ГУП "Наследие" - Е.П. Алексеева - Предки адыгов на территории Карачаево-Черкесии в древности и в раннем средневековье (к историографии пробелов)

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

ГУП "Наследие" - Е.П. Алексеева - Предки адыгов на территории Карачаево-Черкесии в древности и в раннем средневековье (к историографии пробелов)

Е.П. Алексеева (Черкесск)

1. Анализ археологических памятников верховьев Кубани и Зеленчука (территории нынешней Карачаево-Черкесии) показывает, что далекие предки адыгов жили в этом регионе задолго до массового заселения адыгами этих мест во второй половине XIII-XIV вв.

2. На территории Карачаево-Черкесии известны дольмены (на р. Кривой - притоке Кяфара) II тысячелетия до н.э. Строителями дольменов считаются предки народов Северо-Западного Кавказа, в частности, адыгов (Л.И. Лавров, 1960 г., Е.И. Крупнов, 1967 г., В.И. Марковин, 1985 г.).

3. В XII-VII вв. до н.э. в центральных районах Северного Кавказа существовала кобанская культура. На Северо-Западном Кавказе был выделен особый прикубанский очаг металлургии и металлообработки позднебронзового века (А.А. Иессен, 1951 г.). В верховьях Кубани и Зеленчука, на Теберде и Кяфаре встречаются изделия из бронзы, характерные для этого очага. А.А. Иессен выделяет эту зону в верхнекубанскую группу прикубанского очага. Памятники прикубанского очага на Северо-Западном Кавказе оставлены местным коренным населением, в том числе и предками адыгов.

4. Племенами, родственными меотам - предкам адыгов, оставлены такие памятники Карачаево-Черкесии скифо-сарматского времени (V в. до н. э. - IV в. н. э.), как Дружбинское городище 1 и 2 и Кобу-Башинский склеп (Е.П. Алексеева, 1976). Все аналогии материалам этих памятников, в частности, керамическим, находятся на Среднем Прикубанье.

5. По мнению некоторых ученых (А. Кузнецов, 1962 г.) раннесредневековые каменные дольменообразные гробницы с входным отверстием в передней части (на Индыше и в других местах) построены предками адыгов. Адыгскими могут быть и гробницы с боковым входом в местности Дардон (Карачаевск).

Адыго-аланскими считает А.А. Иерусалимская такие могильники, как некрополь Мощевая Балка VIII-IX вв. на Большой Лабе и некоторые другие (А.А Иерусалимская, 1978, 1990).

Неподалеку от этого могильника расположено Первомайское городище (VI-XIII вв.), на котором, кроме алан и бол-[6]гap, жили, очевидно, и адыги (Каминский В.Н., Каминская И.В., 1986).

6. Из всего сказанного выше следует, что предки адыгов обитали на территории Карачево-Черкесии со II тысячелетия до н.э. Однако, эту дату в дальнейшем, очевидно, можно будет удревнить. Дело в том, что некоторые исследователи (В.И. Марковин, Р.Ж. Бетрозов и др.) полагают, что майкопскую культуру можно в какой-то степени связывать с далекими предками адыгов. Если будет доказана протоадыгская принадлежность майкопской культуры, то тогда можно будет сказать, что предки адыгов обитали на территории Карачаево-Черкесии с III тысячелетия до н.э., так как памятники майкопской культуры в верховьях Кубани известны (у г. Усть-Джегута).

Следует сказать, что в древности и в раннем средневековье адыгские этнические группы в верховьях Кубани и Зеленчука жили в окружении племен иного происхождения.

Многочисленные адыгские курганные могильники XIV-XVII вв. и письменные источники (Эвлия Челеби, XVII в.) засвидетельствовали массовое заселение изучаемого региона адыгскими этническими образованиями.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий