Черкесы Египта

Чтобы завершить описание подвигов черкесов за пределами Кавказа, необходимо повернуть стрелку часов назад и дать краткий обзор истории черкесских мамлюков. Мамлюки были кавказского и черкесского происхождения и основали династии из 23 черкесских правителей, которые управляли в Египте с 1382 по 1517 г. Несмотря на свою малочисленность и недостаток средств, мамлюки соверши­ли великие дела как в военной области, так и в строитель­стве школ, больниц, мечетей. Один тот факт, что им удалось отбросить монголов, делает их достойными вечной славы. Мамлюки преградили путь войскам Тамерлана, идущих на Дамаск. Впоследствии они изгнали его преемников из Сирии, которую защищали от нападений монголов. Они воевали также против крестоносцев, которые пришли на Восток не только для спасения святой гробницы от мусульман, но и с другими, не столь благородными целями.

Абассидские халифы были первыми, кто использовал мамлюков как военную силу для противодействия влиянию арабских и персидских воинов. Со временем они настолько усилили свои позиции, что смогли подчинить своему контролю всю армию. Будучи военными по воспитанию, они были призваны стать опорой государства. Так перед ними открылись возможности для выдвижения в соответ­ствии со способностями каждого. Некоторые из них очень быстро достигли высоких военных чинов вплоть до командующих армиями или главы государства.

Власть мамлюкского султана или главы государства не передавалась по наследству или посредством выборов. Самый сильный из них захватывал власть и правил либо до своей смерти, либо до тех пор, пока другой человек не свергал его с трона. Их приход к власти напоминает нам приход к власти римских императоров. Власть султана была абсолютной, при нем имелся «государственный совет», в состав которого входили высьйие мамлюкские военачальники. Во времена бурджитских мамлюков «госу­дарственный совет» имел право выбирать султанов, а членов совета называли «владельцами сабель».

Различают две линии мамлюкских султанов: представи­тели первой были тюрками и были размещены на островке ар-Рауда на Ниле, и поэтому их называли морскими мамлюками. Вторая линия была представлена черкесами, которых султан Калаун разместил в башнях цитадели /ал-Бурдж/, их называли бурджитами /от арабского бурд-жи — башня/. Первым бурджитским султаном стал Баркук, который решил свергнуть своего предшественни­ка, хотя тот был еще ребенком, к которому власть перешла по наследству от эль-Насира. С этой целью он созвал совет, на котором присутствовал халиф, и предложил, чтобы государственными делами занимался взрослый мужчина, а не ребенок. Члены совета согласились с ними и избрали его султаном в 1382 году. Так он стал основателем бурджитской мамлюкской династии. Баркук славился своей жестокостью, твердостью и прямотой. Он сумел разбить армию Тамерлана, стремившегося завоевать Сирию и Египет. Тамерлан захватил Багдад, тогда Баркук, опасаясь последствий, собрал большую армию и продви­нулся к Дамаску, а затем к Алеппо; чтобы встретить Тамерлана, но тот предпочел повернуть на север и захва­тить Малую Азию, отложив захват Сирии до лучших времен. Во время правления сына Баркука Фараджа монголы под командованием Тамерлана сумели захватить Алеппо, который разграбили и сожгли в 1401 году. Перед уходом Тамерлан отправил большое количество каменщи­ков, рабочих и ремесленников в Самарканд, чтобы построить себе великолепный дворец.

Одним из наиболее известных султанов был эль-Ашраф Барс-бей, во время правления которого в стране царил порядок и процветали кустарные промыслы и торговля. Ему удалось уничтожить киприотских пиратов, которые постоянно устраивали набеги на египетские берега. Он захватил Кипр в 1426 году и взял в плен короля Януса, которого держал как пленника, пока его не выкупили европейские консулы. Его правление было одним из самых счастливых для Египта. Другим величайшим султаном из бурджитов был эль-Ашроф Каитбай. Во время его правления оттоманские турки стали сильнее и влиятельнее в египетском королевстве. Столкновения между египтяна­ми и турками стали неизбежны. Повод для таких столкновений найти было нетрудно, особенно когда Каитбай принял гостя, оттоманского принца Джема — брата и соперника султана Баязида. Разразилась война, в которой Каитбай одержал победу. Он провел много реформ, среди них и реконструкцию мечети в Каире и его цитадели в Александрии.

Последним черкесским султаном был Кансохэль-Гаури, который правил с 1501 по 1517 г. Во время его правления португальцы открыли морской путь в Европу и стали прибирать к рукам выгодную торговлю с Индией, вытесняя Египет и захватывая его суда. В результате Египет потерял важные источники богатства, а между Кансоа и португаль­цами происходили частые войны, из которых последние вышли победителями и захватили восточное побережье Африки. Занятый войной с турками, в союзе с Исмаилом Сафави, шахом Персии, Кансох не смог отбросить португальцев.

Отношения между египтянами и оттоманскими турками ухудшились и привели, в конечном счете, к войне. Султан Селим I вышел в поход во главе стапятидесяти тысяч человек, чтобы захватить Египет. Битва при Мардж Дабике, к северу от Алеппо, в которой мамлюки поначалу одержали победу, произошла в 1516 году. Несколько черкесских всадников поклялись схватить оттоманского султана живым или мертвым. Они атаковали центр оттоманской армии и ворвались в султанскую палатку. К сожалению, они не нашли там султана, но вместо него застали его главного министра Синана-пашу, которого убили. Султан Селим I был взбешен. Из-за предательства Хаирбека, губернатора Алеппо, который дезертировал со своими войсками, мамлюкская армия была разбита, а султан эль-Гаури убит. Рассказывали, что ему было более 80 лет, он упал со своей лошади и был раздавлен копытами лошадей. Так был открыт путь для султана Селима I, и он легко захватил Алеппо и Дамаск. Ни один город, кроме Газы, не оказал туркам сопротивления, однако затем пала и Газа из-за предательства Джанберди эль-Газали.

После смерти Консоха мамлюки продолжали оборонять­ся и пытались удержать Газу. Они послали Туман-бея, которого выбрали султаном, на помощь, но он потерпел неудачу вследствие предательства, и путь в Египет был открыт. Туман был напуган и стал поспешно собирать армию, чтобы защищать свою столицу, но турки разбили его к северу от Каира и захватили Каир в 1517 году. После этого он бежал в Верхний Египет и стал собирать войска, чтобы бороться с турками, но когда он встретил их около пирамид, снова был разбит. Он бежал, попросил убежища у одного из бедуинских вождей, который предал его и выдал туркам, не посчитавшись с правилами гостеприим­ства, которые соблюдаются арабами и другими восточны­ми народами. Султан Селим хотел пощадить Туман-бея, принимая во внимание его исключительную храбрость, но Хаирбек и Джанберди потребовали его смерти. Поэтому его повесили и распяли на воротах Каира. С его смертью мамлюкская династия прекратила свое существование.

Поражение мамлюков явилось следствием ослабления их положения, так как постоянные войны внутри страны и за ее пределами истощили их силы. Вдобавок, после открытия португальцами морского пути в Индию в 1497 го­ду прекратилась торговля с ней, что подорвало экономиче­ское положение страны. Самой важной причиной их поражения, однако, было то, что в бою они полностью зависели от кавалерии и сабель, игнорируя артиллерию, которую турки покупали у генуэзских купцов и с успехом использовали в войне. Мамлюки не смогли устоять перед оттоманскими пушками. Первым губернатором Египта во время оттоманского господства был Хаирбек, предатель, которого султан Селим назначил на этот пост в награду за его предательство и помощь в оккупации Сирии и Египта. Все египетские земли стали частью Оттоманской империи и были разделены на 24 провинции, в каждой из которых был назначен мамлюкский губернатор с титулом бея. Оттоманское господство в Египте было нисколько не лучше, чем мамлюкское, а было еще более жестоким. Доходы и богатства Египта посылались теперь в Турцию, вместо того, чтобы использовать на собственные нужды, как при мамлюкском режиме. Говорили, что султан Селим присвоил около ста миллионов золотых монет из имуще­ства султана эль-Гаури, драгоценности и товары, выве­зенные им из Каира, потребовал тысячу верблюдов. И теперь мамлюкские ценные предметы можно увидеть в музее Топ-Капы в Стамбуле. Предатель Джанберди эль-Газали стал правителем Сирии, где правил очень жестоко. С течением времени тщеславие его усилилось, и он задумал предать своего второго господина так же, как поступил с первым. Он воспользовался возвращением султана Селима в Анатолию и его занятостью другими вопросами, вышел из повиновения и объявил Сирию независимой. Он обязал население Дамаска и других городов принести клятву на верность ему, отчеканил монеты со своим именем и заставил произносить свое имя в мечетях в пятничных молитвах. Он приобрел большое влияние, и после смерти султана Селима хотел забрать в свои руки все земли Сирии с тем, чтобы присоединить их к тем, которые он уже захватил. Однако правитель Алеппо отказался подчинить­ся ему, после чего эль-Газали вышел с войсками против него, но вернулся ни с чем, так как армии Сулеймана Великолепного, сына Селима I, разбили его и заставили отступить к воротам Дамаска. Там его арестовали и убили, а голову отослали султану Сулейману.

Среди тех, кто выступал на стороне султана Селима во время его похода на Египет, был Фахруддин, которому был дарован титул князя. Он присоединился к султану вместе со своей семьей до битвы при Мардж Дабике. Султан Селим оценил этот акт и подарил ему земли в районе эль-Шоафа в Ливане при условии признания господства султана. Несмотря на то, что Египет и Сирия были захвачены турками, мамлюки продолжали занимать высокие посты в египетских провинциях, где они собрали огромные богатства и правили так же жестоко, как и в прежние времена. Некоторые из них даже думали об отделении от Оттоманской империи. Самым влиятельным среди них был Али-бей Великий, который был мамлюком одного из беев, быстро возвысился из рядовых и стал пользоваться огромным влиянием. В результате он сам начал приобретать рабов, из которых готовил воинов. Он сверг правителя-мамлюка в Каире и стал на его место в 1763 году. Позднее, воспользовавшись войной Турции с Россией, он восстал против оттоманского губернатора, который имел лишь номинальную власть, изгнал его из Египта и объявил о своей полной независимости. Не удовлетворившись своей победой и успехами, он послал войска в Хиджаз и захватил его с большей частью Аравии. Его имя начали упоминать в молитвах в священных мечетях Мекки и Медины. Затем он предпринял попытку захватить Сирию, и с этой целью направил армию численностью тридцать тысяч человек под командованием Мухаммеда Абу эль-Дахаба, который тоже был черкесом, чтобы захватить Дамаск и другие сирийские города.

Однако Мухаммед Абу эль-Дахаб был полон тщеславия и зависти к своему господину. Он повернул на Египет, захватил его и вернулся как победитель, вынудив своего господина Али-бея бежать в 1772 году и просить убежища у своего друга эль-Дахира, губернатора Акры. Али-бей попросил помощи у русского флота и вместе со своим другом эль-Дахиром отвоевал сирийские земли, захва­ченные Абу эль-Дахабом. Он пытался вернуть также и Египет, но был разбит около Газы и доставлен в Каир как пленник, где и умер от ран в 1773 году. А Абу эль-Дахаб был утвержден губернатором Египта оттоманским султа­ном в том же году, в награду за предательство, но недолго занимал этот высокий пост, т. к. умер в 1774 году.

Со времени правления Луи XIV Франция мечтала захватить Египет. Однако никому это не удавалось до Наполеона Бонапарта, предложившего французскому правительству план оккупации Египта, целью которой были военные, торговые и личные соображения. Кроме того, Египет был ключом к Индии. Правительство Франции одобрило предложение Наполеона в надежде держать его подальше от Франции, и хотя бы на время избавиться от него. Наполеон предпринял эту кампанию только из любви к приключениям и тщеславного стремления походить на Александра Великого. Он полагал, что ни один завоева­тель, каким бы сильным он ни был, не может считаться великим, если он не захватил Восток и, в частности, Индию. Поэтому Наполеон основательно подготовил военную Экспедицию, состоявшую из сорока тысяч человек, включив в нее лучших офицеров, а также около ста ученых. , Он отправился из Тулона в 1798 году и по дороге Захватил Мальту. Когда англичане, внимательно сле­дившие за ним, узнали об этом, они послали вдогонку за ним адмирала Нельсона, и он сумел достичь Александрии раньше самого Наполеона.

Наполеон высадил свои войска к западу от Анатолии, которая сдалась ему. Он оставил там Клебера и разделил свою армию на две части. Одна часть отправилась морем, захватила Розетту и продвигалась вверх по Нилу по направлению к Каиру, вторая отправилась по суше, чтобы поддержать первую.

Мурад-бей вышел из Каира во главе войска из четырех тысяч человек, при поддержке судов на Ниле, чтобы встретить французов, но 14 июля 1798 года он был разбит. Мурад-бей вернулся в Каир и снова встретился с Наполео­ном у Умбабы, где его ждал брат Ибрагим-бей на восточном берегу реки, чтобы защищать Каир. Наполеон столкнулся с Мурад-беем в «битве у пирамид», которая явилась последней битвой остатков мамлюков против наполеоновской армии, которая проникла в Египет после битвы при Абу-Кеере.

Французская армия состояла из сорока тысяч человек, которых генерал Бонапарт выстроил в форме четырех­угольника, на фронтальной линии которого и по углам было много пушек. Затем он сел на коня и произнес свою знаменитую речь, в которой призывал солдат сражаться, сказав: «... сорок веков смотрят на вас». Мамлюкская армия была малочисленна и не могла долго сопротивлять­ся Наполеону. Ибрагим-бей и его брат Мурад-бей бежали после короткого боя. Наполеон вошел в Каир как победитель, и шейхи приветствовали его, предлагая свою покорность. Затем он издал прокламацию на арабском языке, в которой разъяснял свои цели. Как утверждают, он принял ислам, чтобы заставить людей поверить в то, что он пришел для освобождения египтян от мамлюкского господства. Когда в Египте был восстановлен порядок, он отправился в Сирию, чтобы захватить ее, но Ахмад-паша эль-Джазар, христианин из Боснии, разбил его у Акры и вынудил отступить. В 1799 году кампания Наполеона окончилась неудачей.

Целью французской кампании на Востоке было захва­тить торговые пути в Индию и основать в Египте французскую колонию, которая послужила бы перекидным мостиком на Восток и в Индию. Кроме того, Франция хотела проучить мамлюков, которые часто нападали на французских купцов. Однако вскоре Наполеон потерял надежду удержать Восток и, оставив Клебера своим представителем в Египте, бежал во Францию, куда прибыл в большом замешательстве спустя два месяца. Клебер впоследствии был убит Сулейманом эль-Халаби на одной из улиц Каира.

Хотя кампания Наполеона закончилась неудачей в воен­ном отношении, она все же была полезной, так как Наполеона сопровождало большое число ученых и инжене­ров, которые разработали план прокладки Суэцкого канала, измерили земли Египта, изучили исторические развалины и эпидемические болезни, а также написали ценную книгу «Описание Египта». Позднее им удалось расшифровать иероглифические надписи, которые не могли прочесть раньше. Так они проложили дорогу к изучению Древнего Египта.

Албанец из Кавалы по имени Мухаммед Али возглавил военную экспедицию, посланную оттоманским государ­ством, чтобы изгнать Наполеона из Египта. Прибыв в Египет, он попытался отвоевать власть у турок, черкесских мамлюков, а также англичан, которые очень хотели прибрать Египет к рукам. В 1805 году, преодолев все препятствия, он стал правителем.

Черкесские мамлюки были злейшими врагами Мухамме­да Али, так как являлись препятствием на пути к достиже­нию им неограниченной личной власти. Он преследовал черкесов Египта, и они бежали в Сирию, где стали собирать силы против него и вступать в тайные соглашения с иностранцами. Мухаммед Али боялся их и ждал удобного случая, чтобы от них избавиться.

В 1806 году ему удалось расправиться с эль-Бардиси и эль-Альфи, которые были одними из самых сильных мамлюкских лидеров. В 1807 году он отбросил британские войска, которые захватили Александрию. Оттоманский султан, довольный подвигами Мухаммеда-Али, щедро одарил его.

Самым большим преступлением Мухаммеда Али явилась вероломная расправа с остатками мамлюков в 1811 году, которая показала злобность и низость его натуры. Эта бойня, известная как «бойня в цитадели», произошла, когда султан приказал ему продолжать борьбу против вахабитов, которые угрожали Хиджазу. Он собрал четыре тысячи солдат в Каире и назначил день празднеств по случаю торжественного выхода войск под командованием его сына в поход против вахабитов. Он пригласил всех мамлюков и видных деятелей на этот банкет, и в соответ­ствии с приглашением пятьсот безоружных мамлюков собрались в цитадели. Во время торжественного обеда его солдаты, спрятанные тайком в цитадели, уничтожили мамлюков. Только одному из них удалось спастись. Его называют «сбежавший мамлюк». Сразу же после этого инцидента Мухаммед Али отдал приказ губернаторам провинций убить всех мамлюков на своей территории, так было убито более тысячи мамлюков. Обеспечив таким образом свою безопасность, он послал свои войска против вахабитов в Аравию, а затем — в Судан, чтобы захватить его и разделаться с мамлюками, которые укрылись в городе Данкала после каирской бойни.

Даже албанские войска, которые состояли из его соотечественников, не избежали его жестокости. Он мстил им за то, что они считали его обыкновенным человеком, которому помог случай. Он посылал их на переднюю линию фронта, чтобы избавиться от них, а потом создать армию, которой мог бы доверять. Это он говорил людям, которые пришли поздравить его по случаю назначения губернато­ром Египта: «Какой толк от ваших поздравлений! Я — чужеземец, которого здесь никто не знает. Старухи из «Кавалы» не увидят меня губернатором Египта!»

Он без колебаний использовал любое оружие, чтобы создать в арабском мире империю под своим господством и господством своей династии. Он вел многочисленные войны для завоевания Сирии и Палестины, но его империя была недолговечна и пала еще при его жизни. В его руках остался только Египет. Причиной этого было то, что он не знал арабского языка, и не понимал арабов, об истории, культуре и наследии которых ничего не знал. По этой же причине он не был предан ни арабскому национализму, ни туркам, которые послали его в Египет. Он не думал о возрождении арабов, но мечтал о создании великого государства, в то же время претендуя на любовь со стороны арабов. Его правление основывалось на веролом­стве и жестокости и было средством для получения личных выгод. Его преемниками стали его сыновья и внуки, которые принесли Египту и арабским странам много бед и под гнетом которых проливало пот не одно поколение египтян.