Черкесы в Иордании и Сирии

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Черкесы в Иордании и Сирии

Черкесские эмигранты недолго задержались на Балка­нах. Впоследствии они оставили эти районы из-за проникновения русских туда в 1877 году и переселились в Анатолию. Небольшая их часть отправилась в Сирию и Иорданию, где оттоманское правительство выделило им земли, пригодные для возделывания. Первыми отправи­лись шапсуги на борту корабля, который загорелся в море. Около семисот человек сгорело, а оставшиеся в живых высадились в Акре, затем переехали в Наблус, где провели зиму, прежде чем попали в Иорданию и обосновались в Аммане. В 1880 году в Иордании появились группы кабардинцев и бжедугов, затем прибыли и другие. Они основали семь деревень, включая Амман, который позже стал столицей Иордании. В 1905 году небольшая группа чеченцев и несколько дагестанских семей тоже пересели­лись в Транс-Иорданию.

До 1882 года Оттоманское государство не вело в Транс­Иордании каких-либо заметных действий, но оно использо­вало крепость Салт, которая была восстановлена Бей-барсом, одним из мамлюкских султанов в Египте, как административный центр и гарнизон для турецких солдат. Из этой крепости турки отправлялись собирать налоги с бедуинов, которые жили в Балке и Караке. Район Карака был передан Оттоманскому государству Халилом эль-Маджали в 1892 году, а впоследствии он стал подчиняться непосредственно Дамаску. Позднее турки назна^ли губернатора в этот район. Первым губернатором был Хусейн Хилми-паша, который захватил провинцию Корак без борьбы и сумел установить мир и спокойствие на этой территории после того, как он разместил там гарнизон из двухсот черкесских конников и три подразделения ту­рецких солдат, насчитывавших около ста пятидесяти человек.

Однако мир продержался недолго, так как население Корака восстало в 1910 году в ответ на закон, введенный Оттоманским государством, который обязывал народ Корака сдать оружие и обязывал их к военной службе. Во главе движения стал Кадар эль-аджали, который объеди­нил все мятежные племена, чтобы потревожить государ­ство, прежде чем закон вступит в силу. Черкесские добровольцы принимали участие в коракской кампании и помогли государству подавить мятеж и восстановить безопасность. Эти добровольцы выполнили свой долг перед правительством, храбро сражались и вернулись с большой добычей.

Перед первой мировой войной положение в Иордании было небезопасным, так как бедуинские племена, жившие там, как только представлялся случай, вызывали беспо­рядки. Однако, с течением времени, черкесские деревни стали превращаться в центры, в которых царили мир и покой, даже когда бедуинские племена устраивали набеги друг на друга. В этих безопасных центрах собирались арабы, как горожане, так и крестьяне. Со временем они объединились с черкесским населением и стали жить мирно, свободные от нападений бедуинов.

Арабские деревни на севере Иордана, в которых жили крестьяне, такие, как Ирбид, Хуран и Голан, были под контролем бедуинских вождей, приказам которых народ подчинялся, и которым он платил налог в мае каждого года. Это означало, что бедуины были хозяевами и владельцами земель, которые сами не возделывали, в то время как жители деревень должны были работать, чтобы отдавать бедуинским вождям плоды своего труда. Все это происходило на глазах оттоманских правителей, которые не имели никакого влияния и власти в этих землях.

В этих условиях жизнь черкесов, переселившихся в Транс-Иорданию, напоминала на первых этапах жизнь американских переселенцев, которые на несколько веков раньше переселились из Европы в Америку. Так же, как и те переселенцы, черкесы были вынуждены эмигрировать по политическим, религиозным и социальным причинам. Так же, как первые переселенцы на американском континенте должны были бороться со стихией, эпидемиями и красноко­жими индейцами, которые оставались враждебными, так и черкесы должны были противостоять трудностям, возникшим в результате резкой смены обстановки, бороться с эпидемиями и сдерживать натиск бедуинских племен.

Прибыв в Транс-Иорданию, черкесы прежде всего поселились рядом с ручьями и руслами высохших рек, несмотря на заразные болезни, такие, как малярия и тиф, вызываемые водой. Черкесы не были знакомы с мерами предупреждения болезней, и их безжалостно истребляли эпидемии. Жизнь в условиях пустыни совершенно отлича­лась от их прежних условий жизни в местах, где были реки, густые леса и высокие горы. Отсутствие необходимой подготовки к этим изменениям усугубило их положение, когда им пришлось столкнуться с жестокими силами природы. И все же черкесы смогли устоять перед этими естественными преградами, стихийными бедствиями и на­тиском бедуинских племен благодаря своей моральной силе, стойкости и качествам, которые они приобрели за долгие годы войны против русских, казаков, татар, монголов и других. Они добывали скудные средства к жизни с помощью различных ремесел, которым научились, до тех пор, пока оттоманское правительство не выделило им земель, годных для обработки.

В этой связи следует отметить, что черкесы принесли с собой в Транс-Иорданию некоторые предметы цивилиза­ции и ремесла, такие, как чай, повозки, в которые впрягали лошадей и быков /которыми они пользовались во время переселения с Кавказа, Балкан и Анатолии/, сельскохозяй­ственные орудия, кожаную обувь и некоторые ремесла, такие, как кузнечное дело, ювелирное, кожаное производ­ство, а также производство седел, мельницы, механические инструменты и другие.

В 1900 году в Транс-Иордании произошло столкновение, известное как «Балкавейхская война». В ней в местности «Кувейсмех» столкнулись племя балкави, жившее вокруг Аммана, и черкесы из Аммана. Были жертвы с обеих сторон. Это столкновение имело историческое значение и считается поворотным пунктом в истории цивилизации современной Иордании. Причиной столкновения послужи­ло то, что несколько бедуинов из племени балкави схватили девушку-черкешенку из Рас-эль-эив Квартера /Амман/ с целью выкрасть ее, а группа черкесов поспешила ей на выручку и столкнулась с группой балкави, которые были готовы сражаться. К счастью, столкновение закончилось победой черкесов, на помощь которым привью бедуинское племя бани сакр. Черкесы Аммана вступили в соглашение с этим известным, благородным племенем. В соглашении устанавливалось, что каждая из сторон должна помогать другой в случае агрессии или войны; это соглашение до сих пор соблюдается обеими сторонами. Результаты этого столкновения пошли на пользу Иордании в целом, так как оно послужило началом долгому периоду мира и спокой­ствия. Оно также способствовало развитию города Аммана и стало отправным моментом в новой цивилизации последующих поколений в Иордании. Среди результатов этой победы было и то, что большое число арабов из Дамаска,- Наблуса и других мест переселялись в Транс­Иорданию на постоянное место жительства, чтобы работать и вести там торговлю. Точно так же жители христианских деревень, например Мадабы, решили остать­ся и противостоять агрессии бедуинов.

Кроме бедуинов был и другой источник беспорядков — друзы, которые систематически выступали против государ­ства. Оттоманские лидеры использовали воинственных черкесов, албанцев и курдов, чтобы подавить мятежи друзов. Одним из самых значительных выступлений друзов был мятеж, который произошел во времена Сами-паши эль-Утмани /оттоман/. Друзы часто нападали на своих соседей, и так как черкесы, жившие в районе Голан, были их ближайшими соседями, то они чаще подвергались их нападениям, и не только друзов, но и бедуинских племен Сирии, таких, как Рувала, Аназа и другие. Черкесам Иордании часто приходилось помогать своим родственни­кам.

Известно, что друзы состоят из двух сект: одна из них живет вокруг Бусра-Аски-Шама, ею руководит семья Эль-Атраш, другой сектой друзов из Медждел-Шама руково­дил Эмир Кенж. Позднее они стали беспокоить черкесов Кунейтры и Голана. Когда эти друзы напали на черкесские деревни в Голане, многие черкесские добровольцы вместе с курдскими солдатами под командованием Мухамеда эль-

Муфти и Мирзы-Бея поспешили в Голан и столкнулись с друзами у Эин-Зивана. Черкесы разбили друзов, ограбили их деревни и вернулись с добычей. Черкесам помогали арабы из Хурана, которые долгое время страдали от друзов. Однако Хосрев-паша, черкес, который командо­вал жандармерией в Дамаске, был недоволен их действиями, так как они были предприняты без ведома и согласия правительства. Так как черкесы и их друзья, арабы из Хурана, убили в гневе многих друзов, он посчитал необходимым наказать некоторых из тех, кто организовал эту экспедицию и кто принимал в ней участие. Но так или иначе друзам пришлось подчиниться оттоманскому госу­дарству после битвы, которая закончилась оккупацией их столицы /Сувейда/.

Сооружение Хиджазской железной дороги, которая соединила Дамаск и Медину /Хиджаз/,'проходя рядом с Амманом, явилось одним из самых важных строительных проектов, осуществленных в то время. Протяженность дороги составляла 1400 км. Охрана железной дороги стала основным занятием черкесов Иордании и Сирии, которых нанимали, чтобы отражать нападения бедуинских племен. Они неодобрительно отнеслись к ее сооружению по экономическим и политическим соображениям, так как она в большей степени вытеснила верблюжьи караваны, а они сами не хотели так близко соприкасаться с правитель­ственными органами.

Хотя первое время эта железная дорога имела чисто религиозное значение, позднее, в годы первой мировой войны, стало ясно, что она имеет военное и стратегическое значение. В течение всей войны, на протяжении четырех лет, ее обороняла большая турецкая регулярная армия, которой помогали черкесские добровольцы. Беспрерывные атаки полковника Лоуренса и отрядов князя Фейзала имели целью разрушить эту железную дорогу, которая была жизненной артерией для оттоманских армий, размещенных в Хиджазе и Палестине. Ее разрушение означало разъединение этих армий, прекращение подкреп­лений с севера и изоляцию от основных продовольственных центров и германо-турецкого командования в Алеппо.

Следует отметить, что функционирование этой железной дороги в годы войны дорого обошлось Иордании и нанесло ей непоправимые потери, так как было уничтожено большинство густых естественных лесов, которые покрыва­ли и украшали Ажлоун, Балку и другие территории. Лес использовался как топливо для локомотивов, после того, как были исчерпаны запасы угля и нефти, которые Оттоманское государство имело в начале войны.

Черкесы, как преданные подданные оттоманских прави­телей, которые дали им приют и позволили поселиться в различных районах после того, как они были изгнаны царской Россией из родных краев, принимали участие во всех политических и военных событиях, которые происходи­ли в этой стране. Так как Оттоманское государство было тогда слабым и его влияние во многих арабских странах, особенно на территориях, которые были отделены от административных и цивилизованных центров— неустой­чивым, оно нуждалось в услугах черкесов на тех землях. Вот почему турки разрешили черкесам селиться в арабских странах и создавать деревни и поселения у Хиджазской железной дороги в различных важных местах, таких, как Зарка и другие.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий