ХАТТЫ В ДРЕВНИХ ЯЗЫКАХ И КУЛЬТУРАХ – II том
1.4. Северный Кавказ и Древний Египет
Древний Еги́ пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (коптⲓⲓⲓⲓ.) – название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах: Муцур, Мисир (аккад. Muṣur, Miṣir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uriṣṣu) Верхний Египет – у ассирийцев [ru.wikipedia.org›]. Слово ‘Урису’ при переводе на кабардино-черкесский язык означает ‘живущий в городе Ур’.
Мицра́им (др.-евр. מִי ְרְיִל транслит. Mitzráyim) – у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. רְיַל) – «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама – Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафториты (Быт. 10: 13 –14).
Мудраия – название на языке древних персов.
Миср/Маср (араб. صر م) – у арабов [Гесиод 2001: 128]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова, означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом, согласно нему название происходит от слова массара – «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии) [ru.wikipedia.org›Древний Египет].
Только после ухода за 1000 лет создателей цивилизации Египта, Месопотамии, Аравии и Малой Азии на этих землях появляются семиты и хамиты, которые никакого отношения к созданию перечисленных цивилизаций не имели в тот период.
С древних времён названия страны Египет – ‘Мысыр’ – ‘Mi-si-r’ восходит своими корнями к праадыгской языковой семье к ‘Хаттам’, куда и входит кабардино-черкесский язык, где до сих пор в народе сохранилось название страны ‘Египет-Мысыр-Mi-si-r’. Впервые слово ‘Мысыр-Mi-si-r-Египет’ в клинописных текстах встречается в поэме ‘Энума Элиш’ по-кабардино-черкесски ‘Е Нума елъэщ’ - ‘Злой Нума прыгнул’ название начинается с первого предложения:
1.
-‘E
Nu-ma e-la-sch ši-na-pu Uš-ma Mu’ – ‘Е Нума елъэщ шынапу Ушма Mу’ – ‘Злой Нума прыгнул боясь Ушийца Му’. В предложении под №100 встречается слово ‘Мысыр’-‘Mi-si-r’- ‘Египет’:
100
– ‘Mi-si-ri tu šu šu ui-t tu-ha i Li-d-ta šu-ui-ti-r’ – ‘Мысыри т1у шу шу 1ут т1ухэ и Лидт1э шуит1ыр’ – ‘Египтян двое всадников, всадники стоят и двое Лидийских всадников’ – произведения относят к 2400 – 2200 г. до н. э.
[http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/480 /69480019_1295475177_map32.gif].
Египетское письмо – письменность, принятая в Древнем Египте на протяжении почти 3500 тысяч лет, начиная с рубежа IV-го и III-го тыс. до н. э., является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип) – сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем, логографического (добавлено нами – Т.Ш., Х.П.). Со временем стало разделяться на три вида написания: иероглифику, от которой произошла более беглая иератика, развившаяся ок. 700 г. до н. э. в ещё более быстрый курсив с большим количеством лигатур – демотику. Ни один из этих видов письма полностью не замещал остальные, и все они использовались до конца греко-римского периода. Научная дисциплина, изучающая египетское письмо – лингвистическая египтология [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Древнеегипетские иероглифы были расшифрованы еще в Средневековье. Средневековый арабский учёный Ибн Вахшийя ан-Набати за тысячу лет до француза Шампольона расшифровал древнеегипетские иероглифы. К такому выводу пришёл иракский историк Яхья Мир Алем, исследовавший написанную в начале девятого века нашей эры средневековую арабскую рукопись "Страсть познания написанных знаков", в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов [http://www.garshin.ru/linguistics/scripts/old-egyptian/.].
А. Х. Гардинер английский египтолог и лингвист в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список в своей работе «Египетской грамматике» (Gardiner 1927). По мнению учёных на сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой.
Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже – слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. Например, надпись
следует читать слева направо, так как птица, человек и козлёнок смотрят в левую сторону. В строке верхний знак имеет первенство перед нижним. Например, порядок чтения знаков в слове
|
|
следующий: + + + + + +
В иероглифическом письме не было разделителей слов или предложений (то есть знаков препинания и т. п.). Каллиграфические знаки стремились располагать симметрично и без пробелов, создавая квадраты или прямоугольники [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
При транслитерации представленных выше иероглифов получаем в первом случае ‘Iu Mu-i ba Se-ħ-Иу Муи бэ Сехь – Пленит Муйских сыновей Сех’; во втором случае ‘E ħa Tap a na-ja Mi-y’ – при чтении на кабардино-черкесском языке получаем целое предложение – ‘Е хьэ Тап а наджэ Мия’ перевод на русский язык ‘Он злой человеческий (бог) Тап, зазывает Мийцев’. В подтверждение существования имени Сех можно привести пример из последнего фараона II-ой династии XXVII XXVI веков до н. э., которого звали Хасехемуи, он жестоко расправился с восставшими жителями дельты и объединил Древний Египет в единое государство (БСЭ, 1969 – 78).
При транслитерации имени Хасехемуи получаем Ħa-seh-e-mu-i, что при чтении на кабардино-черкесском языке означает ‘Хьэ Сехь е Муи’ – перевод на русский язык ‘человек Сех злой на Муйцев’, состоящей из целого смыслового предложения – синтагмы. Также хочется отметить, что в III-ем и II-ом тысячелетиях до н. э. имена имели не более двух слогов, в основном – это однослоговые, такие как Нар, Нут, Сет, Сос, Сата, Сет, Хаба, и т. д.
Расовая принадлежность древнеегипетского народа в северных областях страны больше проявлялись признаками европеоидного типа, а вот в южных же регионах – негроидного [http://osoznanie.org/1858-yazyk-drevnego-egipta.html].
М. Диунов считает, что первые обитатели Египта те, кто создал его цивилизацию, были белыми народами, принадлежащими к большой белой расе. В числе древнейших археологических памятников Египта можно назвать Себильскую культуру (Sebilian), находившуюся в Верхнем Египте и представленную людьми долихоцефального типа. Себильская культура интересна для нас тем, что она относится к эпохе, когда шло формирование современных рас, поэтому исследования расовой истории цивилизации Древнего Египта можно вывести из эпохи непосредственно связанной с процессом расогенеза. Причём, как и в большинстве цивилизаций древности, что доказывает настоящая работа, происхождение цивилизации связывается с творческой деятельностью большой белой расы, а впоследствии, особенно важным оказывается влияние северных европеоидов, индоевропейцев, ариев. Создание древнеегипетского этноса происходило на основе возможного завоевания средиземноморцами некоторых (вероятно многочисленных) южных племён. Цивилизация Древнего Египта была создана при прямом участии североевропеоидных народов, а в целом население Древнего Египта относилось к большой белой расе [http://www.rus-obr.ru/idea/2123].
Г. М. Моран произвёл обширное краниометрическое исследование египтян от захоронений фараонов до черепов простонародья. В результате он пришёл к выводу, что большинство населения Египта принадлежало к Средиземноморской ветви белой расы [Morant 1925: 17]. Представители европеоидной белой расы населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет [http://vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-06-12-01/2011-08-15-06-33-24.html].
Предлагаем широкому кругу читателей древнеегипетскую надпись.
[http://www.worldsculture.ru/drevniie-egipet/drevniie-egipet-i-ego-osobennosti.html].
Транслитерация (Х.П.) слева направо-сверху вниз:
1.U Ra-ka Di-im i-ti 2. Mu-ka e-zha Ra An zi-zhi y Mu Tut
- –ti An-ma i-mi na-u-ħa-ri 4. Ħa-t i-ma e-ša Am
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
1.У Ракъэ дийм ити 2. Мукъэ ежьа Ра Ан зыжи я Му Тут- 3. -ти Анмэ ими Нау хьэри 4. Хьэт имэ ешэ Ам
Перевод на русский язык:
- Они боги в дийме (в лодке) стоят 2. В Му собрался бог Ан единый к Муйцам, Тут 3. По вере Ан родственник Нау (кошка) человек 4. Хатов родных везёт Ам
И так в лодке слева направо стоят боги Ан, Хаба, Ам, Нау. В тексте упоминается город Му. В кабардино-черкесском народе издревле существует имя Муа, Муае. Несомненно это говорит о том, что эти имена произошли от названия города Му и о тесной взаимосвязи народа с Древним Египтом, Аравии, Месопотамии, Малой Азии, так как это имя и город встречаются в клинописных текстах. Сама фреска может отнестись к III – II тысячелетиям до н. э.