Примечания

 

1) Трахо Р. Литература о Черкесии и черкесах, «Вестник Института по изучению СССР», № 1 (14), Мюнхен, 1955, стр. 97.

 

2) Автор не касается здесь доисторической эпохи, следы которой найдены на Кубани, так как по этому вопросу имеется фундаментальный труд - Fr. Hancar, Urgeschichte Kaukasiens, Wien, Verlag v. Anton Schroll & Co.; Leipzig, Verlag Heinrich Keller. 1937.

 

3) Юсуф Иззет- паша. В древней Фригии. Фракийцы, иначе черкесы, Константинополь, 1921.

 

4) Е г о   же. Босфор Киммерийский, Константинополь, 1921.

 

5) Маиты или меоты - племя иберийско-кавказской группы, которое явилось основным населением Северо-Западного Кавказа в первых веках новой эры, что подтверждают и археологические раскопки. Так, археологическая экспедиция Адыгейского научно-исследовательского института, проводя разведочные работы в Теучежском районе, обнаружила ряд находок, которые дают основание предполагать, что племена меотов сохранились на территории левобережья Кубани вплоть до раннего средневековья (Доклад старшего научного сотрудника Краснодарского Краеведческого музея - Н. Ф. Анфимована 1-й научной сессии Адыгейского научно-исслдедовательского института в Майкопе - «Племена Прикубанья в первые века новой эры», «Учительская газета», 8 октября 1955 г., № 81.

 

6) Ахейцы - это агои или гои, нынешние хакучинцы. Остатки живут только в Турции.

 

7) Саниги - это нынешние жанеевцы.

 

8) Синды - это шинджи. Название сохранилось в имени аула Шенджий Адыгейской автономной области.

 

9) Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. 1-я,

т. I-V, Москва, 1851, стр.41.

 

10) Или нынешний Новороссийск.

 

11) По греческим традициям «священные» ткани в Дельфах привозились с Кавказа. Ион, сын Аполлона и предок ионийцев, покрыл этой тканью палатку, воздвигнутую им на вершине Парнаса. Эту палатку похитил Геракл у черкесских амазонок и т. д.

 

12) Travels in Circassia, Krim, Tartary, etc& in 1836, 2 vols. London, 1837.

 

13) Нарты - кабардинский эпос, М., 1951, стр. 34.

 

14) Во время иконоборчества население Черкесии стояло за почитание икон.

 

15) Карамзин Н.М. История Государства Российского, т. II, М., стр. 22

 

16) Абуль-Хасан   Али   аль-Масуди. Аланы и черкесы, Хрестоматия по истории СССР, т. I, М., 1949, стр. 28-29.

 

17) Карамзин Н. М. Указ, соч., стр. 22-26. 18)

 

18) Так называли итальянцы Тамань.

 

19) Мамлюки - легионеры черкесского, грузинского и тюркского происхождения, составлявшие гвардию последних государей египетской династии эйюбидов (1171-1256). Превратившись затем в высший слой господствующего класса в Египте, мамелюки образовали вторую династию: бхари (или тюркские мамелюки 1250-1390), и бурджи (или черкесские мамелюки 1390-1517). Общая численность в IX-XII вв. была 300 т. чел. Новых мамлюков приобретали преимущественно на Кавказе в XIV-XV вв. и они стали не только господствовать в Египте, но и ликвидировали в конце XIII в. последние владения франков-крестоносцев в Сирии и сохранили Палестину и Сирию. Мало того, мамлюки в XIII-XIV вв. в Египте реорганизовали систему управления, приняли меры к усовершенствованию системы искусственного орошения и способствовали подъему культуры. Из мамлюков прославился султан Байдаре (1260-1277).

 

В период экспедиции Бонопарта (1798) мамлюки были всегосподствующими в Египте. Мамлюков победил Мухаммед Али в 1805 и в 1811 гг.

 

20) См. список кн. Лобанова-Ростовского   (1665 г.) и Пушкина (1768 г.).

 

21) Дорогой Инал.

 

22).После падения Византии Черкесская церковь установила связь с Грузинской, что еще больше сближало обе страны.

 

23) Небезынтересно, между прочим, указать, что крымские ханы воспитывали сыновей в Черкесии. Грудных детей ханов привозили в Черкесию, и они в возрасте 8-10 лет уже умели ездить на коне, участвовать в военных играх и владеть оружием. Традиция воспитания принцев и хануко, как их называли черкесы, была особенно популярна в XVII в. (см. статью Сойсал А. О воспитании крымских ханов на Кавказе, «Кавказ», № 2-3, Мюнхен, 1951, стр. 38-40).

 

24) Карамзин Н. М. Указ, соч., ср. Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом, М., 1889, стр. 38; Namitоk A. The "Voluntary" Adherence of Kabarda (Eastern Circassia) to Russia, "Caucasian Review", 2, Institut for the Study of the USSR, Munich, 1956, p. 17, 32.

 

25) Сибока и Ацимгука русские документы называют еще «Жанские» или «Жаженские черкесские государи». См. Никонова летопись, VII, стр. 246; Карамзин Н. М., VIII, - примеч. 416; N a m i t о k А., op. cit.

 

26) Полное собрание законов Российской империи, т. X, стр. 899, 901, № 7900; ср. Namitоk A. op. cit.

 

27) Никонова летопись, VII, стр. 289; Карамзин Н. М. Указ, соч., примечание 416; Соловьеве. М. Указ, соч., т. VI, стр. 136; Namitоk A. op. cit.

 

28) Карпов Г. Памятники дипломатических сношений Московского государства с Польско-Литовским, т. 2; сб. РИО, т.IX , стр. 449; Карамзин Н. М. Указ, соч., т. VIII, примеч. 251; Namitоk A., op. cit.

 

29) Белокуров С. А. Указ, соч., стр. 58; Namitоk A., op. cit.

 

30) Шапсугские.

 

31) Грабовский Н. Присоединение к России Кабарды, «Сборник сведений о кавказских горцах», вып. IX, Тифлис, 1876.

 

32) По-черкесски «mez» означает -лес, a «degu» - глухой.

 

33) Бyтков П. Материалы для новой истории Кавказа, ч. I, стр. 323 и сл., Грабовский Н. Указ, соч., стр. 135-143; Namitоk A., op. cit.

 

34) Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе, т. II, СПБ, 1886, стр. 227; Namitоk A., op. cit.

 

35) Шейх Мансур (Ушурма из а. Алды, Чечня) умер 13 апреля 1794 г. в Шлиссельбургской крепости. Царские, и в особенности большевистские, историки, обвиняют шейха Мансура в том, что он выдавал себя за пророка, а его священную войну «Газават» рассматривают как происки турецкой агентуры. В отношении того, считал ли шейх Мансур себя действительно пророком, обратимся к его собственному письму, хранящемуся в Государственном архиве, разр. VII, д. 2 777, лл. 9-18, где он говорит: «Я не эмир и не пророк, я никогда таковым не назывался, но не мог воспрепятствовать, чтобы народ меня таким не признавал, потому что образ моих мыслей и моего жития казался им чудом». Близким другом шейха Мансура был кабардинский (черкесский) князь Дол (пленен в 1786), за голову которого русское командование назначило вознаграждение в 200 рублей или 660 аршин холста, или 150 аршин сукна. За шейха Мансура - 300 рублей, но никто из северокавказцев не соблазнился этим. После пленения Мансура борьбой северокавказцев руководят: Кази Молла Гамзат-бек и Шамиль. Шамиль был пленен в 1859 г. и сослан в Калугу, но ему было разрешено вместе с семьей выехать в Аравию, где он и умер в Медине в 1872 г.

 

36) Маркс К. Коммунистический манифест, примечание 2-е, М., 1923.

 

37) Кантемир А. Муса-паша Кундухов, ж. «Кавказ»,№ 4/28, 1936 г., Париж, стр. 14.

 

«Генерал Муса-паша Кундухов (осетин по происхождению) родился в 1818 г. в ауле Санибе на Северном Кавказе. В 1830 г. в возрасте 12 лет он был направлен в Петербургский Павловский корпус для получения военного образования, двери которого, по приказу царского правительства, были широко открыты для детей знатных и влиятельных кавказцев. Спустя 6 лет, Муса был выпущен офицером кавалерии. В 1837 г. был переводчиком у Императора Николая I во время его пребывания на Кавказе. В молодом возрасте Муса-паша был уже генералом в Русской армии, награжден орденами и участвовал в нескольких войнах. Затем Муса был назначен начальником Осетинского, а позже Чеченского военных округов, работал со всеми главнокомандующими на Кавказе его времени, но разочаровавшись режимом русских, эмигрировал в Турцию вместе с чеченскими беженцами, надеясь создать там более организованную армию и возвратиться на Кавказ. В Турции Муса был произведен в паши».

 

38) Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом, т. I-II, Тифлис, 1907.

 

39) Смирнов Н. А. Турецкая агентура под флагом ислама (Восстание шейха Мансура на Северном Кавказе), кн. «Вопросы истории религии и атеизма», Академия наук СССР, М., 1950, стр. 47-48.

 

40) Муса - паша Кундухов. Мемуары, гл. 4, ж. «Кавказ», № 4/28, Париж, 1936, стр.20.

 

41) Там же, гл. И, ж. «Кавказ», Париж, 1936, стр. 17-18.

 

42) James Stanislaus Bell. Jornal of a Residence in Circassia During the Years 1837, 1838 and 1839, London, 1840, pp. 684-685.

 

43) Ibid., p. 686.

 

44) Большинство этих документов было оглашено в 1848 г. на заседании Палаты Общин.

 

45) Пальмерстон не хотел нарушать дипломатических сношений с Россией под влиянием манчестерских фабрикантов, торговавших с Россией.

 

46) Sреnsег Е. Op. cit.

 

47) Генерал Фадеев. Письма с Кавказа, 1865.

 

48) Там же.

 

49) "Revue des deux Mondes", l Janvier 1866.

 

50) Вell J. Op. cit.

 

51) Spenser E. Op. cit.

 

52) Личков П. С. Очерки из прошлого и настоящего Черноморского побережья Кавказа, Киев, 1904.

 

53) Абрамов Я. Кавказские горцы, ж. «Дело», СПБ, 1884.

 

54) Абрамов Я. Кавказские горцы, ж. «Дело», СПБ, 1884.

 

55) Кантемир А. Указ, статья.

 

56) Там же.

 

57) Kosok P. Revolution and Sovietization in the North Caucasus, "Caucasian Review", Munich, 1955, p. 48-49.

 

58) Ibid.

 

59) Сталин И. О Донщине и Северном Кавказе, Соч., т. IV, М., 1947, стр. 106.

 

60) Деникин А. И. Очерки русской смуты, т. I, вып. I, Париж, 1921, стр. 115, 124, 125, т. II, стр. 242, 243; Тахгоди А. Революция и контрреволюция в Дагестане, стр. 53, 198, 199.

 

61) Natirboff I. The Circassians Part in the Civil War, "Caucasian Review", Vunich, 1955, p. 138-139.

 

62) См. Трахо Р. Языковая политика Кремля на Кавказе, «Свободный Кавказ», 1/24, март, Мюнхен, 1954. Его же, Выступление на IV конференции института по изучению СССР, вып. II, Мюнхен, 1954.

 

63) Большая советская энциклопедия, изд. I, 1937, стр. 402.

 

64) Там же.

 

65) Там же.

 

66) Там же

 

67) Там же.

 

68) См. Трахо Р. Коллективизация на Северном Кавказе, «Кавказ», № 5(10), Мюнхен, 1952.

 

69) Там же.