О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ
Мы уже говорили, что фамилию во всей Кабарде писали «Пшуков», и только одна семья в Старой Крепости (Баксане) писала «Пшиучев». Родом она из Ашабова.
Парадокс в том, что их ближайшие родственники в том же 1886г. в подворной переписи населения назывались только «Пшуковы». Так было и в 1825 г., когда Я. Шардановым составлялась сословная перепись Кабарды. Таковы официальные документы.
Но все же в различных других источниках встречаются варианты кабардинской транскрипции «Пщыук1», «Пщыкъуэ» и даже «Пщук1». Можно назвать по крайней мере два примера: «Кабардино-черкесские фамилии» Дж. Кокова и «Населенные пункты КБАССР и перечень фамилий в них» X. К. Жамбекова.
Как было сказано выше, нами опрошены многие представители рода во всех населенных пунктах, где они проживают. Никто в КБР не называет себя иначе, кроме как «Пщыук1». Так было и в XVIII-XIX вв.
На мой вопрос к автору первой книги, откуда такая свободная интерпретация фамилии, ответ был: «Не знаю». Трудно установить причины подобного толкования и во втором случае. Налицо лишь факт: никто из нашего рода в Кабарде не называет себя по-другому. И это само по себе удивительно: как получилось так, что безграмотные и не имеющие алфавита люди во всех концах Кабарды, не сговариваясь, одинаково писали свою фамилию по-русски и произносили по-кабардински?
Сегодня при сплошной грамотности авторы исторических книг не удосужились спросить у носителей фамилии, что к чему. При всем почтении к названным историкам надо признать: они проявили неуважительное отношение к себе, и к фамилии.
В своей книге «Черкесия. Исторические очерки» Л. Я. Люлье в 1857г. пишет следующее: «Черкесским языком говорят, с малыми оттенками, все имена адыге, живущие на северной плоскости Кавказского хребта от Терека до устьев Кубани и вдоль восточного берега Черного моря до грани убыхской земли».
Из таблицы, составленной Люлье, мы видим, как изменялось это слово в языке разных племен:
племя
надхо - емезог (неуживчивый?);
нетахо - дежередже;
кабле - ханту;
сханете - хусетль;
гоаго и соотох - куадже;
гоайе - пшиуик.
Видимо, у разных племен это слово или его значение произносились по-разному. Следовательно, у большинства адыгских племен существовала фамилия «Пшиуик».
Если посмотреть на историю перечисленных адыгских групп, то становится более или менее ясным, как носители этой фамилии оказались разбросанными от Черного моря до берегов Терека, Сунжи, Лабы, Кубани.
История знает, что в XI-XV вв. происходило последовательное переселение адыгов с побережья Черного моря на Центральный Кавказ. Затем имели место постоянные перемещения в XVI-XVIII вв. Так, в 1614г. князья Амчуко и Хатажуко со своими подданными переселились с берегов Баксана за Кубань. Об этом пишет С. Бейтуганов в книге «Кабарда в фамилиях».
Переселения участились с началом вторжения России на территории, занятые адыгскими племенами. Даже наблюдались моменты, когда адыги готовы были уйти в Грузию. На этой волне переселенческого движения Пшуковы с берегов Черного моря вместе со своим народом могли оказаться на нынешней территории Кабарды.
Затем последовал новый этап переселений - в период с 1850-го г. по 1890 г. Адыги уходили в основном за Кубань, в район Моздока и на территорию нынешней Кабарды. Велико было также переселенческое движение в Турцию и на Ближний Восток.
Причинами этого, кроме войны, были и княжеские междоусобицы, и нехватка земель. Нередки были, как мы уже отмечали выше, драмы на бытовом уровне, которые затрагивали интересы всей фамилии.
Период, описываемый Люлье, относится ко времени после 1800 г. Между тем в Кабарде наша фамилия встречалась и раньше.
В ауле Бабукова в 1744-1767 гг. имели место волнения в знак протеста против строительства русских укреплений на территории Кабарды. В итоге аул переселился в район Кумы, то есть Георгиевска. Мы уже отмечали, что в этом селе проживал род Пшуковых. Это следует из списка 34 семей, вернувшихся на прежние места жительства, приведенного С. Бейтугановым в книге «Кабарда в фамилиях». Там же сказано, что часть бабуковцев переселилась в Малую Кабарду.
Вполне возможно, что некоторые (если не все) Пшуковы попали в Астемирово.
Еще об одном случае переселения следует упомянуть отдельно. У С. Бетуганова об этом сказано: «В 1860-1866 гг. в Кабарде предприняли объединительную реформу по укрупнению аулов. Из 97 аулов Большой Кабарды на старых местах должны были остаться только 33».
В частности, к аулу Ашабова были присоединены аулы Аджиева и Трамова. К аулу Кошева- аулы Иналова и Герандуко Седакова. При этом жителям Иваново разрешалось по их желанию переселиться в Кошево и наоборот.
Возвращаясь к причине происхождения фамилии, можно уверенно сказать, что такого количества «убийц князей» от берегов Черного моря до Сунжи не было и быть не могло. Объяснение здесь простое - Пшуковы вынуждены были раселиться по разным местам в целях самосохранения, и это оправдывало себя. А корень - один.
Вопрос о том, где и когда появилась эта фамилия среди адыгов, остается открытым. Никаких документов по этом вопросу пока не найдено. Существуют лишь предания.
Подробности изготовление вывесок у нас.
По рассказам стариков, в XVII-XVIII вв. в районе нынешнего Георгиевска (Гумкъалэ) жили 7 родных или близких по родству братьев со своими семьями. Объектом внимания местного князя стала сестра (или жена) и конь одного из родственников.
Результатом ссоры было убийство князя и вынужденное бегство всех братьев со своими семьями.
В дальнейшем двое из них направились в Малую Кабарду и поселились на стыке земель чеченцев, ингушей и осетин, благо районы проживания кабардинцев простирались до берегов Сунжи.
Другие же пять братьев расселились на берегах Малки и Куркужина, где до наших дней и обитает основная часть рода.
Фамилия Пщыук1 сложена из двух слов. «Пщы» - князь, глава села, старшина села, народа. И «ук1» - убить, убивать. Русская транскрипция «Пшуков» не отражает истинный смысл фамилии. Поэтому многие интерпретируют это слово как «княжеский сын», что в корне неверно.
Видимо, кто-то однажды неправильно написал фамилию на русский лад, а ему никто так и не возразил.
Учитывая, что кабардинский народ отличался изрядной меткостью при выборе имени (прозвища), резонно спросить: кому, за что и когда дали это имя? Если убийство было совершено, нет сомнений в том, что это сделали люди, до этого носившие другую фамилию.
Нет сомнения и в том, что кровная месть распространялась на весь род. Ответственность несли все, и при отсутствии прямых виновников могли пострадать другие родственники. Возмездие могло распространиться на кого угодно, в том числе на женщин и детей - святая святых любого кабардинца. Все это, вместе взятое, могло быть причиной переезда на другое место. А если даже у рода не было собственных причин, то они были у всего народа -из-за войны.
Ввиду отсутствия письменности в то время у кабардинцев, да и у народов всего Северного Кавказа, трудно уверенно сказать о конкретном месте обитания первых из рода, кто получил эту фамилию. Но некоторые документы в архивах ЦГА КБР все-таки сохранились. Можно найти эту фамилию в книгах В. Кудашева, Я. Шарданова, С. Бейтуганова и других авторов.
Дело осложняется тем, что род Пшуковых, как и вся Кабарда, вел полуоседлый образ жизни. Это объясняется многими причинами, в большинстве своем трагическими.
В посословной переписи населения Кабарды в 1825 г. у Я. Шарданова есть такая запись:
«В с. Бабуково, принадлежащем князьям Кайтукинской фамилии, проживали уздени третьей степени (Уэркь щауэ л1ы гъуса): Пшиучев Ибрагим- 44 года, брат Измаил- 15 лет, сын Юсуп-2 лет.
В с. Астемирово, принадлежащем князьям Бековичам-Черкасским Мударовской линии, проживали Анзор Пшуков- 44 лет, брат Исмаил - 41 год, уздени третьей степени, пасынок Куда Митиров».
В «Истории Кабарды» Владимира Кудашева, изданной в 1913 г., сказано: «В 1860 годах сословия узденей I степени- «Л1акъул1эш» - и узденей II степени по своему положению настолько сравнялись, что различать их стало трудно. Найти таких настоящих «дыжьыныгъуэ», как Багирсеевы, Пшуковы, Боровы, Маргушевы, Кандоровы, в Кабарде стало невозможно».
Правда, Кудашев дает оговорку, что при всем этом их (дыжьыныгьуэ) нельзя считать равными таким фамилиям, как Шипшевы, Даутоковы, Кучмазоковы, Кашироковы - в Большой Кабарде, и Жогишевы, Хапцевы, Астемировы, Кохужевы - в Малой Кабарде.
В большинстве своем уздени произошли от слуг князей после самовыкупа. Они всегда должны были быть во всеоружии и сопровождать князя во все походы. Фактом является то, что они были свободными людьми, не зависимыми от князя. Именно этому сословию историки приписывают основные заслуги в отстаивании чести и свободы Кабарды.