1.4. Боги, города и страны

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

1.4. Боги, города и страны

Часто в клинописных текстах встречается слово Му (город), Муйцы.

Му или Лемурия

Согласно различным источникам первая цивилизация возникла 78000 лет назад на гигантском континенте, известном как Му, или Лемурия. И существовала она в течение удивительных 52000 лет. Цивилизация была разрушена землетрясениями, вызванными смещением земного полюса, которое произошло приблизительно 26000 лет назад, или в 24000 г. до н. э. 

В то время как цивилизация Му не достигла столь высокой технологии, как другие, более поздние цивилизации, однако народы Му преуспели в возведении мегакаменных зданий, которые были способны противостоять землетрясениям. Эта строительная наука явилась самым большим достижением Му.

Согласно А.А. Воронину, который, цитируя Джеймса Черчварда, омечает, что прародина человечества Му находилась в Тихом океане. Однако, когда теория Черчварда получила во всём мире широкое распространение, тихоокеанскую Му стали отождествлять (или, точнее, путать ) с индийской Лемурией. Далее А.А. Воронин пишет, что необходимо также различать и Лемурию Елены Блаватской, под которой она понимала всю сушу Земли в определённую (чень древнюю и длительную) эпоху истории. Теософская Лемурия – это колыбель Третей Расы человека [Воронин 2011 : 48].

[naturalworld.ru›article_kuda-propali-10-drevnih].

Ушу – Старый Тир, материковая часть финикийского города Тира, превращенная в центр ассирийской провинции Тир [http://www.gerginakkum.ru/geography/places.htm].

Умма – древний город шумеров, на территории Междуречья (современный Ирак). Исследователи спорят о шумерском или аккадском названиях данного места. Умма (шумер. Убме, ныне Джоха). Вся известная история этого города прошла в войнах с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а древний город Умма вынуждена подчиниться Лагашу. Около 2350 до н. э. Иль совершил военный поход против Лагаша. Причиной этого, опять был нерешённый вопрос об контроле над полосой Гуэден. Однако, как и Ур-Лума, Иль также не смог взять Лагаш, был побеждён и вынужден опять выплачивать дань Лагашу. Умма попала в зависимость к Лагашу, но вероятно всё-таки продолжала сохранять большую долю самостоятельности [Ламберт 1990: 75-80]. 

Гимри – Гимринский хребет – на северном склоне Большого Кавказа, в России, в Дагестане. Длина 65 км. Высота до 2338 м. Гимри – аул в Дагестане в Аварском округе, расположенный на р. Аварское-Койсу, близ слияния его с р. Андийское-Койсу; находится при выходе из Гимринского ущелья, на высоте 926 футов. В настоящее время Гимри славится своими фруктовыми садами. На северо-востоке от аула находится гора Гимри (абс. выс. 653 фт. над ур. моря) (Кузнецов 1890; 1907). Археологические данные подтверждают, что на этом месте предки нынешних гимринцев жили еще 1000 лет назад, а современному селу более 500 лет [ru.wikipedia.org›Гимры].

Ур (шум. Urim) (шумер. – Урим) – один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречье 5-го тыс.до н.э. – IV в. до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, в низовьях на западном берегу реки Евфрат на территории, имеющей современное арабское название «Тель эль-Мукайяр» («Битумный холм»). Город упоминается в Ветхом Завете как «Ур Халдейский», родина пророка Авраама. Истоки основания города уходят в 5-е тыс. до н. э. Эпоху расцвета Ура относят примерно к началу 3 тыс. до н. э., это так называемый Раннединастический период (3000 – 2400 до н. э.). В XXIV–XXII вв. до н.э. был подчинён соседним городам-государствам. После некоторого упадка Ур опять расцвёл во время правления 3-й династии Ура в XXI веке до н.э. став столицей «царства Шумера и Аккада». Основатель этой династии – Ур-Намму – построил огромный зиккурат, прославляющий Нанну, бога Луны и издал судебник (сохранились фрагменты) [Вулли 1961: 254]. Здесь видимо речь идёт об основателе династии Ура – о царе Нуме. 

Амыш-Емыш, в адыгской мифологии бог – покровитель овцеводства. Брат Тхагаледжа и Мамыша. В фольклорных текстах его внешний вид очерчен слабо (указано лишь, что лицо его жирно); он наделён антропоморфными чертами. В нартском эпосе Амыш в числе других божеств посещает ежегодно совет богов, устраиваемый богом Псатха на вершине Ошхамахо. Амыш ловит и приручает диких зверей, владеет бесчисленными волшебными отарами овец. Живёт на земле как равноправный член человеческого общества; занят повседневными делами людей, делится с ними опытом и богатством. Гибнет от руки красавицы Ахумиды, которая заперла его в сундуке и умертвила. С культом Амыш у адыгов был связан обычай хоронить покойника с овцой, ряд праздников с молитвами, обращёнными к Амыш, об увеличении поголовья овец. Амыш соответствует абхазскому Джабран, осетинский Фалвара [nc-dic.com›Энциклопедия мифологии›Amsh-608.html].

Джума-пятница, пятничная молитва. В переводе с арабского это слово означает «собрание». Это день духовного возвышения и служения. Согласно хадисам пророка Мухаммада, в этот день был сотворен первый человек – Адам. В этот день он вошел в рай и был изгнан из него. День Страшного суда также разразится именно в этот день (Муслим, Джума 5). В доисламский период пятницу называли «Йаум аль-Аруба». Это слово приблизительно переводилось как «день милосердия». По поводу переименования этого дня в джуму, а также истории проведения первого пятничного намаза имеются несколько исторических сообщений, которые часто не совпадают между собой. По одной из версий, этот день был переименован в Джума одним из предков пророка Мухаммада Кабом ибн Луаййем; по другой – мусульманами, незадолго до того, как совершение пятничного намаза в Исламе стало обязательным (фард). Ибн Сирин сообщал, что мединцы еще до хиджры совершили намазджума во главе с Асадом ибн Зурара в пятницу. Поводом для этого стал поиск дня, который стал бы днем собрания мусульман так же, как суббота для иудеев и воскресенье для христиан. После этого, пророку Мухаммаду был ниспослан коранический аят: «О те, которые уверовали! Когда возглашено на молитву в день собрания (джума), то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас, если вы знаете» (62: 9). Согласно Ибн Хаджару, повеление совершения намаза-джума в этот день было ниспослано Аллахом Мухаммаду еще в Мекке. Однако по причине гонений они не смогли там его исполнять. Ибн Сад писал, что пророк распорядился написать письмо в Медину Мусабу ибн Умайру, в котором обязал его совершить пятничный намаз из двух ракатов. Таким образом, согласно этой версии первыми совершили пятничный намаз мединцы, во главе с Мусабом ибн Умайром. Сам же пророк Мухаммад провел первый пятничный намаз в первом году хиджры в местности Рануна, которая принадлежала племени Бану Салим. Он прибыл туда по пути в Медину из Кубы во время хиджры. На этой молитве присутствовало сорок, либо сто человек. В ходе этой молитвы пророк, стоя на минбаре прочитал хутбы. Мечеть, в которой была проведена молитва, позже была названа «Масджид аль-Джума». Аяты Корана о необходимости проведения пятничной молитвы были ниспосланы до этого. После этого эти намазы стали проводиться в Медине. Вне Медины первый пятничный намаз был проведен на Бахрейне. Приходя на пятничные намазы во время полуденной молитвы, пророк приветствовал миром собравшихся, затем поднимался на минбар. Произнеся оттуда слова приветствия во второй раз, он садился на минбаре. После этого Билал читал азан и пророк начинал хутбу (См. Хутба). Спустя некоторое время, он оканчивал ее, садился и снова поднимался для чтения второй хутбы. Завершив ее, он сходил с минбара и проводил пятничный намаз из двух ракатов. Точно так же, пятничные намазы проводились и в период правления Праведных халифов, а также в последующие периоды истории. Единственным новым элементом, который был введен во времена Османа, было чтение призыва на молитву (азана) вне мечети. Это было сделано для того, чтобы оповестить жителей больших городов о времени начала молитвы. А спустя еще 80 лет при Омейядском халифе Хишаме ибн Абд аль-Малике азаны стали читаться с минаретов мечетей. В правоверном Исламе исполнение пятничного намаза в мечетях является обязательным (фард аль-айн) для всех мусульман, которые имеют возможность для этого. По этому поводу в сборнике хадисов Абу Давуда приводится хадис пророка, переданный Джабиром ибн Абдуллой. Те мусульмане, которые по какимто причинам не смогли прибыть на намаз-джума, исполняют вместо этого обычную дневную молитву зухр. Согласно тому же хадису, намаз-джума не обязателен для путников, рабов, детей, женщин и больных. Эти принципы закреплены в положениях исламского права. Необходимым условием (шартом) для пятничного намаза является его проведение в городах или относительно крупных населенных пунктах. В период правления Праведных халифов, пятничные намазы совершались в городах при большом скоплении народа. Причем для этого строились большие мечети, которые назывались «Джума-мечети» (пятничные мечети). В связи с этим, Абу Ханифа считал, что пятничные намазы могут проводиться в населенных пунктах, где имеются наместники, судьи, улицы и кварталы. Согласно Абу Йусуфу, джума может проводиться уже в тех местностях, где народ не вмещается в самую большую мечеть, которая там имеется. Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани считал необходимым условием проведения этого намаза признание населенного пункта городом властями страны. Аш-Шафии и Ибн Ханбаль считали, что пятничная молитва должна проводиться при наличии как минимум сорока человек, которые ведут на одном месте оседлую жизнь. Согласно Малику ибн Анасу, джума должна проводиться в любом, даже небольшом населенном пункте, где есть мечеть и рынок. В ханафитском мазхабе считается, что для проведения намазовджума необходимо получить разрешение от официальных властей, независимо от того, праведной является эта власть или нет. Шииты (а также хариджиты) считают возможным проведение пятничных намазов только при наличии исламского правления и праведного правителя. В противном случае эти намазы не проводятся [Али-заде, Ансар, 2007 г.].

Ру – Руту́льцы (самоназвание рут. мыхIаІдбыр, мыхIад) — один из коренных народов Дагестана (Рутульский, Ахтынский, Бабаюртовский и Кизлярский районы). Живут также в Азербайджане (Шекинский район).

Этноним рутулы связан с наименованием селения Рутул, наиболее многочисленного рутульского села. Происхождение этого термина остается до сих пор невыясненным. Поскольку подобный термин отсутствует в топонимике и лексиконе самих рутулов и их соседей, ученые считают его привнесенным. Единственным известным источником, упоминающим слово рутул, является поэма Клавдия Рутилия Намациана «О возвращении своем из Рима в Галию», где говорится: «И, как Вергилий поэт, правнук Рутульских царей».

Цахуры называют рутульцев мыхашура, агьакъбы, лезгины – мыдхадар, рутулар, вана-вацӀар (вана – верхняя, вацӀ – река, то есть люди, живущие в верховье реки). Соседи жителей рутульского селения Лучек называют их «гурджияр», то есть грузины; селение, расположенное близ села Ухчия, легенда связывает их с именем грузин.

В середине I тысячелетия до н.э. в восточном Закавказье складывается албанский племенной союз, объединивший 26 племён, говоривших на различных языках нахскодагестанской семьи. К ним относились албанцы, гаргары,гелы, леги, утии (удины) и другие. По мнению Роберта Хьюсена, албанские племена были в основном автохтонного кавказского происхождения, хотя нельзя быть уверенным, что это относится ко всем 26 племенам. В античных гаргарейцах Г. Х. Ибрагимов видит рутульцев и цахуров. Он полагает, что «вполне уместно также увязать этнонимы га-залар (так цахурцы называют рутульцев) и гаргар (<гар-гар>) «народность» как понятия этимологически общего плана».

Между тем многие кавказоведы (П.К. Услар, К. Миллер, Е.И. Крупнов) проводили связь между терминами гаргар и галгай (самоназвание ингушей), либо чеченским словом гаргар – нах, то есть ‘близкие люди’ (Н. Ф. Яковлев). Они рассматривали этногенетическую связь гаргарейцев с вайнахами. Но поскольку в вайнахских и дагестанских (аварском, рутульском и цахурском) языках присутствует термин «гаргар» в значении «родственник», то Н. Г. Волкова полагает, что слово гаргар и гаргарейцы скорее всего связаны «с более широкой языковой группой Восточного Кавказа – предками дагестанцев и вайнахов».

Антропологически рутульцы относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы (скул. д. – 143,1 мм, р. бор. – 3,63 бал., длина тела – 161,1 см). По особенностям пигментации рутульцы близки к представителям кавкасионской расы (андо-цунтинцам, аварцам, лакцам, даргинцам). Согласно Л.М.Минцу, они относятся к каспийскому подтипу переднеазиатской ветви европеоидной расы.

По одонтологическим признакам они близки к тиндинцам, некоторым группам аварцев, ахвахцам, багулалам, бежтинцам и кусарским лезгинам.

Рутульский язык – говорят на рутульском языке лезгинской ветви нахско-дагестанской семьи. Наиболее ему близки цахурский, крызский и будухский языки. С близким ему цахурским языком образует рутульско-цахурскую подгруппу лезгинской группы нахско-дагестанской семьи.

В рутульском языке выделяются четыре основных диалекта: собственно рутульский, шиназский, мухрекскоихрекский и борчинско-хинавский. Примечательно, что отличия в говорах наблюдается не только среди селений, но и внутри одного и того же селения. Например, в Рутуле жители квартала Ахе называют воду «гье», а жители квартала Фурахе «гьед» (выделено нами. – Т.М, Х.П.); у первых ковёр именуется «кеден», а у вторых «хьеден» и так далее [ru.wikipedia.org›Рутульцы].

Аб – руины древнего города Абу полны достопримечательностями с многовековой историей – главными сокровищами Египта.

 

Руины древнего города Абу информация о месте

В настоящее время, руины города Абу превратились в огромный музей под открытым небом. Город Абу был процветающим центром страны с 3000 года до н.э. до XIV века н.э. Из сооружений, заслуживающих внимания, стоит отметить: Храм Хнума, построенный в честь бога-повелителя воды, небольшую пирамиду, возведенную фараоном Снофру, часовню храма Калабши, храм царицы Хатшепсут, руины еврейской арамейской колонии [rutraveller.ru›place/876]. 

Амат (Амт, Амамат, Ammut, Amam, Am-mit; в пер. сегип. – «пожирательница») – в египетской мифологии чудовище (также богиня возмездия за грехи), совмещавшее черты крокодила, льва и гиппопотама (чаще всего изображалось в образе гиппопотама, с львиными лапами,гривой, и головой крокодила). Считалось, что Амат обитает в Дуате (подземном царстве). Амат часто фигурирует на сценах суда Осириса в качестве «пожирателя душ», пожирающего сердца грешников. Амат считала, что она была равной Осирису, и решила это доказать. Решила выбраться в мир живых и поглотить души всех людей. Для того, чтобы Амат восстала и начала править миром ей нужны души 5 грешников (людей, погрязших в злобе, зависти, жадности, гордыне и гневе). Для перехода в мир живых необходимы 4 артефакта, составляющие один предмет – жезл Анубиса. Когда Амат выйдет на свободу она принесет бесконечную бурю. Амат станет могущественнее Осириса и будет править миром живых. Тогда, творить благо станет грехом, а творить грехи станет благом. Все люди будут грешить и у всех будут красные глаза грешника [ru.wikipedia.org›Амат].

Хаанейцы

Южнее Храмовой горы, или Харамэш – Шариф растянулась скалистая гряда, находящаяся за Кедронской долиной. Еще в XX веке до н.э. на ее вершине было поселение иевусеев, которые относятся к хаанейцам. Считается, что это место – самое древнее в Иерусалиме. Есть мнение, что Давид, примерно, в 1000 г. до н.э. именно отсюда в город перенес столицу [YouRoute.ru›Путеводители YouRoute›…/pla-ces/gorod-davida].

Достопримечательность [www.cityofdavid.org.il].

Нина (совр. Зургул) год основания неизвестен. Город вместе с Лагашем и Гирсу был основой нома Лагаш. Покровителем города была богиня Нанше (отвечала за сны и прорицания) [civilka.ru›ka–rty/mesopatam/mesopotam_karty_1.php].

Чегем, встречаемый в клинописных текстах, сохранил своё название в абхазо-адыгских народах:Чегем – город в Кабардино-Балкарии. Чегем – река в Кабардино-Балкарии. Чегем – местность в селе Джгерда Очамчырского района Абхазии, известная по роману Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». В настоящее время заброшен. «Чегем» – натуральное сухое красное вино из винограда Каберне [ru.wikipedia.org›Чегем]. 

Исин – (совр. Ишан аль-Бахрият) ок. 2500 г. до н.э. Возможно, поселение на месте Исина появилось еще в Убайдскую эпоху (5300 – 4800 гг. до н.э.). Однако расцвет города приходится на время падения III династии Ура (XXI в. до н.э.). В 2021 г. до н.э. наместник царя Ура Ишби – Эрра, отсоединился от него и провозгласил себя правителем Исина. [civilka.ru›karty/mesopatam/mesopotam_karty_1.php]. 

Исин – древний город в центральной части Нижнего Междуречья, столица одноимённого царства. Главным божеством Исина являлась богиня Гула. После падения империи III династии Ура цари I династии Исина правили этим городом более двухсот лет (с 2017 по 1794 г. до н. э.).

Во время правления узурпатора Ишби-Эрры (2017 – 1985 г. до н.э.) и его преемников власть Исина распространилась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дёра.

При Ишме-Дагане (1931–935 г. до н.э.) и Липит-Иштаре (1934 – 1924 г. до н. э.) было существенно реформировано законодательство Исина.

После 1924 г. до н.э. Исин начал терять влияние, уступая доминирование в регионе царям Ларсы. Правитель Ларсы Рим-Син завоевал Исин на двадцать девятом году своего правления, за два года до воцарения Хаммурапи в Вавилоне.

Во время войны в Ираке останки Исина были разграблены и практически стёрты с лица земли в результате усилий банды из около трёхсот грабителей – охотников за древностями [Bryce 2009: 338-339].

Ми́ дия (греч. Mēdía, староперсидское Māda, ассирийское и вавилонское Mādāya) – древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н.э. – 550 до н.э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.

Другое название племен Мидии – арии (Геродот. VII, 62). Судя по всему, арии и есть их самоназвание. В священном писании мидян пишется о «Стране ариев» (авест. Airy-anam Dahyunam) [Diakonoff 1985: 140-964].

В отрывке из поэмы ‘Энума Элиш’говорится:

  1. Шика мать Нумы хитрую везёт всадник в Лидию, матери плачут Мидийки.
  1. Матери плачут Мидийки Шадовых всадников двое молодых Исинец всадник.
  1. Воин Мидиец прошил Ди мать, кланяется. 

Как мы видим из текста, Мидия уже существовало в 2400-2200 году до н. э.

ИЛУ (ИЛ, ЭЛИМ) – так называли в Угарите, а затем Финикии Бога богов, Творца творений, верховное божество. К сожалению, более или менее завершенные мифы о том, каким образом он создал мироздание, отсутствуют. Не исключено, что это происходило так, как описано в Библии – божественным Словом. «Илу связан скорее с космосом, со всей вселенной, чем с какой либо конкретной страной, – пишет Ю.Б. Циркин в книге «Мифы Финикии и Угарита». – В качестве такового он охраняет мировой порядок и в случае необходимости восстанавливает гармонию мира – и природного, и человеческого. В своем жилище Илу возглавляет собрание богов, устраивает для них пиры… Илу – высшая инстанция, и его решения могут быть изменены только им самим. Он – воплощение мудрости и милостивости» [pagandom.ru›yazychestvo/100-velikih-bogov/ilu-il…].

Минойцы встречаются в тексте несколько раз:

  1. Минойцы уводят Нинских детей дом разрушили.
  2. Вези Нуму сына убивает Кушев Минойский всадник.
  1. У Шика Ниева любимая молодая сноха Уля воин Тара Амиец Миноец.

Минойская цивилизация – относящаяся к эгейской цивилизации бронзового века острова Крит (2700 – 1400 гг. до н.э.). Основными очагами культуры и цивилизации были так называемые дворцы – сложные экономико-политические комплексы, крупнейшие из которых существовали в Кноссе, Фесте, Закросе и Тилиссе. Культура названа в честь мифического царя Крита Миноса – владельца лабиринта, построенного, по легенде, Дедалом. Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы вели активную морскую торговлю (остров располагался на пересечении главных морских торговых путей), занимались пиратством, поддерживали дружественные отношения с Древним Египтом. Ни один из дворцов не имел укреплений: очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности [Андреев 2002: 864]. 

Лидия – страна в Малой Азии (Lydia) – в древности страна в Малой Азии, называвшаяся раньше Мэонией, доходившая до Эгейского моря и внутри полуострова занимавшая верхние течения Герма и Каистра, отделенные друг от друга Тмолом [Брокгауз, Ефрона 1890 – 1907]. Хотя считается основание Лидии VII веком до н. э., в этом тексте он уже существует в 22 веке до н. э. Также, исходя из прочитанного клинописного материала, мы можем сказать, что главным городом (столицей) Лидии был город Шад.

Ахе́йцы, или ахея́ не (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) – наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже – на полуострове Пелопоннес [Брокгауз, Ефрона 1890 – 1907].

В клинописном тексте встречается ахийцы, а не ахейцы.

[images.yandex.ru›карта]

Любитель ночных штурмов Аннита(с). Жил в XIX в. до н.э. Правитель хеттского государства Неса – Куссар. Правил более 7 лет. Аннита, сын Питханы, владетеля горного хеттского княжества Куссар, талантливый полководец и удачливый завоеватель. Вступив на престол, вместо умершего отца, Аннита оказался жертвой нападения соседа. Правитель, расположенного на равнине на запад от Куссара, хеттского города-государства Неса решил, что ему не помешает увеличить свои владения и доходы за счет Анниты. В расчёт принимались молодость и неопытность (с точки зрения неситов) молодого правителя. Но хеттов Несы ждало жестокое разочарование. Аннита решил проблему быстро: внезапным ночным налётом захватил город Несу. Местный правитель вместо повелителя превратился в пленника со всей своей семьей. Аннита не стал уничтожать пленных знатных неситов, а решил проблему своеобразно: включил неситов в число своей знати. За одно Аннита перенёс столицу государства из города Куссар в город Несу.

Первым хеттским царём около 1750 года до нашей эры стал Анитта (впрочем, дата его правления весьма условна). Он правил в городе Куссара и оттуда совершал походы, покоряя соседние города и области – Несу, Цалпуву, Пурусханду, Салативару. (Карпенко, 2012).

Примерные границы империи царя Анниты dvkar.com›rus/c3.html

В клинописном тексте встречается БОГ ИИСУС (см. Энума Элиш):

  1. Ану верен Ауш (Иисус) небесный Ушиец Ташуев в небеса пленника отправляет.
  1. Первая пирамида первенец слаб Ауш (Иисус) врачеватель Балов

Ауш – Иисус Христос (по-черк. Ауш Гериге – Иисус Греческий) так и не стал центральной фигурой пантеона. Богом, как и в дохристианские времена остался ВЕЛИКИЙ ТХА (ТХЬЭШХО). Древняя религия черкесов (адыгов) представляет собой монотеизм (единобожие) со стройной системой поклонения Единому Богу — Великому ТХА (ТХЬЭ, ТХЬЭШХО). ТХА не вмешивается в повседневную жизнь человека. Он – творец Законов Вселенной, давший человеку возможность их познания, что приближает человека к Богу. Для проведения обрядов богослужения (Тхьэлъэlу) нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщlэ). Поэтому обряды проводились в особых местах, чаще всего в рощах – Тхьэлъэlупlэ, Тхьэщlагъ мэз, возле большого дерева, чаще всего дуба, отмечаемого специальным символом в виде буквы «Т», изготовленым чаще всего из дерева. Каждая местность имела своё место проведения обряда. Существовали также молельные места, единые для всего ущелья, этнической группы, региона. В Черкесии не было специальной касты священнослужителей – жрецов, роль которых исполняли старшие в роду, общине, селении. В жертву приносилось жертвенное животное, перед закланием на голову которого наливалось немного вина или максымы (легкоалкогольный напиток, получаемый брожением злаков с добавлением мёда). Тут же на месте готовилось угощение из мяса жертвенного животного, а также из принесённых продуктов. Перед принятием пищи, руководитель обряда в белой бурке обращался к ТХА с соответствующей молитвой. После принятия пищи исполнялся сакральный танец «УДЖ», в котором мужчины и женщины, держа друг друга под локоть, совершают торжественное движение по кругу в правую сторону. Своим строгим ритмом и песнопением, обращённым к ТХА, УДЖ приводит участников в состояние духовной возвышенности, являясь разновидностью коллективной медитации [azerimix.com›vplayer.php?id=I6lLbJE8-88].

Адаб – (Удаб, Уд-Нун, совр. Бисмая) ок. 2750/2615 гг. до н. э. Город лежал на пересечении важных торговых путей, но сколько-нибудь важной роли не играл. Только один раз в своей истории этот город возвысился под управлением царя Лугаль-анне-мунду в XXV в. до н.э. Он создал большое государство, простиравшееся «от Элама до амореев на реке Иордан». Но после смерти царя государство сразу же распалось и гегемония перешла к правителю Киша. Последние археологические находки на месте города относятся к III династии Ура (XXI-XX вв. до н.э.), но это не говорит об исчезновении города, потому как Адаб упоминается еще в кодексе Хаммурапи (ок.1772г.дон.э.) [civilka.ru›karty/mesopatam/mesopotam_karty_1.php].

Духовные наставники езидов говорят: «Наш народ – Адаби». И древность народа адаби более 6500 лет, а это значит, что адаби жили во времена первых цивилизаций Междуречья – Элама, Шумера и Аккада. Кто же был древним народом адаби? Откуда родом адаби? где изначально жили? Есть много разных легенд о происхождении адаби, много разных теорий, построено на основании этих легенд. Но факт того, что древний народ адаби был одним из шумерских народов, которые создали одну из самых древних цивилизаций на Земле – шумерскую, позволяет исследователям, что древнейшая история народа адаби во многом схожа с другими шумерскими народами. 

Согласно шумерским легендам, первичной родиной народа адаби была легендарная страна Дильмун. Эта страна располагалась на южном берегу Персидского залива (на северо-восточном берегу Аравии). Многие исследователи центр этой легендарной страны располагают в районе острова Бахрейн. Там и сейчас есть город Даммам (это слово созвучно со словом «Дильмун»), возможно в течение 6500 лет название было искажено многочисленными народами, проживавшими в этих местах после ухода шумеров (и адаби на север) – арамеями, халдеями, арабами. Название Дильмун взято из шумерских легенд, созданных в III тыс. до н.э. Но примерно в 4500 г.до н.э. сами предки шумеров и адаби называли эту страну другим именем – Шам. И территория этой страны была значительной – все северо-восточное побережье Аравии от территории современного государства Оман (в древности эта территория носила другое название – страна Маган). Памятью о древней стране служит название горы Шам (на севере современного Омана). Высота этой горы – 3353 метра. По шумерским сказаниям героического цикла, во время Большого потопа (в Библии его называют Ноев потоп) Зиусудра спасся именно на этой горе (а не в горах Араратских). После спасения от потопа Зиусудра остался жить в стране Дильмун. В аккадских легендах имя спасшегося было другим – Астараксис, но он тоже после спасения остался жить в стране Дильмун.

В стране Шам (Дильмун) и Магане в те времена был самый благоприятный климат. Даже часто страну Маган некоторые исследователи считают райским местом. Но после 4500 г. до н.э. в Аравии (в том числе и в южной её части) климат становится всё засушливее и с этого времени начинается массовое движение (переселение) шумерских племён на север и на юг Междуречья (территорию Междуречья еще часто называют Месопотамией) [tainamira.net›novosti/drevnie-civilizaci…narod].

С начала III тысячелетия до н. э. начинается активное развитие города, и за непродолжительный срок Адаб становится важным торговым и военным центром (в первую очередь это было связанно с географическим положением города). С середины 3 тыс. до н. э. в Адабе начинается постепенный спад экономического и политического влияния Адаба в регионе [http://www.ancientcity.ru/gorodamesopotamii/karf.html].

Сектор Газа – (араб. ةّغز قطاعq[ ɪˈtˤɑːʕ ˈɣ‎,?]azzaивр‎רצועת‎. עזה ) –территория на берегу Средиземного моря. На востоке и севере граничит с Израилем, от которого отделена разделительным забором с контрольно-пропускными пунктами, а на юго-западе по суше граничит с Египтом. Длина сектора Газа составляет примерно 50 км, ширина – от 6 до 12 км. Общая площадь – около 360 км2 [Лопатин, Нечаева, Чельцова 2009: 398–512]. Столица – город Газа. Город Газа упоминается в египетских источниках начиная с XV века до н.э. (анналы 22 года правления Тутмоса III) [ИдВ 1988: 434]. В XII веке до н.э. город был захвачен филистимлянами и наряду с Ашкелоном, Ашдодом, Екроном и Гефом образовал Пятиградье. Здесь располагался языческий храм Дагона [Опарин 1996 -2001].

Куба́ , встречаемая в клинописных текстах – в настоящее время имеется село в Баксанском районе Кабардино – Балкарии. Центр сельского поселения Куба. Село расположено в северо-западной части Баксанского района, на правом берегу реки Малка (Балк), вдоль границы Кабардино-Балкарии со Ставропольским краем. Находится в 27 км к северо-западу от районного центра Баксан, и в 55 км от Нальчика [ru.wikipedia.org›Куба].

Гула – ‘Гъулэ и псынэ’ находится в лесу с. Дыгулыбгей Баксанского района КБР в Ясной поляне, также Гула (месопотамское) – шумерская богиня врачевательница – первоначально богиня смерти [История религии – Д.Э. стр 669].

Царский сын Куша (древнеег. S-nswt-n-Kš (Sa-nisut-n-Kush)) – титул древнеегипетского наместника в Нубии (Куше) с XIV в. до н.э. (Белова 1988).

Египет – самоназвание. Употребление топонима «Египет» при описании династического периода является условным, так как оно принято историками, позднее, от древнегреческого названия региона и культуры на берегах реки Нил. Сами древние египтяне давали своей стране разные, несколько аллегорические наименования, часто олицетворявшие её плодородие – Та-кемет, то есть «Чёрная земля» (имелась в виду плодородная «чёрная земля» берегов Нила, в противоположность «красной земле» окружавшей пустыни), или Та-мери, то есть «Земля мотыги». Другое самоназвание – Та-уи, то есть «Две земли», вероятно, могло символизировать объединение двух частей Египта – Долины (верховья Нила) и Дельты (низовья Нила). В древнеегипетских текстах также можно встретить поэтические наименования страны – «Земля Сикомора», «Земля ока Хора» и др.

Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах:

  • Муцур, Мисир (аккад. Muṣur, Miṣir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uriṣṣu) Верхний Египет – у ассирийцев.
  • Мицра́им (др.-евр. םִי ַרְצִמ транслит. Mitzráyim)– у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр.רַצֵמ ) – «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама – Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафториты (Быт. 10:13-14).
  • Мудраия – название на языке древних персов.
  • Миср/Маср (араб.مصر ) – у арабов. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом, согласно нему название происходит от слова массара – «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии) [Rosalie 1997: 18-304].

Мари – древний город в Восточной Сирии, на р. Евфрат (на месте современного села Тель-Харири), в III-II тысячелетии до н.э. город-государство. Открыт французским археологом А. Парро. Раскопки 1930-х и 1950-х гг. Установлено 8 периодов существования города с 4-го тысячелетия до н. э. (в том числе период Джемдет-Наср, керамика с резным орнаментом). К XXVII-XXIV вв. до н.э. относятся кирпичные зиккурат, святилища с перламутровой мозаикой и каменными статуями (ныне в Национальном музее, Дамаск, и в Лувре); к XXI-XVIII вв. до н.э (период расцвета) – храмы Нинхурсаг, Иштар и Шамаша в их окончательном виде, храм Дагана, дворец царя Зимрилима (сырец, XVIII в. до н.э.; 260 помещений вокруг нескольких внутренних дворов; сюжетные росписи, каменные статуи, печати, бронзовые фигуры львов, 20 тысяч клинописных табличек). Разрушен около 1766 до н.э. Прекратил существование в эллинистический период. Искусство Мари – одно из своеобразных ответвлений вавилонской культуры (см. Вавилония) [art-drawing.ru›countries-and-cities/3108marie].

Щам ‘Сирия’. История сирийской цивилизации восходит, как минимум, к четвёртому тысячелетию до н.э. Археологами доказано, что Сирия была колыбелью большинства древних цивилизаций мира. Уже в 2400—2500 годах до н.э. огромная Семитская империя с центром в Эбле простиралась от Красного моря до Закавказья. Язык Эблы считается древнейшим в семье семитских языков. В библиотеке Эблы, обнаруженной в 1975 году, найдены более 17 тысяч глиняных табличек, посвящённых ремёслам, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремёсел Эблы — обработка дерева, слоновой кости, жемчуга. В Сирии эти отрасли промышленности процветают до сих пор. К прочим известным городам эпохи относятся Мари, Угарит и ДураЕвропос [travellers.ru›city-rub-siriya-6]. 

Однако, по нашему мнению, справедливее уточнить, что на момент существования древней Хаттии, а также государств Древних цивилизаций, цивилизации имели следующие названия – (Хьат ‘Хатти’ –  , Хьаан ‘Хаан’ – , Мысыр ‘Египет’–  , Акъ ‘Акад’ –  Минэщ ‘Минойцы’–  , Ахъи ‘Ахиява’ –  Мыд ‘Мидия’–  , Щам ‘Древняя Сирия’ –  , Лыд ‘Лидия –  ; с народами – Хьаан ‘хаанейцы’ – , Ахъи ‘ахийцы’ –  , Мыд ‘мидийцы’–  , Наан ‘наанцы’ –  ; Маан ‘маанцы’ – ; Акъ ‘акийцы’; Хьат ‘хатты’ –  ; Минэщ ‘минойцы’– .

Встречающиеся в клинописном аккадском тексте имена и фамилии существуют в абхазо-адыгском народе: имя Нума, Нумовы, Нама, Натовы, Нунуевы, Таашевы, Инаровы, Кашевы, Камовы, Ниевы, Наид, Ишевы, Умовы, Уриевы, Нина, Цаговы, Чегемовы, река Чегем (довольно большая река Нальчикского округа Терской области, вытекает из вечных снегов и очень больших ледников Главного Кавказского хребта к Востоку от Эльбруса, течёт в северовосточномнаправлении и сливается с Баксаном), Анита, Мара, Бетал, Хазиз, Мазиз, Дымов, Тан, Танов, Лала, Ляля, Лиля, Лаба, Тутовы, Амир, Шамовы, Шиковы, Диевы, Шериевы, Шаджевы, Бати, Ку, имя Куна, Шадовы, имя Дин, Дул, Дуловы, Метовы, Мата, Меровы, Ат, Атовы, Аш, Ашевы, Ан, Ановы, Ахиевы, Чамовы, Кушевы, Туна, Нуна, Шура, Шаловы, Бата, Бати, Батиевы, Мима, Туковы, Таховы, Балк – река Малка, Тап, Таповы, Пиловы, Назар, Назаровы, Адаби, Ила, Шомаховы, Хуловы, Лиховы, Сима, Сара, Мариевы, Балина, Иман, Им, Хали, Галиевы.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий