ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ
Приведенная в этой книге небольшая подборка документов и фактов из архива ЦГА КБР, а также из исторических книг, является попыткой поставить ряд вопросов в изучении родословия Пшуковых.
Ни в коей мере не претендуя на бесспорность, автор надеется пробудить интерес к изучению прошлого у всех, кто носит эту фамилию. И не только эту. Надеюсь также, что появление данной работы сыграет положительную роль в восстановлении и укреплении родственных отношений. И самое главное - поможет осознать, что в единстве сила фамилии и всей нации.
Наш род придает изучению своих корней большое значение, в этом направлении мы делаем только первые шаги. Род провел два объединительных съезда, где основной упор был сделан на поиск и восстановление родственных связей, перепись всех Пшуковых, проживающих в КБР, на планирование различных мероприятий.
Можем точно сказать: сегодня нашу фамилию носит около 300 семей, что составляет 1200-1300 человек. В одном только Карагаче проживают 100 семей, связанных кровными узами, в Куркужине- более 50 семей, в Верхнем Акбаше- 16, в Нальчике - более 40.
Пшуковы живут в 32 населенных пунктах КБР. В республике найдется немного фамилий, с которыми у нас нет родственных отношений.
Фамилию «Пшуков» некогда носили и Хашпаковы. каких немало в республике. У нас имеется родовая тамга (герб), почти одинаковая во всех населенных пунктах. Мы изучаем ее сходство с тамгами других адыгских - и не только адыгских - фамилий. Некоторые совпадения видятся неслучайными.
Мы ведем поиск того, в какое время и каким образом родилась фамилия. Изучаем биографии отдельных личностей. Среди них Астемир Пшуков - активный участник гражданской войны, Инал Пшуков - председатель потребкооперации республики. Нельзя не вспомнить Жамбота Пшукова - мастера спорта международного класса, названного Зауром Налоевым «современным Андемирканом». Эти люди внесли заметный вклад в историю фамилии и нации, на их примере смело можно воспитывать молодежь.
Также мы изучаем историю отдельных населенных пунктов, где компактно проживали Пшуковы.
Следует внести ясность в разночтение фамилии: «Пшуков» в русской транскрипции и «Пщыук1» - в кабардинской. Если открыть справочник фамилий, проживающих в кабардинских селениях, то можно найти варианты «Пщыук1», «Пщыкъуэ», «Пщук1». Такое разночтение встречается даже в одном селении, где все представители фамилии являются кровными родственниками. То же самое можно встретить в работах современных историков.
Побывав во всех 32 селениях и переговорив со многими из рода Пшуковых, я убедился, что такое свободное толкование не имеет оснований. В последнее время были организованы встречи рода Пшуковых в селениях Малка, Карагач. Старейшины единодушно подтверждают, что есть только одна фамилия: «Пщыук1». Солидарны они и в том, что в далеком прошлом произошли от 5 (или 7) родных братьев, волею судьбы разбросанных по разным населенным пунктам Кабарды.
В подворной переписи населения Кабарды 1886 г. указано, что Пшуковы проживали в аулах Ашабова, Астемирова, Иналова, Конова-Абзеванова.
Круг еще более сужается, если обратиться к более ранним документам. В книге С. Бейтуганова «Кабарда в фамилиях» имеется список тех, кто пожелал вернуться в Кабарду из района Георгиевска. Кстати, об этом факте помнят старики рода, естественно, по рассказам своих старших. Любопытно в этом документе то, что переселенцам было поставлено условие обязательного раселения в разных аулах - куда укажут представители власти.
Среди прочих фамилий в этом документе указаны и Пшуковы. Одним следовало поселиться в аулах Ашабова, Кокова, Иналова. Другим было предписано переселиться в Малую Кабарду. Возможно, что это было началом расселения Пшуковых в разных концах Кабарды.
Первые упоминания фамилии Пшуковых в документах относятся к периоду 1770-1790 гг., то есть к моменту строительства крепости Моздок и оборонительной линии. Именно в этот период происходят массовые переселения в знак протеста против строительства Кавказской линии.
Однако еще раньше был известен факт переселения кабардинцев из района реки Кумы. При этом становится понятным, почему бабуковцы пожелали переселиться именно сюда.
Л. Я. Люлье приводит интересные данные о том, что фамилия «Пшиук» встречается у племени гоайя, обитавшего в Причерноморье по соседству с шапсугами, натухайцами и впоследствии слившегося с натухайцами. Если язык гоайя совпадал с кабардинским, то это слово означает конкретное действие: убийца князя.
Некоторые из историков ссылаются на устные предания: кто-то из рода когда-то имел конфликт на бытовой основе, и в результате убийства пришлось переселиться в другие места. Выглядит вполне правдоподобно, такие случаи у народов Северного Кавказа случались нередко. Если учесть, что черкесы были точны в определении имени, прозвищ, то нет сомнений в том, что фамилия появилась не случайно. Ведь она означает конкретное событие. Нет сомнений и в том, что ранее наши предки носили другую фамилию.
Разумеется, это всего лишь гипотезы, предположения. Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать долго и терпеливо. И возможно, не одному поколению.
И тогда это будет еще одной страничкой в истории Кабарды, малоизученной в национальном масштабе и совсем неизвестной в масштабе одной фамилии.
«Дорогу осилит идущий» - гласит мудрейшая пословица.
Выше, исходя из документов русской летописи 1767-1770 гг., было сказано о времени появления Пщыуке-Пшуков-Пшуко. В те годы жители Бабукова (Сармаково), протестуя против строительства Кавказской оборонительной линии, и прежде всего крепости Моздок, решили покинуть пределы Кабарды и переселиться в район Геогиевска на реке Гум. В архивах ЦГА КБР имеются списки переселенцев, в которых указаны и Пшуковы.
Однако найден документ, датированный 1639 г., где упоминается об уздене Пшуко у князя Алегуко Шогенукова (Казиевой фамилии).
Сказано там следующее: «...2 июня 1639 послы русского царя выехали из Москвы и прибыли в Алегукино Кабарду или Б. Кабарду 2 октября 1639 г.».
В своей жалобе на Ф. Елчина царю П. Захарьев пишет: «Октября в 5 де (т. е. 5 октября) пришли к Алегукину брату Хапуке и Хапуко. Государь велел нас проводить узденю своему Пшуке прямою дорогою на Сони в Дидьянскую землю. А от Хапуки до Сонской земли, т. е. Грузию, три дня ходу. Через Донгуз-Орун, сравнительно легкий перевал, пришли в Сванетию и далее в Мигремлию к Грузинскому царю Левантию, т. е. Левантию II».
Обратно они шли той же дорогой, но уже через год, 8 июня 1640 г., вернулись в Кабарду. Можно с определенной уверенностью сказать, что логичнее всего было поручить встречать послов уже знакомому Пшуко.
Но нам интересен сам факт, что в 1639 г. жил уздень по фамилии (или имени) Пшуко, который скорее всего мог быть родоначальником (одним из них) фамилии Пшуко, Пшуков, Пщыуке. Тогда фамилия, получается, существует более 360 лет.