После эмиграции

Потерпев поражение, черкесы предпочли покинуть свои края и переселиться на чужие земли, чем подчиниться деспотическому царскому режиму. Они переселились в Оттоманскую империю, которую не знали, и которая не готова была их принять. Сначала их расселили на Балканах, а затем, когда согласно Берлинскому мирному договору им запретили жить на Балканах, черкесов перевезли в Анатолию. Равнодушные к опасностям, которые их окружали, и эпидемиям, которые угрожали им, они селились в различных районах Анатолии. Несмотря на то, что со времени их переселения прошло больше ста лет, черкесы и сейчас живут среди своих соотечественников, турок, арабов и других народов и сохраняют свою национальную принадлежность и индивидуальность. Одна­ко они никогда не уступали своим соотечественникам в патриотизме и готовности служить своей приемной родине.

Сегодня мы видим сотни соседствующих деревень в Анатолии, без турецких или курдских вкраплений. Их жизнь является продолжением жизни на Кавказе, там насчитывается более двух миллионов черкесов. Они представлены в турецком парламенте /Великое Нацио­нальное Собрание/ шестьюдесятью представителями.

Примечательно то, что после переселения черкесы в большей степени, чем раньше, смешивались друг с другом. Это привело к уменьшению и даже к исчезнове­нию многих племенных и языковых различий. В одной и той же деревне мы находим индивидуумов из различных племен; очень часто люди понимают и говорят на нескольких различных диалектах, чего они не могли делать до эмиграции. Большинство из них знает кабардинский, шапсугский, абадзехский и даже абазский языки, в то время как другие, особенно жители больших городов, например Стамбула, забыли свой национальный язык, хотя они помнят, свое черкесское происхождение также, как и черкесы в Египте. Это опасное явление, оно будет гибельным для их национальной сущности, если получит широкое распространение.

Связи черкесов и турок уходят в глубь веков и насчиты­вают сотни лет. Нити дружбы и сотрудничества между этими двумя большими народами на Востоке стали еще более тесными благодаря соседству и смешанным бракам. Таким образом, мы не можем отделить турецкую историю от черкесской истории последних поколений, так как обе истории взаимосвязаны и в большей степени дополняют друг друга. Сотни лет черкесы и турки сотрудничают во всех областях. Черкесы и в прежние времена служили Оттоманскому государству и служили преданию, возвели­чивая Исламскую Оттоманскую империю.

Нет сомнения, что после эмиграции и расселения, черкесы стали полезной составной частью Оттоманского государства. Они обеспечивали безопасность и цело­стность огромной Оттоманской империи, которая использо­вала их в различных районах против врагов, угрожавших ей изнутри и извне. Из них вышло много полководцев, ученых, религиозных деятелей, поэтов, историков и мини­стров.

Число черкесов, ставших известными в Турции, очень велико. Например, не менее четырехсот тысяч черкесов получили титул «паша», а 12 занимали пост премьер-министра, некоторые из них занимали этот пост больше одного раза. Один из черкесов стал главным муфти, а сто других возвысились до чина маршала. Число черкесов, которые были министрами, командующими, генералами и послами, не, поддается счету. Однако мы должны упомянуть некоторых из них из-за их. исторического значения и той роли, которую они играли в оттоманской истории. Среди них был Черкес Хасан.

Дело Черкеса Хасана относится к последнему периоду оттоманской истории. Кратко его можно суммировать так: он пожертвовал собой, чтобы отомстить за смерть тестя и патрона-султана Абдул-Азиза, который был либо убит сардаром Хусейном Авни-пашой, либо совершил самоубийство по его вине. Черкес Хасан силой вошел во дворец, где шло заседание Совета министров, открыл огонь по своему врагу, убил его, а вместе с ним еще нескольких министров и пашей. Там же находился и принц Саба-хаддин-паша, которому султан Абдул Хамид был дядей по отцовской линии. Он был из черкесской семьи Куезба, и его отец Хамид Джалаладдин был министром юстиции. Оба относились к самым известным деятелям Оттоманской империи. Они были приверженцами прогресса и демокра­тических идей, делали все возможное, чтобы спасти Турцию от деспотизма и жестокости. Их помнят герои борьбы за свободу. Они были сосланы за свои революци­онные, прогрессивные идеи. Сабахаддин был социологом, был знаком со многими современными гуманитарными науками, являлся видным членом общества «Молодая Турция» и противником «Общества Турецкий союз», которое вело Оттоманскую империю к упадку и разруше­нию. Ему было больно видеть, что бесплодная политика, проводимая членами «Общества Турецкий союз», вела к постоянному упадку Турции и потере больших террито­рий, таких, как Триполитания и некоторые районы на Балканах. Даже после государственного переворота ему не позволили жить в своей стране, а сослали еще раз как члена правящей династии.

Шамседдин-паша Тлецерук, который был губернатором Триполитании /Ливии/ в 1912 году. Его имя навсегда вошло в историю Турции. Он защищал эту страну до конца своей жизни, оттягивая как можно дальше ее оккупацию итальянцами. Он был зятем Рауфа-паши, который в то время занимал пост чрезвычайного комиссара провинции Египет.

Следует сказать здесь и о другом великом человеке, который служил Оттоманскому государству и оказал действенную помощь кавказцам в период Крымской войны. Это был Хаиреддин-паша из семьи Лаш, который был известен как Х&йреддин эль-Туниси /Тунисский/, потому что он вырос в Тунисе и был усыновлен Ахмадом-пашой, правителем Туниса. Именно он помешал Франции захва­тить Тунис. Он сделал все возможное, чтобы предотвратить это, он спас Тунис от беды и так изменил ход событий, что Тунис снова стал следовать оттоманской политике.

Когда была объявлена Крымская война, Хаиреддин­паша принял в ней участие и собрал двенадцать тысяч солдат, которых он отдал в распоряжение Оттоманской империи. Это был его вклад в помощь своей бывшей родине, которую оставил в юности. В 1878 году султан Абдул Хамид II вызвал его из Европы и поручил ему сформировать кабинет. Он стал премьер-министром Отто­манской империи и смог разрешить многие из ее проблем. Среди них были вопрос о греческой границе с. Болгарией и денежная реформа. Однако вскоре он подал в отставку и отказывался сформировать другой кабинет, хотя ему часто предлагали сделать это. Он выступил против деспотической власти, провозгласив конституцию, но Абдул Хамид II резко возражал против этого.

Следует отметить также, что и великий поэт Тевфик Фикрет, и известная писательница Халиде Эдип — участни­ца национально-освободительного движения в Турции, а также великий историк Мухамед Мурад были черкесско­го происхождения.