ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ

Мы уже говорили, что фамилию во всей Кабарде писали «Пшуков», и только одна семья в Старой Крепости (Баксане) пи­сала «Пшиучев». Родом она из Ашабова.

Парадокс в том, что их ближайшие родственники в том же 1886г. в подворной переписи населения назывались только «Пшуковы». Так было и в 1825 г., когда Я. Шардановым составлялась со­словная перепись Кабарды. Таковы официальные документы.

Но все же в различных других источниках встречаются вари­анты кабардинской транскрипции «Пщыук1», «Пщыкъуэ» и даже «Пщук1». Можно назвать по крайней мере два примера: «Кабар­дино-черкесские фамилии» Дж. Кокова и «Населенные пункты КБАССР и перечень фамилий в них» X. К. Жамбекова.

Как было сказано выше, нами опрошены многие предста­вители рода во всех населенных пунктах, где они проживают. Никто в КБР не называет себя иначе, кроме как «Пщыук1». Так было и в XVIII-XIX вв.

На мой вопрос к автору первой книги, откуда такая свободная интерпретация фамилии, ответ был: «Не знаю». Трудно устано­вить причины подобного толкования и во втором случае. Налицо лишь факт: никто из нашего рода в Кабарде не называет себя по-другому. И это само по себе удивительно: как получилось так, что безграмотные и не имеющие алфавита люди во всех концах Кабарды, не сговариваясь, одинаково писали свою фамилию по-русски и произносили по-кабардински?

Сегодня при сплошной грамотности авторы исторических книг не удосужились спросить у носителей фамилии, что к чему. При всем почтении к названным историкам надо признать: они проявили неуважительное отношение к себе, и к фамилии.

В своей книге «Черкесия. Исторические очерки» Л. Я. Люлье в 1857г. пишет следующее: «Черкесским языком говорят, с ма­лыми оттенками, все имена адыге, живущие на северной плоско­сти Кавказского хребта от Терека до устьев Кубани и вдоль вос­точного берега Черного моря до грани убыхской земли».

Из таблицы, составленной Люлье, мы видим, как изменялось это слово в языке разных племен:

племя

надхо - емезог (неуживчивый?);

нетахо - дежередже;

кабле - ханту;

сханете - хусетль;

гоаго и соотох - куадже;

гоайе - пшиуик.

Видимо, у разных племен это слово или его значение произно­сились по-разному. Следовательно, у большинства адыгских племен существовала фамилия «Пшиуик».

Если посмотреть на историю перечисленных адыгских групп, то становится более или менее ясным, как носители этой фами­лии оказались разбросанными от Черного моря до берегов Тере­ка, Сунжи, Лабы, Кубани.

История знает, что в XI-XV вв. происходило последователь­ное переселение адыгов с побережья Черного моря на Централь­ный Кавказ. Затем имели место постоянные перемещения в XVI-XVIII вв. Так, в 1614г. князья Амчуко и Хатажуко со своими подданными переселились с берегов Баксана за Кубань. Об этом пишет С. Бейтуганов в книге «Кабарда в фамилиях».

Переселения участились с началом вторжения России на тер­ритории, занятые адыгскими племенами. Даже наблюдались мо­менты, когда адыги готовы были уйти в Грузию. На этой волне переселенческого движения Пшуковы с берегов Черного моря вместе со своим народом могли оказаться на нынешней террито­рии Кабарды.

Затем последовал новый этап переселений - в период с 1850-го г. по 1890 г. Адыги уходили в основном за Кубань, в район Моздо­ка и на территорию нынешней Кабарды. Велико было также пе­реселенческое движение в Турцию и на Ближний Восток.

Причинами этого, кроме войны, были и княжеские междоусо­бицы, и нехватка земель. Нередки были, как мы уже отмечали выше, драмы на бытовом уровне, которые затрагивали интересы всей фамилии.

Период, описываемый Люлье, относится ко времени после 1800 г. Между тем в Кабарде наша фамилия встречалась и рань­ше.

В ауле Бабукова в 1744-1767 гг. имели место волнения в знак протеста против строительства русских укреплений на терри­тории Кабарды. В итоге аул переселился в район Кумы, то есть Георгиевска. Мы уже отмечали, что в этом селе проживал род Пшуковых. Это следует из списка 34 семей, вернувшихся на прежние места жительства, приведенного С. Бейтугановым в книге «Кабарда в фамилиях». Там же сказано, что часть бабуковцев переселилась в Малую Кабарду.

Вполне возможно, что некоторые (если не все) Пшуковы по­пали в Астемирово.

Еще об одном случае переселения следует упомянуть отдель­но. У С. Бетуганова об этом сказано: «В 1860-1866 гг. в Кабарде предприняли объединительную реформу по укрупнению аулов. Из 97 аулов Большой Кабарды на старых местах должны были остаться только 33».

В частности, к аулу Ашабова были присоединены аулы Аджиева и Трамова. К аулу Кошева- аулы Иналова и Герандуко Седакова. При этом жителям Иваново разрешалось по их жела­нию переселиться в Кошево и наоборот.

Возвращаясь к причине происхождения фамилии, можно уве­ренно сказать, что такого количества «убийц князей» от берегов Черного моря до Сунжи не было и быть не могло. Объяснение здесь простое - Пшуковы вынуждены были раселиться по раз­ным местам в целях самосохранения, и это оправдывало себя. А корень - один.

Вопрос о том, где и когда появилась эта фамилия среди ады­гов, остается открытым. Никаких документов по этом вопросу пока не найдено. Существуют лишь предания.

Подробности изготовление вывесок у нас.

По рассказам стариков, в XVII-XVIII вв. в районе нынешнего Георгиевска (Гумкъалэ) жили 7 родных или близких по родству братьев со своими семьями. Объектом внимания местного князя стала сестра (или жена) и конь одного из родственников.

Результатом ссоры было убийство князя и вынужденное бег­ство всех братьев со своими семьями.

В дальнейшем двое из них направились в Малую Кабарду и по­селились на стыке земель чеченцев, ингушей и осетин, благо районы проживания кабардинцев простирались до берегов Сунжи.

Другие же пять братьев расселились на берегах Малки и Куркужина, где до наших дней и обитает основная часть рода.

Фамилия Пщыук1 сложена из двух слов. «Пщы» - князь, гла­ва села, старшина села, народа. И «ук1» - убить, убивать. Русская транскрипция «Пшуков» не отражает истинный смысл фамилии. Поэтому многие интерпретируют это слово как «княжеский сын», что в корне неверно.

Видимо, кто-то однажды неправильно написал фамилию на русский лад, а ему никто так и не возразил.

Учитывая, что кабардинский народ отличался изрядной мет­костью при выборе имени (прозвища), резонно спросить: кому, за что и когда дали это имя? Если убийство было совершено, нет сомнений в том, что это сделали люди, до этого носившие дру­гую фамилию.

Нет сомнения и в том, что кровная месть распространялась на весь род. Ответственность несли все, и при отсутствии прямых виновников могли пострадать другие родственники. Возмездие могло распространиться на кого угодно, в том числе на женщин и детей - святая святых любого кабардинца. Все это, вместе взятое, могло быть причиной переезда на другое место. А если даже у рода не было собственных причин, то они были у всего народа -из-за войны.

Ввиду отсутствия письменности в то время у кабардинцев, да и у народов всего Северного Кавказа, трудно уверенно сказать о конкретном месте обитания первых из рода, кто получил эту фа­милию. Но некоторые документы в архивах ЦГА КБР все-таки сохранились. Можно найти эту фамилию в книгах В. Кудашева, Я. Шарданова, С. Бейтуганова и других авторов.

Дело осложняется тем, что род Пшуковых, как и вся Кабарда, вел полуоседлый образ жизни. Это объясняется многими причи­нами, в большинстве своем трагическими.

В посословной переписи населения Кабарды в 1825 г. у Я. Шарданова есть такая запись:

«В с. Бабуково, принадлежащем князьям Кайтукинской фами­лии, проживали уздени третьей степени (Уэркь щауэ л1ы гъуса): Пшиучев Ибрагим- 44 года, брат Измаил- 15 лет, сын Юсуп-2 лет.

В с. Астемирово, принадлежащем князьям Бековичам-Черкасским Мударовской линии, проживали Анзор Пшуков- 44 лет, брат Исмаил - 41 год, уздени третьей степени, пасынок Куда Митиров».

В «Истории Кабарды» Владимира Кудашева, изданной в 1913 г., сказано: «В 1860 годах сословия узденей I степени- «Л1акъул1эш» - и узденей II степени по своему положению настолько сравнялись, что различать их стало трудно. Найти таких настоя­щих «дыжьыныгъуэ», как Багирсеевы, Пшуковы, Боровы, Маргушевы, Кандоровы, в Кабарде стало невозможно».

Правда, Кудашев дает оговорку, что при всем этом их (дыжьыныгьуэ) нельзя считать равными таким фамилиям, как Шипшевы, Даутоковы, Кучмазоковы, Кашироковы - в Большой Кабарде, и Жогишевы, Хапцевы, Астемировы, Кохужевы - в Ма­лой Кабарде.

В большинстве своем уздени произошли от слуг князей после самовыкупа. Они всегда должны были быть во всеоружии и со­провождать князя во все походы. Фактом является то, что они были свободными людьми, не зависимыми от князя. Именно это­му сословию историки приписывают основные заслуги в отстаи­вании чести и свободы Кабарды.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

HotLog
Rambler's Top100