ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

КБР

Хажумар Беров

В роду Беровых было немало знатоков устного народного творчества, которые, увы, унесли с собой невосполнимую часть бесценного духовного наследия предков. В фондах архива Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований отложился фольклорный текст, озаглавленный «Къэбан пщIэгъуалэр зэрыпщэзадэ, пщы зи хьэдэгъуэр тхьэм къытщишэщ». Материал записан со слов Берова Хажумара жителем селения Кишпек Сабанчиевым Исуфом Жантемировичем   12 июня 1959 года. Приводим его:

Арейдэ   Азэпщт, пщы къарэ Берд.

Арейдэ   пщы дымыук1ыуэ пщы   ук1

                                             къытф1ащ

Пщыр   зыук1ар л1ы ф1ыц1э   ест,

                         езыри къамэ   1эпщэхут.

Арейдэ уи шыпхъу ц1ык1уит1ыр

                                             зэшхуэзэест

Хэкум   дырамыгъэсу - махуаети хэкум

                                                     дыраху,

Тхыц1эжьым и гъуэгур   дыхьэгъуэ

                           к1ыхьти, дырегъэзэш

Демызэшуэ махуаем гъыбзэр доус

Къабанхэ унэм хьэщ1эу дырамыгъыхьэ,

Шы зыщ1эмыхьэжыр а махуэм хьэхуу

                                                   къыдат,

Къэбан пщ1эгъуалэр зэрыпщэзадэ,

Пщы зи хьэдэгъуэр тхьэм къытщишэщ,

 

 

 

Дымыхэшэн щхьэк1э а махуэм хэкум

                                                     док1ыж,

Арейдэ ныбажэжь хабзэти мэбыб

                     Урыху и банэм лъыр   хаушэ,

Дымыхэшэн щхьэк1э махуаети хэкум

                                                       дыраху,

Арейдэ   дыздэкIуа жылэм

                                         дырагъэблагъэр,

Щ1ыхь   къытхуащIу ешхэ ефэхэри  

                                             къыдащ1ыл1э,

Уи хьэщIэ жаIэри цIэри къытфIащ,

Я хьэгъуэлIыгъуэм батырыбжьи къыдат,

Я батырыбжьэри изофри

                       дыжьын фалъэри къызохь.

Сэзымыгъэхьыну щIалэфIыр къыспыреув.

Арейдэ азэпщти Пщы къарэ Берд1.

 

Каральхан Асланбековна Берова (Яхтанигова)

Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский (Лаэрций, Лаэртий), касаясь жизни и деятельности Аристотеля, сообщает: «На вопрос, что быстро стареет, он ответил: «Благодарность». Аристотель, разумеется, прав, но только в основном. Иначе нравственность, главным стержнем которого является чувство благодарности, осталась бы в далеком прошлом. Об исключениях из аристотелевской быстро стареющей благодарности выше сказано. Приведем еще два примера.

Изгияев Борис Шербетович, еврей по национальности, проживающий в городе Нальчике, 28 сентября 2006 года записал воспоминание о трогательном участии кабардинцев в судьбе преследуемых фашистами евреев в период немецкой оккупации. «У моей мамы, - пишет он, - была подруга Берова [Берова (Яхтанигова) Каральхан Асланбековна, в обиходе – НэIэфI], которая проживала в Вольном ауле. Кушать в доме ничего не оставалось, румыны были хуже, чем немцы, они у нас всех куриц забрали, из вещей ковры, отобрали и гитару. Об этом узнала Берова и все время носила нам кушание – хатламу и что у нее было дома, питались тем, что она приносила. Отца моего схватили немцы… чудом сбежал от них. Наша семья благодарна и будет благодарна людям, которые помогли скрываться от немцев многим евреям. До последних дней своей жизни моя мама вспоминала Берову с особой благодарностью. Просила всем всегда о ней рассказывать».

      

*   * *

Одна черта характера может раскрыть самую глубинную сущность человека. Иллюстрацией этого положения служит эпизод из жизни замечательной женщины Фаусат (Фосат) Беровой, матери Мухадина Ляковича Берова. Нальчанка Елена Васина опубликовала в «Кабардино-Балкарской правде» в номере от 21 июля 2005 года заметку: «Три баночки муки». В ней сказано: «Эту историю рассказала Зинаида Анисимовна Луценко – ветеран труда, проработавшая   40 лет воспитателем в санатории «Огонек». Хотя в далекие послевоенные годы она была совсем юной девчушкой, но все помнит так, будто происходило это лишь вчера.

- В 1943 году отец погиб на фронте, на Малой земле. Когда закончилась война, пенсию за папу нам еще не выплачивали. Мама осталась с нами, четырьмя детьми, старшей из которых было всего 12 лет, практически без средств. В это   голодное время устроиться на работу не представлялось возможным — люди хватались за любую возможность заработать, даже на самые низкооплачиваемые должности записывались в очередь.

И вот настал день, когда мама отправилась на рынок, зажав в руке последние 40 рублей. Увы, этой суммы хватало лишь на полбаночки кукурузной муки, а такого количества явно недостаточно, чтобы сварить мамалыгу и утолить голод четырех детей, практически не евших со вчерашнего дня. Села мама у реки Нальчик — мы и сейчас там живем - и заплакала от безысходности. Вдруг слышит ласковый, участливый голос— незнакомая женщина подошла и спрашивает, что случилось. Мама поведала ей о своем горе, а та предлагает: давайте пойдем ко мне домой, и я дам вам муки.

От радости мама вновь заплакала, только вот идти не могла — так сильно болели ноги, стертые от калош, сделанных из автомобильной покрышки. Тогда добрая незнакомка взяла мамину косынку и, перейдя на другой берег реки, вернулась с кукурузной мукой. И не полбаночки там было, а, как потом по меряли, целых три. Деньги же — те самые 40 рублей, взять она отказалась наотрез... Впоследствии эта женщина не раз приходила на помощь. Звали ее   Фаусат Берова, а для людей она была просто тетей Фросей.

Дом нашей благодетельницы находился прямо напротив нашего, только по ту сторону реки, в Вольном Ауле. В этой семье так же, как и у нас, отец погиб на фронте, а тетя Фрося с тремя детьми и старенькой мамой, оставшись без помощи, могла прокормиться только за счет огорода, на котором трудились все вместе. Этим нелегко достающимся хлебом они делились с нами. Мы же могли только угостить их грушами с дерева, растущего у нас во дворе.

Так продолжалось долгие годы. Мы выросли, выучились, а один из детей тети Фроси — Мухадин - впоследствии стал министром здравоохранения Кабардино-Балкарии. Многие, кому довелось с ним общаться, хвалили этого человека за то, что он никому не отказывал в помощи.

Сколько лет прошло после того тяжелого послевоенного времени, а благодарность к этой замечательной женщине — тете Фросе — осталась в моем сердце навсегда. Ее, делившуюся с чужими людьми подчас даже последним, мы помним и рассказываем о ней своим внукам. Они должны знать, как те самые три баночки кукурузной муки тети Фроси спасли нам жизнь».

Римма Борисовна Берова

Римма Борисовна Берова

Берова Римма Борисовна закончила медицинский факультет КБГУ в 1982 г. Еще во время учебы в университете Римма твердо решила, что будет инфекционистом. С 1982 г. по настоящее время работает в республиканском Центре инфекционных болезней. Начав работу врачом-ординатором, в настоящее время является заместителем главного врача по лечебной работе. В 2007г. назначена главным внештатным инфекционистом Минздрава КБР. За заслуги в области здравоохранения и многолетний добросовестный труд в 2007 г. награждена почетной грамотой Министерства здравоохранения и социального развития Росии.

Берова Римма Борисовна замужем за   Текушевым Владимиром Ауесовичем. У супругов двое детей: дочь – Радима (1987 г.р.), окончила филологический факультет КБГУ и сын Кантемир (1993 г.р.) – школьник.

Фатима Буляровна Берова

Берова Фатима Буляровна родилась в Вольном ауле в 1948 году. Окончила зубоврачебное отделение Нальчикского медицинского училища в 1971 году. Затем, сдав экстерном экзамены за курс средней школы, поступила на медицинский факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета. Получив диплом о высшем медицинском образовании, занимала должности участкового врача и акушера-гинеколога. Была Берова и врачом кабинета ультразвуковой диагностики, а перед этим назначением прошла курсы повышения квалификации в г.Москве в ЦОЛИУВ в 1990 году.Освоив в свое время редкую специализацию, Фатима Буляровна и по настоящее время работает врачом-узистом.

В 1974 году Берова вышла замуж. Ее муж Пшуков Бола Себанович, окончив Орджоникидзевский медицинский институт с красным дипломом, был хирургом. Он умер в 1984 году. У супругов двое детей. Сын Мурат окончил математический факультет КБГУ, работает в Нальчикском филиале Белгородского университета. Дочь Бэла – филолог, окончила факультет Романо-германской филологии КБГУ (английский язык), работает в Кабардино-Балкарском Телекоме.

Владимир Хусенович Беров

Владимир Хусенович Беров

Беров Владимир Хусенович родился 10 ноября 1959 года в селении Кишпек.

Кишпекскую среднюю школу окончил с золотой медалью. Газета «Советская молодежь» 31 января 1987 года на первой полосе опубликовала снимок, сопроводив его кратким текстом: «Более четырех лет назад окончил медфак КБГУ Владимир Беров. Сейчас он работает хирургом в Баксанской районной больнице. Владимир – делегат ХХХVI областной комсомольской конференции».

В 1987 году Беров был секретарем комсомольской организации Баксанской центральной районной больницы. Баксанский райком партии на заседании от 22 апреля 1987 года принял Владимира Хусеновича в члены КПСС3. Позднее Беров назначен главным врачом Кишпекской сельской врачеб ной амбулатории. На этой должности был избран членом избирательной комиссии Кубинского избирательного округа по выборам депутатов Парламента КБР4.

Беров женат на односельчанке Сабанчиевой Фатиме. Она работает в младших классах Кишпекской средней школы. У супругов трое детей: Заурбек, Алибек, Инна. Заурбек, следуя примеру отца, окончил Кишпекскую среднюю школу с золотой медалью. Потом учился в Москве в Академии ГПС МЧС России и, обнаружив превосходные знания, также окончил ее с отличием. В настоящее время работает в МВД КБР. В 2007г. женился на Кажаровой Джульетте Руслановне (с. Арик).

Алибек окончил Кишпекскую среднюю школу с серебряной медалью, затем – отделение промышленного и гражданского строительства инженерно-технического факультета КБГУ в 2005 году. Рабоает в отделении сберегательного банка КБР.

Инна в 2006 году окончила Кишпекскую среднюю школу. В настоящее время является студенткой КБСельхозакадемии. (Информатор Берова Рая).

HotLog
Rambler's Top100