Сказано о Черкесах

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

Сказано о Черкесах

И.Д. Попко,
генерал майор русской армии
- «Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря».
«С первого раза казачья конница должна была уступить коннице черкесской и потом никогда уже не была в состоянии взять над ней преимущество, ни даже поравняться с нею».

В.А. Потто
русский военный историк
«Благородный тип кабардинца, изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному виду можно отличить кабардинца»

«Страсть к набегам у черкесов повсеместная, но желание добычи стояло при этом далеко не на первом плане; чаще увлекала их жажда известности, желание прославить свое имя каким-либо подвигом…»

«Всем были известны превосходные боевые качества этой природной и, без сомненья, лучшей конницы в мире. Собравшиеся кабардинцы уже совсем были готовы к выступлению в поход. Красивые, стройные, одетые в железные кольчуги, блистая дорогим вооружением, они представляли собой красивое зрелище и, глядя на них, можно было без колебаний сказать, что никакая кавалерия в свете не устоит против их сокрушительного удара шашки»

Эмиддио Дортелли д’Асколи (Италия,1634):
- «Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.»

Эдмонд Спенсер
«Невозможно коротко дать представление о стремительности черкесской атаки, для самых храбрых европейских войск она должна быть абсолютно ужасной, поскольку осуществляется буквально с быстротой молнии. Восхитительная тренированность лошади и всадника таковы, что все это кажется невозможным для человеческого организма. Черкесский воин никогда не сдается в плен и сражается до тех пор, пока в нем не останется хоть одна искра жизни».

Иоган Бларамберг,
исследователь, генерал русской армии (1834 г.)
«… Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии; хотя их особо интересует само качество оружия, они все же не равнодушны и к богатому украшению оружия. Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья и так далее покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну».

«… когда они видят, что окружены, они сражаются отчаянно, дорого отдавая свою жизнь, и никогда не сдаются в плен»

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):
- «Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской».

«Черкесы толстоту почитают за порок и следствие невоздержанной жизни»

Абри де ла Мотрэ (Франция, 1711 г.):
— «Глаза их такого же разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности.»

«… не было ни одного мужчины или женщины, которых можно было бы назвать некрасивыми. Их стан один из самых лучших и великолепно соответствует красоте лица».

Энгельберт Кемпфер (Россия):
- «Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы… и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста… Они общительны, приветливы и чистоплотны».

Адам Олеарий (Германия, 30е гг):
— «Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные как смоль… Ходят они с открытыми лицами….Они общительны и любезны.»

О. Маркграф
«Черкесы – самые многочисленные и самые могущественные среди прочих народов Кавказа».

«Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «кабардинским» или «черкесским».

П.С. Потемкин,
кавказский генерал-губернатор (1782-1787)
«Нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем… Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все протчие роды, как то: кумыки, чеченцы, карабулаки, аксайцы, андийцы, асетинцы, абазинцы, беслинейцы, кигушевцы и протчия… подражают им… не токмо во нравах, но в образе жизни и во образе одежды».

Дж. Интериано, 1502г.
«Зихи, так называемые по итальянски, по гречески, по латыни, но которых турки и татары зовут чиркасами и которые сами себе дают имя адыга, – живут от реки Дона по берегам Черного и Азовского морей до… Пицундской бухты».

«Черкесы высоко ценят щедрость и охотно отдают все, чем обладают, исключая, впрочем, коней и оружие».

Федор Щербина,
историк (1849-1936 гг.)
«Не было еще истории, не существовало ее документальных данных, а черкесы жили на Кавказе в доисторические времена, были древнейшими коренными обитателями его».

Фр. Боденштедт. (1859)
«Происхождение адыге восходит ко временам самым отдаленным… их рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

«Иллюстрированный журнал Глисона».
Лондон, 1854 г., январь, с.304.
«Черкесы – один из наиболее древних нардов мира. Их история столь продолжительна, что, за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Черкесы терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но никогда, даже на короткий срок, дольше, чем жизнь одного поколения, не подчинялись никому, кроме собственных законов. И сейчас они живут под властью своих вождей, по собственным обычаям. Черкесы интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминания о них в обилии встречаются у Геродота, Верия Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют, по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей».

Франц Канитц,
немецкий ученый (1860 г.)
«Черкесы – один из храбрейших на всем земном шаре народов».

Ксавье Омер де Гелль,
французский геолог, путешественник. (1812-1848 гг.)
«Черкесы благородно представляют на Кавказе тот рыцарский и воинственный дух, который пролил столько блеска на народы средних веков. Храбрость, ум, красота: природа дала им благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

Джеймс Белл
английский путешественник
«На основании того, что я видел, я должен рассматривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

«…жилища с роскошными хлебными полями; хлебные посевы на некоторых из них, также как и в Сунджуке, достигают, я уверен шести футов высоты; …поля были так чисты от сорных трав и хорошо огорожены, что я мог бы подумать, что нахожусь в одном из наиболее культивированных районов Йоркшира».

К.О. Сталь
«Большая Кабарда имела огромное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесских народов образцом для подражания и соревнования»

Дмитрий Кантемир,
ученый, молдавский господарь (1673-1723 гг.)
«Черкесы всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар. Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному делу и хорошим манерам в этой школе, считается «тентеком», то есть нестоящим, ничтожным человеком. Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько десять крымцев сильнее пятнадцати буджакан (то есть ногайцев), настолько пять черкесов сильнее десяти крымцев»

Султан Хан-Гирей,
черкесский этнограф
«В день сражения черкесы одеваются в самые лучшие одежды, которые представляют прекрасный, разнообразный и величественный вид. Черкесы превзошли многие народы в одежде и оружии. Мужская одежда у них красотою и удобностью превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но даже в Европе».

Клод-Адриан Гельвеций,
французский философ (1715-1771 гг.)
«Как много мы обязаны той черкешенке, которая, желая сохранить свою красоту или красоту своих дочерей, первая в мире решилась привить себе оспу! Сколько детей оспопрививание вырвало из когтей смерти! Нет ни одной основательницы монашеского ордена, которая оказала бы миру столь же великое благодеяние и тем самым заслужила бы его благодарность».

Ферран,
французский врач, исследователь (ок. 1670-1713 г.)
«Черкесия прекрасна, изобилует плодоносными деревьями, орошается чистыми реками. Чарующими лесами покрыты белоснежные горы. Воздух здесь благорастворенный и чрезвычайно здоровый. Полагаю, что от этого происходит цветущая красота черкесов. Природа наряду с глубоко продуманной системой воспитания – вот основа красоты черкесов».

Б.Е. Фролов.
«Адыгское влияние на оружие черноморских казаков»
«Факт заимствования кавказскими казаками, да и отчасти русской регулярной армией, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии».

Кавказ и Кавказская война. Публичные лекции, читанные
в зале Пассажа в 1860 году Генерального штаба полковником Романовским. СПб., 1860 г.
«Черкесы – они занимают оба ската главного хребта к западу от Эльбруса. Между ними живут убыхи. Черкесы отличаются своей прекрасной наружностью, отличными умственными способностями и неукротимой отвагой. В Настоящее время кабардинцы… составляют самую богатую и, относительно других туземцев, самую образцовую часть народонаселения. Кабардинцы, между прочим, например, считаются образцом моды в одежде для всех кавказских горцев».

С. Эсадзе
«Не смерти, но бесславной жизни побоялся черкес и смело шел на врага».

Н. Дубровин
«Черкесы богато одарены как умственными способностями, так и красотой. Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О своих военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным».

Ксаверио Главани
(Описание Черкесии. 1729. Тифлис, 1883 г.)
«Черкесы так… искусны, что могут сделать любую вещь, не видев никогда способа ея приготовления».

Из Сборника сведений о кавказских горцах.
«Привилегированные сословия Кабардинского округа», 1870. вып.3
«Разделенные на множество колен (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, бжедухи и проч.), нередко враждовавших между собою, тем не менее адигейцы единством своего языка и общностью обычаев составляли мощный народ, сила и преимущества которого над прочими племенами Северного Кавказа ясно выражалась рабским подражанием сих последних – одежде, нравам и обычаям, усвоенным адыгейцами вообще и кабардинцами в особенности».

В.К. Гарданов,
русский историк
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов».

М. Ковалевский
«Культурное воздействие адыгов на горцев Кавказа является настолько мощным и все-охватывающим, что едва ли может быть преувеличенным».

М. Рехвиашвили
«Разработанный адыгскими племенами этикет был принят почти всеми кавказцами».

В. Абаев
«В 17-18 веках Кабарда переживала расцвет, а затем его закат. Достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Этикет «Кабардинский» был в это время синонимом аристократической изысканности».

И.Д. Попко,
генерал майор русской армии
- «Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря».
«С первого раза казачья конница должна была уступить коннице черкесской и потом никогда уже не была в состоянии взять над ней преимущество, ни даже поравняться с нею».

В.А. Потто
русский военный историк
«Благородный тип кабардинца, изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение держать себя в обществе действительно поразительны, и уже по одному наружному виду можно отличить кабардинца»

«Страсть к набегам у черкесов повсеместная, но желание добычи стояло при этом далеко не на первом плане; чаще увлекала их жажда известности, желание прославить свое имя каким-либо подвигом…»

«Всем были известны превосходные боевые качества этой природной и, без сомненья, лучшей конницы в мире. Собравшиеся кабардинцы уже совсем были готовы к выступлению в поход. Красивые, стройные, одетые в железные кольчуги, блистая дорогим вооружением, они представляли собой красивое зрелище и, глядя на них, можно было без колебаний сказать, что никакая кавалерия в свете не устоит против их сокрушительного удара шашки»

Эмиддио Дортелли д’Асколи (Италия,1634):
- «Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.»

Эдмонд Спенсер
«Невозможно коротко дать представление о стремительности черкесской атаки, для самых храбрых европейских войск она должна быть абсолютно ужасной, поскольку осуществляется буквально с быстротой молнии. Восхитительная тренированность лошади и всадника таковы, что все это кажется невозможным для человеческого организма. Черкесский воин никогда не сдается в плен и сражается до тех пор, пока в нем не останется хоть одна искра жизни».

Иоган Бларамберг,
исследователь, генерал русской армии (1834 г.)
«… Главная роскошь у черкесов состоит в их оружии; хотя их особо интересует само качество оружия, они все же не равнодушны и к богатому украшению оружия. Их сабли, кинжалы, пистолеты, ружья и так далее покрыты украшениями из серебра и золота превосходной работы. Седла и ножны шашки украшены галунами. Они никогда не продают свое лучшее оружие, и оно обычно переходит по наследству от отца к сыну».

«… когда они видят, что окружены, они сражаются отчаянно, дорого отдавая свою жизнь, и никогда не сдаются в плен»

С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):
- «Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской».

«Черкесы толстоту почитают за порок и следствие невоздержанной жизни»

Абри де ла Мотрэ (Франция, 1711 г.):
— «Глаза их такого же разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности.»

«… не было ни одного мужчины или женщины, которых можно было бы назвать некрасивыми. Их стан один из самых лучших и великолепно соответствует красоте лица».

Энгельберт Кемпфер (Россия):
- «Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы… и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста… Они общительны, приветливы и чистоплотны».

Адам Олеарий (Германия, 30е гг):
— «Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные как смоль… Ходят они с открытыми лицами….Они общительны и любезны.»

О. Маркграф
«Черкесы – самые многочисленные и самые могущественные среди прочих народов Кавказа».

«Наибольшею славою на Северном Кавказе пользуются шорные изделия кабардинцев. Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется «кабардинским» или «черкесским».

П.С. Потемкин,
кавказский генерал-губернатор (1782-1787)
«Нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем… Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все протчие роды, как то: кумыки, чеченцы, карабулаки, аксайцы, андийцы, асетинцы, абазинцы, беслинейцы, кигушевцы и протчия… подражают им… не токмо во нравах, но в образе жизни и во образе одежды».

Дж. Интериано, 1502г.
«Зихи, так называемые по итальянски, по гречески, по латыни, но которых турки и татары зовут чиркасами и которые сами себе дают имя адыга, – живут от реки Дона по берегам Черного и Азовского морей до… Пицундской бухты».

«Черкесы высоко ценят щедрость и охотно отдают все, чем обладают, исключая, впрочем, коней и оружие».

Федор Щербина,
историк (1849-1936 гг.)
«Не было еще истории, не существовало ее документальных данных, а черкесы жили на Кавказе в доисторические времена, были древнейшими коренными обитателями его».

Фр. Боденштедт. (1859)
«Происхождение адыге восходит ко временам самым отдаленным… их рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа».

«Иллюстрированный журнал Глисона».
Лондон, 1854 г., январь, с.304.
«Черкесы – один из наиболее древних нардов мира. Их история столь продолжительна, что, за исключением Китая, Египта и Персии, история любой другой страны не более чем рассказ о вчерашнем дне. У черкесов поразительная особенность: они никогда не жили в подчинении внешнему господству. Черкесы терпели поражение, их вытесняли в горы, подавляли превосходящей силой. Но никогда, даже на короткий срок, дольше, чем жизнь одного поколения, не подчинялись никому, кроме собственных законов. И сейчас они живут под властью своих вождей, по собственным обычаям. Черкесы интересны еще и тем, что представляют собой единственный народ на поверхности земного шара, который столь далеко в прошлое может проследить независимую национальную историю. Они немногочисленны, но их регион столь важен, а их характер столь поразителен, что черкесы хорошо известны древним цивилизациям. Упоминания о них в обилии встречаются у Геродота, Верия Флакка, Помпония Мелы, Страбона, Плутарха и других великих писателей. Их предания, легенды, эпос представляют собой героическое повествование о свободе, которую они сохраняют, по меньшей мере, в течение последних 2300 лет перед лицом самых могущественных в человеческой памяти правителей».

Франц Канитц,
немецкий ученый (1860 г.)
«Черкесы – один из храбрейших на всем земном шаре народов».

Ксавье Омер де Гелль,
французский геолог, путешественник. (1812-1848 гг.)
«Черкесы благородно представляют на Кавказе тот рыцарский и воинственный дух, который пролил столько блеска на народы средних веков. Храбрость, ум, красота: природа дала им благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы».

Джеймс Белл
английский путешественник
«На основании того, что я видел, я должен рассматривать черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал».

«…жилища с роскошными хлебными полями; хлебные посевы на некоторых из них, также как и в Сунджуке, достигают, я уверен шести футов высоты; …поля были так чисты от сорных трав и хорошо огорожены, что я мог бы подумать, что нахожусь в одном из наиболее культивированных районов Йоркшира».

К.О. Сталь
«Большая Кабарда имела огромное влияние не только на все черкесские народы, но и на соседних осетин и чеченцев. Князья и дворянство кабардинское славились своим наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесских народов образцом для подражания и соревнования»

Дмитрий Кантемир,
ученый, молдавский господарь (1673-1723 гг.)
«Черкесы всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подражают им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар. Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному делу и хорошим манерам в этой школе, считается «тентеком», то есть нестоящим, ничтожным человеком. Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько десять крымцев сильнее пятнадцати буджакан (то есть ногайцев), настолько пять черкесов сильнее десяти крымцев»

Султан Хан-Гирей,
черкесский этнограф
«В день сражения черкесы одеваются в самые лучшие одежды, которые представляют прекрасный, разнообразный и величественный вид. Черкесы превзошли многие народы в одежде и оружии. Мужская одежда у них красотою и удобностью превосходит все одеяния, мне известные, не только в Азии, но даже в Европе».

Клод-Адриан Гельвеций,
французский философ (1715-1771 гг.)
«Как много мы обязаны той черкешенке, которая, желая сохранить свою красоту или красоту своих дочерей, первая в мире решилась привить себе оспу! Сколько детей оспопрививание вырвало из когтей смерти! Нет ни одной основательницы монашеского ордена, которая оказала бы миру столь же великое благодеяние и тем самым заслужила бы его благодарность».

Ферран,
французский врач, исследователь (ок. 1670-1713 г.)
«Черкесия прекрасна, изобилует плодоносными деревьями, орошается чистыми реками. Чарующими лесами покрыты белоснежные горы. Воздух здесь благорастворенный и чрезвычайно здоровый. Полагаю, что от этого происходит цветущая красота черкесов. Природа наряду с глубоко продуманной системой воспитания – вот основа красоты черкесов».

Б.Е. Фролов.
«Адыгское влияние на оружие черноморских казаков»
«Факт заимствования кавказскими казаками, да и отчасти русской регулярной армией, адыгского боевого комплекса является настолько общепризнанным и широко известным, что не может служить предметом научной дискуссии».

Кавказ и Кавказская война. Публичные лекции, читанные
в зале Пассажа в 1860 году Генерального штаба полковником Романовским. СПб., 1860 г.
«Черкесы – они занимают оба ската главного хребта к западу от Эльбруса. Между ними живут убыхи. Черкесы отличаются своей прекрасной наружностью, отличными умственными способностями и неукротимой отвагой. В Настоящее время кабардинцы… составляют самую богатую и, относительно других туземцев, самую образцовую часть народонаселения. Кабардинцы, между прочим, например, считаются образцом моды в одежде для всех кавказских горцев».

С. Эсадзе
«Не смерти, но бесславной жизни побоялся черкес и смело шел на врага».

Н. Дубровин
«Черкесы богато одарены как умственными способностями, так и красотой. Храбрые по природе, привыкшие с детства бороться с опасностью, черкесы в высшей степени пренебрегали самохвальством. О своих военных подвигах черкес никогда не говорил, никогда не прославлял их, считая такой поступок неприличным».

Ксаверио Главани
(Описание Черкесии. 1729. Тифлис, 1883 г.)
«Черкесы так… искусны, что могут сделать любую вещь, не видев никогда способа ея приготовления».

Из Сборника сведений о кавказских горцах.
«Привилегированные сословия Кабардинского округа», 1870. вып.3
«Разделенные на множество колен (кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, бжедухи и проч.), нередко враждовавших между собою, тем не менее адигейцы единством своего языка и общностью обычаев составляли мощный народ, сила и преимущества которого над прочими племенами Северного Кавказа ясно выражалась рабским подражанием сих последних – одежде, нравам и обычаям, усвоенным адыгейцами вообще и кабардинцами в особенности».

В.К. Гарданов,
русский историк
«Черкесы теперь олицетворяют все лучшие качества кавказских горцев, к которым в передовых кругах русского общества относятся с большим вниманием и сочувствием. Черкесы олицетворяют храбрость и свободолюбие кавказцев, их рыцарские нравы. Черкесов воспевают в своих произведениях великие русские поэты Пушкин и Лермонтов».

М. Ковалевский
«Культурное воздействие адыгов на горцев Кавказа является настолько мощным и все-охватывающим, что едва ли может быть преувеличенным».

М. Рехвиашвили
«Разработанный адыгскими племенами этикет был принят почти всеми кавказцами».

В. Абаев
«В 17-18 веках Кабарда переживала расцвет, а затем его закат. Достигла значительного могущества и получила преобладающее влияние на Северном Кавказе. Этикет «Кабардинский» был в это время синонимом аристократической изысканности».

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий