenie-familii-berov.htm

 

Происхождение фамилии Беров

Так, фамилия Беров образована от прозвища Бер. Оно имеет еврейские корни и восходит к немецкому слову B?r, которое в переводе на русский язык означает «медведь». Маловероятно, что такое прозвище получил неторопливый, неловкий человек. Скорее всего, оно вобрало в себя славянские представления об этом животном (поскольку фамилия Беров образовалась на территории Российского государства).

В мифологии славян медведь — один из главных персонажей в народных представлениях о животных. Считалось, что съевший сердце медведя исцелится от всех болезней разом. Отвар из медвежатины пили от грудных болезней. Салом натирались от обморожений и ревматизма, мазали лоб, чтобы иметь хорошую память. Правый глаз медведя вешали ребенку на шею для храбрости. Когти и шерсть медведя использовали как амулет для защиты от сглаза и порчи. Обрести русский суффикс -ов еврейская фамилия Бер могла в конце XVIII столетия, когда к Российской империи присоединились западные области Белоруссии, Украины и Прибалтики, и все евреи, проживавшие на этих территориях, стали российскими подданными. Для того, чтобы узнать численность евреев, императрица Екатерина II ввела перепись населения (раз в 10 лет), во время проведения которых евреям давались русские фамилии.

Все это свидетельствует о том, что Среди наиболее известных однофамильцев — Моисей Залманович Беров (1909-), известный советский кинорежиссер и оператор, художник, выдающийся документалист 40-х годов XX века.

Процесс формирования фамилий был достаточно длительным, поэтому окончательно говорить

Источник: http://www.ufolog.ru/names/order/Беров 

 

Герб Беров

Герб Беров внесен в Часть 2 Сборника дипломных гербов Российского Дворянства, невнесенных в Общий Гербовник, стр. 36

Герб пожалован Борису Ивановичу Беру, действительному статскому советнику, и Николаю Ивановичу Беру, статскому советнику

Изображение герба из Высочайше утвержденного акта (диплома или официального гербовника) в настоящее время недоступно для публикации.

Описание герба (блазон):
На серебряном щите черный медведь, стоящий на задних лапах и держащий в правой лапе две червленые стрелы и лазуревая вершина с двумя золотыми шестиконечными звездами. Щит украшен шлемом и дворянскою короною, из коей выходят три серебряные страусовые пера. Намет на щите лазуревый и серебряный.

Описание герба из Высочайше утвержденного диплома приводится по материалам И.В.Борисова.

Дата пожалования: 09.03.1851

Комментарии и дополнительные сведения:

Борис Иванович Бер, действительный статский советник, и Николай Иванович Бер, статский советник, жалованы дипломом на потомственное дворянское достоинство.
ДС, том II, стр.36

Приводимое ниже изображение герба не является Высочайше утвержденным:

Герб Беров

  Источник: http://gerbovnik.ru/arms/3455.html 

 

 

Беровы


Потомки этой фамилии одними из первых осели в Тараклии еще до 1806 года. Родоначальником этого родословного древа в Тараклии был Волко Малчев Беров (1782), который, скорее всего, переселился из села Вырбица, что недалеко от болгарского города Шумен. Установлено, что до 1806 года была одна семья из 7 человек с этой фамилией, в 1835 году — 15 человек, в 1907 — 83, в 1935 — 117 человек.
Фамилия Беров происходит, по мнению болгарского ученого Ст.Илчева, от имени Беро, которое является сокращенным вариантом имен Беривой, Беримир, Берислав и др. Он также указывал, что она распространена во многих местах Болгарии, а также Бессарабии (см: Илчев Ст. Указ. соч., с. 73).
Волко Малчев Беров имел четырех сыновей — Пею, Стояна, Федора и Христофора. Сын Пею (Петр) стоит в начале священнической династии Беровых. Он в 1833 году стал священником Тараклийской церкви. Его два сына закончили Кишиневскую духовную семинарию. Первый, Савва, был назначен протоиереем в городе Болграде, а младший, Иван, был священником в селах Чийшия и Голица, а потом и в Кишиневе. Внук Пею - Кирилл от сына Василия также служил в церкви.
Христофор Пею Беров (1825) имел трех сыновей. Один из них, Савва, переехал в Болград, где создал свое семейство. Большое потомство у другого сына — Матвея, у которого шестеро сыновей. Один из них, Иван (1871), долго служил пономарем в церкви. У Василия Матвеевича было три сына. Сыновья Илья и Иван обосновались в Комрате. Их сыновья Дмитрий Ильич, Павел и Анатолий Ивановичи работают в Петербурге, а Владимир Ильич — в Днепропетровске.
Несколько слов о родословной ветви Фёдора Волкова Берова. У него был один сын Пётр, у которого родилось пятеро сыновей: Фёдор, Степан, Иван, Гавриил и Ульян. Младший, Ульян Петрович (1891), оставался наследником старого дома. Его сын Степан жил в Кишинёве, руководил крупным строительным трестом. Здесь же обосновались и другие дети Ульяна, Иван, Василий и Надежда.
Степан Петрович имел четырёх сыновей. Долгое время его сын Ульян (1914) работал у болгарских огородников в Румынии. Накопив таким образом деньги, он возвратился в Тараклию, где завел семью и построил себе дом. Иван Степанович Беров (1892) закончил двухклассное училище, работал служащим на железнодорожной станции. Его брат Николай (1894), по профессии же был грамотным. Имел пять дочерей в голодный 1946 год.
Иван Петрович Беров (1973) хозяйстве, а также портняжничал. В 1899 году вместе с другими односельчанами подал заявление переселение в Амурскую область в связи с тем, что у него не было земли. Однако он не получил разрешения. Вскоре его избрали старостой Тараклийской волости. На этой должности он с 1917 года. С его именем связаны многие важные события Тараклии. В 1911 году в селе в действии была установлена телефонная связь с Кубейской почтой. В следующем году он активно содействовал известному ученому Н.С.Державину, его этнографической экспедиции в Тараклии в 1911г. Под руководством И.Берова и 1913 проводится празднование 100-летия Тараклии. Xотя он утверждал, что село основано раньше чем в 1813 году, устанавливается памятник Александру — освободителю Болгарии. Однако после февральских событий в России в 1917 году его освобождают от должности старосты. В следующем году его старший сын Андрей уехал в Советскую Россию. В межвоенный период он вновь избирался старостой (примаром) Тараклии. В 1940г. советские власти депортируют Ивана Петровича в Казахстан. В Тараклию он возвращается после войны, но умирает в 1947г. Через два года были депортирован в Алтайский край его сын Фёдор и внук Георгий. Первый с семьёй остался там. а второй сновался в Барнауле. Дочь Фёдора Мария осталась в Тараклии.
Второй сын Ивана Петровича. Ульян Иванович, (1908) долгое время работал строителем, а сын Иван был мобилизован на трудовой фронт в 1945 году в город Кривой Рог, откуда и не вернулся. Второй сын, Афанасий, живет в Кишинёве. В последнее время руководил крупным строительным трестом.
Многочисленное семейство образуется у Гавриила Петровича Берова (1882). Его семья в 1935 состояла из 11 человек, в том числе четырех ветвей: Николая, Ивана, Петра и Василия. Глава семьи принял участие в первой мировой войне и служил в кавалерии, был ранен, стал старшим офицером, кавалером Георгиевского креста, награждён серебряной именной чашей. Эта чаша хранится у старшего сына Николая. Два сына Николая Гавриловича остались в Тараклии, а один обосновался в Измаиле.
Иван Гаврилович долгое время работал по найму в селе Хыртоп, где создал свою семью. Он был активным организатором колхозного производства в селах Тараклия де Сальча и Нижняя Албота. Братья Василий Гаврилович и Пётр Гаврилович работали охранниками в разных хозяйствах в Тараклии.
Большое потомство у Минчо Волкова Берова. У его сына Ивана было четыре сына: Михаил, Василий, Тотю (Федор) и Георгий. Михаил имел пять дочерей. Михаил Иванович занимался сельским хозяйством, подрабатывал ремеслом портного. У него пять дочерей. К нему перешел жить муж младшей дочери И.Кантов. В тяжелые послевоенные годы, его семья уехала на заработки в Эстонию. Дом их стоял заброшенным. Василий Иванович также занимался портняжничеством, одно время имел винный ларек (крычму). Его единственный сын Пётр (1908) закончил Бендерскую учительскую семинарию, стал учителем в родной Тараклии. Только он из нашего населенного пункта сумел получить учительское образование в межвоенный период. Тотю (Фёдор) Беров занимался торговлей, держал винный ларёк. Во время раздела общественной земли Тараклии в 1907 году он добился, чтобы ему был выделен компактный массив пахотной земли, площадью 10 десятин, исходя из числа душ в семье, на окраине урочища "Бостанчиата". Так как он лично не занимался сельским хозяйством, то землю отдавал в аренду. Другой сын Ивана Берова, Василий Иванович (1898), закончил Аккерманскую гимназию. Во время революции 1917 г. примкнул к большевикам. За это был осужден румынскими властями.
После отбывания срока возвратился в Тараклию, где работал в финансовых органах. В 1940 году был опять осужден, но уже советской властью, и пропал без вести. Такова же участь и внука Ивана Берова от сына Георгия — Степана Георгиевича Берова. Во время учебы в Комратском реальном училище он сдружился с группой революционеров. С ними поддерживал связь и во время работы писарем в Кубейском волостном суде. За это он был осужден царской охранкой и отправлен в тюрьму города Иркутска. В 1915 году оттуда в Тараклию приходит последнее его письмо с просьбой отправить ему посылку. Больше известий от него не поступало.

Пётр Афанасьевич Кайряк

Источник:  http://www.taraclia.net/articles.php?article_id=9

Тавро рода Беровых

Тавро рода Беровых

Некоторые тавро рода Беровых указанные в книге «Беровы фамилия в истории» по моему мнению, ни как не могли существовать. К примеру возьмем тавро под номером 1 и 2, если внимательно посмотреть то уж больно они похоже на букву «Б» и задаешься вопросом как это в столь давние времена наши предки могли придумать такое тавро тем более исходя из данных из этой книги наша фамилия была не Беров а Чижоков (Ибрагимов) странное совпадение Беров и тавро похожее на букву «Б», так же ни в одном источнике про тавро нет фамилии Беров и естественно тавро рода Беровых.

А вот тавро под номером 4 можно сравнить с тавро рода Чижок (Чижоков)  Тавро рода Чижок (Чижоков). По одой из версий как уже говорилось Беровы эта фамилия, которую взяли Чижоковы (Ибрагимовы) по непонятным причинам. Если исходить из того, что в те далекие времена когда два брата начинали жить порознь то тавро одним из них чуть чуть видоизменялось, прибавляли где ни будь черточку или еще что ни будь.

Тавро рода Азэпщ, Iазэпщ 

Этому можно найти подтверждение, если внимательно посмотреть на тавро с номерами от 80 до 85 то я думаю что сходство вполне очевидно а ведь это все тавро одного рода Азэпщ, Iазэпщ и таких примеров очень много можете сами провести анализ любого тавро. Так версия, что тавро рода Беровых под номером 4 и тавро рода Чижоковых имеют одинаковые черты я думаю имеет право на жизнь и дальнейшее обсуждение.

Относительно тавро под номером 3 сказать не чего. Может у вас есть, что сказать относительно него и в общем, тавро рода Беровых.

Администратор сайта.

 

 

 

РОДОВОЕ ИМЯ: ИСТОКИ И ВАРИАНТЫ

Изложенным в главе “Вольные кабардинцы” можно считать исчерпанным вопрос о местах жительства Беровых приблизительно с 20-х годов XIX века. Что касается мест их более раннего заселения существуют гипотезы различной степени достоверности, основанные на предполагаемой аналогии или некотором сходстве в звучании терминов (топонимов). Один из таких источников зафиксировал Петр Симон Паллас в ходе своего путешествия по южным провинциям Российской империи 1793-1794 годах. В обзоре одного из черкесских племен, махошевцев, живущих за Кубанью, т.е. принадлежащих

Оттоманской Порте (Турции), он отметил: “Калх, впадает в Ямансу; на ее берегах расположены деревни Биерхабль…».

Такие же сведения содержатся и в книгах: “Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные Семеном Броневским”, изданной в Москве в 1823 году и "КАВКАЗ ЕВРОПЕЙСКИЕ ДНЕВНИКИ XIII–XVIII ВЕКОВ КЛАДЕЗЬ СВЕДЕНИЙ О ГОРСКИХ НАРОДАХ" на 269 стр. Перечисляя деревни племени махошевцев, он пишет, что река “Калх также впадает в Ямансу, и имеет на себя деревни Биргабль…”. Можно ли отождествить топонимы Биерхабль (Биргабль) с родовым именем Бер (Беров)? Если склониться к положительному ответу, имея в виду, что и для отрицательного ответа нет достаточных оснований, то можно с уверенностью заключить: Беровы относятся к махошевскому племени адыгов. Высказывая такое мнение, мы исходим и из того, что Чижоковы (Ибрагимовы) в одно время располагались на речке Ходзь, что неподалеку от Фарс (Ямансу) и также впадает в Лабу с левой стороны. А, переселившись к Бесленейцам, расположившимся на Ходзе после вероятного исчезновения деревушки Биерхабль, отец Ибрагима, а, возможно, и он сам мог назвать себя выходцем из этого населенного пункта, т.е. Биером (Бером).

 

Здесь как нельзя кстати обратить внимание на одну, но существенную деталь – житель селения Тыжева Чижоков Ханох в посемейном списке за 1886 год по отчеству – Берович.

Еще одно замечание об имени Бер. Гражданин Турции Бер Хикмет (Хьикмэт) в рукописи “Адыгэ тхыдэм и зы къуапэрэ, Бер лlэкъуацlэм и зы лъэужь” (Об одной странице истории адыгов и один след рода Бер), ссылаясь   на газету “Адыгэ псалъэ» (Адыгское слово) за 1999 год, пишет: “Икона” жыхуаlэу щытрэ кристан динымкlэ пщlэ зиlахэм я напэ сурэтхэр Адыгэбзэкlэ къызэраlуэр «хьэнапэщи псалъалъэм иратхауэ щытщ зы lуэрыlуатэ кlапэр:” “Хьэнапэр къытхуэзыхьар Берха фи Тэркъан - щ”. Автор ориентировочно от-носит время жизни Бера Таркана к X веку и полагает, что он был царем. (Архив личного происхождения Берова Мухадина Ляковича). Нетрудно заметить, что между Бер Тарканом, Бером и Беровым связь достоверно не может быть установлена. Возникновение родового имени по названию места проживания в прошлом довольно частое явление.

У кабардинцев, как и у других народов нередки случаи, когда одно родовое имя (фамилия) вытесняется другим. Такое явление имело место и у Беровых. В архивном фонде не прослеживается, когда именно Чижоковы стали называться Ибрагимовыми, а затем и Беровыми.

Документы свидетельствуют о другом – в 1857 году Беровы из Вольного аула, назывались и Чижоковыми, и одновременно, Ибрагимовыми. Так, в одном прошении общества Вольного аула, адресованном воинскому в Нальчике начальнику майору Занаревскому, упоминается Закирей Чижоков. А в начале 60 –х годов XIX века, точнее в 1864 году, он назывался только Ибрагимовым. Следовательно, изменение фамилии произошло, приблизительно, между 1857 и 1864 годами.

В 70-х годах в документах встречается новая фамилия. В списке пансионеров, воспитывавшихся в Нальчикской Окружной Горской школе на счет Кабардинской общественной суммы за 1874 год указаны Салех и Сафиля Бояровы. Можно полагать, что в тот период род уже назывался Беровым, но что русский писарь записал слово, более ему знакомое. Это родовое имя закрепилось за Беровыми на десятилетия. Одновременно и в официальной переписке род назывался Беровым. Этот факт отмечен в прошении жителя селения Нальчикского Маши Аталыкова в Нальчикский Горский словесный суд, написанном 24 января 1879 года. В нем он жаловался на односельцев. Жуко Берева (он же Беров) и Зекира Берова.

В отличие от вольноаульских Беровых их родственники из селения Тыжева продолжительное время назывались Чижоковыми. В частности, в посемейном списке селения Тыжева за 1886 год указаны 47-летний житель Чижоков Ханох Берович и его семья. Вместе с тем отметим, что в 1885 году он в приговоре Тыжевского сельского общества уже подписывался как Беров. Остаются непонятными отчество и возраст Ханоха. Вспомним, что в своих показаниях за 1857 год, он находился в возрасте 30 лет, следовательно, в 1886 году ему должно было исполняться около 60 лет. Вызывает возражение и отчество Чижокова – Берович. В тех же своих показаниях он однозначно именует себя сыном Ибрагима наряду с Закиром, Сеитом и Даутом. Может быть, Ибрагим в обиходе назывался Бером? Вряд ли возможен ответ, как положительный, так и отрицательный, базирующийся на документальном материале. Следовательно, Ханох одновременно именовался обеими фамилиями, но преимущественно писался Чижоковым.

Заслуживает серьезного внимания часто в фондах архива встречающееся родовое имя: “Ибрагимов (он же Чижоков)” или “Чижоков (он же Ибрагимов)”. Известно, что в прошлом окончания имен собственных типа “ов” и “ев” означали отчество: Иванов – сын Ивана, Идаров – сын Идара. Отсюда вполне логично заключить, что в нашем примере отчество “Ибрагимов (он же Чижоков)”, можно читать в современном понимании так: Ибрагима сын (он же Чижока сын).

Отсюда может сложиться мнение, что Ибрагим и Чижок имена одного и того же лица. Однако не следует торопиться с выводами, особенно тогда, когда имеешь дело с предположениями. Логически обоснованное рассуждение в этом случае может оказать медвежью услугу.

Родственник Беровых из Турции, работающий в настоящее время, т.е. в 2006 году, на Украине (Донецке), Беров Сезаи, архтектор по специальности, ссылаясь на родовое предание, сообщает: «Тыркум щыпсэу Берхэр зыщыщ къуажэр ЩIэжыкъуейщ. Бер унагъуэри хэтыжу мы къуажэр хэкум къыздикI щIыпIэр Хуэдз жыхуаIэ лъэныкуэрщи, абдежыр нобэ Адыгей щIыналъэм хеубыдэр» (Беровы, проживающие в Турции, являются выходцами из селения Чижокова. Вместе с Беровыми это селение выселилось из исторической родины с местности, называемой Ходз, что в настоящее время входит в Адыгею).

Отсюда можно уже с большей уверенностью заключить, что вариант родового имени – Чижоков представляет собой топоним. Вероятнее всего, носители фамилии в разное время проживали и в Биерхабле и в ауле Чижокова, которые располагались на Ходзе. С этим, можно сказать, связан тот факт, что они в документах ХIХ века называются то Беровыми, то Чижоковыми.

Следует обратить внимание и на такой момент. Ханох почти до самой смерти за редким исключением назывался Чижоковым. И это, надо думать, не случайно. Он, будучи выходцем из аула Чижокова, в качестве фамилии пользовался наименованием того населенного пункта, откуда был родом.

Когда старая фамилия Чижоков вытеснена новым родовым именем Беров? Постановление Тыжевского сельского общества, принятое 9 декабря 1888 года в связи с преобразованием Нальчикской горской школы в реальное училище, наряду с другими подписано Ханохом Беровым и Хабреком Беровым.

И в 1889 году под решением сельского схода, выбиравшего сельских судей, в числе подписавшихся отмечен Ханох Беров21. Однако свою старую фамилию Ханох применял и после - в 1892 и 1895 годах. В частности, когда в 1895 обсуждался вопрос об уменьшении калыма в селении Тыжево, он высказался за то, чтобы его “оставить по прежнему без всякой отмены как и прежде существовало”. В приговоре, составленном 24 февраля того года, первым из 138 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, записано: Ханох Чижоков.

Вместе с тем новая фамилия брала верх над старой. В общественном приговоре Тыжевского сельского общества, принятом 12 декабря 1897 года, указан Ханох Беров. Подводя итог процессу становления данной фамилии можно с уверенностью сказать, что за Чижоковыми из селения Тыжево (Кишпек) фамилия Беров окончательно закрепилась на рубеже XIX – XХ веков, уже после смерти Ханоха Чижокова.

В 1902-1903 годах решение Тыжевского сельского общества подписывают наряду с другими участниками схода сыновья Ханоха, Хажмурза и Мурзабек Беровы. По-видимому, к 1902 году Ханоха уже не было в живых.

В связи с родом Беровых из селения Кишпек следует подчеркнуть одно обстоятельство. Имя Ханоха Чижокова (Берова) неразрывно связано с топонимикой Кабардино-Балкарии, хотя оно не нашло отражения в известных исследованиях. Гошокова (Берова) Хакаца Алихановна, проживающая в селении Кишпек рассказывает: “Прежде всего хотела бы отметить, что имя Ханоха до сегодняшнего дня на устах у всех жителей Кишпека и не забудут, пока селение будет существовать. Дело в том, что Ханох прорыл сохой длинную водосточную канаву, которой до сих пор пользуются и благодарные односельчане называют ее “Хьэнэхъупс” (речка Ханоха).

Беровы носили и другое родовое, обиходное имя, которое не распространялось на всю фамилию. По преданию (информатор Беров Сафарби Хазраилович), у Сета (Саита) Берова, когда ему исполнялось тридцать лет, был серый конь, и под цвет бурка с башлыком. Ездил он верхом в сопровождении собаки такого же серого цвета. Так Сет Беров получил прозвище – Хьэщхъуэшу (серый всадник с серой собакой). Это предание опубликовано и в книге Александра Мусукаева “Века родословий”, правда, в ней дано только само прозвище, которое, надо полагать, возникло вместе с появлением Сета Берова в Вольном ауле в 50 годах XIX века.

Прозвище отца передалось и детям. Оно попало даже в официальные документы. В протоколе, составленном комиссаром селения Нижне-Кожоково 22 сентября 1918 года, отмечено: “Сего числа при отношении за №736, комиссар селения Докшоково доставил в мое распоряжение задержанного им гражданина селения Нижне-Кожокова Тут Хужокова и сообщил мне, что он украл лошадь у гражданина поселка Вольного аула Нальчикско-Клишбиевского сельского общества Дзу Хашхошуева, вследствие этого в присутствии нижеподписавшихся понятых (Темиш Шондиров и Хажиумар Агноков – С.Б.) спрашивали об этой краже обвиняемого Хужокова, который показал: Я сознаю себя виновным в краже лошади у вольноаульца Дзу Хашхошуева, которого я украл и продал Кайсын- Анзоровцу Нах Балкарову за 80 руб. и деньги получил. Балкаров лошадь эту продал боташевцу, имени и фамилии боташевца не знаю. Лошадь Хашхошуева находится в селе Боташевском”.

Вопрос о предках рода, и его генеалогическое дерево, затрагивается в бытующих преданиях. Так, от поколения к поколению передается, что все Беровы и Гетажеевы (Джатэжьей) являются родственниками и, что они поддерживали связи между собой. Беров Сафарби Хазраилович, например, сообщает: “Говорят, все Гетажеевы тоже Беровы и наши родственники, а как это получилось, не знаю”.

Другой информатор – Гетажеев Тазрет Хазраилович из Старого Лескена, рассказывает: “Все Беровы и Гетажеевы являются родственниками, и лет пятьдесят тому назад они навещали друг друга. Сейчас, правда, забыли, но старики помнят об этом. Жил когда-то в Кошехабле, тогда он назывался Анзорей, в Адыгее Гетажеев Магомет Большой (Мыхьэмэтышхуэ). У него было два сына: Бер и Хачеф. Убив какого-то дворянина, они покинули Кошехабль. Бер поселился в Вольном ауле и основал род Беровых, Хачеф, оставшись в Черкесии сохранил фамилию Гетажеев. В Старом Лескене проживают сто семей Гетажеевых, семь – в Нартане, в Кошехабле также есть родственники. Наша Тамга -   ".

Всякое предание имеет определенную почву, но ее достоверность, где правда, а где наслоение - покрыта мраком времени и рассеять ее очень часто уже невозможно.

HotLog
Rambler's Top100