Захват Кабарды и обращение в ислам

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Захват Кабарды и обращение в ислам

Оттоманский султан Ахмед III /1702 — 1730/ вступил в сговор с крымским ханом Каплан-Гиреем, и они решили начать военные действия против кабардинцев, чтобы подчинить их себе и силой заставить принять ислам. Когда кабардинцы узнали о приближении объединенных оттоманских и крымских войск к их границам, они собрали войско, которое под командованием Албека Тамби встретило их недалеко от реки Баксан. Несмотря на мужестве и отвагу кабардинцев в защите своей страны, они потерпели поражение, так как враги превосходили их числом и вооружением.

После этой убедительной победы хан оккупировал страну и разместил свои войска на ее территории. В каждом доме было расквартировано по 4 солдата с их лошадьми, и население обязали обеспечивать их жильем и пищей. В каждое село /аул/ был направлен имам, который должен был знакомить народ с учением ислама. Возвращаясь в Крым, хан захватил с собой сыновей многих князей и знати в качестве заложников. Кроме того, каждый год он брал по одному заложнику из каждого города, чтобы лучше закрепиться в этой стране. Таким образом, он забирал не меньше 120 человек ежегодно.

В те годы были убиты многие священники и монахи /шоген/, их посохи разнесены в щепки, книги сожжены. Однако некоторым из них удалось укрыться в горах и лесах, где в пещерах они провели остаток своих дней. Известно, что крымский хан пробыл в Кабарде, пока не закончил сбор дани и заложников, а затем вернулся в Крым, оставив своего представителя, которого называли «паша», и большую армию, расположившуюся на реке Баксан. Утверждали, что хан провел в Кабарде семь лет, в течение которых некоторые приняли ислам, а другие продолжали соблюдать христианские обряды, но делали это тайно, страшась тирании, татар и турок.

Паша, оставленный ханом в качестве представителя и губернатора, был убит князем Заурбеком из рода Бесланей. Хан немедленно послал войско, чтобы арестовать и наказать князя, и народ снова подвергся ужасам татарского нашествия. В то время руководство страной находилось в руках князя Хатожуко, старшего из князей. Новый паша, присланный на смену убитому, публично оскорбил его. Тогда кабардинцы решили отомстить за оскорбление и любой ценой освободиться от оккупационных татарских войск. Однажды ночью они напали на татар и уничтожили большую часть крымской армии. Семью, которая не сумела расправиться с квартировавшими у них татарскими гостями, а такой оказалась лишь одна, стали называть «Карма».

Когда до хана дошли эти известия, он передал их оттоманскому султану и попросил его помощи. Последний послал большую армию, которая, объединившись с армией хана, направилась на Кабарду в сопровождении имама и других служителей мусульманской религии. Объединенные войска останавливались во многих местах, чтобы жестоко наказать население и возвести мечети и крепости. С подобным же намерением хан вторгся в земли, лежавшие за Кубанью и стал насаждать там ислам под страхом смерти. Ему удалось обратить многих людей в исламскую религию и построить несколько мечетей и крепостей под названием Хаджи-Кала. Затем он приблизился к границам Кабарды и разбил лагерь у горы Канжал. В последовавших затем боях с кабардинцами хан был разбит и был вынужден бежать и укрыться в крепости Хаджи-Гирей. В 1729 году крымский хан Менгли-Гирей в сопровождении князей Мурат-Гирей Султана и Бахти-Гирей Султана вступил в бой с кабардинцами, которые вышли им навстречу, чтобы остановить захватчиков. Однако кабардинцы решили, что более разумно отступить и укрыться в горах и крутых ущельях, которые с тех пор называют «стены Крыма». Затем они попытались перехитрить захватчиков, пообещав им уплатить требуемую дань. Они заключили мирный договор и уплатили громадные суммы денег, преподнесли подарки и подарили рабынь. Затем однажды ночью, напоив их крепким алкогольным напитком, кабардинцы врасплох напали на них и истребили всех, включая и двух князей. Никто не избежал смерти, кроме хана и некоторых его придворных.

Эта версия подтверждается родословной записью, сделанной на ногайском языке:

«Мурад-Гирей Султан и его брат Бахти-Гирей Султан приняли мученическую смерть 28 священного месяца Рамадан в Кабарде, которая является частью Черкесии, а хан Менгли-Гирей благополучно вернулся в Крым в 1729 году». Так закончились нападения на Черкесию, предпринятые крымскими ханами.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий