Воспитают клинком. В Кабардино-Балкарии возрождают фехтование черкесскими шашками

 

Воспитают клинком. В Кабардино-Балкарии возрождают фехтование черкесскими шашками

Воспитают клинкомВ Кабардино-Балкарии для сохранения национальной культуры предложили развивать забытое фехтование черкесской шашкой. Этот вид состязаний хотят включить в следующую программу спортивного фестиваля «Кавказские игры», уточнив, что фехтование развивает интеллект и ведет свою историю от черкесской и адыгской аристократии.

 

«В программу фестиваля “Кавказские игры” нужно включать более зрелищные и интеллектуально наполненные состязания, скажем, такие как фехтование черкесской шашкой», — заявил генеральный директор Национального музея Кабардино-Балкарии кандидат исторических наук Феликс Наков, выступая в Нальчике на пленарном заседании Общественной палаты Кабардино-Балкарии, посвященном вопросам сохранения нематериальной культуры народов республики.

В парламенте я говорил об этом еще в 2012 году. И там, и в Общественной палате, конечно, меня выслушали с интересом — согласитесь, эта тема цепляет. Но, к сожалению, восприняли не слишком серьезно.
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Между тем Наков, считающийся крупнейшим знатоком черкесского клинкового оружия в республике, серьезно занимается фехтованием черкесскими шашками, возрождая эту часть национальной культуры. Он создал специальный курс обучения старинному национальному искусству и вместе с единомышленниками популяризирует его, имея квалификацию спортсмена, тренера и судьи. Для него фехтование шашками — это больше чем спорт и даже больше чем искусство.

Черкесская шашка — вершина пирамиды, где соединяются кузнечное дело, инжиниринг, подготовка воина, тактика ведения боевых действий, ее положение в комплекте снаряжения и многое другое. 
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Если справедливо, что по достоинству оружия безошибочно можно сделать заключение о военном достоинстве народа, то всего справедливее это было по отношению к черкесам, потому что все восточные наездники стояли настолько же ниже закубанских горцев в храбрости, насколько и в вооружении.

Восточное оружие издревле славилось, но с тех пор, как началась война на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие оружейные стволы и рассекавшие панцири, приводили всех в изумление.

Само слово «шашка» происходит от кабардинского «сэшхуэ» — «большой нож». Сами кабардинцы говорили о шашке так: «Она должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, и острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение». Как вид оружия шашка распространилась на огромной территории — от Польши до Китая и от Мурманска до Бухары.

Но главное, что фехтование шашкой — это прежде всего врата, через которые человек, как правило молодой, входит в понимание культуры черкесского народа. Вспомните, для многих мальчишек интерес, скажем, к японской культуре начинался с интереса к боевым искусствам, потом возникал интерес к жизненному укладу, философии, искусству… Это самый верный способ приобщения к традиционной культуре, противостоящей массмедиа. А самыми мощными сейчас являются именно государства, сохранившие свои традиции и бережно к ним относящиеся, — Япония, Китай, Индия…
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

При этом, по мнению Накова, важно не просто сохранять традиции, а понимать их смысл и назначение в контексте истории своей родины. В 2004 году защитивший кандидатскую диссертацию «Черкесское длинноклинковое оружие» Наков рассказал, что его интерес к оружию начался еще в детстве, со старинных кинжала и пояса, оставшихся от погибшего на войне деда. «По образованию я физик, и часто у меня возникали чисто технические вопросы, на которые не находил ответы в соответствующей литературе. Конструкция, принцип действия; почему в 1881 году черкесская шашка вытеснила четыре вида длинноклинкового оружия в российской армии — рапиры, шпаги, палашин и сабли, почему один вид оружия оказался более эффективным, чем остальные. Наверное, физическое образование тоже помогало мне найти верный ответ на многие вопросы», — говорит Наков.

Черкесская культура — это рыцарская культура, имеющая сильнейшую воинскую составляющую. А черкесская эстетика — это функциональность, доведенная до абсолюта. Именно рыцарская культура — яркая, красивая, исполненная достоинства — даст возможность молодому человеку красиво проявить себя, при этом познав сущность культуры, а не ее атрибуты.
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Что касается «Кавказских игр», то Наков считает, что многие виды спорта, представленные на них, не слишком характерны для народов Кавказа. «А ведь у черкесов много спортивных игр: джигитовка, скачка, стрельба из ружья, фехтование на шашках и многое другое. Все это можно адаптировать к условиям соревнований, и это вызовет огромный интерес. Более того, когда-нибудь даже может стать видами состязаний на Олимпийских играх», — считает Наков.

 

Воспитают клинком. В Кабардино-Балкарии возрождают фехтование черкесскими шашками

Воспитают клинкомВ Кабардино-Балкарии для сохранения национальной культуры предложили развивать забытое фехтование черкесской шашкой. Этот вид состязаний хотят включить в следующую программу спортивного фестиваля «Кавказские игры», уточнив, что фехтование развивает интеллект и ведет свою историю от черкесской и адыгской аристократии.

 

«В программу фестиваля “Кавказские игры” нужно включать более зрелищные и интеллектуально наполненные состязания, скажем, такие как фехтование черкесской шашкой», — заявил генеральный директор Национального музея Кабардино-Балкарии кандидат исторических наук Феликс Наков, выступая в Нальчике на пленарном заседании Общественной палаты Кабардино-Балкарии, посвященном вопросам сохранения нематериальной культуры народов республики.

В парламенте я говорил об этом еще в 2012 году. И там, и в Общественной палате, конечно, меня выслушали с интересом — согласитесь, эта тема цепляет. Но, к сожалению, восприняли не слишком серьезно.
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Между тем Наков, считающийся крупнейшим знатоком черкесского клинкового оружия в республике, серьезно занимается фехтованием черкесскими шашками, возрождая эту часть национальной культуры. Он создал специальный курс обучения старинному национальному искусству и вместе с единомышленниками популяризирует его, имея квалификацию спортсмена, тренера и судьи. Для него фехтование шашками — это больше чем спорт и даже больше чем искусство.

Черкесская шашка — вершина пирамиды, где соединяются кузнечное дело, инжиниринг, подготовка воина, тактика ведения боевых действий, ее положение в комплекте снаряжения и многое другое. 
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Если справедливо, что по достоинству оружия безошибочно можно сделать заключение о военном достоинстве народа, то всего справедливее это было по отношению к черкесам, потому что все восточные наездники стояли настолько же ниже закубанских горцев в храбрости, насколько и в вооружении.

Восточное оружие издревле славилось, но с тех пор, как началась война на Кавказе, стали приобретать известность черкесские шашки, удары которых, нередко перерубавшие оружейные стволы и рассекавшие панцири, приводили всех в изумление.

Само слово «шашка» происходит от кабардинского «сэшхуэ» — «большой нож». Сами кабардинцы говорили о шашке так: «Она должна быть легкая, как перо, упругая, как лоза, и острая, как бритва. Кто носит тяжелую шашку, тот не надеется на умение». Как вид оружия шашка распространилась на огромной территории — от Польши до Китая и от Мурманска до Бухары.

Но главное, что фехтование шашкой — это прежде всего врата, через которые человек, как правило молодой, входит в понимание культуры черкесского народа. Вспомните, для многих мальчишек интерес, скажем, к японской культуре начинался с интереса к боевым искусствам, потом возникал интерес к жизненному укладу, философии, искусству… Это самый верный способ приобщения к традиционной культуре, противостоящей массмедиа. А самыми мощными сейчас являются именно государства, сохранившие свои традиции и бережно к ним относящиеся, — Япония, Китай, Индия…
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

При этом, по мнению Накова, важно не просто сохранять традиции, а понимать их смысл и назначение в контексте истории своей родины. В 2004 году защитивший кандидатскую диссертацию «Черкесское длинноклинковое оружие» Наков рассказал, что его интерес к оружию начался еще в детстве, со старинных кинжала и пояса, оставшихся от погибшего на войне деда. «По образованию я физик, и часто у меня возникали чисто технические вопросы, на которые не находил ответы в соответствующей литературе. Конструкция, принцип действия; почему в 1881 году черкесская шашка вытеснила четыре вида длинноклинкового оружия в российской армии — рапиры, шпаги, палашин и сабли, почему один вид оружия оказался более эффективным, чем остальные. Наверное, физическое образование тоже помогало мне найти верный ответ на многие вопросы», — говорит Наков.

Черкесская культура — это рыцарская культура, имеющая сильнейшую воинскую составляющую. А черкесская эстетика — это функциональность, доведенная до абсолюта. Именно рыцарская культура — яркая, красивая, исполненная достоинства — даст возможность молодому человеку красиво проявить себя, при этом познав сущность культуры, а не ее атрибуты.
Феликс Наков, директор Национального музея КБР

Что касается «Кавказских игр», то Наков считает, что многие виды спорта, представленные на них, не слишком характерны для народов Кавказа. «А ведь у черкесов много спортивных игр: джигитовка, скачка, стрельба из ружья, фехтование на шашках и многое другое. Все это можно адаптировать к условиям соревнований, и это вызовет огромный интерес. Более того, когда-нибудь даже может стать видами состязаний на Олимпийских играх», — считает Наков.