Беровы

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

РОДОВОЕ ИМЯ: ИСТОКИ И ВАРИАНТЫ

Изложенным в главе “Вольные кабардинцы” можно считать исчерпанным вопрос о местах жительства Беровых приблизительно с 20-х годов XIX века. Что касается мест их более раннего заселения существуют гипотезы различной степени достоверности, основанные на предполагаемой аналогии или некотором сходстве в звучании терминов (топонимов). Один из таких источников зафиксировал Петр Симон Паллас в ходе своего путешествия по южным провинциям Российской империи 1793-1794 годах. В обзоре одного из черкесских племен, махошевцев, живущих за Кубанью, т.е. принадлежащих

Оттоманской Порте (Турции), он отметил: “Калх, впадает в Ямансу; на ее берегах расположены деревни Биерхабль…».

Такие же сведения содержатся и в книгах: “Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные Семеном Броневским”, изданной в Москве в 1823 году и "КАВКАЗ ЕВРОПЕЙСКИЕ ДНЕВНИКИ XIII–XVIII ВЕКОВ КЛАДЕЗЬ СВЕДЕНИЙ О ГОРСКИХ НАРОДАХ" на 269 стр. Перечисляя деревни племени махошевцев, он пишет, что река “Калх также впадает в Ямансу, и имеет на себя деревни Биргабль…”. Можно ли отождествить топонимы Биерхабль (Биргабль) с родовым именем Бер (Беров)? Если склониться к положительному ответу, имея в виду, что и для отрицательного ответа нет достаточных оснований, то можно с уверенностью заключить: Беровы относятся к махошевскому племени адыгов. Высказывая такое мнение, мы исходим и из того, что Чижоковы (Ибрагимовы) в одно время располагались на речке Ходзь, что неподалеку от Фарс (Ямансу) и также впадает в Лабу с левой стороны. А, переселившись к Бесленейцам, расположившимся на Ходзе после вероятного исчезновения деревушки Биерхабль, отец Ибрагима, а, возможно, и он сам мог назвать себя выходцем из этого населенного пункта, т.е. Биером (Бером).

 

Здесь как нельзя кстати обратить внимание на одну, но существенную деталь – житель селения Тыжева Чижоков Ханох в посемейном списке за 1886 год по отчеству – Берович.

Еще одно замечание об имени Бер. Гражданин Турции Бер Хикмет (Хьикмэт) в рукописи “Адыгэ тхыдэм и зы къуапэрэ, Бер лlэкъуацlэм и зы лъэужь” (Об одной странице истории адыгов и один след рода Бер), ссылаясь   на газету “Адыгэ псалъэ» (Адыгское слово) за 1999 год, пишет: “Икона” жыхуаlэу щытрэ кристан динымкlэ пщlэ зиlахэм я напэ сурэтхэр Адыгэбзэкlэ къызэраlуэр «хьэнапэщи псалъалъэм иратхауэ щытщ зы lуэрыlуатэ кlапэр:” “Хьэнапэр къытхуэзыхьар Берха фи Тэркъан - щ”. Автор ориентировочно от-носит время жизни Бера Таркана к X веку и полагает, что он был царем. (Архив личного происхождения Берова Мухадина Ляковича). Нетрудно заметить, что между Бер Тарканом, Бером и Беровым связь достоверно не может быть установлена. Возникновение родового имени по названию места проживания в прошлом довольно частое явление.

У кабардинцев, как и у других народов нередки случаи, когда одно родовое имя (фамилия) вытесняется другим. Такое явление имело место и у Беровых. В архивном фонде не прослеживается, когда именно Чижоковы стали называться Ибрагимовыми, а затем и Беровыми.

Документы свидетельствуют о другом – в 1857 году Беровы из Вольного аула, назывались и Чижоковыми, и одновременно, Ибрагимовыми. Так, в одном прошении общества Вольного аула, адресованном воинскому в Нальчике начальнику майору Занаревскому, упоминается Закирей Чижоков. А в начале 60 –х годов XIX века, точнее в 1864 году, он назывался только Ибрагимовым. Следовательно, изменение фамилии произошло, приблизительно, между 1857 и 1864 годами.

В 70-х годах в документах встречается новая фамилия. В списке пансионеров, воспитывавшихся в Нальчикской Окружной Горской школе на счет Кабардинской общественной суммы за 1874 год указаны Салех и Сафиля Бояровы. Можно полагать, что в тот период род уже назывался Беровым, но что русский писарь записал слово, более ему знакомое. Это родовое имя закрепилось за Беровыми на десятилетия. Одновременно и в официальной переписке род назывался Беровым. Этот факт отмечен в прошении жителя селения Нальчикского Маши Аталыкова в Нальчикский Горский словесный суд, написанном 24 января 1879 года. В нем он жаловался на односельцев. Жуко Берева (он же Беров) и Зекира Берова.

В отличие от вольноаульских Беровых их родственники из селения Тыжева продолжительное время назывались Чижоковыми. В частности, в посемейном списке селения Тыжева за 1886 год указаны 47-летний житель Чижоков Ханох Берович и его семья. Вместе с тем отметим, что в 1885 году он в приговоре Тыжевского сельского общества уже подписывался как Беров. Остаются непонятными отчество и возраст Ханоха. Вспомним, что в своих показаниях за 1857 год, он находился в возрасте 30 лет, следовательно, в 1886 году ему должно было исполняться около 60 лет. Вызывает возражение и отчество Чижокова – Берович. В тех же своих показаниях он однозначно именует себя сыном Ибрагима наряду с Закиром, Сеитом и Даутом. Может быть, Ибрагим в обиходе назывался Бером? Вряд ли возможен ответ, как положительный, так и отрицательный, базирующийся на документальном материале. Следовательно, Ханох одновременно именовался обеими фамилиями, но преимущественно писался Чижоковым.

Заслуживает серьезного внимания часто в фондах архива встречающееся родовое имя: “Ибрагимов (он же Чижоков)” или “Чижоков (он же Ибрагимов)”. Известно, что в прошлом окончания имен собственных типа “ов” и “ев” означали отчество: Иванов – сын Ивана, Идаров – сын Идара. Отсюда вполне логично заключить, что в нашем примере отчество “Ибрагимов (он же Чижоков)”, можно читать в современном понимании так: Ибрагима сын (он же Чижока сын).

Отсюда может сложиться мнение, что Ибрагим и Чижок имена одного и того же лица. Однако не следует торопиться с выводами, особенно тогда, когда имеешь дело с предположениями. Логически обоснованное рассуждение в этом случае может оказать медвежью услугу.

Родственник Беровых из Турции, работающий в настоящее время, т.е. в 2006 году, на Украине (Донецке), Беров Сезаи, архтектор по специальности, ссылаясь на родовое предание, сообщает: «Тыркум щыпсэу Берхэр зыщыщ къуажэр ЩIэжыкъуейщ. Бер унагъуэри хэтыжу мы къуажэр хэкум къыздикI щIыпIэр Хуэдз жыхуаIэ лъэныкуэрщи, абдежыр нобэ Адыгей щIыналъэм хеубыдэр» (Беровы, проживающие в Турции, являются выходцами из селения Чижокова. Вместе с Беровыми это селение выселилось из исторической родины с местности, называемой Ходз, что в настоящее время входит в Адыгею).

Отсюда можно уже с большей уверенностью заключить, что вариант родового имени – Чижоков представляет собой топоним. Вероятнее всего, носители фамилии в разное время проживали и в Биерхабле и в ауле Чижокова, которые располагались на Ходзе. С этим, можно сказать, связан тот факт, что они в документах ХIХ века называются то Беровыми, то Чижоковыми.

Следует обратить внимание и на такой момент. Ханох почти до самой смерти за редким исключением назывался Чижоковым. И это, надо думать, не случайно. Он, будучи выходцем из аула Чижокова, в качестве фамилии пользовался наименованием того населенного пункта, откуда был родом.

Когда старая фамилия Чижоков вытеснена новым родовым именем Беров? Постановление Тыжевского сельского общества, принятое 9 декабря 1888 года в связи с преобразованием Нальчикской горской школы в реальное училище, наряду с другими подписано Ханохом Беровым и Хабреком Беровым.

И в 1889 году под решением сельского схода, выбиравшего сельских судей, в числе подписавшихся отмечен Ханох Беров21. Однако свою старую фамилию Ханох применял и после - в 1892 и 1895 годах. В частности, когда в 1895 обсуждался вопрос об уменьшении калыма в селении Тыжево, он высказался за то, чтобы его “оставить по прежнему без всякой отмены как и прежде существовало”. В приговоре, составленном 24 февраля того года, первым из 138 домохозяев, имеющих право голоса на сходе, записано: Ханох Чижоков.

Вместе с тем новая фамилия брала верх над старой. В общественном приговоре Тыжевского сельского общества, принятом 12 декабря 1897 года, указан Ханох Беров. Подводя итог процессу становления данной фамилии можно с уверенностью сказать, что за Чижоковыми из селения Тыжево (Кишпек) фамилия Беров окончательно закрепилась на рубеже XIX – XХ веков, уже после смерти Ханоха Чижокова.

В 1902-1903 годах решение Тыжевского сельского общества подписывают наряду с другими участниками схода сыновья Ханоха, Хажмурза и Мурзабек Беровы. По-видимому, к 1902 году Ханоха уже не было в живых.

В связи с родом Беровых из селения Кишпек следует подчеркнуть одно обстоятельство. Имя Ханоха Чижокова (Берова) неразрывно связано с топонимикой Кабардино-Балкарии, хотя оно не нашло отражения в известных исследованиях. Гошокова (Берова) Хакаца Алихановна, проживающая в селении Кишпек рассказывает: “Прежде всего хотела бы отметить, что имя Ханоха до сегодняшнего дня на устах у всех жителей Кишпека и не забудут, пока селение будет существовать. Дело в том, что Ханох прорыл сохой длинную водосточную канаву, которой до сих пор пользуются и благодарные односельчане называют ее “Хьэнэхъупс” (речка Ханоха).

Беровы носили и другое родовое, обиходное имя, которое не распространялось на всю фамилию. По преданию (информатор Беров Сафарби Хазраилович), у Сета (Саита) Берова, когда ему исполнялось тридцать лет, был серый конь, и под цвет бурка с башлыком. Ездил он верхом в сопровождении собаки такого же серого цвета. Так Сет Беров получил прозвище – Хьэщхъуэшу (серый всадник с серой собакой). Это предание опубликовано и в книге Александра Мусукаева “Века родословий”, правда, в ней дано только само прозвище, которое, надо полагать, возникло вместе с появлением Сета Берова в Вольном ауле в 50 годах XIX века.

Прозвище отца передалось и детям. Оно попало даже в официальные документы. В протоколе, составленном комиссаром селения Нижне-Кожоково 22 сентября 1918 года, отмечено: “Сего числа при отношении за №736, комиссар селения Докшоково доставил в мое распоряжение задержанного им гражданина селения Нижне-Кожокова Тут Хужокова и сообщил мне, что он украл лошадь у гражданина поселка Вольного аула Нальчикско-Клишбиевского сельского общества Дзу Хашхошуева, вследствие этого в присутствии нижеподписавшихся понятых (Темиш Шондиров и Хажиумар Агноков – С.Б.) спрашивали об этой краже обвиняемого Хужокова, который показал: Я сознаю себя виновным в краже лошади у вольноаульца Дзу Хашхошуева, которого я украл и продал Кайсын- Анзоровцу Нах Балкарову за 80 руб. и деньги получил. Балкаров лошадь эту продал боташевцу, имени и фамилии боташевца не знаю. Лошадь Хашхошуева находится в селе Боташевском”.

Вопрос о предках рода, и его генеалогическое дерево, затрагивается в бытующих преданиях. Так, от поколения к поколению передается, что все Беровы и Гетажеевы (Джатэжьей) являются родственниками и, что они поддерживали связи между собой. Беров Сафарби Хазраилович, например, сообщает: “Говорят, все Гетажеевы тоже Беровы и наши родственники, а как это получилось, не знаю”.

Другой информатор – Гетажеев Тазрет Хазраилович из Старого Лескена, рассказывает: “Все Беровы и Гетажеевы являются родственниками, и лет пятьдесят тому назад они навещали друг друга. Сейчас, правда, забыли, но старики помнят об этом. Жил когда-то в Кошехабле, тогда он назывался Анзорей, в Адыгее Гетажеев Магомет Большой (Мыхьэмэтышхуэ). У него было два сына: Бер и Хачеф. Убив какого-то дворянина, они покинули Кошехабль. Бер поселился в Вольном ауле и основал род Беровых, Хачеф, оставшись в Черкесии сохранил фамилию Гетажеев. В Старом Лескене проживают сто семей Гетажеевых, семь – в Нартане, в Кошехабле также есть родственники. Наша Тамга -   ".

Всякое предание имеет определенную почву, но ее достоверность, где правда, а где наслоение - покрыта мраком времени и рассеять ее очень часто уже невозможно.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий