Культура 20—30-х годов
Преобразования в области культуры были одной из задач построения социалистического государства в СССР. Особенности осуществления культурной революции определялись отсталостью страны, унаследованной от старых времен, неравномерностью экономического и культурного развития народов, вошедших в состав Советского Союза. Большевистские власти основное внимание уделили строительству системы народного образования, перестройке высшей школы, повышению роли науки в экономике страны, формированию новой творческой и художественной интеллигенции.
Еще в период гражданской войны началась борьба с неграмотностью. С 1931 года было введено всеобщее начальное образование. Наибольшие успехи в области народного образования были достигнуты к концу 30-х годов. В системе высшей школы совместно со старыми специалистами были осуществлены меры по созданию т.н. «народной интеллигенции» за счет увеличения числа студентов из среды рабочих и крестьян. Значительные успехи были достигнуты в области науки. Исследования Н.Вавилова (генетика), В.Вернадского (геохимия, биосфера), Н.Жуковского (аэродинамика) и других ученых получили известность во всем мире.
На фоне успехов некоторые области науки испытали на себе давление со стороны административно-командной системы. Значительный вред был нанесен общественным наукам — истории, философии и др. различными идеологическими чистками и травлями отдельных их представителей. В результате этого практически вся тогдашняя наука была подчинена идеологическим идеям коммунистического режима.