Комментарии.

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

Комментарии.

1. Трапезунд — турецкий порт на Чёрном море.

2. Pied de guerre (фр.) - плацдарм.

3. Ноев ковчег. Ной — в преданиях иудаизма и христианства герой повествования о всемирном потопе, спасённый праведник и строитель Ковчега. Согласно библейскому повествованию, бог решил наслать на развратившихся людей потоп. Только Ной удостоился его покровительства: бог предупредил его о предстоящей катастрофе и велел построить ковчег. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, высокие горы покрылись водой, и всё, живущее на земле, погибло; вода прибывала 150 дней, затем стала убывать и ковчег остановился «на горах Араратских». Через 40 дней Ной выпустил в окно ковчега ворона, но тот не нашёл себе места и возвратился; также неудачно вылетел голубь. Но через семь дней голубь возвратился с листом маслины в клюве — это был знак того, что вода сошла; ещё через семь дней голубь уже не вернулся; земля постепенно обсохла, и через 365 дней от начала потопа люди и звери смогли покинуть ковчег.

4. Воронцов Михаил Семёнович (1782-1856) — князь, русский государственный деятель. Сын Семёна Романовича Воронцова, министра при Екатерине II, а затем при Павле. М.С. Воронцов участвовал в Отечественной войне 1812 г., а затем в заграничных походах русской армии в качестве командующего русским оккупационным корпусом во Франции. Был близок к деятелям ранних декабристских организаций. С 1823 г. новороссийский генерал-губернатор и наместник Бессарабской области, в 1828-44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор. В 1844-54 гг. – наместник на Кавказе и главнокомандующий отдельным кавказским корпусом.

5. Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н.э.) – известный древнегреческий географ и историк. Путешествовал по Греции, Малой Азии, Италии и Египту. Его «География» – ценный историко-этнографический источник, в котором содержатся сведения о Кавказе и Боспорском царстве.

6. Ришельё, Арман Эммануэль де Плесси (1766-1822) — французский и русский государственный деятель, герцог. Во время турецко-русской войны 1787-1791 гг. в ноябре 1790 г. участвовал в качестве волонтёра русской армии в штурме Измаила. Монархист по убеждениям, Ришелье в 1791 покинул Францию. С 1795 г. по 1814 г. жил в России. Был с 1803 г. градоначальником Одессы, одновременно в 1805-14 гг. – генерал-губернатором Новороссийского края. После реставрации Бурбонов возвратился во Францию, где был первым министром в правительстве Людовика XVIII.

7. Александр I (1777-1825) – «сфинкс, не разгаданный до гроба», «сущий прельститель» - так характеризовали современники российского императора. Александр I взошёл на престол после убийства своего отца Павла I в результате дворцового переворота 12 марта 1801 г. Первая половина царствования Александра I прошла под знаком умеренно-либеральных реформ, большая часть которых была разработана «Негласным комитетом», состоящим из молодых аристократов, друзей царя. В 1819-20 гг. окончательно определился поворот Александра I к реакции: отменены все указы, изданные в первые годы царствования , усилились гонения на просвещение и печать, пышно расцвели различные религиозные и мистические организации. Александр I в последние годы впал в крайний мистицизм. Внезапная смерть Александра в Таганроге породила версию о его превращении в старца Фёдора Кузьмича, которая и в настоящее время поддерживается представителями западной историографии (см. Фёдоров В.А. Александр I//Вопросы истории. – 1990. – №1).

8. Скасси, Рафаэль — коммерсант, посетил черкесию в 1811 г. с целью установления торговых отношений с прибрежными черкесскими племенами. Главным районом его деятельности стали окрестности Анапы и Суджук-Кале (Новороссийска). На первых порах ему покровительствовал комендант Анапы генерал Бухгольц. Интересно то, что Бухгольц был женат на черкешенке из племени абадзехов, захваченной в плен при взятии Анапы графом Гудовичем и воспитанной графом Коковским.

Влиятельным кунаком Скасси в Натухае являлся князь Магомет-Индар-Оглы. Впоследствии Скасси стал чиновником министерства иностранных дел и в звании «попечителя» торговли с горцами развернул ещё более активную деятельность по вовлечению черкесов в свои коммерческие предприятия. Однако русские власти на Кавказе не доверяли Скасси, которого, тем не менее, поддерживало Министерство иностранных дел во главе с Нессельроде. При столкновении в 1828 г., во время русско-турецкой войны, с адмиралом А.С. Меньшиковым, руководившим осадой Анапы, Скасси чудом избежал привлечения к судебной ответственности и был уволен с государственной русской службы. (См. Скасси Р. Извлечение из Записки о делах Черкесии, представленной господином Скасси в 1816 году//АБКИЕА. – Нальчик, 1974; Чирг А.Ю. Из истории русско-адыгейских торговых связей на Черноморском побережье Кавказа в первой четверти 19 в.//Вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в 19 в. – Майкоп, 1987. – С. 3-14).

9. Махмуд Индаргов — Магомет Индар-Оглы, см. п. 8.

10. Чипакоу — одно из крупных шапсугских объединений.

11. «…эти люди… в отличие от других жителей востока не строго изолируют своих женщин в гарем. Вероятно, они последовали в этом отношении примеру их соседей, черноморских казаков». Женщины у адыгов почитались издревле; многочисленные европейские путешественники VII—XIX вв. писали об общительности, независимом характере адыгских женщин.

Уэркъ хабзэ — традиционный кодекс чести адыгского дворянства — диктовал рыцарское отношение к женщине, которое специалисты правомерно соотносят со средневековыми европейскими представлениями о Прекрасной Даме. Поэтому утверждение о заимствовании подобных форм поведения у черноморских казаков, появившихся гораздо позже на этой территории, представляется несостоятельным, (см. Бгажноков Б. X. Адыгский этикет.— Нальчик, 1978).

12. Ликург — легендарный спартанский законодатель (9—8 вв. до н.э.), которому приписывают создание институтов спартанского общественного и государственного устройства, действительное оформление которых было результатом длительного исторического процесса перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу. Полноправным гражданином в Спарте считался лишь тот, кто неукоснительно выполнял все предписания законов Ликурга. Законы Ликурга детально регламентировали быт и личную жизнь людей, внедряли суровые методы воспитания детей в специальных лагерях — агелах (букв, «стадо»). «Ликургов строй» утверждал также принцип равенства: в Спарте была разработана система мер, ограничивавших возможности личного обогащения.

Преобразования Ликурга в короткий срок превратили страну в мобильный военный лагерь, способный противостоять как внешней агрессии, так и внутренним возмущениям.

13. Речь идет о своеобразном виде нательной одежды у народов Северного Кавказа — корсете. Е. Н. Студенецкая связывает ношение корсета с представлениями адыгов о женской красоте: на Северном Кавказе, в особенности у адыгских народов, идеалом женской красоты считалась стройная фигура, плоская грудь, тонкая талия. Поэтому на девочку с 6 лет (по другим сведениям, с 7 или с 10 лет) надевали корсет. Корсет навсегда снимался молодым супругом в первую брачную ночь. Корсет носили лишь девушки высших сословий. Происхождение корсета остается неясным. Возможно, он был занесен к адыгам из Турции. (Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв.—М., 1989).

14. Гектор — в греческой мифологии главный троянский герой в «Илиаде».

15. Приам — в греческой мифологии последний царь Трои. В «Илиаде» Приам — престарелый царь, глава многочисленного семейства, насчитывающего 50 сыновей и 12 дочерей.

16. Вильяминов — Вельяминов А. А.— командующий войсками на Кавказской линии, генерал.

17. польских… дезертиров — многие поляки, участники восстания 1831 г. в Польше, были сосланы на Кавказ в войска Отдельного Кавказского корпуса, сражающегося против горцев. Часть поляков переходила на сторону горцев, неся с собой передовую военную мысль, новую тактику ведения боя, поляки часто сообщали сведения о дислокации царских войск. Были попытки установить контакт между революционно-демократическими организациями Франции и Италии и антиколониальным движением горцев посредством польских эмигрантов. (Бижев А. X. Об участии польских радикально-демократических повстанцев в антиколониальной борьбе северокавказских горцев в 30-х годах 19 века//ИСКНЦ ВШ.— серия Общественные науки.— 1976.— № 1.— С. 59—63).

18. Клапрот, Генрих — Юлиус (1783—1835) — русский академик, выдающийся ученый-ориенталист. Родился в Берлине в семье известного ученого-химика. В 1804 г. был приглашен русской Академией наук в качестве адъюнкта восточных языков и словесности. В 1807 г. стал экстраординарным академиком и тогда же был командирован на Кавказ для историко-филологических и этнографических исследований.

Заслуги Клапрота велики: он подробно описал племенной состав населения Северного Кавказа, уточнил его лингвистическую классификацию. В то же время в его сочинениях содержится ценный этнографический материал. Впервые его двухтомный труд вышел в 1812 г. на немецком языке в Галле и Берлине. К этому времени Клапрот уже покинул Россию и, недолго прожив в Германии, поселился в Париже, (см. Клапрот Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808 гг. //АБКИЕА.—Нальчик, 1974.—С. 235—280).

19. Паллас, Петр Симон (1741 —1811) — русский академик, знаменитый ученый-энциклопедист, натуралист и путешественник.

По поручению русской Академии наук, куда Паллас был приглашен в 1766 г., он разработал план большой комплексной экспедиции по изучению производительных сил окраин России. Эта экспедиция работала в том числе и на территории Северного Кавказа.

Путешествие Палласа по Кавказу как бы завершало кавказоведческие изыскания русской Академии наук 18 в.

Описание путешествия Палласа на Кавказ было первоначально издано на немецком языке в Петербурге в 1799—1801 гг. в книге «Заметки о путешествиях в южные наместничества Российского государства в 1793 и 1794 гг.»

19а. Мисджеги — наименование чеченцев кумыками.

20. …предполагается, что они ведут свое происхождение от казахов, кавказского племени, все еще существующего… — вероятно, казахи — население Казахии византийских историков, страны в нижнем течении р. Кубань.

21. Они постоянно подражают поведению римлян по отношению к сабинам… — согласно легенде о «похищении сабинянок», в недавно основанном Риме не хватало женщин. Ромул устроил игры, на которые пригласил сабинов, живших в центральной Италии Севернее Рима. Во время игр римляне похитили незамужних сабинянок. Это послужило причиной войны. Позже, во время битвы, сабинянки, ставшие уже женами и матерями римлян, бросились между сражающимися и тем самым принудили их заключить мир. С тех пор сабины живут в Риме.

22. Павел I (1796—1801) —российский император, сын Екатерины II и Петра III. В конце царствования изменил свой внешнеполитический курс, нарушавший торговые связи с Англией, что явилось одной из причин недовольства дворян, в конечном итоге приведшего к заговору и убийству Павла в ночь с 11 на 12 марта 1801 г.

23. Эдем — в библейской мифологии земной рай, местопребывание Адама и Евы до «грехопадения». В переносном смысле — страна вечного блаженства и наслаждения.

24. coup d’oeil (фр.) — местность.

25. al fresco (итал.) — на свежем воздухе.

26. Элиях Мансур — шейх Мансур (Ушурма) — один из лидеров национально-освободительного движения горцев Северного Кавказа 1785—1791. Провозглашен имамом Чечни и Дагестана. Впервые выдвинул идею сплочения горских народов и создания сильного горского государства. (Сведения получены от Мусхаджиева С.Х.)

27. Александр — Александр Македонский (356 до н. э.— 323 до н. э.) — царь Македонии, один из величайших полководцев и государственных деятелей древнего мира.

28. Локман — Лукман — в мусульманской и древнеаравийской мифологии праведный мудрец. Мусульманское предание приписывает Лукману множество афоризмов и поговорок, а также басни.

29. Макиавелли, Никколо (1469—1527) —итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Важнейшим вкладом Макиавелли в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских, а не с теологических позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на реальных фактах, искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий.

30. Митридат — Митридат VI Евпатор (132—63 до н. э.) — царь Понтийского царства. После подавления восстания Савмака в Боспорском государстве стал им управлять, подчинив почти все греческие города Черноморья. Подчинил также Малую Армению и Колхиду.

31. Кларк — сведения не найдены.

32. …его обыкновение — одеться в самую плохую одежду» — обычай «плохо одеваться» вполне вписывается в рыцарские понятия о чести — быть роскошно одетым считалось неприличным для адыгской феодальной знати, поэтому адыгские феодалы щедро раздавали свое имущество и одежду. С другой стороны, в этом обычае отражена социальная сущность явления — «в раннефеодальном обществе щедрость — синоним власти».

(Бгажноков Б. X. Очерки этнографии общения адыгов.— Нальчик, 1983).

33. valonia (лат.) — сведения не найдены.

34. goitre (фр.) — подагра.

35. scolopendra morsitans (лат.) — сколопендровые, отряд членистоногих, класса губоногих, тело длиной 30 см, плоское. В СССР встречаются в Крыму и на Кавказе.

36. saur kraut (нем.) — квашеная капуста.

37. recherche (фр.) — изысканный.

38. Бомбор — порт на Черном море.

39. en masse (фр.) — массой.

40. Кассандра — в греческой мифологии пророчица, предсказаниям которой никто не верит. Миф о Кассандре нашел отражение в античном изобразительном искусстве, европейской драматургии, русской литературе 19 в.

41. Арриан, Флавий (95—175) —древнегреческий писатель и историк, автор «Анабасиса Александра» — важнейшего источника по истории походов Александра Македонского.

41а. Кисти — чеченские племена.

42. Амазонки — в греческой мифологии племя женщин-воительниц. Обитали на реке Фермодонт у города Фемискира (Малая Азия) или в районе предгорий Кавказа и Меотиды (Азовское море). Об амазонках писали, начиная с Геродота, Гиппократ, Лисий, Эфор, Палефат, Страбон и др. античные авторы. В настоящее время доказано, что легенды об амазонках свойственны не только античному миру, но распространены по всему земному шару.

В определенное время года амазонки вступают в связь с соседними племенами ради продолжения рода, отдают на воспитание (или убивают) родившихся мальчиков и оставляют себе девочек. Амазонкам в детстве выжигали левую грудь для того, чтобы они могли легко пользоваться плечом при метании копья.

В свете современных научных знаний легенды об амазонках отражают определенный период истории человеческого общества, реальное развитие отношений между людьми, принадлежащими к разным праобщинам. (см. Косвен М. О. Амазонки. История легенды//Советская этнография.— 1947.— № 2—3. Нефляшева .Н. А. Цветовая символика адыгского девичьего костюма и легенды об амазонках//Культура и быт адыгов.—Майкоп, 1989.—Вып. VII.—С. 86—95).

43. раб должен сосать грудь женщины в присутствии старейшин — распространенная форма усыновления, зафиксированная в адыгских сказках.

44. Адрианопольский договор, 1829 г.— завершил русско-турецкую войну 1828—1829 г. По этому договору устье Дуная с островами, все кавказское побережье Черного моря от устья р. Кубани до пристани Св. Николая (ст. 4 договора), а также крепости Ахалкалаки и Ахалцих с прилежащими районами переходили к России. Турция признавала присоединение к России Грузии, Имеретии, Мегрелии и Гурии, а также Эриванского и Нахичеванского ханств. Подтверждалось право российских подданных вести свободную торговлю по всей территории Турции. Русские подданные на турецкой территории были неподвластны турецким властям. Турция обязывалась в течение 1,5 лет уплатить России контрибуцию 1,5 млн. голландских червонцов. Договор обеспечивал автономию Молдавии и Валахии, подтверждал обязательства по соблюдению автономии Сербии.

По поводу присоединения адыгских территорий К. Маркс писал; «…Турция не могла уступить России то, чем не владела сама». (Маркс К, Энгельс Ф. Соч.— т. 9, с. 417).

45. июль 1827 — договор России с Англией и Францией. Этому договору предшествовал Петербургский протокол 4 апреля 1826 г.— соглашение Англии и России по греческому вопросу. Греция образовывала особое государство: она должна была иметь свое собственное правительство, свои законы и т. д. Чисто внешний вассалитет должен был свестись к ежегодным платежам определенной суммы Порте. 1827, июль — заключена Лондонская конвенция Англии, Франции и России в защиту греческого восстания. Русское правительство подчеркивало, что уничтожение греческих повстанцев и греческого флота, выполнявшего важные посреднические функции в торговле юга России через проливы, нанесло бы ущерб всей европейской торговле.

46. Султан Махмуд — Махмуд II (1784—1839) — турецкий султан 1Н08—39 гг. Правел ряд реформ, направленных ни преодоление феодальной раздробленности, некоторую «европеизацию» страны. Поражение в русско-турецкой войне 1828 1829 гг. и другие факторы способствовали усилению зависимости Турции от европейских держан.

47. …должно немедленно признать независимость Черкесии… – английская делегация на переговорах в Париже об условиях мира и прекращении Крымской войны 1853 1856 гг. требовала признания независимости Черкесии. Однако французская делегация ее не поддержала, чем способствовала закреплению владений России на Кавказе.

48. pied de terre (фр.) — пристанище.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий