Меотские таблетки - памятник древнего письма предков адыгов

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Меотские таблетки - памятник древнего письма предков адыгов

Вот уже более полвека археологи добывают на Кубани т.н. таблетки на меотских городищах, но никто из них не взялся за разгадку их назначения. Добывают и складируют. Основной исследователь меотской культуры Анфимов Н.В. во всех своих публикациях и отчетах характеризовал эти находки как глиняные таблетки неизвестного назначения. Только Ю.С. Крушкол в книге «Древняя Синдика» (Москва, 1971 г.) связала плитки с изображением меотских городищ Средней Кубани с письмом синдов Таманского полуострова. Киевская исследовательница Соломоник Э.И. в статье 1979 г., изданной в журнале Археология СССР - №4, классифицировала изображения «кубанских керамических плиток» как культовые символы, геральдику и письменные знаки. Киевлянка осторожно сравнила их с каподокийскими табличками.

Что же собой представляют «кубанские плитки» или «меотские таблетки»?

Это плоские прямоугольные плитки из обожженной глины средних размеров 10*16 см. при толщине 2 см. За редким исключением они поломаны пополам, но есть фрагменты в 1/3 и 1/4 плитки. Другой части плитки, как правило, не находится ни на одном этом городище, ни на другом. Примерно 1/3 плиток украшена геометрическими изображениями (кресты косые и прямые, окружности и овалы, треугольники, «восьмерки», дуги, углы, параллельные и пересекающиеся линии, прямоугольные и косые композиции). Сделаны они по сырой глине да обжига палочкой, каламусом, остроконечником типа иглы, а часто пальцем. По оставшемуся фрагменту всегда можно восстановить весь рисунок.

Этот район по правому берегу р. Кубань на западе доходит до станицы Елизаветинской, т.е. почти до западной окраины г. Краснодара. По этому берегу реки круглоплановые городища святилища тянутся полосой, в среднем шириной 20 км. В левобережье Кубани городища с плитками на востоке ограничиваются рекой Шхагуаще (Белой), на западе – низовьем р. Афипс. Южную границу можно провести по линии Майкоп – станица Тверская, т.е. по подножию Скалистого хребта, не заходя в горы.

Самое большое скопление плиток со знаками обнаружено на площади адыгейского куадже Нечерезий, затопленного кубанским водохранилищем у подножья высоты Зае1уашъхьа. По всей вероятности, здесь был какой-то склад «таблеток»; что-то наподобие школы или библиотеки. Но и здесь две с половиной сотни плиток с изображениями, которые удалось собрать в экспедиции 1995 г., поломаны и других частей ( в этом месте) не найдено. Воды водохранилища размыли склад таблеток и разбросали их по площади 50*50 м. в пределах меотского поселения. Нечерезийские «таблетки» дважды опубликованы автором: в Информационно-аналитическом вестники АРИГИ (Адыгейский республиканский институт гуманитарных исследований) серии история, этнология, археология в 5 выпуске за 2002 г.; и отдельной брошюрой под названием «Послание из древнего города Хатупсы» в г. Краснодаре в 2002 г.

До этого автором опубликовано 220 «таблеток» с 8 городищь левобережья Кубани в сборнике «Культура и быт адыгов» за 1989 г. По количеству среди изображений на плитках первое место занимают решетки (сетки), второе – окружности, третье – дуги, четвертое – параллельные и одиночные прямые линии, пятое – косые кресты, шестое – прямые кресты. Кроме этих массовых изображений, много плиток с четырьмя ямками по углам, оставленных пальцем.

Действительно, можно согласиться с Э.И. Соломоник в том, что кубанские плитки полифункциональны из-за различного рода изображений. В частности, многие знаки сходны или совпадают с тамгами, т.е. родовыми или фамильными знаками северокавказских народов и абхазов. Из них подавляющая часть принадлежит адыго-абхазам: адыгейцам, черкесам, кабардинцам, абазинам, абхазам. Но здесь уместно вспомнить устойчивое мнение, высказанное европейскими вояжерами и подтвержденное адыгским фольклором о том, что тауры (тамги) адыгов происходят от хеттских иероглифов. При сравнении тех и других с учетом естественной трансформации из-за хронологического разрыва в одну тысячу лет и из-за расстояния это мнение не опровергается. Знаки хеттских иероглифов, пиктограмм и силаб, а, с другой стороны, адыго-абхазские тауры были бы практически несопоставимы, не будь меотских таблеток. Последние как раз и соединяют развитие знаковой системы хатто-хеттов от ранней бронзы до средневековья К слову сказать, все знаки известной Майкопской плитки позднебронзового периода отыскиваются среди знаков меотских «таблеток».

Четвертым источником для истории письма Северо-Западного Кавказа служат десяток иероглифических пиктрографов на скалах и гальках горной Адыгеи. Эти надписи выполнены в различные периоды истории (средняя бронза – позднее средневековье), но типологически они без особого напряжения вписываются в одну систему. Пятым местом использования этого иероглифического письма являются предметы из различного материала – керамика ; предметы культа из металла, кости, камня и глины; металлическая и глиняная посуда, украшения и предметы туалета, элементы одежды.

Возвращаясь к меотским «таблеткам», необходимо представить ситуацию, при которой произошло массовое появление или возрождение письменно-знаковой системы иероглифического характера в Фатии-Керкетии Северо-Западного Кавказа в античную эпоху, когда вокруг этого региона была распространена эллинская письменность.

Это случилось после походов Александра Македонского на Восток. В Малой Азии войны Искандера потревожили многие народы и племена. Так, грузинский историк средневековья Леонтии Мровели пишет в негативном тоне о том, что Александр Македонский навязал грузинам чуждый или пресловутый культ пятерицы звезд. Несложно представить, как могло племя халибов, т.е. хаттов Южного Причерноморья (Понтика и Пафлагония), поклонявшегося, в основном Тлепшу и Мэзытху, отреагировать на навязывание им чуждой религии. Айтек Намиток, черкесский историк, в книге «Происхождение черкесов» приводит подобный пример для раннего средневековья. Племя, жившее в Южном Причерноморье и поклонявшееся Тлепшу и Мэзытху, предпочло исламу, навязываемому арабами, покинуть Южное Причерноморье и переселиться на Западный Кавказ в Керкетию (Касахию). Если не все халибы, то часть этого народа, зафиксированного там античными историками в эпоху эллинизма, переселилась в Керкетию в последней четверти IV-го в.до н.э. По археологическим материалам Средней и Нижней Кубани того времени, замечается массовое появление меотских поселений особенно на узкой полосе правого берега реки и всего левобережья. Причем, на этих поселениях наблюдается масса предметов малоазийского стиля, особенно керамики: рыболовные грузила и ткацкие пирамидальные грузики из глины, канфары, трёхручные гочесы, сосуды с поддержками, амфоры Синопского и Гераклейского центров и другая керамическая тара. Очень важно, что вскоре после этого на Средней Кубани по обоим берегам образуется Фатейское царство, царь которого по имени Арифарн, упоминается Диодором Сицилийским в связи с событиями 309-го года до н. э. Подтверждением предположения о переселении халибов-хаттов Южного Причерноморья в Керкетию может служить гидроним Антикит или Аттикит, появляющийся в древнегреческой письменной традиции и на картах в IV в. до н. э. Г.Ф. Турчанинов в книге «Памятники письма языка народов Кавказа и Восточной Европы» (Ленинград, 1971г.) предлагает этимологизацию «Аттикит» в виде «аттикэ» - адыгэ и «кыт» по-абхазски – селение. Логичнее в Аттикит видеть вместо хаттов, учитывая удвоенное «тт»,передающее кавказский абрубтив, а второй вариант «Антикит» - по аналогии с именем хеттского царя Хаттили-Хантили, объяснять метатезой. По другой аналогии адыгско-диалектного характера, метатезу «Хьа» на «а» - Хьатахшуков-Атушуков и древнеассирийской Хаммурапи-Амурапи – можно считать естественной. Следовательно, Аттикит можно понимать как хаттскую реку.

Таким образом, не синдам Тамани, которые к тому времени были уже сильно эллинизированы, принадлежит письмо меотских «таблеток», а фатам-фатеям, независимым от Босфора. Логичный вывод из всего сказанного о том, что переселившееся племя халибов в Керкетию принесло с собой идею, а, может быть, и материал из района Синопа и Трабзона для продолжения или возрождения древнего хатского письма таков: иероглифическое письмо с его широкой свободой индивидуального прочтения, более чем конкретное, линейного типа древнегреческого, подходило меото-адыгам с их ассоциативно-метафорическим мышлением.

В статье и брошюре 2002 г. мною сделана попытка конкретного сопоставления знаков хеттско-хатских иероглифов и силаб со знаками меотских «таблеток». Получился своеобразный хеттско-адыгско-русский лексикон из шести десятков знаков и чуть меньшего количества слов.

Эта первая робкая попытка побуждать к дальнейшему изучению древнекавказского письма и даёт возможность к прочтению древних текстов на скалах горной Адыгеи и других материалов на основе хатско-хеттской иероглифики. Подобные попытки уже предприняты и довольно результативно. Получена историческая информация из десяти памятников эпохи бронзы, раннего железа и средневековья.

В заключение хочется призвать эпиграфистов, археологов, историков, занимающихся Кавказом и передним Востоком, обратить внимание на «меотские таблетки» со знаками, которых собраны уже тысячи. Не складировать их, равнодушно констатируя количество, а публиковать для активного изучения. Половинчатость «таблеток», благодаря симметричности знаков, позволяет без труда восстанавливать полный рисунок, а каждый знак – дополнительная историческая информация, возникающая при сравнении с более-менее изученной иероглификой хатто-хеттов Анатолии.


СПРАВКА: Ловпаче Нурби Газизович (р. 1937, Грозный)
Археолог, искусствовед, художник. Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея. Родился в семье кадрового офицера. До 1964 года жил в Северной Осетии, где познал и полюбил горный Кавказ. Переехал в Адыгею в 1967 году, после окончания Ленинградского художественного института им. И.Е. Репина. В 1982 году защитил диссертацию на звание кандидата исторических наук в г. Тбилиси на тему: "Художественная керамика Средневековой Адыгеи". Долгое время занимался педагогической деятельностью. Преподавал на художественно-графическом отделении в АПУ, на историческом факультете в АГПИ. Впоследствии возглавлял творческую студию отделения искусства в АТУ. В данное время заведует отделом археологии в АРИГИ. Автор монографий: "Новые дольменные памятники Западной Черкесии" (в соавторстве с Джанхотом Н. Ю.), "Кавказские испыуны и Египетские пирамиды", "Декоративное искусство адыгских нартов". "Древнее золото Майкопа и Анатолии", "Древний Майкоп".
(Источник: Н. Ловпаче. "Живопись". Майкоп, 2007.)

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий