История адыгов, черкесов и их фамилий. - Темирканов Юрий Хатуевич

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Великие Черкесы

Темирканов Юрий Хатуевич

Темирканов Юрий Хатуевич

Темирканов Юрий ХатуевичНа западе его давно называют «русским Тосканини» и охотно приглашают на гастроли. А у нас в России метко сказал о Темирканове поэт Андрей Вознесенский: по его словам, Темирканов - «термоядерный дирижер».

На сегодняшний день Юрий Темирканов один из лучших дирижеров мира. На западе его давно называют «русским Тосканини» и охотно приглашают на гастроли. А у нас в России метко сказал о Темирканове поэт Андрей Вознесенский: по его словам, Темирканов - «термоядерный дирижер».

И действительно, энергии «русского Тосканини» можно только позавидовать. Кроме того, о силе его таланта, о смелости его фантазии, о его обаянии и остроумии ходят легенды. Маленькое эссе о Темирканове Ростропович назвал словами «Душевный, легкий, замечательный». А Евгений Колобов, шутя, сказал, однажды, что когда на сцену выходит такой человек, то кажется, что он может вообще не дирижировать – ведь его окружает особая аура, которая сама по себе оказывает магнетическое воздействие на зал.

«Если бы я не стал музыкантом, то сделался бы художником», - заметил однажды Юрий Хатуевич. В детстве он хорошо рисовал, и до сих пор иногда с удовольствием просматривает старые рисунки, любит запах масляных красок… От детских увлечений рисованием осталась не только любовь к живописи, но, по-видимому, и особый, свойственный именно художникам взгляд на мир. Говорят, что Темирканов умеет видеть ту музыку, которой он дирижирует. Может быть, именно поэтому в молодости ему хотелось ставить оперы, – примерно десять лет он был дирижером и художественным руководителем Мариинского театра.

Темирканова иногда ругали за режиссуру. Колобов однажды признался, что ему хотелось бы закрыть занавес в «Евгении Онегине» и слушать только оркестр – ведь настоящая режиссура Темирканова именно там. В то же время именно благодаря Темирканову театр со временем вышел на мировую арену.

По словам музыковеда Михаила Бялика, абрис прожитых Темиркановым лет очень четок и образует простую двухчастную форму. Первые полжизни – подготовка к главному делу. Вторая половина – служение ему. Грань между этими «разделами» ясная, она словно подчеркнута: в 1966 году Темирканов получил Первую премию на Всесоюзном конкурсе дирижеров.

Юрий Хатуевич родился и вырос недалеко от Нальчика, по национальности он кабардинец. По его словам до семи лет он, скорее всего, вообще не видел ни одного музыкального инструмента. А потом в Нальчик приехал педагог-скрипач Валерий Дашков. «Как-то он пригласил нас с братом к себе, - рассказывает дирижер, - и спросил, хотим ли мы учиться музыке. А на Кавказе просто не принято отвечать старшему – не хочу!».

Так началась пора стремительных успехов. После окончания школы в Нальчике – поступление в Ленинградскую консерваторию, победа на дирижерском конкурсе… А затем – работа в Мариинском театре и в оркестре Санкт-Петербургской филармонии. Театр поднимается до уровня мирового. Оркестру присваивают звание Заслуженного коллектива республики.

Уловить темиркановский стиль дирижирования непросто. Говорят, что у него своя манера для каждой партитуры. Но насмешлив маэстро или трагичен – жест его всегда красив, точен, понятен. Однажды Темирканов сравнил дирижерскую жестикуляцию с языком глухонемых: ведь дирижер так же, как и они, все объясняет «на пальцах»!

Что же он любит объяснять? Когда он возглавил оркестр в Санкт-Петербурге, говорили, что наступил «репертуарный взрыв»: афиши запестрели множеством незнакомых публике сочинений. Однако не исчез и знакомый «старый» репертуар. Вскоре стало понятно: у этого дирижера нет постоянных предпочтений. Есть только одна особенность: все, что он играет, оказывается актуальным и интересным.

 

Почти 20 лет Темирканов возглавляет ЗКР академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. А еще в его творческой биографии – Лондонский Королевский филармонический оркестр, Дрезденский филармонический оркестр, Симфонический оркестр Датского радио, Балтиморский симфонический оркестр… Ну, это не говоря уже о руководстве Кировским театром в 70-80-е и о нынешнем посте главного приглашенного дирижера Большого театра.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

HotLog
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP