Нартский эпос
Молодой человек женится
Прежде всего следует сказать, что свадьба – это ответственный шаг в жизни каждого человека. Предполагается, что свадьба должна быть один раз в жизни. Уже это намек на серьезное отношение к семье. Поэтому свадьба планируется, организуется и проводится с учетом этого. Если у человека свадьба случается второй раз, то она уже не бывает такой торжественной. Известно, однако, что свадьбы в нашей жизни встречаются разные: по широте, торжественности, яркости, веселью, пышности и культуре. Так и должно быть. Это естественно и зависит от многих факторов, в том числе и экономических, социальных, психологических, нравственных, этических. И не только касающихся какой-то определенной семьи или определенного села, города, а и жизни целого общества в определенную эпоху. При всем многообразии вариантов этого мероприятия мы стремимся удерживаться в рамках национальных традиций. Вспоминаем, что же характерно именно для адыгской свадьбы, как ее справляли наши уважаемые предки? Как раньше знакомились молодые люди? Как женились? Как жили в семье? Какие у них были взаимоотношения между супругами? Все это весьма интересует нас сегодня. Начнем с того, что свадьба для адыгов всегда была песьмл радостным событием. И не только для той семьи, чей сын женился, но для всей фамилии, рода и даже целого племени. Это объяснялось тем, что со свадьбой, с образованием новой семьи адыги издавна связывали надежды па рождение нового человека. А рождение нового человека, известно, это сила, могущество, счастье всего рода (племени). Поэтому наряду со свадьбой они праздновали и рождение сына, дочери в новой семье.
Когда в ауле человек родится,
То дерево сажают в честь него...
И выстрелами миру возвестят,
Что человека нового растят,
– говорит Исхак Машбаш.
Радость от рождения, наверняка, была бы не столь велика, если бы они не планировали бы его будущее. А они его планировали куда серьезнее, чем мы в наши дни. Детей растят и собирают в путь, благословляя: «Человеком будь!» – читаем мы далее у Исхака Машбаша.
А радоваться адыги умели красиво, с чувством меры.. По правилам адыгэ нэмыс радостные события сопровождались музыкой, песнями, стихотворными благопожеланиями, сочиненными и посвященными специально этому случаю, людям – виновникам торжества, их близким. Нэмыс на свадьбе предписывал всем участникам радостное праздничное настроение, веселые, остроумные шутки, смех, песни, танцы, праздничные наряды, праздничные блюда, торжественные застолья – при высокой культуре, которая выражалась и в чувстве меры.
Ни в какие рамки нэмыс не укладывались появление на свадьбе пьяных, громко и развязно выясняющих свои отношения, о сквернословии и речи не могло быть. Словом, полная радость в обрамлении культуры и красоты. Все, что не вписывается в этот фон, считается неприличным, неэтичным, противоречащим адыгэ нэмыс – адыгскому этикету.
Вот как описывает свадьбу Хан-Гирей: «Молодые черкесы, имея с девицами свободное обращение, имеют случай понравиться друг другу и дать понять свои чувствования. После такого объяснения мужчина просит в жены себе избранную девицу у ее родителей через своих поверенных. Если родители согласятся, он делает отцу или брату девицы подарок, что соответствует обручению или сговору. После сего обряда выбранная девица принадлежит жениху ее (т. е. другие не должны добиваться ее руки и сердца). Потом делают условия о времени взноса выкупа или условленной части. Брат или ближайший родственник вступающего в супружество с многочисленными друзьями, по сему случаю приглашаемыми, является в дом невесты, где проводят несколько суток до сделки относительного платежа выкупа, причем приглашенные друзья жениха, каждый что-нибудь платит за него. В продолжение сего времени нет шуток удалых и веселых, которым не подвергали бы приехавших за невестой. Всякую ночь молодежь собирается в доме, где расположены гости, и проводит в шуме, играх и шалостях всю ночь до света. Все хорошее платье с гостей снимают, обыкновенно отдавая им взамен самое изношенное, почему приезжающие за невестой нередко одеваются в плохие и изношенные одежды.
Перед самым отъездом один из числа приехавших за невестой должен, пойдя в тот дом, где она находится, окруженная множеством женщин, коснуться ее платья, до чего находящаяся при невесте толпа женщин старается не допускатъ, в чем нередко и успевают. Во избежание такой борьбы делают подарки пожилым женщинам, которые при этом случае, так сказать, располагают церемонией, и после того жених свободно получает невесту. Такое обыкновение называетея выводом невесты.
Если дом, назначенный для первоначального пребывания невесты, находится не в том же ауле, то она едет обыкновенно на арбе, запряженною парой коней или волов. Конные толпы едут спереди и сзади арбы, напевая протяжные веселые песни, нарочно для свадебных случаев сложенные, и беспрестанно стреляя из ружей и пистолетов. Невесту привозят обыкновенно в дом приятеля жениха, в дверях которого останавливается весь поезд. Невесту вводят в покои, а сопровождавшие ее разъезжаются, сделав еще несколько выстрелов, направленных обыкновенно в трубу дома, где находится невеста. Здесь совершают бракосочетание по обрядам мугамеданской религии. Муж обыкновенно удаляется в дом какого-либо своего приятеля и оттуда посещает молодую супругу по захождению солнца в сопровождении одного молодого человека. Перед его приходом обыкновенно никого постороннего не бывает. Молодая жена стоит у постели в безмолвии, пока сопровождающий супруга ее не удалится из комнаты. Супруги обыкновенно расстаются до восхождения солнца.
Нередко и начало вступления новобрачной в дом, назначенный для временного ее пребывания, сопровождается празднеством, а конец ее пребывания там всегда ознаменовывают самым торжественным образом: хозяин дома, где молодая находится, приготовив все нужное к предстоящему празднеству, собирает народ. Девицы из окрестных аулов приезжают по просьбе его, торжество открывается плясками, которые продолжаются иногда три дня в доме, где живет молодая, а на четвертый день новобрачную отвозят в дом её мужа. Она идет, окруженная многочисленной толпой женщин и девиц, при громком шуме и песнях. Шествие открывают несколько человек, сидящих в арбе, запряженной молодыми лошадьми или сильными быками. Арба бывает покрыта красной шелковой тканью, которую-ветер развевает при быстром движении. Народ преследует эту торжественную колесницу, стараясь сорвать покрывало, а те, кто сидит в арбе, стараются не допускать до того бегущих по сторонам, и для того, понуждая коней или быков, несутся быстро. Многочисленные толпы народа, бегущие за ними, производят ужасный шум. У самой ограды мужнина дома сопровождающие новобрачную останавливают ее. Тут родственники мужа должны разостлать на земле шелковую ткань, начиная от дверей ограды до дверей дома, для вступления по ней молодой супруги в дом, где начнется для нее новая эпоха жизни. На пороге мужнина дома новобрачную осыпают сухариками, изготовленными нарочно, что называется осыпанием. Вслед за тем подносят ей блюдо с медом и маслом или орехами. Старухи опоражнивают блюдо. Три дня продолжаются опять торжественные пляски и игры. И здесь, как у себя, прежний хозяин угощает народ. На седьмой день торжественных увеселений разъезжаются по домам, и хозяин, приглашавший гостей, благодарит почетнейших из числа посетителей особ. Перед тем, когда собранию уже пора разъезжаться, в народ бросают с возвышения большую цельную желтую мешину, намазанную маслом, и толпы, устремляясь на нее, стараются, каждая наперерыв, перетянуть ее в свою сторону, чтобы успеть унести с собой в свой аул. Борьба продолжается иногда несколько часов и сопровождается шумом и криком толпы пеших и конных. Хозяин дома, где молодая супруга пробыла некоторое время, делается аталыком ее мужа, точно так, как воспитатели.
В эти дни радости и веселья только молодой супруг остается в уединении или отправляется в наезды и не прежде окончания свадебного торжества и всех обрядов, при том соблюдаемых, возвращается домой...
Брак должен заключаться по равенству родов».
Из приведенного описания свадебного обряда четко просматриваются сила и красота истинной адыгской дружбы, взаимоподдержки, имевшие место в жизни народа в прошлом! Обращает на себя внимание роль друга жениха. Сколько хлопот и забот он берет на себя ради друга Сколько времени, сил, средств он отдает долгу дружбы! И вообще, внимательное изучение адыгского этикета открывает нам, что долг дружбы проходит через всю систему этикетных взаимоотношений, через весь комплекс обычаев и обрядов, объединяя и украшая их.