После Шамиля

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

После Шамиля

Имам Шамиль покинул Россию по разрешению русских властей. Когда он прибыл в Стамбул, толпы собравшихся на берегу Босфора людей приветствовали его с религи­озным рвением и волнением. Некоторые склонялись перед ним на колени, другие целовали его руки и ноги, почитая его как человека от бога. Вокруг него собрались неслыханные толпы желающих приветствовать его, не все короли удостаивались такого внимания. Русский посол в Стамбуле не раз приглашал его остановиться в посоль­стве в качестве дорогого гостя, но он отказывался и считал себя гостем султана, так как находился в его стране. Султан Абдул-Азиз оказал ему учтивый прием во дворце Долма-Бахче, а Блистательная Порта склонила перед ним голову.

Султан стал даже опасаться за свою жизнь и религи­озное положение из-за чрезвычайного уважения и госте­приимства, с которым народ относился к великому имаму, безграничного восхищения его героизмом и выдающимися качествами этой личности. Чтобы хотя бы на время избавиться от него, султан поручил ему отправиться в Каир и выступить посредником в серьезных разногласиях между Египтом и Оттоманским государством. Шамиль согласился и вскоре вернулся, успешно справившись со своей миссией.

Затем он отправился в Мекку, где его слава распростра­нилась по этому святому городу, и люди гостеприимно принимали его. Там он провел свои последние дни, у Каабы, поклоняясь богу. Он забыл о своих страданиях и был доволен своей судьбой. Не доставало ему только сына Гази, который остался в России. Шамиль умер в доме шейха Ахмада Рифаи и был похоронен в Джанет эль-Бакире. На его могилу часто приходили посетители, она стала местом паломничества для набожных, но во времена вахабитской оккупации Хиджаза были уничтожены все следы этой скромной могилы.

Его преемником в 1873 году стал его сын Гази Мухаммед — четвертый имам. Его положение подсказыва­ло ему, что он должен идти по стопам отца и возобновить священную войну «джихад», которой отдал всю свою жизнь его отец. Поэтому он ждал благоприятного момента. Он стал помощником султана, который даровал ему титул паши и звание главного бея Румелии, самого высокого в Оттоманской империи. Впоследствии турки называли его Мухаммед-паша.

Вскоре после этого его родственник, зять и ближайший друг Мухаммед Фадиль-паша эль Дагестани был назначен командиром личной охраны султана. Таким образом, оба друга оказались среди доверенных и близких лиц султана, и когда в 1877 году Россия объявила войну Турции с целью защиты христиан на Балканах, которые страдали от гнета турок и черкесов, Гази-Мухаммед был назначен командую­щим дагестанской бригадой, которая была сформирована из кавказских эмигрантов, желающих воевать. Гази-Мухаммед проследовал во главе этой армии к восточному фронту и остановился у Карса, где русские сосредоточива­ли свои войска. Его армию сопровождала еще одна армия под командованием его родственника и зятя Мухаммеда Фадиля эль-Дагестани. Обе армии объединили свои силы, чтобы встретить общего врага. Хотя его армия была плохо вооружена и не имела достаточного количества боеприпа­сов, Гази-паша сражался достойно и взял в осаду крепость Баязид, обороной которой командовал капитан Станкевич. Когда Гази-Мухаммед предложил капитану сдать кре­пость, последний ответил: «Пришло время преподать сыну Шамиля урок и показать ему, что Россия не знает, что значит сдаваться, но хорошо знает, как брать города». Русские и на этот раз одержали победу, и их армии продвинулись с баз в Румынии к Стамбулу. Турции пришлось заключить мир в январе 1878 года. Согласно Сан-Стефанскому договору, который Турция была вынуж­дена принять, христианские меньшинства на Балканах получили свободу и отделились от Оттоманской империи как самостоятельные государства. Этот факт изменил карту Балкан и сделал черкесов меньшинствами в этих независимых странах. Русские пытались уговорить Гази-Мухаммеда вернуться на Кавказ, где они обещали назначить его наместником, но он отклонил это предложе­ние и не хотел иметь никаких отношений с русскими.

Однако в 1880 году в Стамбуле произошел инцидент, который неожиданно положил конец успехам, свободе и счастью двух друзей, Гази-Мухаммеда и Мухаммеда Фадиля. Однажды ночью Дели Фуад-паша предложил им принять участие в заговоре, цель которого была свергнуть султана, но так как они были верны султану, то отказались участвовать в нем. Когда Фуад-паша не смог выполнить своей миссии, он поспешно донес на них, обвинив в попытке организовать заговор для свержения султана. Последний поверил обвинению и выслал их в отдаленные районы Оттоманской империи; Гази-Мухаммед был сослан в Медину,а Мухаммед Фадиль-паша — в Ирак. Гази-Мухаммед провел остаток своей жизни в Медине и посвятил себя богу. Его похоронили рядом с могилой отца. Мухаммед Фадиль играл заметную роль в Ираке, где завоевал большую популярность среди курдских племен и арабов, которые предлагали ему трон Ирака. Однако он отклонил предложение, так как это означало бы неповиновение султану, которому он был обязан своим положением и славой. Здесь стоит заметить, что самый младший из двенадцати сыновей Фадиля, генерал-майор Гази эль-Дагестани, подвергался гонениям и притеснениям во время иракской революции в 1958 году в должности заместителя главнокомандующего иракскими вооруженными силами. Он был приговорен к смерти, но приговор был смягчен, и недавно он был освобожден при посредничестве ряда влиятельных лиц международного значения, таких, как королева Елизавета, президент Эйзенхауэр и премьер Неру.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий