Нартский эпос
2.2. Северный Кавказ и Индская цивилизация. Хараппский язык и письменнность
Индская или Хараппская цивилизация − одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Хараппская цивилизация была открыта Дж. Маршаллом в 1921, гораздо позже, чем египетская и шумерская. Из-за своей изолированности она до сих пор остаётся наименее изученной. Основные ее центры располагались в долине Инда − Мохенджо-Даро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. Хайрпур, Чанху-Даро (г. Хайдарабад), Хараппа (на р. Рави близ г. Сахивал). Открыты и менее крупные города − Калибанган, Лотхал, Банавали, Суркхотада, Амри, Кот-Диджи, Мехргарх, Рангпур, Аллахдино и др. Шумеры называли дельту Инда Меллуха. Хараппская цивилизация несомненно связана с не менее загадочной культурой Древнего Элама, которая существовала в южном Иране в 3 тыс. − 6 в. до н. э. Лингвист Д. В. Макэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) языков; он считает, что прародина эламо-дравидов − район современного Ирана [McAlpin 1981: 3].
На рубеже 4 и 3 тыс. в Южном Двуречье существовала так называемая культура Эль-Убейд, предшествующая шумерской цивилизации. Наиболее вероятный претендент на роль этого субстрата – протодравиды. Характерная особенность "эль-убейдского" языка получила условное название "банановый субстрат шумерских текстов" из-за большого числа слов с повторяющимися слогами: zababa, huvava, bunene, inana. Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесел и обработки металла, а также наименованиями некоторых городов. Гипотезу о "банановом" стиле языка была выдвинута И. Дьяконовым и В. Ардзинбой [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
[http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/_images/old-elamite.gif].
Эламское линейное письмо – письменность эпохи бронзового века, распространённая в древнем Эламе. До наших дней дошло только несколько монументальных надписей (частично двуязычные) и надписей на глине (всего 22 документа). Использовалась параллельно с эламской разновидностью аккадской клинописи и, по всей видимости, для текстов на эламском языке [http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/index.html].
http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/_images/old-elamite_smp.jpg
Хараппское письмо (протоиндийское письмо), – считает Ю. Кнорозов, − это иероглифы, составляющие морфемно-силлабическую систему. С 2900 по 1300 до н. э. обслуживало один из дравидийских языков. Пиктограммы записывались горизонтально и преимущественно справа налево либо бустрофедоном. Известно более 2 тыс. надписей на керамике, медных пластинах, бронзовых ножах, слоновой кости. Тексты короткие, от 1 до 8 знаков [Knorozov, Albedil, Volchok 1981: 186–196].
Ученый Ираватхам Махадеван насчитал 417 графем, включая аллографы и лигатуры. Хараппская иероглифика, очевидно, родственна эламской, равно как и то, что эти две письменности обслуживали дравидийские языки. Принадлежность хараппского языка к дравидийским определяется агглютинативным строением. Дравидийский народ брахуи до сих пор обитает в Пакистане, Афганистане (в районах Калата, Саравана и Джхалавана), Иране и Туркмении; ассимилируются белуджами, а также синдхами [Mahadevan 1970: 157 – 276].
[http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har1.jpg].
В 1932 году В. фон Хевеши – венгерский исследователь – провёл тщательное изучение обеих письменностей и в том же году выступил с сенсационным заявлением во Французской академии надписей в Париже, где он сообщил, что количество знаков в каждой из письменностей примерно одинаково и составляет около 400; но главное − около 25 % знаков имеют одинаковые начертания то есть являются родственными (Hevesy 1932).
Б. Грозный предполагал генетическую связь хараппских знаков с хеттско-лувийской иероглификой [Грозный 1940: 11].
Гипотеза Л. А. Уоделла исходила из поиска аналогий хараппской системы с протошумерской и протоэламской [Wadell 1925: 6].
В 1964 году Финская группа начала работу. Это были Аско Парпола, его брат ассириолог Симо Парпола и специалист по компьютерам Сеппо Коскенниеми [Parpola 2005: 34].
По данным группы Кнорозова, язык агглютинативного типа, отсутствие в нём префиксов исключает возможную принадлежность текстов к индоевропейским и шумерскому языкам, а особенности агглютинации исключают тюрко-монгольские языки [Альбедиль, Волчок, Кнорозов 1982: 240 295].
[http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har6.gif].
Австрийский археолог Р. фон Хайне-Гельдерн показал, что письмена острова Пасхи сходны не только с протоиндийскими, но и с древнекитайскими рисуночными письменами, а также с рисуночным письмом, существующим до сих пор у некоторых народностей Южного Китая. На основании этого сходства учёный выдвинул гипотезу, согласно которой письменность зародилась в Средней Азии или в Иране, откуда попала в долину Инда, а затем в Китай и далее через Полинезию на остров Пасхи
[http://libanomaly.ru/100velTayn/33.htm.].
[http://www.globalfolio.net/uroboros/Articles/Images/rongo2.gif].
В 1951 г. идея родственности хараппской и полинезийской письменности получила неожиданное подтверждение: Р. фон Кенигсвальд установил сходство между орнаментальными мотивами Индонезии и Полинезии, с одной стороны, и протоиндийской цивилизации – с другой. Кроме того, аргентинский историк Имбеллони обнаружил в пещерах Цейлона надписи, выполненные сходными с хараппскими и полинезийскими значками. Аналогичная система письменности сохранялась вплоть до середины ХХ в. у проживавшего на границе Китая и Вьетнама народа лоло. Именно их письменность является центральной в системе индийско-тихоокеанских письменностей, а ее отдельные черты имеют аналогии даже в японской культуре Дземон. Кроме того, аналогичная письменность была открыта и на Каролинских островах, так что получалась чётко очерченная цепочка регионов, в которых существовало такое письмо. Сторонниками этой теории являются и современные ученые, такие как Т. Бартель, С. Саггс и ряд других [http://smart.kyivstar.ua/books/10111/read/15#.].
Каменная табличка (предположительно мрамор) обнаружена в пос. Каменномостском Майкопского района республики Адыгея, которая чудесным образом напоминает письменность Кохау ронго-ронго – "говорящие дощечки" острова Пасхи. Только не понятно, каким образом она попала на Северный Кавказ, если эти цивилизации не относились к одной культуре и к одному территориальному государству.
[http://garshin.ru/linguistics/scripts/unknown-writings.html].
Адыгейские знаки (Майкопский камень, 12 век до н.э.) Формальное изучение графического облика протоиндийских знаков показывает, что они начертаны прямыми или несколько изогнутыми линиями. Преобладают вертикали. Почерк жесткий и экономный. Знаки обладают примечательной геометрической завершенностью и самобытными эстетическими эффектами:
Параллельность и прямые углы линий нарушаются редко. Видно, что хараппское письмо находилось на грани перехода от контурного иероглифа к скорописным формам. Особенность хараппского письма − использование чисел в роли «фонетической диакритики»: ¦O¦, ¦¦O¦¦, |O|, (O), (O(, ¦¦O"...
Хараппское письмо относится к морфемно-силлабическим, поскольку каждый знак здесь обозначает грамматическую часть слова. Такая система письма хорошо подходит к агглютинативным языкам, к которым, как известно, относится и хараппский язык [http://www.rbardalzo.narod.ru/4/harap.html.].
http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har.jpg
Исследование, опубликованное в журнале Science, показало несомненную принадлежность протоиндской письменности к письменностям (ранее выдвигались гипотезы об орнаментальном использовании знаков). Энтропия существующих документов сильно схожа с показателями шумерской и тамильской письменностей, что подтверждает гипотезу логографического письма [http://doublemed.ru/p/60059.html].
Хараппская надпись, найденная около северных ворот
Дхолавира
[http://civilka.ru/wp
content/uploads/2015/03/harappa_nadpis.jpg].
Транслитерация (Х.П.):
Na-pa pa-si ĥu-ma ba Ra Ta-pa
Читаем справо налево по-кабардино-черкесски (адыгски):
Напэ пэси хъума бэ Ра Тапэ
Перевод на русский язык:
Честь первым береги народ божий Тапы
Печать с изображением рогатого персонажа, возможно йога, либо прото-Шивы, либо Пашувати (повелитель животных).
[http://civilka.ru/wp-content/uploads/2015/03/shiva_pashupati.jpg].
Транслитерация (Х.П.):
At ħa-ti Mu-na An
Читаем справо-налево по кабардино-черкесски (адыгски):
Ат хьэти Муна Ан
Перевод на русский язык:
Ат человек Муна (поклоняется богу) Ан
http://www.flixya.com/files-photo/g/f/b/gfbhawalpore-2384807.jpg
Транслитерация (Х.П.):
Bi-schi-ta Ħa-tha Ub
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
БищитIэ Хьэтхэ Уб
Перевод на русский язык:
Враги Хатты из Уба