Рассказ Георга Интериано

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Рассказ Георга Интериано

Георг Интериано, путешественник из Генуи, писал о черкесах в 1502 году. Записанные им наблюдения являются лучшим историческим свидетельством, которым мы располагаем относительно их положения в те годы. Он писал:

«Народ, который на греческом и латинском языках называется зих, на татарском и тюркском — черкес, а на своем родном языке — адыге, живет от Танаис или реки Дон во всех прибрежных районах по направлению к Киммерийскому Боспору. Оттуда их страна простирается на юго-восток на расстояние пятисот миль до Авогазии и части Колхиды на берегу Черного моря. Она также простирается к востоку на расстояние восьмидневного пути от побережья в глубь континента, где она шире всего».

«Зихи живут в городах и деревнях, в их стране нет больших укрепленных и обнесенных стеной городов. Их столица Кромук расположена в глубине страны. Это самый большой из городов. В нем много жителей».

«Их жены рожают на обычной соломе и утверждают, что это лучшая постель для ребенка. Как только ребенок родится, его сразу же несут на реку обмывать, несмотря на жестокий холод в этой стране. Ребенку дают имя человека, который первым войдет в дом после его появления на свет».

«На севере живут скифы или татары. Их язык отличается от языков соседних народов. Их дети остаются некрещенными до 8 лет, крещение состоит в том, что священником совершается окропление

святой водой и произносится короткая молитва. Представители знати не посещают церковь до 60 лет, ибо в молодости они совершают набеги и занимаются грабежом, что не соответствует заповедям религии и церкви. Они верят, что входить в церковь до 60 лет святотатство. Юноши во время службы стоят у дверей церкви. Когда им исполняется 60 лет, они оставляют войну и набеги и посвящают себя молитвам, богослужениям и присутствуют на службах внутри церкви».

«Даже если имя по происхождению иностранное, римское или греческое, они прибавляют суффикс -ук, так, если это Петр, оно становится Петрук, если Павел, оно становится Павлук и т. д.».

«Эти люди безграмотны, священнослужители читают молитвы на греческом языке, который непонятен народу. Если кто-либо хочет написать письмо, он просит еврея об этом, но в основном они посылают друг другу устные сообщения».

«Они делятся на ряд сословий, включая знать и простой народ. В глазах народа знать занимает недосягаемое положение. Большую часть своего времени они проводят верхом на лошадях».

... «Каждый знатный человек живет независимо, он вершит правосудие и не подчиняется никому, кроме бога. У них нет писаных законов, но сила и мудрость вместе с посредничеством некоторых знатных людей и умудренных опытом стариков достаточны для того, чтобы решать юридические и социальные проблемы, которые возникают между отдельными людьми и группами. Здесь, не задумываясь, могут убить врага. И если это сделано по определенной причине, тот, кто убил, имеет право жениться на жене своей жертвы, ибо полигамия разрешена, и все жены считаются законными».

«Когда ребенкузнатного человека исполняется три года, его вверяют слуге, который учит его езде верхом и обращению с оружием. Через несколько лет он начинает охотиться в деревнях, где правит его отец, и никто ему не мешает».

«Когда он достигает совершеннолетнего возраста, начинает принимать участие в охоте, военных делах и ходить по болотам, которых в этой стране огромное множество из-за больших рек».

«Так как в стране нет денег, в своих торговых операциях они используют бакасин. Это кубит * ткани, с помощью которого они оценивают свои богатства и прибыли. Иногда они продают крестьян и пленников за границу, обычно в Константинополь и Каир, где те поправляют свое положение и занимают высокие посты. Некоторые из них стали султанами и взошли на престол, другие — адмирала­ми и крупными военачальниками».

«Одежда у них разнообразная. Верхняя — чако или мантия, сделана из войлока. С одной стороны она открыта и позволяет пользоваться правой рукой. Под мантией они носят другую одежду из шелка и белье. Их одежда называется терлисси и напоминает древнеримскую военную форму. Она узкая в талии, а от бедра вниз идут продольные складки. Они носят также широкие кальсоны из ткани, конические войлочные шляпы, длинные и короткие сапоги из кожи, одни поверх других, не бреют бород и отращивают их до самой груди. Они носят ружья в кожаных чехлах, сшитых их женами, у них есть бритвы, которыми стригут друг другу волосы, оставляя на макушке головы косицу длинных волос так, чтобы поверженного врага можно было схватить и отрезать ему голову, не притрагиваясь к его лицу, чтобы не испачкать лицо кровью. Они также бреют во. юсы на груди всякий раз, когда собираются на войну, так как если тела погибших будут найдены с волосами на груди, то это считается позорным. Во время войны они забрасывают деревянные или соломенные дома своих врагов вязанками хвороста и серой».

«Знать и зажиточные черкесы имеют чаши из серебра и золота, каждая из которых весит 300—500 дукатов. Они пьют из них по многим поводам с особым ритуалом — в честь бога, святых, любимых друзей, в честь памяти мертвых. Прежде чем выпить, они выполняют ряд обрядов, согласно своим обычаям, вспоминают своих героев и прославляют их подвиги, затем пьют с обнаженными головами в знак уважения к ним».

«Когда они спят, кладут кольчугу себе под голову, а остальное оружие рядом, чтобы оно было под руками, если вдруг понадобится».

«Они не считают семью знатной, если когда-то она не была таковой, даже если из нее выйдет король или император. Они не допускают и мысли, что знатный человек может заниматься торговлей или учиться счетным делам сверх того, что нужно для человека и продажи военной добычи, утверждая, что заниматься такими делами позорно, так как они должны править людьми и защищать народ своим оружием. Поэтому они всегда заняты военными делами, атлетическими упражнениями и проводят большую часть своего времени на охоте».

«Черкесы высоко ценят гостеприимство и щедро одаривают гостя всем, что у них есть, кроме оружия и лошадей. В раздаривании своей одежды они заходят так далеко, что нередко видишь знатных людей и даже князей, одетых хуже, чем их подданные».

«Несмотря на их большую любовь к красным шелковым рубашкам, они дарят их, даже не одев, простым людям, если те попросят об этом. Отказ сделать это считается величайшим позором и неслыханной дерзостью. Они так же поступают и с другой новой одеждой, отдавая ее первому, кто попросит, беря взамен грязную, ветхую, рваную одежду».

«Поэтому совсем неудивительно, что одежда знати хуже, чем у других. Иначе обстоит дело с оружием, лошадьми и обувью, которые они не раздаривают, как подарки. В них их гордость, и часто они расстаются со всем своим движимым имуществом, чтобы купить чистокровную лошадь. Для них это является ценнейшим богатством на земле».

«Если к ним попадает золото или серебро, они покупают на него золотые чаши, хорошее оружие или принадлежности для лошадей. Черкесы не привыкли к роскоши и расточительности, но те из них, которые живут на побережье, развращены торговлей и неравнодушны к материальной стороне жизни».

«Они находятся в состоянии постоянной войны с татарами, которые окружают их страну со всех сторон. Иногда они пересекают Киммерийский Боспор, который отделяет Кавказ от Крыма, и попадают на полуостров, где лежит город Кафа /Кафа — это итальянская колония, основанная генуэзцами/».

«Черкесы могут делать это зимой, когда из-за сильного мороза замерзает море. Тогда им удается пройти по льду со своими лошадьми и людьми и совершать набеги на его население — скифов и татар».

«Несомненно, их военное мастерство так велико, что достаточно и небольшой группы, чтобы разбить татарское войско, ибо они способнее в военных делах. В этом им помогает отличное качество их доспехов, включая стальные шлемы типа понтийских /Понтус или Черное море/. У шлема есть ремешок, который прикрепляет его к нижней челюсти, и он напоминает шлемы, которые мы видим на древних статуях».

«Татары тоже привыкли переносить трудности, голод, жажду и жестокий холод, и это помогает им иногда легко побеждать своих врагов зихов, особенно, когда им удается уйти с поля битвы и спрятаться в местах, изобилующих болотами, или когда длинная зима и жестокий холод застают их врагов врасплох».

«Мы не преувеличиваем, когда говорим, что зихи — очень красивый народ. Их много среди египетских мамлюков, и в большинстве случаев они занимают высокое положение. Красивы не только мужчины, их женщины также обладают необыкновенной красотой, и иностранцы, которые посещают эту страну, восхищаются ими и хотят обладать ими».

«Гость у черкеса пользуется всеми правами и уважением. Он называет хозяина «конак», что является эквивалентом латинского слова «хоспес». Когда гость уезжает, хозяин сопровождает его до границ своего села и несет ответственность за его жизнь и имущество. Если возникает необходимость, он с готовностью идет на смерть ради своего гостя».

«Хотя набеги и грабежи в обычаях этого народа, никто не обижает своего гостя до тех пор, пока он находится в его доме или в его селе. Попытка украсть что-либо у гостя считается позором. Гостю позволяется сидеть и говорить в рамках приличия и правил хорошего тона с молодыми женщинами, которые прислуживают ему, заботятся о нем и чистят и стирают его одежду, когда он спит».

«Молодые девушки любят плавать, и группами и в одиночку ходят на большие реки. Там можно увидеть созвездия очаровательных и невероятно красивых созданий».

«Зихи едят много рыбы, которой изобилуют их многочисленные реки. Их любимая рыба называется антисей. Она в самые ранние времена была известна Страбону. Они пьют речную воду, которая годится для питья и улучшает пищеварение, едят любое мясо и пьют настойку под названием буза, которая изготовляется из пшена, и другой напиток с медом».

«Дома строят из дерева и соломы, для князя считается позорным строить дом из камня или обносить его высоким забором, так как это проявление трусости, слабости и неспособности защищать себя. Иначе он не стал бы прятаться в крепости, которая защищает его. Они живут в этих простых домах, и во всей стране нет ни одной крепости или дома из камня».

«Старинные крепости и замки, все еще существующие в этой стране, не используются, в них лишь хранят урожай или укрывают скот. Они делают свои стрелы во время езды на лошади, и делают их так искусно, что с ними не могут сравниться соседние народы».

«Женщины из знати не занимаются домашней работой, а ограничиваются тем, что шьют кожаные чехлы и ножны для оружия, вышивают и делают другую подобную тонкую работу».

«Обряды захоронения чрезвычайно любопытны. Когда умирает знатный человек, они сооружают под деревьями высокую деревянную кровать и на ней в вертикальном положении на 8 дней оставляют тело, предварительно вынув из него внутренности, чтобы предупредить гниение и разложение. Его друзья, родственники и последователи приходят к нему с разнообразными подарками, приносят золотые и серебряные чаши, стрелы и т. д., а старшие из его рода стоят рядом с телом. Слева стоит молодая девушка со стрелой, к которой привязан шелковый платок, чтобы отгонять мух. Эти обряды совершаются даже в дни жестокого холода».

«Принято, чтобы первая жена покойного сидела у его изголовья, глядя на него. Она не плачет и ничем не выказывает толпе собравшихся своего горя, так как это могут посчитать позорным».

«По истечении установленных 8 дней и после завершения указанных обрядов они помещают тело в деревянный ящик, сделанный из ствола громадного дерева, чтобы похоронить его, а вместе с ним и некоторые из упомянутых выше подарков. Внутренняя часть ствола вырезается таким образом, чтобы образовалась полость, в которой бы уместилось тело. Затем на него бросают землю и камни до тех пор, пока не образуется холм, который по своей высоте пропорционален уважению, которым покойный пользовался у друзей и родных, а также числу подданных и друзей. Оставшиеся подарки отдаются ближайшему из родственников».

«После похорон слуга покойного три дня подряд в определенный час водит к его могиле лошадь и громким голосом зовет мертвого, приглашая его от имени родных и друзей поесть. Отчаявшись получить ответ на свое приглашение, слуга возвращается в дом покойного и рассказывает обо всем, после чего все начинают есть и пить за упокой души усопшего».

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий