Глава I. История клинописного языка и древних письменностей в зеркале перевода

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

Глава I. История клинописного языка и древних письменностей в зеркале перевода

Прежде чем представить историю клинописного письма, считаем необходимым уточнить некоторую научную терминологию, которая возникла в конце XIX века н.э., не соответствующая действительности, исходя из клинописных текстов, а именно: шумер (шумерский), ассиро-вавилонский, эламский, хурритский. Совершенно очевидным становится необходимость дальнейшего уточнения этих терминов в свете нашего исследования. Э. Добльхофер считал, что с начала сотворения человека Бог дал ему язык, на котором он мог бы говорить, общаться с подобными себе людьми. Развиваясь как человек разумный, человечество постепенно придумало письменный язык [Добльхофер 1963: 23].

Появлению письма способствовал язык: язык – важнейшая знаковая система в человеческой культуре, средство членения, классификации и надиндивидуальной фиксации опыта, посредством которого осуществляется речевое общение и понятийное мышление. Благодаря языку возможны собственно человеческие формы социального взаимодействия, а также порождение, переработка и хранение информации в культуре. Общение изначально диалогично, предполагает конкретного адресата и вписано в деятельностный контекст. Между тем язык позволяет индивиду общаться с самим собой, совмещая адресанта и адресата (внешняя речь в функции планирования; внутреннюю речь), а культуре – выработать формы деятельности, в которых сообщение оторвано от условий порождения и его диалогичность свернута в монолог (напр., письменный текст) (Гуманитарный словарь, 2002).

Рассмотрим язык, как предмет для лингвистики. Он представляет собой очень сложную систему и состоит из основных категорий, таких как набор слов, семантика и синтаксис. Язык в этом смысле является способом передачи информации между людьми. В мире есть большое количество языков и каждый из них имеет свой словарь. Словарь является основой каждого языка. Кроме этого, каждое слово может иметь много различных значений. Разнообразие значений каждого слова и есть семантика. Но любой язык не является лишь набором слов и их значений. Все слова нужно каким-то образом совместить, сформировать определённые словосочетания, фразы и предложения, позволяющие полностью выразить мнение того или иного человека. Правила сочетания слов в предложения и логического использования и представляют синтаксис  elhow.ru›ucheba/oprede-lenija/ja/chto-takoe-jazykобой].

По мнению Н.А. Павленко, письмо прошло длинный путь развития, который охватывает период в несколько тысяч лет. Представляя собой дополнительно к звуковому языку средство общения людей, возникающее на базе языка и служащее для передачи речи на большое расстояние и закрепления её во времени при помощи начертательных знаков или изображений, письмо появилось на сравнительно поздней ступени развития человечества. История письма тесно связана с развитием языка, историей народа и его культурой.

Появление письма было вызвано практической потребностью расширения связей между людьми при их общении на больших расстояниях и необходимостью храненияи передачи знаний будущим поколениям.

В развитии начертательного письма исторически сменилось несколько типов. Каждый из этих этапов определялся тем, какие элементы звукового языка (целые сообщения, отдельные слова, слоги или фонемы) служили единицей письменного обозначения. Обычно последовательно устанавливаются четыре типа письма:

1) пиктографическое;

2) идеографическое;

3) слоговое;

4) буквенно-звуковое [Павленко 1987: 20].

Это деление в известной мере условно, так как ни один из указанных типов не выступает в «чистом» виде. Ка-ждый из них включает в себя элементы другого типа письма [Дьяконов 1959: 169].

В нашем случае нас интересует идеографическое и смешанное письмо, слоговое (силлабическое) и смешанное слоговое письмо, потому что оно предшествовало клинописному письму, методика которого была трансформирована в клинописное письмо.

Появление идеографического письма связано исторически с дальнейшим развитием человеческого мышления и, следовательно, языка, с приобретённой им способностью к большим абстракциям, с умением человека разлагать речь на элементы-слова. Древнейшие логографические системы письма – египетская, шумерская (аккадская – хаттская, добавлено нами. – Т.Ш., Х.П.), критская, китайская и др. обычно возникали в связи с формированием первых рабовладельческих государств (ІV – начало II тысячелетия до н.э.) [Авдиев 1970: 28]. По нашему мнению, возникновение письма в Месопотамии, Малой Азии, Египте связано с потребностью передачи происходивших событий того времени и точной передачи различных сведений. Устаревшая пиктография не вполне уже удовлетворяла в потребности передачи государственных, хозяйственных учётов, военных событий, религиозных обрядов, восхваления богам и описания действий самих богов, их имён, имён и фамилий действующих лиц, стоявших у власти когда-то у того или иного города, также для эпистолярии – переписке царей и государств.

Термин «идеография» происходит от греческого idea – понятие + grapho – пишу – лингвистический способ обозначать письменным знаком не букву или слог, а целое понятие; отчасти идеографической является древняя египетская письменность, письменность майя, шумерская клинопись, современное китайское и японское письмо; письмо иероглифами (Комлев, 2006).

Однако необходимо уточнить, что эти знаки связываются не со словами, как таковыми, в их грамматическом и фонетическом оформлении, а с содержанием, значением слов, по-разному произносимых в разных языках. Не случайно идеографическое письмо может быть одинаково понято говорящими на разных диалектах одного и того же языка или даже на разных языках. 

В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передаёт, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берёт их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы). 

Зарождение государства, развитие общественного производства и торговли послужили стимулом для дальнейшего развития идеографического письма. Появилась потребность писать быстрее, передавать более сложные и длинные тексты. Это привело к большей схематизации рисунков, к превращению их в ещё более условные знаки – иероглифы. Так, на основе идеографии возникло иероглифическое письмо – высший этап развития идеографии [ve-vivi.ru›Vozniknovenie-pismennosti-Poyavlenie…].

Первая цивилизация, предполагается, возникла не менее 445 тысяч лет назад. Многие учёные бились и бьются над разрешением тайны древнейших людей планеты, но загадок остаётся всё же много. Немногим более ста лет назад о шумерах и их цивилизации не было известно вообще ничего.

Однако следует сказать, что в 60-х и 70-х годах ХХ века их сравнительный анализ привёл учёных к выводу, что все несколько тысяч известных языков, в том числе и те, на которых говорят американские индейцы, можно разделить на три группы и далее В. Копсергенова отмечает, что ископаемые останки, недавно найденные на территории Израиля, свидетельствуют о том, что 60 тысяч лет назад неандертальцы уже могли разговаривать как современные люди и что вывод о существовании около 100 тысяч лет назад единого протоязыка подтверждается исследованиями, которые провели в середине 1994 года специалисты Калифорнийского университета в Беркли. Этим протоязыком можно считать шумерский язык как язык эпохи, наступившей после Великого потопа, тогда как месопотамские тексты свидетельствуют о существовании «допотопного» языка. Согласно антропологу из Техасского университета в Хьюстоне, отмечает В. Копсергенова, первый язык – как и все остальные знания – человечество получило от Аннунаков (полубогов, ангелов-хранителей) [Копсергенова 2012: 154-155], то есть Ан, Ну, На къуэ, переводим с кабардино-черкесского языка ‘сыновья Ан, Ну, На’ – известных шумерских (месопотамских) богов.

Необходимо отметить точку зрения В. Копсергеновой, полагающей, что в тени остаются адыги, которых Домокош Варга называет касситами, по мнению которого, это те же шумеры, которые когда-то отошли от них и слились с другими народами. Далее В. Копсергенова отмечает, что пребывание касситов прослеживается в северной части Вавилонии, а также в Месопотамии, Африке, на Кавказе: через переводы отдельных шумерских слов и выражений нетрудно доказать, полагает В. Копсергенова, что касситы были адыгами [Копсергенова 2012: 141].

Шумер, как страна, и шумеры, как народ, не оставили никаких заметных следов в литературе, которая была доступна энтузиастам и учёным, начавшим в прошлом веке раскопки в Месопотамии в поисках дворцов ассирийских и вавилонских царей, упоминавшихся в Библии.

Шумерская цивилизация имела все признаки высокоразвитой цивилизации. Достаточно упомянуть, что шумеры пользовались двоичной системой счёта и знали числа Фибоначчи. В шумерских текстах содержится информация о происхождении, развитии и строении Солнечной системы [otherreferats.allbest.ru›culture/00030742_0.html].

Происхождение этого народа до сих пор неизвестно. Язык шумеров не имеет аналогов, они создали высокоразвитую земледельческую культуру и систему мелиорации, с помощью которой осушали болота и сохраняли воду в период засухи, первыми стали использовать колесо, парусную лодку, гончарный круг, литьё из меди и бронзы, создали собственную систему письма.

В начале III тысячелетия до н.э. на юге Месопотамии сформировалось несколько городов-государств, наиболее крупные из них – Ур, Ниппур, Киш, Урук, Лагаш, Сиппар, Эриду. Семитский народ аккадцы заселили в середине III тысячелетия до н.э. земли к северу от Шумера. Они во многом переняли культуру и религию шумеров, а также их письменность. В результате сформировалось единое государство и целостная шумеро-аккадская культура [textb.net›33/9.html]. Здесь вполне уместен вопрос: если учёные не могут прочитать и перевести клинописный аккадский текст, каким образом он становится семитским, в то время как существует и другая точка зрения, что аккадский язык, по мнению Б. Грозного, является индоевропейским языком [Bak 1920: 189-190]. С нашей точки зрения, аккадский язык не относится ни к семитскому языку, ни к индоевропейскому языку. Аккадский язык необходимо рассматривать как продолжение хаттского языка (выделено нами – Т.Ш., Х.П.).

Представляем, пример из аккадского клинописного текста, датируемого 2400-2200 гг. до н.э. [Enuma Elish] – 45 – E Nu-ma e-la-sch ši-na-pu Uš-ma Mu, ‘Е Нума елъэщ шынапу Ушма Mу’, ‘Злой Нума прыгнул, боясь Ушийца Му'. Аккадский текст датируемый приблизительно 3000-2600 гг. до н.э.[С. Агер.Omniglot.com]. 6 –Ma-ra-ši-ma a-pi-la-m ki-sсh bi-el a-pi-sch i-da-da-m schi-ui-k-ti, ‘Марашмэ апилъэм КIыщ би елI апищ идадэм щиукIти’, ‘Мараш руками душит Киш врагов воинов, трёхпалых (вид оружия) его дедушка убивает’.

Древнейшими очагами этой культуры были города Шумера и Аккада, а также Элама, издавна связанного с Двуречьем. Вавилонская культура оказала большое влияние на развитие древних народов Передней Азии и античного мира. Одним из наиболее значительных достижений шумерского народа было изобретение письменности, появившейся в середине IV тысячелетия до н.э. [Авдиев 1970: 28].

Именно письменность позволила установить связи не только между современниками, но даже между людьми различных поколений, а также передать потомству важнейшие достижения культурного творчества. При раскопках Джемдет-Наср и 4-го слоя Урука найдены древнейшие шумерские надписи. Как и другие, самобытно возникшие древние системы письменности, шумерская письменность первоначально возникла из рисунков. Слово, обозначавшее предмет или явление видимого мира, шумерийцы «рисовали».

Шумерская клинопись вместе с другими элементами культуры была заимствована вавилонянами, а затем широко распространилась во всей Передней Азии. Клинопись применялась в Аккаде, Ассирии, в хеттских странах, Урарту, Финикии и в древней Персии. Во II тысячелетии до н.э. клинопись стала международной дипломатической системой письменности. Ею пользовались египетские чиновники в своей переписке с царями государств Передней Азии и с князьями Финикии и Сирии.

Вполне естественно, что каждый народ, заимствуя клинопись, приспособлял её к особенностям своего языка. Причём клинописные знаки получали новое звуковое значение. В середине II тысячелетия до н.э. в торговых городах северной Финикии, а затем в Персии в I тысячелетии до н.э. клинопись приобрела наиболее простую фонетическую форму, превратившись в один из древнейших известных нам алфавитов. [vevivi.ru›…Vozniknovenie-pismennosti-Poyavlenie…].

По мере дальнейшего развития общества, в частности по мере развития торговли, громоздкое и сложное логографическое письмо обычно преобразовывалось в более простое для обучения и более удобное для пользования слоговое или буквенно-звуковое. Впервые слоговые знаки получили широкое применение в III–II тысячелетиях до н.э. в переднеазиатской клинописи и затем в критском письме [Павленко 1987 :67].

Слоговое письмо́ (иногда силлабическое, от фр. syllabe – слог) – вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным. В среднем слоговые азбуки (называемые также силлабариями) насчитывают 80-120 символов. Слоговое письмо используется в микенском варианте греческого языка, языке чероки, языке ваи, креольском языке ндьюка на основе английского (письменность афака), языка в Китае, слогового письма нюй-шу народа яо, древне филиппинской письменности алибата. Также во многом слоговым является логографическое письмо в китайском языке, языке майя и в клинописи. Иногда их называют логосиллабические языки [poskladam.ru/k/slog_writting.html].

Такое более позднее формирование слогового письма, cчитает В.А. Истрин, объясняется рядом причин. Во-первых, относительно трудным разложением речи на фонетические единицы (слоги) по сравнению, например, с разделением её на смысловые единицы (слова), поскольку членение на слоги предполагает более развитую способность мышления к анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связи между слогом и слоговым знаком, тогда как между словом и соответствующей ему идеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развития идеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон и др.) и учёной бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению и общедоступности [Истрин 1965: 182-185].

Наоборот, по мнению Н.А. Павленко, для языков, в которых слова грамматически изменяются, логографическое письмо оказывалось очень неудобным. Это обусловлено тем, что логограмма обычно обозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых или буквеннозвуковых знаков логографическое письмо не в состоянии отразить грамматические изменения слов.

Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированные гласные звуки (например, а, о, э, у) (ы – добавлено нами. – Т.Ш., Х.П.) или же сочетания согласного звука с гласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).

Исторически формирование слогового письма шло разными путями. Исходя из этого все слоговые системы принято подразделять на четыре группы [Павленко 1987:78].

В данном случае нас интересует первая группа – к первой группе относят слоговые системы (шумерская, ассиро-вавилонская, урартская, минойская, критская, майя и др.), (эламская – хаттская, древнеперсидская, финикийская, этрусская, угаритская, древнеегипетская, коптская) (добавлено нами. – Т.Ш., Х.П.), возникшие в результате внутреннего преобразования идеографических систем или образовавшихся на их основе кипрское и библское письмо. Правда, ни одна из этих систем не является чисто слоговой. Поэтому их часто называют слого-идеографическими [Павленко 1987: 79].

Идеографическое письмо, согласно В.А. Истрину, происходит от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу; тип письма, знаки которого (идеограммы) обозначают не звуки и не слоги, как в звуковом и слоговом письме, а целые слова или же значимые части слов — морфемы. Идеографическое письмо – один из наиболее древних типов письма; в значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и др. старейшие системы письма.

7

(Дирингер, 1963).

Наибольшего развития этот тип письма достиг в китайской иероглифике. Системы идеографического письма всегда отличались исключительной сложностью, поэтому идеографическое письмо у большинства народов сменялось более простым слоговым или звуковым (Истрин, 1965).

Русское название «шумерский», пишет Д. Эдзард и О. Саммериэн, происходит от аккадского šumeru «Шумер», lišān Šumeri(m) «шумерский язык». Самоназвание языка – eme-gi7(r), что, по одной версии, означает «благородный язык», а по другой – «родной язык». Сам термин «шумерский», как было ранее отмечено, ввёл в науку в 1869 году германо-французский исследователь Юлиус Опперт [Edzard 2003 :1].

Следует сказать, что, в отличие от русского, во многих других европейских языках это название начинается не на š, а на s- (нем. sumerische, фр. sumérien, англ. Sumerian), это связано с ориентацией на замену š на s в месопотамских названиях и именах собственных в Ветхом завете [Haies 1990].

Рассмотрим транслитерацию, данную Д. Эдзардом и О. Саммериэном – šumeru, ‘шу Ме Ру’, ‘всадник (и) из города Ме и Ру’. Данная фраза часто встречается в клинописных текстах аккадцев; liš-ān Šu-meri(m) – ‘лIищ Ан шу Мер Им’, ‘три воина Анийских всадников Меров Им’; также исследуем самоназвание языка- eme-gi7(r), ‘Ем е гъиблыр’, ‘Емийцев семь плачущих’, что подтверждает нашу точку зрения о соответствии шумерского языка кабардино-черкесскому языку или для того периода хаттскому.

С научной точки зрения числительные в языках не меняются, следует привести пример: liš-ān – ‘лIищ Ан’, ‘три воина Анийцев’; в кабардино-черкесском языке – числительное 8 ‘3’-schi ‘щы’ – это в первом случае, во втором 9 ‘7’– bli ‘блы’; приведём пример из кабардино-черкесмахуэр махуибл мэхъу’- ‘в неделе семь дней’. Числительные количественные, кратные, порядковые, дробные и так начислительные делятся на простые – 10 – зы ‘один’, – 11 – мин ‘тысяча’, сложные – 12 – плIыщI ‘сорок’ и составные – 13 – плIыщIрэ т1урэ ‘сорок два’. Количественные и кратные числительные могут быть также разделительными. В кабардино-черкесском языке имеются как десятеричная, так и двадцатеричная системы счёта, как и в хаттском языке. Порядковые числительные образуются префиксально-суффиксальным образом: – 14 –/ 15 – 16 – /е-тIуа-нэ/е-тIуа-нэ-рей ‘второй’, точно так же в хаттском языке. При образовании порядковых числительных от сложных количественных числительных префикс и суффикс присоединяются к последнему числительному: 17 – плIыщIрэ е-тIуа-нэ-рэ ‘сорок второй’. Кратные числительные от – 1 до – 10 образуются от количественных путем замены исходного гласного ы на э: – 18 – 1 до 19 – 10 образуются от количественных путем замены исходного гласного ы на э: – 20 - плIы ‘четыре’ – плIэ ‘четыре раза’. От сложных числительных кратные образуются путем присоединения суффикса – 21 -рэ: 22 – пщыкIух ‘шестнадцать’ – 23 – пщы-кIух-рэ ‘шестнадцать раз’.

О существовании шумерского языка учёные впервые стали подозревать в середине XIX века во время дешифровки аккадского языка: не все тексты и знаки поддавались расшифровке. Благодаря находкам двуязычных шумеро-аккадских словарей стала возможна и дешифровка шумерского языка. Сперва этот язык стали называть аккадским (аккадский в то время называли ассиро-вавилонским), но после того как выяснилось, что lišān Akkadî – самоназвание языка ассирийцев и вавилонян, названия были изменены на современные [Канева 2006: 7- 8].

Первая грамматика шумерского языка (автор ещё называл его аккадским) была написана в 1873 году Ф. Ленорманом. Первая по-настоящему научная грамматика была создана в 1923 году А. Пёбелем. С того момента были опубликованы грамматики авторства А. Фалькенштейна [de] (1949–1950), М.-Л. Томсен (1984), П. Аттингера (1993), Д. Эдцарда (2003), В. Рёмера (1999). На русском языке очерк грамматики шумерского языка был написан И.М. Дьяконовым, а в 2010 году была издана грамматика И.Т. Каневой. До сих пор не существует полного словаря шумерского языка [Канева, Козлова, Визирова 2010: 26-27].

Появление Шумер датируется второй половиной 4-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии. Это был народ этнически, лингвистически и культурно чуждый семитским племенам (курсив наш. – Т.Ш., Х.П.), заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой, не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей [Аскалоне, Энрико 2007].

Очевидно, что поиски не имели успеха, потому что велись не на исторической родине древних шумер, а, по нашему убеждению, на Кавказе.

Термин cuneiform был придуман в XVII веке, изначально французское слово, которое в сочетании с латинским cuneus, что переводится как ‘клин’ с французского forme, для создания cunéiforme, что дословно переводится как ‘клин неизвестного происхождения’ [Etymology Dictionary 2008].

По другой теории клинопись – (от латинского "cuneus" – острие) понятие ввёл Томас Хайд, профессор Оксфордского университета (1636-1703) для обозначения письменности, в которой знаки наносились на глину заостренными палочками [http://express.irkutsk.ru/1000/symbol/diction/k/k4.htm].

Клинопись, согласно И.М. Дьяконову, – это способписьма путём выдавливания на глине комбинаций клиновидных чёрточек, применявшийся в Передней Азии. Клинопись появилась впервые в Шумере. Около 3000 лет до н.э. шумерийцы начали передавать изображениями названия отдельных конкретных предметов и общих понятий. Знаки являлись лишь вехами для памяти, закреплявшими важнейшие моменты передаваемой мысли, а не связную речь, но так как читающие говорили на шумерском языке, то знаки связывались с определенными словами, что позволило использовать знаки для обозначения звуковых комбинаций уже и независимо от их значения. 

Так, знак «ноги» мог употребляться не только для передачи упомянутых глаголов, но также для слогов du, ra и т. д.; знак «звезда» мог обозначать и имена dingir – ‘бог’ и an – ‘небо’, и слог an и т. д.

Словесно-слоговая письменность складывается в систему к середине третьего тысячелетия до н. э. Основа имени или глагола выражалась в ней идеограммой (знаком для 30понятия), а грамматические показатели и служебные слова — знаками в их слоговом значении. Одинаково звучавшие основы различного значения выражались разными знаками (омофония). Каждый знак мог иметь несколько значений, как слоговых, так и связанных с понятиями (полифония). Для выделения слов, выражавших понятия некоторых определённых категорий (например, птицы, рыбы, профессии и т.д.), применялось небольшое число детерминативов — непроизносимых показателей. Число знаков сократилось до 600, не считая комбинированных. С ускорением письма рисунки упрощались. Чёрточки знаков вдавливались прямоугольной палочкой, входящей в глину под углом и потому создававшей клиновидное углубление. Направление письма: вначале вертикальными столбцами справа налево, позже – построчное, слева направо.

Аккадцы (ассирийцы и вавилоняне) приспособили клинопись для своего семитского флективного языка в середине 3-го тысячелетия до н.э., сократив число ходовых знаков до 300 и создав новые слоговые значения, соответствующие аккадской фонетической системе; стали употребляться чисто фонетические (силлабические) записи слов; однако шумерские идеограммы и написание отдельных слов и выражений (в аккадском чтении) также продолжали применяться. Аккадская система клинописи распространилась за пределы Двуречья, приспособившись также к языкам эламскому, хурритскому, хетто-лувийским, урартскому. Начиная со 2-й половины 1-го тысячелетия до н.э. клинопись использовалась в религиозных и юридических текстах лишь в отдельных городах Южного Двуречья (для уже мёртвых шумерского и аккадского языков).

Формы памятников клинописи разнообразны (призмы, цилиндры, конусы, каменные плиты); наиболее распространены плитки из глины. До нас дошло огромное количество текстов, написанных клинописью: деловые документы, исторические надписи, эпос, словари, математические и другие научные сочинения, религиозно-магические тексты.

Особо выделяются: 1) угаритская алфавитная клинопись из города Угарита (Рас-Шамры) 2-го тысячелетия до н.э. – приспособление  древнесемитского алфавита к письму на глине; с аккадской клинописью сходна лишь способом нанесения знаков; 2) иранская (древнеперсидская) слоговая клинопись VI-IV вв. до н.э.; расшифровка её начата немецким учёным Г. Гротефендом в 1802 г.; наличие трёхъязычных персидско-эламско-аккадских надписей позволило в 50-х гг. XIX в. расшифровать и аккадскую клинопись (английский учёный Г. Роулинсон, ирландский учёный Э. Хинкс, французский учёный Ю. Опперт и др.). Шумерская система клинописи была расшифрована рядом учёных в конце XIX – начале XX вв., угаритская – в 1930-32 гг. французским учёным Ш. Виролло, немецким учёным Х. Бауэром и др. Начало расшифровке архаического шумерского рисуночного письма положено советским учёным А.А. Вайманом. Хеттская и урартская клинописи, относящиеся к аккадской системе, не нуждались в расшифровке в собственном смысле [Дьяконов 1967: 263-338].

Классическую клинопись принято называть словеснослоговой системой письма. В ней выделяют три принципиально разные по функции категории знаков: 1) логограммы, обозначающие слова, 2) силлабограммы, обозначающие слоги и являющиеся фонетическими индикаторами, и 3) детерминативы, являющиеся семантическими индикаторами, то есть показывающие, к какой группе явлений (боги, топонимы, деревянные предметы) относится данное слово. Наличие в протоклинописи знаков 2-й и 3-й категорий спорно; протоклинописные знаки называют обычно логограммами или идеограммами. Термин «логографическая письменность» применительно к протоклинописи употребляется, например, в работах А. Фалькенштейна (1936), И. Гельба (1982) и И. Фридриха (1979); «идеографической» эту систему письма называют А.А. Вайман (1976), И.М. Дьяконов (1976, 1983) и М. Пауэлл (1981). Последний, опираясь на теорию Д. Шмандт-Бессерат, подчеркивал мнемонический характер протоклинописи, повлиявший и на более позднюю 32клинописную систему, «словесные» знаки которой часто обозначают не одно слово, а несколько разных, связанных ассоциативно (например, «плуг» – «пахать» – «земледелец»).

По графической форме протоклинописные знаки традиционно делят на следующие типы: 1) изображение предмета целиком в буквальном смысле («птица»,«рыба», «рука», «кувшин», «плуг») и в переносном (встающее из-за гор солнце — «день», поднесенный ко рту горшок с хлебной похлебкой – «пропитание»); 2) изображение части предмета по принципу pars pro toto (голова коровы — «корова», голова быка – «бык», голова осла – «осёл», вульва – «женщина»); 3) абстрактные знаки, являющиеся, возможно (по теории Д. Шмандт-Бессерат, которая называет их «токенами»), изображениями на плоскости трёхмерных символов; 4) знаки, не поддающиеся интерпретации.

Протоклинопись располагала весьма скромным репертуаром логограмм/идеограмм, однако была невероятно продуктивна. Новые знаки могли создаваться за счет переворачивания (иногда на 180°) или штриховки уже существующего знака, а также путем комбинирования двух и более разных знаков (часто один знак вписывался в свободное поле другого, уточняя таким образом его значение: например, «сосуд + его содержимое»). В протоклинописи засвидетельствовано около 900 простых (непроизводных) знаков. Такая база позволяет, по мнению Р. Энглунда (1998), считать протоклинопись логографической, а не идеографической системой письма [Козлова, Касьян, Коряков 2010: 200].

 

Новое

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий