Буржуазные реформы в России 60-х — 70-х годов
Развитие капиталистических отношений в дореформенной России приходило во все большее противоречие с феодально-крепостническим строем. Поражение в Крымской войне обнажило гнилость и бессилие крепостной России. Наступил кризис политики господствующего феодального класса, который уже не мог ее проводить прежними, крепостническими методами. Необходимы были неотложные экономические, социальные и политические реформы для того, чтобы предотвратить революционный взрыв в стране. В повестку дня страны стали мероприятия, необходимые для того, чтобы не только сохранить, но и укрепить социальную и экономическую базу самодержавия.
Все это прекрасно сознавал новый российский император Александр II, вступивший на престол 19 февраля 1855 г. Он понимал и необходимость уступок, а также компромисса в интересах государственной жизни. После своего восшествия на престол молодой император ввел в кабинет министров своего брата Константина, который был убежденным либералом. Следующие шаги императора также носили прогрессивный характер — разрешался свободный выезд за границу, были амнистированы декабристы, частично снята цензура на публикации, проведены другие либеральные мероприятия.
С большой серьезностью отнесся Александр II и к проблеме отмены крепостного права. Начиная с конца 1857 г. в России был создан ряд комитетов и комиссий, основной задачей которых являлось решение вопроса освобождения крестьянства от крепостной зависимости. В начале 1859 г. для суммирования и обработки проектов комитетов создаются Редакционные комиссии. Выработанный ими проект был передан в правительство.
19 февраля 1861 г. Александр II издал манифест об освобождении крестьян, а также « Положение», регламентирующее их новое состояние. По этим документам российские крестьяне получали личную свободу и большинство общегражданских прав, вводилось крестьянское самоуправление, в обязанности которого входил сбор податей и некоторые судебные полномочия. При этом сохранялась крестьянская община и общинное землевладение. Крестьяне по-прежнему должны были платить подушную подать и нести рекрутскую повинность. Как и раньше, по отношению к крестьянам применялись телесные наказания.
Правительство считало, что нормальное развитие аграрного сектора даст возможность сосуществовать двум типам хозяйств: крупному помещичьему и мелкому крестьянскому. Однако крестьянам доставалось земли под наделы на 20% меньше тех участков, которыми они пользовались до освобождения. Это сильно осложнило развитие крестьянского хозяйства, а в ряде случаев и свело его на нет. За полученную землю крестьяне должны были выплатить землевладельцам выкуп, превышавший ее стоимость в полтора раза. Но это было нереально, поэтому 80% стоимости земли помещикам выплачивало государство. Таким образом, крестьяне стали должниками государства и обязаны были вернуть эту сумму в течение 50-ти лет с процентами. Как бы то ни было, реформа создала значительные возможности для аграрного развития России, хотя и сохранила ряд пережитков в виде сословной обособленности крестьянства и общин.
Крестьянская реформа повлекла за собой и преобразования многих сторон общественной и государственной жизни страны. 1864 год стал годом рождения земств — органов местного самоуправления. Сфера компетенции земств была достаточно широка: они имели право собирать налоги для местных нужд и нанимать служащих, ведали хозяйственными вопросами, школами, медицинскими учреждениями, а также вопросами благотворительности.
Коснулись реформы и городской жизни. С 1870 г. органы самоуправления стали формироваться и в городах. Они ведали в основном хозяйственной жизнью. Орган самоуправления получил название городской думы, которая формировала управу. Во главе думы и исполнительного органа стоял городской голова. Сама же дума избиралась городскими избирателями, состав которых формировался в соответствии с социальным и имущественным цензом.
Однако наиболее радикальной стала судебная реформа, проведенная в 1864 г. Прежний сословный и закрытый суд был отменен. Теперь приговор в реформированном суде выносили присяжные заседатели, являвшиеся представителями общественности. Сам процесс стал публичным, устным и состязательным. От имени государства на суде выступал обвинитель-прокурор, а защиту обвиняемого осуществлял адвокат — присяжный поверенный.
Не были обойдены вниманием средства массовой информации и учебные заведения. В 1863 и 1864 гг. вводятся новые университетские уставы, возвратившие им автономию. Было принято новое положение о школьных учреждениях, по которому заботу о них брали на себя государство, земства и городские думы, а также церковь. Образование провозглашалось доступным для всех сословий и конфессий. В 1865 г. была снята предварительная цензура на публикации и ответственность за уже вышедшие статьи возлагалась на издателей.
Серьезные реформы были проведены и в армии. Россия была разделена на пятнадцать военных округов. Видоизменялись военные учебные заведения и военно-полевой суд. Вместо рекрутского набора с 1874 г. вводилась всеобщая воинская обязанность. Преобразования затронули также и сферу финансов, православного духовенства и церковных учебных заведений.
Все эти реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствие с потребностями второй половины XIX века, мобилизовали всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества. Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.