ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Черкесы в Иордании и Сирии

Черкесские эмигранты недолго задержались на Балка­нах. Впоследствии они оставили эти районы из-за проникновения русских туда в 1877 году и переселились в Анатолию. Небольшая их часть отправилась в Сирию и Иорданию, где оттоманское правительство выделило им земли, пригодные для возделывания. Первыми отправи­лись шапсуги на борту корабля, который загорелся в море. Около семисот человек сгорело, а оставшиеся в живых высадились в Акре, затем переехали в Наблус, где провели зиму, прежде чем попали в Иорданию и обосновались в Аммане. В 1880 году в Иордании появились группы кабардинцев и бжедугов, затем прибыли и другие. Они основали семь деревень, включая Амман, который позже стал столицей Иордании. В 1905 году небольшая группа чеченцев и несколько дагестанских семей тоже пересели­лись в Транс-Иорданию.

До 1882 года Оттоманское государство не вело в Транс­Иордании каких-либо заметных действий, но оно использо­вало крепость Салт, которая была восстановлена Бей-барсом, одним из мамлюкских султанов в Египте, как административный центр и гарнизон для турецких солдат. Из этой крепости турки отправлялись собирать налоги с бедуинов, которые жили в Балке и Караке. Район Карака был передан Оттоманскому государству Халилом эль-Маджали в 1892 году, а впоследствии он стал подчиняться непосредственно Дамаску. Позднее турки назна^ли губернатора в этот район. Первым губернатором был Хусейн Хилми-паша, который захватил провинцию Корак без борьбы и сумел установить мир и спокойствие на этой территории после того, как он разместил там гарнизон из двухсот черкесских конников и три подразделения ту­рецких солдат, насчитывавших около ста пятидесяти человек.

Однако мир продержался недолго, так как население Корака восстало в 1910 году в ответ на закон, введенный Оттоманским государством, который обязывал народ Корака сдать оружие и обязывал их к военной службе. Во главе движения стал Кадар эль-аджали, который объеди­нил все мятежные племена, чтобы потревожить государ­ство, прежде чем закон вступит в силу. Черкесские добровольцы принимали участие в коракской кампании и помогли государству подавить мятеж и восстановить безопасность. Эти добровольцы выполнили свой долг перед правительством, храбро сражались и вернулись с большой добычей.

Перед первой мировой войной положение в Иордании было небезопасным, так как бедуинские племена, жившие там, как только представлялся случай, вызывали беспо­рядки. Однако, с течением времени, черкесские деревни стали превращаться в центры, в которых царили мир и покой, даже когда бедуинские племена устраивали набеги друг на друга. В этих безопасных центрах собирались арабы, как горожане, так и крестьяне. Со временем они объединились с черкесским населением и стали жить мирно, свободные от нападений бедуинов.

Арабские деревни на севере Иордана, в которых жили крестьяне, такие, как Ирбид, Хуран и Голан, были под контролем бедуинских вождей, приказам которых народ подчинялся, и которым он платил налог в мае каждого года. Это означало, что бедуины были хозяевами и владельцами земель, которые сами не возделывали, в то время как жители деревень должны были работать, чтобы отдавать бедуинским вождям плоды своего труда. Все это происходило на глазах оттоманских правителей, которые не имели никакого влияния и власти в этих землях.

В этих условиях жизнь черкесов, переселившихся в Транс-Иорданию, напоминала на первых этапах жизнь американских переселенцев, которые на несколько веков раньше переселились из Европы в Америку. Так же, как и те переселенцы, черкесы были вынуждены эмигрировать по политическим, религиозным и социальным причинам. Так же, как первые переселенцы на американском континенте должны были бороться со стихией, эпидемиями и красноко­жими индейцами, которые оставались враждебными, так и черкесы должны были противостоять трудностям, возникшим в результате резкой смены обстановки, бороться с эпидемиями и сдерживать натиск бедуинских племен.

Прибыв в Транс-Иорданию, черкесы прежде всего поселились рядом с ручьями и руслами высохших рек, несмотря на заразные болезни, такие, как малярия и тиф, вызываемые водой. Черкесы не были знакомы с мерами предупреждения болезней, и их безжалостно истребляли эпидемии. Жизнь в условиях пустыни совершенно отлича­лась от их прежних условий жизни в местах, где были реки, густые леса и высокие горы. Отсутствие необходимой подготовки к этим изменениям усугубило их положение, когда им пришлось столкнуться с жестокими силами природы. И все же черкесы смогли устоять перед этими естественными преградами, стихийными бедствиями и на­тиском бедуинских племен благодаря своей моральной силе, стойкости и качествам, которые они приобрели за долгие годы войны против русских, казаков, татар, монголов и других. Они добывали скудные средства к жизни с помощью различных ремесел, которым научились, до тех пор, пока оттоманское правительство не выделило им земель, годных для обработки.

В этой связи следует отметить, что черкесы принесли с собой в Транс-Иорданию некоторые предметы цивилиза­ции и ремесла, такие, как чай, повозки, в которые впрягали лошадей и быков /которыми они пользовались во время переселения с Кавказа, Балкан и Анатолии/, сельскохозяй­ственные орудия, кожаную обувь и некоторые ремесла, такие, как кузнечное дело, ювелирное, кожаное производ­ство, а также производство седел, мельницы, механические инструменты и другие.

В 1900 году в Транс-Иордании произошло столкновение, известное как «Балкавейхская война». В ней в местности «Кувейсмех» столкнулись племя балкави, жившее вокруг Аммана, и черкесы из Аммана. Были жертвы с обеих сторон. Это столкновение имело историческое значение и считается поворотным пунктом в истории цивилизации современной Иордании. Причиной столкновения послужи­ло то, что несколько бедуинов из племени балкави схватили девушку-черкешенку из Рас-эль-эив Квартера /Амман/ с целью выкрасть ее, а группа черкесов поспешила ей на выручку и столкнулась с группой балкави, которые были готовы сражаться. К счастью, столкновение закончилось победой черкесов, на помощь которым привью бедуинское племя бани сакр. Черкесы Аммана вступили в соглашение с этим известным, благородным племенем. В соглашении устанавливалось, что каждая из сторон должна помогать другой в случае агрессии или войны; это соглашение до сих пор соблюдается обеими сторонами. Результаты этого столкновения пошли на пользу Иордании в целом, так как оно послужило началом долгому периоду мира и спокой­ствия. Оно также способствовало развитию города Аммана и стало отправным моментом в новой цивилизации последующих поколений в Иордании. Среди результатов этой победы было и то, что большое число арабов из Дамаска,- Наблуса и других мест переселялись в Транс­Иорданию на постоянное место жительства, чтобы работать и вести там торговлю. Точно так же жители христианских деревень, например Мадабы, решили остать­ся и противостоять агрессии бедуинов.

Кроме бедуинов был и другой источник беспорядков — друзы, которые систематически выступали против государ­ства. Оттоманские лидеры использовали воинственных черкесов, албанцев и курдов, чтобы подавить мятежи друзов. Одним из самых значительных выступлений друзов был мятеж, который произошел во времена Сами-паши эль-Утмани /оттоман/. Друзы часто нападали на своих соседей, и так как черкесы, жившие в районе Голан, были их ближайшими соседями, то они чаще подвергались их нападениям, и не только друзов, но и бедуинских племен Сирии, таких, как Рувала, Аназа и другие. Черкесам Иордании часто приходилось помогать своим родственни­кам.

Известно, что друзы состоят из двух сект: одна из них живет вокруг Бусра-Аски-Шама, ею руководит семья Эль-Атраш, другой сектой друзов из Медждел-Шама руково­дил Эмир Кенж. Позднее они стали беспокоить черкесов Кунейтры и Голана. Когда эти друзы напали на черкесские деревни в Голане, многие черкесские добровольцы вместе с курдскими солдатами под командованием Мухамеда эль-

Муфти и Мирзы-Бея поспешили в Голан и столкнулись с друзами у Эин-Зивана. Черкесы разбили друзов, ограбили их деревни и вернулись с добычей. Черкесам помогали арабы из Хурана, которые долгое время страдали от друзов. Однако Хосрев-паша, черкес, который командо­вал жандармерией в Дамаске, был недоволен их действиями, так как они были предприняты без ведома и согласия правительства. Так как черкесы и их друзья, арабы из Хурана, убили в гневе многих друзов, он посчитал необходимым наказать некоторых из тех, кто организовал эту экспедицию и кто принимал в ней участие. Но так или иначе друзам пришлось подчиниться оттоманскому госу­дарству после битвы, которая закончилась оккупацией их столицы /Сувейда/.

Сооружение Хиджазской железной дороги, которая соединила Дамаск и Медину /Хиджаз/,'проходя рядом с Амманом, явилось одним из самых важных строительных проектов, осуществленных в то время. Протяженность дороги составляла 1400 км. Охрана железной дороги стала основным занятием черкесов Иордании и Сирии, которых нанимали, чтобы отражать нападения бедуинских племен. Они неодобрительно отнеслись к ее сооружению по экономическим и политическим соображениям, так как она в большей степени вытеснила верблюжьи караваны, а они сами не хотели так близко соприкасаться с правитель­ственными органами.

Хотя первое время эта железная дорога имела чисто религиозное значение, позднее, в годы первой мировой войны, стало ясно, что она имеет военное и стратегическое значение. В течение всей войны, на протяжении четырех лет, ее обороняла большая турецкая регулярная армия, которой помогали черкесские добровольцы. Беспрерывные атаки полковника Лоуренса и отрядов князя Фейзала имели целью разрушить эту железную дорогу, которая была жизненной артерией для оттоманских армий, размещенных в Хиджазе и Палестине. Ее разрушение означало разъединение этих армий, прекращение подкреп­лений с севера и изоляцию от основных продовольственных центров и германо-турецкого командования в Алеппо.

Следует отметить, что функционирование этой железной дороги в годы войны дорого обошлось Иордании и нанесло ей непоправимые потери, так как было уничтожено большинство густых естественных лесов, которые покрыва­ли и украшали Ажлоун, Балку и другие территории. Лес использовался как топливо для локомотивов, после того, как были исчерпаны запасы угля и нефти, которые Оттоманское государство имело в начале войны.

Черкесы, как преданные подданные оттоманских прави­телей, которые дали им приют и позволили поселиться в различных районах после того, как они были изгнаны царской Россией из родных краев, принимали участие во всех политических и военных событиях, которые происходи­ли в этой стране. Так как Оттоманское государство было тогда слабым и его влияние во многих арабских странах, особенно на территориях, которые были отделены от административных и цивилизованных центров— неустой­чивым, оно нуждалось в услугах черкесов на тех землях. Вот почему турки разрешили черкесам селиться в арабских странах и создавать деревни и поселения у Хиджазской железной дороги в различных важных местах, таких, как Зарка и другие.

Комментарии   

0 # История адыгов, черкесов и их фамилий.BestShauna 27.10.2018 10:54
I have noticed you don't monetize your blog,
don't waste your traffic, you can earn additional cash every month.
You can use the best adsense alternative for any type of website (they approve all websites),
for more info simply search in gooogle: boorfe's tips monetize
your website
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

HotLog
Rambler's Top100