ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПШУКОВЫХ

Происхождение фамилии невозможно уяснить без хотя бы крат­кого представления об истории народа, к которому она принадлежит. В данном случае это кабардинцы Пшуковы, которых судьба кидала по окраинам адыгской земли, где они по воле истории проживали среди других адыгских и абазинских племен.

В ходе Кавказской войны, в период с 1804-го по 1822 г., Кабарда почти полностью была истреблена несколько раз. Многие оставшие­ся в живых кабардинцы - самая боеспособная их часть, в которых дух свободы был неугасим, - ушли на Кубань, где были приняты с радушием своими единокровными братьями. По сей день их потом­ки живут в четырех кабардинских селениях: Кошехабль, Улян, Блячепсын, Ходз. Некоторые ушедшие на Кубань пали в боях с цариз­мом, некоторые, окончательно убедившись в том, что на родной земле они будут лишены свободы, земли, веры, традиций, языка, ушли в Турцию. Другого выхода у них не было.

Сегодня можно сказать, что ни один народ в нашей стране не подвергался такому длительному истреблению, как адыги. И в итоге из народа выпало несколько поколений (точнее - было выбито).

Часть уцелевших кабардинцев несколько десятилетий спустя вер­нулась с Кубани в Кабарду. Их потомки имеют в своей памяти лишь факт возврата, но у них стерлись воспоминания о Русско-Кавказской войне и о том, что их предки были изгнаны из Кабарды. Поэтому, из­лагая историю своего рода, почти все абсурдным образом утвержда­ют: «Мы не адыги, мы пришли с Кубани и поселились в Кабарде».

Утверждая это, данные представители обманутого поколения не­вольно «поддерживают» других граждан КБР, заявляющих: «Кабар­динцы здесь поселились в прошлом веке, а до них все эти земли от Эльбруса и почти до моря занимали мы».

Вот к чему приводит незнание истории народа и рода.

Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Во всем мире рас­тет духовный потенциал малых народов, растет национальное само­сознание, человек стал спрашивать себя: кем были для моего народа мои предки? Какими должны быть сегодня мы? Эпоха, когда один народ определял историю, религию, уровень свободы, экономику, культуру, традиции другого народа, уходит в прошлое.

Социологи считают: развитие и подъем малых народов неиз­бежны, и с этим придется считаться и большим народам, и большим странам.

 

 

 

 

Пшуковы - несомненно, древний род. Адыгские фамилии с упо­минанием слова пщы — «князь» по своему происхождению весьма насыщены исторически. Ибо сохраняют не только эпоху, когда об­щество делилось на князей, дворян и остальной народ, но и тот факт, что носители данной фамилии имели в своей биографии значимый эпизод, связанный с князем.

Поскольку в русском языке отсутствуют сложные звуки, харак­терные для абхазско-адыгских народов (абхазы, абазины, кабардин­цы, черкесы, адыгейцы), в русском правописании адыгские фамилии искажаются порой до неузнаваемости. Да и те, кто записывал фами­лии адыгов, были не семи пядей во лбу. К примеру, у кабардинцев есть фамилия Керашев (К1эрашэ), есть Карашев (Къэрэш), есть Карежев (Къэрэжь) и есть Карашаев (Къэрэшейхэ). Попробуйте иногда в том или ином архивном документе угадать, чья именно фамилия там написана. Это весьма затруднительно. То же самое происходит с фамилиями Къэтхъэн (Катханов) и Кхъуэтхьэлэ (Котхалов), и таких примеров очень много.

В адыгской среде фамилия Пшуковы произносится двояко: Пщыук1 и Пщыкъуэ. Семантика первого варианта - князеубийца, второ­го - сын князя. Как видим, разница смыслов произношения фамилии огромна.

Приведем категории адыгских антропонимов со словом пщы -князь:

Пщыук1                          Пщыхъуэж

Пщыкъуэ                        Пщыхуэф1

Пщымахуэ                      Пщыхьэщ1э

Пщымырзэ                      Пщыкъэн

Пщызэби                         Пщымыдэ

Пщыгъъуэтыж               Пщыц1ык1у

Пщыгьэуш

Конечно же, русскоязычному писарю легче написать «Пшуков», чем «Пшиучев».

В адыгском языке существуют имена прямого значения: сыновья султана - Султаныкъуэ и Салт1аныкъуэ; сын хана - Ханыкъуэ; сын царя - Пыщтыхьыкъуэ. Документально не удалось подтвердить су­ществование человека по имени Пшуко (Пщыкъуэ), или «сын кня­зя», хотя категорично отрицать это не приходится. Возможно, это объясняется тем, что князей было много сотен, а ханов, султанов, царей - гораздо меньше, и эти титулы в представлении адыгов были весьма значительны. Отдавая дань монархическим понятиям, адыги давали сыновьям имена: Татархъан, Нэгьуейхъан, Къалмыкъхъан.

Иная картина складывается, если последовать исторической ло­гике и допустить, что первоначальной формой все-таки была Пщьук1 - Пшиучев («убивший князя», «князеубийца»). Как и в судь­бах многих фамилий многих народов, это несет конкретную инфор­мацию о предках. Таковы, например, в русском языке Мельниковы, Коноваловы, Куроедовы и т. д.

Первое свидетельство: Пшуковы, по всем известным материалам, жили в разных аулах.

Второе: почти все они знают или предполагают, что изначальная форма имени была не Пшуко, а Пшиуч.

Третье: убийство князья в адыгском (черкесском) обществе было явлением из ряда вон выходящим. Это имело общенациональное значение и не могло не отразиться в памяти народа - документах, песнях, фамильных преданиях.

В документах XIX в. упоминаются имена убитых кабардинских князей: Мисостовы - 2 случая, Атажукины - 2 случая, Докшукины -1 случай. В этих делах упомянуты имена настоящих или предпола­гаемых убийц. Пшуковы в это время уже имели свою фамилию. Об­разно говоря, по этим случаям у них алиби. К сожалению, наши ар­хивные материалы позволяют заглянуть в прошлое лишь на 170-180 лет, и то с натяжкой и фрагментарно. Убийство князя предками Пшуковых могло произойти в XVII-XVIII вв., если не раньше. Вся надежда на архивы Москвы, Краснодара, Ставрополя, Владикавказа, Тбилиси.

Убийство князя в адыгском обществе могло иметь следующие последствия:

-  пойманные убийцы лишались жизни, а их близкие отдавались в
услужение пострадавшей стороне;

-  устраивался суд, который выносил плату за кровь (точнее,
жизнь князя) - лъыуасэ.

-  родственники провинившейся стороны обязаны были покинуть
данный аул и переселиться в другой.

Упомянутая лъыуасэ - плата за кровь - в адыгском обществе бы­ла регламентирована по обычаю. Величина ее вполне естественно зависела от общественного положения убитого - его происхождения, родовитости, занимаемой должности и т. д. Закономерно, что самая высокая плата была за жизнь князя. По данным исследователя г. В. Новицкого, в 1829 г. плата за кровь убитого князя, кроме движимого и недвижимого имущества (одежда, посуда, поголовье крупного и мелкого скота, участки земли), непременно включала: 7 человек, лучшую лошадь, шлем, кольчугу, саблю.

Но нашему мнению, Пшуковы, будучи кабардинскими уорками, оказались в состоянии выплатить все это и уцелеть, сохранив при этом свою фамилию.

В пользу того, что фамилия в прошлом была не Пщыкъуэ, а Пщыук1, говорит тот факт, что в более ранних документах (1829 го­да) фамилия пишется по-русски Пшиучев. При этом нельзя исклю­чить то, что по конспиративным соображениям часть рода могла на­зывать себя Пщыкъуэ.

Комментарии   

0 # Купить билет на самолетDavidcrype 22.03.2018 13:49
Купить билет на самолет
раскладушка с матрасом двуспальная купить недорого в москве
шамотный кирпич купить в розницу в москве
купить тойота прадо с пробегом в москве 2.7
купить оправу для очков в интернет магазине недорого москва
купить газ 24 волга в москве и московской области на авито

http://rus-waist-trainer.ru/page/kupit-sigareti-optom-deshevo-tseni-prajsi-moskva/
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

HotLog
Rambler's Top100