Восстание Араби
Восстание Араби, которое произошло в Египте, было вызвано должностным преступлением Утмана Рифки-паши, черкеса, военного министра Египта при раздаче чинов в египетской армии. По военной службе продвигались только черкесы и турки, в то время, как египтяне редко получали высокие посты и чины.
Ахмад Араби, по имени которого назвали это восстание, был египетским офицером, который, как и другие офицеры, был недоволен неравенством в присвоении воинских званий, обусловленным существующими правилами. Несмотря на мелкие изменения и поправки, введенные при хедиве Тауфике, Ахмад Араби представил 15 января 1881 года петицию кабинету министров, требуя отставки Утмана Рифки и тщательного расследования дела о продвижениях по военной службе. Хедив был взбешен, приказал разжаловать Араби и его коллег и предать их суду.
Во время суда несколько солдат из числа сторонников Араби вошли в здание суда и силой освободили обвиняемого. Позднее Араби во главе своего отряда вышел навстречу хедиву, которому продолжал доказывать, что военный министр должен быть уволен и вместо него должен быть назначен Махмуд Сами эль-Баруди. Хедив был вынужден согласиться, однако мечты Араби и его сторонников не осуществились, так как эль-Баруди был разжалован. Кроме этого, был издан указ об их выселении в Стамбул. Араби снова двинул свои войска на дворец Абдин и заставил хедива распустить кабинет. Очень быстро Араби захватил власть в армии и издал манифест, обращенный к консулам иностранных государств, гарантирующий безопасность иностранцев и их имущества в Египте.
Англия и Франция воспользовались этим событием и последовавшими за ними волнениями для вмешательства во внутренние дела Египта. Они послали хедиву меморандум, предлагая свою помощь. Египтяне и хедив были возмущены и выразили свой протест. Командующий британским флотом был готов вмешаться и обстрелял крепость Александрию 10 июля 1882 года, после чего британские войска захватили город. Французы отказались принимать участие в военной интервенции англичан. Англичане высадили армию из семнадцати тысяч солдат около Тель эль-Кабира /Большая гора/. Араби встретил их со своей армией из двадцати семи тысяч солдат, но был разбит. Спустя два дня англичане заняли Каир.
Перед первой мировой войной появляется ряд литературных произведений, как предшественников «Арабского национализма», написанных христианскими арабскими писателями, среди которых были Язджи, Юрджи Зейдан, священник Луис Шейко и другие, и воскрешающих арабский литературный язык, который был предан забвению в долгие века оттоманского господства.
В период между двумя войнами, когда возникли различные арабские государства, такие, как Сирия, Ирак и Иордания, был сделан второй важный шаг.
В результате дальнейшего развития в этом направлении появились движения «Арабское пробуждение» и «Арабский национализм», но они были подвержены влиянию многих политических течений, таких, как бассизм, насе-ризм, сирийское националистическое движение и другие.
Хотя все политические партии провозглашали своей конечной целью осуществление чаяний арабского мира, пути их расходились, и это приводило к беспорядку и смятению, а в конечном счете, к отклонению от основной цели. Самой важной из всех этих политических партий и доктрин, несомненно, является насеризм.
Как только новые правители-социалисты захватили власть в Египте, они стали запрещать все предыдущие формы правления и режима /так современные турки поступили с Оттоманской империей/. Они говорили: «Нет больше турок, черкесов и мамлюков... а только арабский национализм», который должен заменить и превзойти все режимы и правления, которые принесли Египту его славное прошлое. Но события показали, что мамлюки были не менее ревностными защитниками Египта против серьезных врагов, среди которых были крестоносцы, монголы и татары и другие, чем правители сегодняшнего дня.
Здесь следует отметить, что даже во время основания нового режима лучшими борцами за него были черкесы или получеркесы, как например, Али Сабри Салах Салем, Закария Мухиддин и другие.
Среди различных причин, приведших их на сторону нового режима, было, вероятно, и желание покончить с династией Мухаммеда Али, который истребил мамлюкских гостей у себя за обеденным столом в крепости Каира. Мамлюкские правители и другие правители иностранного происхождения, как например Салахаддин, считали себя истинными египтянами, и, будучи фанатичными мусульманами, чувствовали ответственность и жертвовали всем ради благополучия страны. Во время их правления египтяне смогли расправиться с многочисленными врагами. Даже великий завоеватель Наполеон вряд ли мог хвастать своей временной победой, хотя он вошел в Египет под предлогом его освобождения от «жестоких мамлюков». Однако очень скоро он был разбит Ахмед-пашой эль-Джазаром, «мясником», босняком христианином.
Со времен мамлюков египтяне сохранили глубокую неприязнь к ним, которая со временем вошла в поговорки и передается словами «жестокость мамлюков», в которой их обвиняли, и которую они проявляли по отношению к местному населению. Мы полагаем, что причины этой жестокости должны быть приписаны разнице в складе ума жителей равнин и гор; их правители, как горцы, были суровы по натуре и придерживались строгих форм правления, без которых им трудно было бы управлять, другими словами, их надо приписать контрасту между горами и равнинами, который всегда был важным фактором в истории.