Нартский эпос
Черкесы
Название «черкесы», по одной из версий, восходит к греческому «керкет», как называли античные авторы одно из местных племен, живших в районе современных городов Новороссийска и Геленджика. По другой версии, название «черкесы» происходит от тюркского «Çerkes», как называли и называют адыгов окружающие тюркские народы со времен раннего Средневековья и доныне. Само тюркское слово «Çerkes», как полагают, ведет свое происхождения из осетинского cærgæs из *?arkas «орел» (по Фасмеру). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX — начале XX веков, писал:
Черкесы — этим именем обозначается группа разноплеменных, но родственных по языку и культуре западно-горских народностей Кавказа, занимавших (до выселения своего из России) большую половину Кабардинской плоскости, значительную часть обоих склонов Кавказского хребта и восточный берег Чёрного моря, т. е. всю южную часть нынешней Кубанской области и западную часть Терской. Черкесов делят на три большие группы: собственно черкесов или адиге, как они сами себя называют, кабардинцев и абхазцев (родственность языка последних с языком черкесов научно, впрочем, ещё не установлена). В состав 1-й группы (адиге) входили следующие народности: абадзехи, самое воинственное из черкесских племён, обитавшее в долинах рек Белой, Лабы, Пшиша, Псекупса, по северному склону Кавказского хребта; шепсуги, населявшие долины реки Убин и ее притоков; натухайцы (по берегу Черного моря от Анапы до реки Туапсе и по реке Кубани до Адагума); бесленеевцы — "жители большого леса"; к западу от последних — егарукаи и мехешевцы; ещё дальше на запад, между реками Схагуаше и Пшиш — гатюкаевцы; севернее, по правому берегу Белой и по водоразделу с Лабой — темиргои (кемгуй); бжедухи (между реками Афипсом и Белой, к востоку от шепсугов); наконец, жанеевцы, некогда могущественное племя, остатки которого удержались на Каракубанском острове, и весьма смешанное племя убыхов <....> Название черкесы дано им окружающими их народами, сами же себя они всегда называли адиге. Клапрот выводит название черкесы из тюркских слов: чер (дорога) и кесмек (отрезывать), так что черкесы — синоним разбойника; но название это, по-видимому, древнее появления тюркских племён в Средней Азии. Уже у греческих историков встречается название керкет, которое относят именно к черкесам. Греки их называли также зюхой (у Appiana).
Достоинство этого вида кухонной мебели - возможность изготовления модулей любого размера
Этногенез
Формирование адыгского народа завершилось к концу I тысячелетия н. э. В их этногенезе приняли участие племена зихского круга Черноморского побережья Кавказа составившие основное ядро, а также некоторые синдо-меотские племена.
В XIV веке в Московском княжестве черкесов называли черкасами. Живший в XV веке на Кавказе генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зиков, именуемых черкасами» писал, что Зихами зовутся они на греческом и латинском языках, Татары и Турки зовут их Черкасами, и на их собственном наречии имя им Адыги.
В XVII веке путешественник Жан де Лукка находит, что половина черкасов уже исповедует магометанство; не только религия, но и язык и культура турок глубоко проникли в жизнь черкасов (черкесов).
В XV—XVI веках адыги основали на Тереке княжества Большая и Малая Кабарда. В конце XVIII — начале XIX вв. русское завоевание Кабарды вызвало массовый уход «непокорных» кабардинцев за Кубань. Их потомки здесь приняли активное участие в формировании черкесов Карачаево-Черкесской республики.
Некоторые историки XVIII—XIX века считали, что черкесы сыграли большую роль в формировании казачества. В частности, В. Н. Татищев писал:
Первые козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре построили.