Образование Русского государства и варяги

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Образование Русского государства и варяги

Известно, что когда на бескрайних русских равнинах стали появляться монголы, из Скандинавии пришли норманны. Их вторжение в Россию в 844 году было, вероятно, вызвано желанием приостановить продвижение монголов.

Ветвь норманнов, принадлежавшая к викингам, которых называли варягами, быстро захватила Русь, не пощадив при этом и район Кавказа.

В связи с тем, что варяги под предводительством Хроекра /Рюрик/, который стал князем Новгорода, стали основателями русского государства, и что именно они принесли с собой название «Русь», их миссия заслуживает внимания и должна быть соответствующим образом оценена. Со временем они окрепли и захватили всю Русь и Кавказ. Между тем, число князей увеличилось, и страна была разделена между ними. В результате за короткое время на Руси появилось большое число княжеств, но великий князь Киева сохранял власть над всем феодальным государством. Чем больше становилось число князей, тем непокорнее они были. Ненасытные князья начали продвигаться на юг в поисках новых земель.

Если власти одобряли и поддерживали действия князей, то руководствовались они при этом не только явной целью расширить владения, но и тайным желанием убрать их подальше. Таким способом им вскоре удалось основать на юге новую Русь на Волге. Не удовлетворившись и этим, варяги продолжали свое продвижение на юг, пока не достигли Южного Кавказа, где в 12 веке князь Новгорода женился на царице Тамаре из Грузии, что привело к союзу между двумя странами. Позднее русские основали княжество Тмутаракань на Таманском полуострове, в устье реки Кубань, которым правил в молодости князь Мстислав. Это княжество было впоследствии полностью разгромлено касогами /черкесами/.

В истории России есть упоминание о поединке между черкесским героем Редедей и самим князем Мстиславом. Согласно народному сказанию, князь Идар вместе с героем-великаном Редедей повел большую армию на Тмутаракань с целью захватить это княжество. Перед началом битвы Редедя предложил не проливать напрасно кровь, а решить исход войны в единоборстве и попросил врагов выслать человека на поединок с ним. Тмутараканский князь не стал искать борца в своих войсках, сам принял вызов и вышел на бой. К несчастью, единоборство закончилось гибелью Редедя, и черкесы вернулись домой, не достигнув своей цели.

Спустя несколько лет черкесы собрали многочисленную армию на Кубани, в которую вошло несколько тысяч воинов из ясов /абазины/, и вышли на бой с твердым намерением отомстить за смерть Редедя и раз и навсегда решить спор с этим княжеством. На этот раз битва длилась несколько дней, и кампания оказалась успешной. Они разгромили Тмутараканское княжество.

Народное сказание и историческое описание этого события совпадают. Тмутараканским князем в 12 веке был действительно Мстислав. Описание поединка между князем и Редедеем, которое мы находим в русской истории, полностью совпадает с черкесским преданием.

Что касается Кавказа, у него судьба была такой же, как у России. Варяги захватили страну и стали господствующим классом у черкесского народа.

До настоящего времени черкесскую знать называют по-черкесски «уорк» /уарг/, что то же самое, что и варяг с незначительным искажением в произношении. Таким образом, название варягов, которые пришли как завоеватели, приобрело со временем значение «знатный человек, господин», то есть стало обозначать передаваемый по наследству титул. Этот знатный класс варяжского происхождения господствовал в Черкесии до самого вторжения монголов и татар под предводительством Чингисхана и его преемников в 13 веке.

Согласно народному преданию, черкесы или определенная их часть были выходцами из северной страны, расположенной за Доном. Это древнее предание отражено в короткой поговорке: «Мы начинаем свой путь в Ширте /или Шорт/, идем вдоль Тана /река Дон/, доходим до реки Лаба и приходим в страну натов». Это повествование представляет несомненный интерес и ясно указывает на отправную точку нордических захватчиков, и путь, которым они следовали в своем долгом продвижении на юг, к Лабской долине Кавказа. Судя по этому преданию, их отправной пункт находился где-то на северо-западе России, возможно, в районе Балтийского моря, и «Ширт» или «Шарат» могли быть искаженной формой «Сорот», названия реки, притока реки Великая в районе Балтийского моря. Примечательно, что название «Шарат» содержится в некоторых знатных фамилиях, например, «Шарат-Локуа» /сын человека из Шарата/.

Из сказанного выше ясно, что когда с севера пришли захватчики, западная часть Кавказа уже была заселена натами /антами/. Между захватчиками и местными защитниками, должно быть, произошел целый ряд схваток, которые закончились поражением натов.

Со временем наты стали героями легенд. В настоящее время героические дела легендарных натов воспеваются в сказаниях и старинных песнях, сложенных на различных кавказских языках.

Эти древние предания рассказывают, что герои нартов, например, Сосруко, боролись против великанов55 /люди-исполины, всадники/, и им удавалось одолеть их только хитростью и уловками.

Великаны, воспеваемые в этих песнях, вероятно, и есть скандинавские захватчики, и то, что их называют великанами, вполне соотносится с норманнами /викинги, варяги/ того далекого времени.

Сосруко, прозванный Нарт Сосруко, должно быть, был главным защитником своей страны и символом нартского сопротивления завоевателям, ибо все героические подвиги приписываются ему. Во всяком случае, упоминавшуюся выше поговорку можно отнести к варягам /восточная ветвь норманнов/, которые, вероятно, прошли через район Балтики почти тысячу лет назад, завоевали Русь и Кавказ и основали Русское государство.

Захват Кавказа варягами, которые обосновались там и составили класс черкесской аристократии, является одним из многочисленных подвигов и опасных мероприятий восточных норманнов. С исторической точки зрения этот этап занимает немаловажное место в их постоянных военных походах. Для черкесов же прибытие варягов явилось своего рода «Ренессансом», периодом социального прогресса.

До сих пор черкесский «этикет», правила вежливости, хорошего тона и благородного поведения называются «уорк-хабзе» /нормы поведения уорков, знати/. Этот моральный кодекс, который никогда не был записан, был впоследствии пересмотрен и дополнен известным мудрецом Казаноко Жабаги, служившим советником у великого князя Асланбека — современника Петра Великого.

Джеймс Станислав Белл знал о том, что черкесская знать принадлежала к другому народу и была чужеземного происхождения, но он не мог точно определить ее происхождение. Он писал: «Так как эти знатные люди в отличие от нашей кельтской знати, возглавляя род, сами принадлежат к другому народу, как, например, знать Англии, они гордятся своим иностранным происхождением. Я также думаю, что предками их были в большинстве случаев завоеватели, и что /уорк-Хабзе/, вероятно, происходит из того великолепного сарацинского источника, что и рыцарский дух Европы». По этому же самому вопросу Лонгворт пишет: «Паллас утверждал, что кабардинцы были первоначально колонией тевтонских рыцарей». Кроме того, в черкесском языке сохранилось много германских названий варягов и готов, которые сейчас служат как личные имена, например, германское имя князя Новгорода — Хельги в русском произношении стало — Олег, а в черкесском — Алег, и все еще встречается в именах и фамилиях, как, например, Алегуко /сын Але-га/; женская форма этого имени — Алегипху /дочь Але-га/. Согласно преданию, Сатаней была дочерью Алега, а ее дочь звали Куанда, что напоминает одно из германских имен Куни-Гунда. Подобным же образом имя князя Киева Игорь /Ингвар/ стало в черкесском — Йегур, и существует и в наши дни. Другое известное имя Куедз /обозначается в черкесском языке один из пяти сословий знати/ произошло от древнегерманской формы кунин-газ /ко­роль/, которое в древнеславянском приобрело форму кунедз, а позднее в русском — князь. Это сословие знати было впоследствии уничтожено кабардинскими князьями за бесчинства и деградацию. Слово это продолжает жить в некоторых фамилиях, как например, Куедзокуа /сын куедза/. Другим именем, представляющим интерес, является древнегерманское Хаду, которое встречается в составных словах — Хадурих, Хаду-Бранд. Оно также сохранилось в черкесском языке и появляется в форме Хату в фамилиях и родовых названиях, как Хату-кай, название рода со значением «принадлежащий к Хату». Хату, вероятнее всего, был первым князем этого рода, и родовое название образовано тем же способом, что и названия Бесланей, Гилахстаней, Мударей... Имя Хату встречается также во многих знатных фамилиях, например, Хатуко, Хатуг и Хату-Жо-ко /которое в русском языке имеет транскрипцию Атажукин/.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий