Нартский эпос
Султан Хан-Гирей
Начало XIX века – последнего века существования адыгского мира. 1808 год, Западная Черкесия. Именно здесь, на северном ее рубеже – в Бжедугии – в семье потомка крымских ханов (хануко) Магомет-Гирея появился на свет мальчик, которому была уготована удивительная судьба, отмеченная небывалыми доселе деяниями и исполненная высокого трагизма.
Султан Хан-Гирей являлся средоточием всех мыслимых талантов, на протяжении жизненного пути представая в самых разных и, казалось бы, несочетаемых обликах:
Один из первых адыгских интеллектуалов, ставший признанным классиком национальной науки.
Гуманист, мечтавший о преобразовании адыгского феодального общества и стремившийся к идеальному мироустройству, подчиненному законам справедливости.
Профессиональный военный, за проявленную храбрость удостоенный российских боевых наград, венцом стремительной карьеры которого было командование элитным
подразделением – Кавказско-горским полуэскадроном, осуществлявшим охрану императора Николая I.
Аристократ в самом широком смысле этого слова, воспитанный аталыками по строгим канонам адыгэ хабзэ, безупречные манеры которого снискали ему признание правящей элиты империи и уготовили достойное место в высшем свете Петербурга.
Дипломат, по поручению царя исполнявший особую миссию на Кавказе и пытавшийся соединить несоединимое – адыгскую свободу и государственный строй России.
Политик, известный своими проектами бескровного включения адыгов в состав Российской империи.
Лишенный иллюзий прагматик и в то же время – мечтатель, так и не дождавшийся начала «эпохи просвещения» для своего народа.
Писатель-беллетрист, надеявшийся творить «для своих», для чего разрабатывал собственный вариант графики для гортанной адыгской речи.
Историк, этнограф, фольклорист, чьи труды, энциклопедические по широте проблематики, стали пионерскими в русскоязычном адыговедении, открыв российской публике таинственный мир горцев, в тот период ожесточенно сопротивлявшихся северному исполину – мир, чуждый европейскому мышлению и одновременно столь же для него притягательный. Эти труды, как и само имя Хан-Гирея, более чем на столетие оказались преданы забвению и оставались недоступны для его соплеменников, о просвещении которых он грезил в своих работах.
Он прожил всего 34 года, но сделанного им хватило бы на десяток жизней…
Ныне его богатейшее наследие, давно уже ставшее частью «золотого фонда» отечественного кавказоведения – историко-этнографические труды, беллетристика, политические трактаты – собрано под одной обложкой, являя собой достойный памятник этому удивительному человеку, искренне любившему свой народ и свою страну – Черкесию…
Черкесский (адыгский) просветитель.
Родился в 1808 году в ауле Гривенс (позже станица Гривенская). Умер в 1842 году, похоронен в родовом имении "Султанский курган", под Екатеринодаром. Его отец, представитель известной аристократической фамилии, Махмет Крым Гирей придерживался пророссийской ориентации.
Султан Хан-Гирей был зачислен в Черноморское войско с присвоением ему чина войскового старшины. Это обстоятельство повлияло на его судьбу. В возрасте 20 лет он получил чин офицера, принимал участие в Русско-иранской (1826-1828 гг.) и Русско-турецкой войнах (1828-1829 гг.), служил в лейб-гвардии Черноморского эскадрона, затем в 1830 г. его перевели в лейб-гвардию Кавказского горского полуэскадрона (конвой императора). Вскоре был переведен в чин полковника с присвоением придворного звания флигель-адъютанта, в 29 лет стал командиром Кавказского горского полуэскадрона.
С.Хан-Гирей был вхож в известные столичные салоны Н.И.Греча и Карамзиных, где встречался с выдающимися представителями русской науки, искусства и литературы.
В период пребывания в эскадроне лейб-гвардии в 1836 г. по поручению императора Николая I Хан-Гирей пишет свои "Записки о Черкесии" - одно из ярких явлений черкесской историографии, фундаментальный историко-этнографический труд. Николай I назвал Хан-Гирея "черкесским Карамзиным", но запретил издание "Записок".
Султаном Хан-Гиреем написаны также следующие работы: "Черкесские предания" (Русский вестник. 1841. Т. 2); "Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов" (Там же. 1842. Т. 5.); повести "Князь Канбулат" (Там же. 1844. № 10-11); "Наезд Кунчука" (Кавказ. 1846; повесть перепечатана в "Русском инвалиде", 1846 г:, в сборнике газеты "Кавказ" за II полугодие 1846 г., в журнале "На Кавказе". 1909, т. 1); "Бесльний Абат" (Кавказ. 1847. № 42-48; перепечатан в сборнике газеты "Кавказ" за II полугодие 1847 г.); "Князь Пшьской Аходягоко" (Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1893. № 17); "Мифология черкесских народов" - отрывок из очерка "Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов" (Кавказ; 1846; перепечатан в сборнике газеты "Кавказ" за II полугодие 1846 г.). В них содержится развернутая характеристика системы жизнеобеспечения, общественно-экономической структуры черкесского общества, соционормативной и духовной культуры черкесов.
Главный труд – "Записки о Черкесии", обнаруженный в 1958 году в библиотеке Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), опубликован под редакцией В.К.Гарданова и Г.Х.Мамбетова в 1978 г. в Нальчике. В нём Хан-Гирей ставит вопрос о необходимости земельных преобразований, административно-судебной и школьной реформ, о введении письменности для черкесского языка.
Проблемы самопознания и самосознания черкесов, "вписанности" черкесов в мировую историю, взаимоотношений черкесов с другими народами были одними из главных в его "Записках о Черкесии". Затронутые вопросы находятся на стыке истории и этнографии, что позволяет с некоторыми оговорками говорить о соответствии его труда явлениям и тенденциям в историографии, связанным с освоением междисциплинарных методов исследования.
Хан-Гирей являлся автором проекта мирной интеграции черкесов, их "гражданского обустройства" в составе Российской империи. Он был уверен, что, находясь в России, черкесский народ получит "новую жизнь посредством образования".
В 2011 году в Майкопе была издана книга "Султан Хан-Гирей: Избранные труды и документы". Книга состоит из 4 частей. Первая часть посвящена труду "Записки о Черкесии", где публикуются оригинальные варианты некоторых глав, которые в свое время подверглись трансформации в результате цензуры. Вторая часть – этнографические труды, третья – официальные документы, которые никогда не публиковались. В четвертой части собраны черновики трудов Хан-Гирея, которые были случайно обнаружены в одном из архивов России 10 лет назад.