ХАТТЫ В ДРЕВНИХ ЯЗЫКАХ И КУЛЬТУРАХ – II том
Хаттско-кабардино-черкесско-русский словарь
an-Ан бог создатель всего живого на земле, город Ан.
a-он, другое значение-рука.
ab-Аб (город, находившийся в Египте).
abi- Аби- имя Аби, род Абиевых.
absi- Абси- абиец.
abiš- абыш- имя Абиш, род Абишевых.
adabi- Адэби- имя Адаби, Адаб- город в древнем Двуречье, совр. Бисмая.
adabu- адэбу- покладистый.
adazhzhi- адэжьжи- праотцы.
adarita- адэрыт1э- далеко под землю.
adi- ади- далеко.
ada- адэ- отец.
adašu- адэшу- род по материнской линии
ak-Акъ-Ак (город).
- акъ- Акииец.
aza- азэ- врачеватель, целитель.
ar-ар-тот.
ara-ара-это он.
al-ал-дикий, необузданный, сильный.
ahi-Ахъи-Ахиец (национальность – ныне нахско-дагестанская группа), страна Ахи.
ash-Аш (бог), город Аш.
aš- Аш- бог Аш, город Аш.
aš- Аш- имя Аш, город Аш, страна Аш.
am-Ам (бог).
am- Ам- имя Ам, город Ам, бог Ам.
amir- Амыр- имя Амир.
ama šuhasch- Амэ шухэщ- Амийские всадники.
ammatim-Аммэтым – имя Аммат бог.
amisch- Амыщ – имя Амыш, род Амышевых (бог Амыш).
anaansch-анаанщ-анаанец национальность.
anha- Анхэ- Анийцы.
anita- Анитэ- имя Анита, царь Анита. Жил в XIX в. до н. э. Правитель хаттского государства Неса – Кусар.
at-Ат (бог).
auš- Ауш- имя Ауш, Ауш - Иисус Христос (почерк. Ауш Гериге — Иисус Греческий) так и не стал центральной фигурой пантеона. Богом, как и в дохристианские времена остался ВЕЛИКИЙ ТХА (ТХЬЭШХО).
Ба-бэ
bal- Бал- имя Бал, род Балловых.
balini- балини- имя Балина.
bati- Бати- имя Бати.
balkh- Балкъ- река Балк (Малка в Кабардино-Балкарии Зольского района).
batiy-Батия- имя Батия.
babisch- Бабищ- имя Баби, страна Бабилон, царь Баби, город Баби.
bzur- бзур- небо.
ba-бэ-народ, сын.
ba- бэ- народ.
betal- Бет1ал- имя Бетал.
bi-би-враг.
bida-Быда-крепкий, крепость, жадный.
bu-Бу (бог), город Бу.
bula- Булэ- имя Буля.
biukira- быук1ырэ- убиваешь, убиваете.
Г-гъу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес, проявляемый учёными к древнейшим языкам и культурам не случаен. Он связан с необходимостью не только дешифровки клинописных текстов Древней Анатолии, Месопотамии, Малой Азии, а также установления и урегулирования межэтнических отношений, как первому человеческому опыту общения, связанных своими историческими, археологическими, культурными, материальными, духовными и языковыми связями с древними народами Северо-Западного Кавказа.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что народы абхазо-адыгской языковой семьи – адыгейцы, абазины, абхазы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, бжедуги, натухайцы являются автохтонным населением Кавказа и имеют единый этногенез с древними хаттами, следы которых мы находим на территории Северо-Западного Кавказа (Майкопская культура), Древней Анатолии, Месопотамии, Древнего Египта и т. д., свидетельством чему являются многочисленные труды, учёных – историков, археологов, лингвистов и результаты исследований по ДНК-генеалогии.
Не вызывает сомнения и автохтонность хаттов на территории Древней Анатолии, Месопотамии, Малой Азии.
В контексте изучаемого нами периода III – II тыс. до н. э. хатты (кашки – предки адыгов и абешла – абхазов) – Древняя Анатолия, Месопотамия и абхазо-адыги на Кавказе представляли собой единое цивилизационное пространство древних хаттов и говорили на одном языке. Антропология с достаточной определённостью отвечает на такие вопросы истории народа, как автохтонное или пришлое происхождение группы, направление имевших место переселений, характер смешений различных имён и народов. Как уже известно, на установленных фактах об антропологическом единстве и этнической близости в древних двух областях – Малой Азии и Западного Кавказа обоснована малоазийская концепция раннего этногенеза адыгов. По нашему глубокому убеждению никакой ассимиляции Кавказского аборигенного населения пришедшими из Малой Азии хаттскими племенами (кашка-адыги и абешла-абазины) не было, так как нельзя самих себя ассимилировать. Необходимо речь вести об их консолидации как родственных племён, представлявших в древности единый народ.
Действительно, принимая во внимание точки зрения учёных об автохтонности хаттов Древней Анатолии, Месопотамии и абхазо-адыгов на Кавказе, следует говорить о едином цивилизационном пространстве древних хаттов во III – II тыс. до н. э., свидетельством чему является общий язык, на котором говорили и хатты, и протоабхазо-адыги, общая материальная и духовная культура, которой обладали и хатты, и праабхазо-адыги.
Особый интерес представляют собой результаты ДНК-генеалогии, сближающие гаплогруппу G, которая уходит своими корнями на Ближний Восток и к народам северо-западной и центральной части Кавказа (грузины, абхазы, черкесы [адыги], шапсуги [адыги], осетины [иронцы и дигорцы], у которых доминирует гаплогруппа G2a.
Следует также отметить, что в восточной части Кавказа [аварцы, чеченцы, ингуши, даргинцы, кайтаки, лезгины (дагестанцы) азербайджанцы] доминируют гаплогруппы J1 и J2.
Следовательно на Кавказе доминируют три гаплогруппы – G2a, J1 и J2. Гаплогруппа G2a основная по количеству, корни этой гаплогруппы уходят около 50 тысяч лет назад и имеют общего предка G. Данные, полученные в результате анализа как ядерного, так и митохондриального геномов, показывают, что популяции Западного Кавказа достаточно сильно тяготеют к популяциям Передней Азии по данным как Y-хромосомы, так и мтДНК при незначительном влиянии популяции Восточной Европы.
Мы коснулись данного вопроса только лишь косвенно, чтобы лучше понять вопрос о происхождении адыгов, их языка, с помощью которого можно дешифровать древние письмена, чтение которых основывается на самой авторитетной точке зрения среди учёных-компаративистов о принадлежности хаттского языка к северокавказской языковой семье.
2.1. Северный Кавказ и Малая Азия. Карийский язык и письменность
ГЛАВА II. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
С МАЛОЙ АЗИЕЙ И ИНДСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ
2.1. Северный Кавказ и Малая Азия.
Карийский язык и письменность
Ма́ лая А́ зия (греч. Μικρά Ασία), Анатóлия (греч. ἀνατολή; тур. Anadolu) –полуостров на западе Азии, срединная часть территории современной Турции [Брокгауз, Ефрон 1890–1907.]. Длина с запада на восток более 1000 км, ширина от 400 км до 600 км. Территория – приблизительно 506 тыс. км². Анатолией часто называют азиатские владения Турции [Брокгауз, Ефрон 1890–1907.].
[http://mail.davidbeckham.ru/book/atlas1/original/22.jpg].
Кария (греч. Καρία) – историческая область на юго-западном побережье Малой Азии, где обитал народ карийцев [http://traditio.wiki/wiki/].
Примерные границы Карии в V—IV вв. до н. э. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/0/0e/Caria_map_V-IVBC.jpg
Карийцы – потомки древнейших малоазийских индоевропейцев (хетто-лувийских народов). Их язык входит в новоанатолийскую ветвь анатолийской (хетто-лувийской) языковой группы, хотя ранее ошибочно выдвигались гипотезы о его близости к кавказским языкам.
Карию хетты называли Каркиша, о карийцах также есть упоминание в Библии (Книга Царей), как о наемниках в Иудее. Долгое время карийцы были известны соседним народам как пираты. [Карийцами основаны также многие "греческие" полисы по берегам Чёрного моря вместе с ионийцами.] Хетты называли их luluhu, критяне lelegi, а египтяне lukki родственно луллубеям и ликийцам [http://scripts.garshin.ru/alphabet/vocalic/anatolian-abc/karian-abc.html].
По Геродоту карийцы считали себя исконными жителями Карии, хотя он приводит другую историю об островном происхождении карийцев: «Карийцы пришли на материк с островов. В глубокой древности они были подвластны Миносу, назывались лелегами и жили на островах. Впрочем, лелеги, по преданию, проникли насколько можно вглубь веков, не платили Миносу никакой дани. Они обязаны были только поставлять по требованиюгребцов для его кораблей. Так как Минос покорил много земель и вёл победоносные войны, то и народ карийцев вместе с Миносом в те времена был самым могущественным народом на свете. … Затем, много времени спустя, карийцев изгнали с их островов дорийцы и ионяне [греческие племена], и таким-то образом они переселились на материк. Так-то рассказывают о карийцах критяне. Сами же карийцы, впрочем, не согласны с ними: они считают себя исконными жителями материка, утверждая, что всегда носили то же имя, что и теперь.» [Геродот 1: 171].
Карийский алфавит представлен, в основном, эпитафиями 8 – 4 вв. до н. э. – около 300 надписей, в основном, из Египта, где в 7 – 6 вв. до н. э. имелись многочисленные колонии карийских наемников. Долгое время карийский алфавит ошибочно считался буквенно-слоговой системой. К 1960, в основном, дешифрован.
Карийское письмо (около 40 букв) обслуживало язык автохтонного населения на юго-западе Малой Азии (современный вилайет Мугла в Турции). Известно около 200 надписей 7 – 3 вв. до н. э. Большая их часть найдена в Египте и Судане, где были карийские наёмники.
Карийский язык относится к малоазийским хетто-лувийским языкам, ближе всех примыкая к хеттскому и лидийскому языкам (группа карийцев, называемая кавны, говорила на особом диалекте). Возможно, карийцы – лувизированные этруски.
[http://scripts.garshin.ru/alphabet/vocalic/anatolian-abc/karian-abc.htm] Карийский алфавит и дешифровка карийского письма
Прочтем карийскую надпись из Египта с помощью кабардино-черкесского языка и переведём на русский язык.
Транслитерация (Х.П.):
I-at Ni khua e-ša e-mi-na lu
Читаем по кабардино-черкесски:
Иат Ни къуэ ешэ емынэ лIы
Перевод на русский язык:
Есть у Ни сын везёт его сильный воин
Транслитерация (Х.П.):
Dja-i lu in Umsch ħa-ma
Читаем по кабардино-черкесски:
Джэи лIы ин Умщ хьэмэ
Перевод на русский язык:
Молится воин грозный Умиец человек
Транслитерация (Х.П.):
Li-zh dja Ni dja Em Ni Akh e-dja el dja
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
ЛIыжь джэ Ни джэ Ем Ни Акъ еджэ елI джэ
Перевод на русский язык:
Старики молятся Нийцы молятся Емийцы Нийцы Акийцев зазывают убивают молящихся
Карийское письмо и карийский язык не может отнестись к индоевропейскому и семитскому языку, так как письмена читаются на кабардино-черкесском языке (аглютинативно-эргативный тип языка). Более того, самоназвание карийцев, видимо, происходит от города ‘Лала-Lala-Лалийцы’, который очень часто встречается в клинописных текстах хаттов. Также хотелось бы отметить, что такой народ карийцы не встречается в клинописных текстах Месопотамии, Малой Азии, Анатолии, письменах Египта и у Этруссков. В Лидии проживал народ наанцыю.
Следует отметить, что в предлагаемом ниже, так называемом карийском тексте упоминаются города Ку, Ми, Те, Хаттуса, Уе, Ум, Ур. Народ Ак (акийцы), Ахийцы (нахская языковая семья), Гуты (Готы), Мина (Минойцы) Джу (греки). Название греков в кабардино-черкесском языке ‘алыдж-алидж-al-iq’, то есть сильный (необузданный) Джиец-Джуец. Также встречаются боги Ат, Им.
[http://annales.info/mal_az/lang/fridrih_67.jpg]
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
- ...и ин Хьатусэм ху усмэ….
- …Ум гу Ахъикъэ къауэракъэ еу игу Ми Кум…
- …хьэ ух Акъ ихь магъхэ Ра ух Им хьэ хэх…
- …Ку усу иа хеу Ми ахэ мауэ Ку хьэрэм гу…
- …Ат Ми уэ Ку и иуир гу Ра гухэм гуахыр Им а…
- …щегу Ра бэхэри иуи ух щагур нахь Ку хыр…
- …Ми а укIхэ Рам гу Ку иу Мии Рам Гъут гухэр…
- …хьэ Джус Минрахэр кIи а ихьт тхьэхэр…
- …хэкур Ку иу хеу а Ми ахэ иуи иуи гъа…
- …щ ху Ур игу Ми Минкъэ ниу иу иркъэ ер…
- …гу а еу укI ху Уе екъур Текъэ Кум гу…
- …и гум Им кIиа ихь…
- …и Атм гу Акъ…
- …Ку гъа…
Перевод на русский язык:
- …грозного гони в Хаттусу стоящих….
- …Умийская колесница Ахийцы обстреливают пленят бьют Мийцев Куйцы…
- …людей кончают Акийцев увозят, плачут о боги, кончает Им людей убивает….
- …Около Ку стоят руками достают их Мийцы, бьют Куйцев неверные колесницы…
- …Ат Мийцы бьют Куйцев, пленят колесницы о боги, колесницу Има пополам разломали…
- …бьёт бог народ пленит кончает, убивает несёт шестерых Куйцев…
- …Мийцев убивает, божья колесница пленит Мийцев, о боги Гутские (Готы) колесницы…
- …люди Джуйцы (греки) Минойцы кричат их забирают боги…
- …страну Куйскую пленят опускают Мийцы пленят, пленят они плачут…
- …гонят Урийцы бьют Мийцев, Минойцы убивают пленят восьмерых злобных…
- …колесницу пленят убивают угоняют в Уе, разбивает Те Куйские колесницы…
- …в колеснице Им спасается…
- …Ат в колеснице с Акийцем…
- …Куйцы плачут…
Текст передаёт песню плач о битве с Мийцами народов Хаттии (Северного Кавказа) Месопотамии и Малой Азии.
2.2. Северный Кавказ и Индская цивилизация. Хараппский язык и письменнность
Индская или Хараппская цивилизация − одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской. Из всех трёх она занимала наибольшую площадь [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Хараппская цивилизация была открыта Дж. Маршаллом в 1921, гораздо позже, чем египетская и шумерская. Из-за своей изолированности она до сих пор остаётся наименее изученной. Основные ее центры располагались в долине Инда − Мохенджо-Даро (в переводе с синдхи − «холм мертвых») близ современного г. Хайрпур, Чанху-Даро (г. Хайдарабад), Хараппа (на р. Рави близ г. Сахивал). Открыты и менее крупные города − Калибанган, Лотхал, Банавали, Суркхотада, Амри, Кот-Диджи, Мехргарх, Рангпур, Аллахдино и др. Шумеры называли дельту Инда Меллуха. Хараппская цивилизация несомненно связана с не менее загадочной культурой Древнего Элама, которая существовала в южном Иране в 3 тыс. − 6 в. до н. э. Лингвист Д. В. Макэлпин выдвинул гипотезу о родстве эламского и хараппского (протодравидийского) языков; он считает, что прародина эламо-дравидов − район современного Ирана [McAlpin 1981: 3].
На рубеже 4 и 3 тыс. в Южном Двуречье существовала так называемая культура Эль-Убейд, предшествующая шумерской цивилизации. Наиболее вероятный претендент на роль этого субстрата – протодравиды. Характерная особенность "эль-убейдского" языка получила условное название "банановый субстрат шумерских текстов" из-за большого числа слов с повторяющимися слогами: zababa, huvava, bunene, inana. Именно их языку шумеры были обязаны терминологией в области ремесел и обработки металла, а также наименованиями некоторых городов. Гипотезу о "банановом" стиле языка была выдвинута И. Дьяконовым и В. Ардзинбой [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
[http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/_images/old-elamite.gif].
Эламское линейное письмо – письменность эпохи бронзового века, распространённая в древнем Эламе. До наших дней дошло только несколько монументальных надписей (частично двуязычные) и надписей на глине (всего 22 документа). Использовалась параллельно с эламской разновидностью аккадской клинописи и, по всей видимости, для текстов на эламском языке [http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/index.html].
http://scripts.garshin.ru/linguistics/scripts/elamitic/_images/old-elamite_smp.jpg
Хараппское письмо (протоиндийское письмо), – считает Ю. Кнорозов, − это иероглифы, составляющие морфемно-силлабическую систему. С 2900 по 1300 до н. э. обслуживало один из дравидийских языков. Пиктограммы записывались горизонтально и преимущественно справа налево либо бустрофедоном. Известно более 2 тыс. надписей на керамике, медных пластинах, бронзовых ножах, слоновой кости. Тексты короткие, от 1 до 8 знаков [Knorozov, Albedil, Volchok 1981: 186–196].
Ученый Ираватхам Махадеван насчитал 417 графем, включая аллографы и лигатуры. Хараппская иероглифика, очевидно, родственна эламской, равно как и то, что эти две письменности обслуживали дравидийские языки. Принадлежность хараппского языка к дравидийским определяется агглютинативным строением. Дравидийский народ брахуи до сих пор обитает в Пакистане, Афганистане (в районах Калата, Саравана и Джхалавана), Иране и Туркмении; ассимилируются белуджами, а также синдхами [Mahadevan 1970: 157 – 276].
[http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har1.jpg].
В 1932 году В. фон Хевеши – венгерский исследователь – провёл тщательное изучение обеих письменностей и в том же году выступил с сенсационным заявлением во Французской академии надписей в Париже, где он сообщил, что количество знаков в каждой из письменностей примерно одинаково и составляет около 400; но главное − около 25 % знаков имеют одинаковые начертания то есть являются родственными (Hevesy 1932).
Б. Грозный предполагал генетическую связь хараппских знаков с хеттско-лувийской иероглификой [Грозный 1940: 11].
Гипотеза Л. А. Уоделла исходила из поиска аналогий хараппской системы с протошумерской и протоэламской [Wadell 1925: 6].
В 1964 году Финская группа начала работу. Это были Аско Парпола, его брат ассириолог Симо Парпола и специалист по компьютерам Сеппо Коскенниеми [Parpola 2005: 34].
По данным группы Кнорозова, язык агглютинативного типа, отсутствие в нём префиксов исключает возможную принадлежность текстов к индоевропейским и шумерскому языкам, а особенности агглютинации исключают тюрко-монгольские языки [Альбедиль, Волчок, Кнорозов 1982: 240 295].
[http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har6.gif].
Австрийский археолог Р. фон Хайне-Гельдерн показал, что письмена острова Пасхи сходны не только с протоиндийскими, но и с древнекитайскими рисуночными письменами, а также с рисуночным письмом, существующим до сих пор у некоторых народностей Южного Китая. На основании этого сходства учёный выдвинул гипотезу, согласно которой письменность зародилась в Средней Азии или в Иране, откуда попала в долину Инда, а затем в Китай и далее через Полинезию на остров Пасхи
[http://libanomaly.ru/100velTayn/33.htm.].
[http://www.globalfolio.net/uroboros/Articles/Images/rongo2.gif].
В 1951 г. идея родственности хараппской и полинезийской письменности получила неожиданное подтверждение: Р. фон Кенигсвальд установил сходство между орнаментальными мотивами Индонезии и Полинезии, с одной стороны, и протоиндийской цивилизации – с другой. Кроме того, аргентинский историк Имбеллони обнаружил в пещерах Цейлона надписи, выполненные сходными с хараппскими и полинезийскими значками. Аналогичная система письменности сохранялась вплоть до середины ХХ в. у проживавшего на границе Китая и Вьетнама народа лоло. Именно их письменность является центральной в системе индийско-тихоокеанских письменностей, а ее отдельные черты имеют аналогии даже в японской культуре Дземон. Кроме того, аналогичная письменность была открыта и на Каролинских островах, так что получалась чётко очерченная цепочка регионов, в которых существовало такое письмо. Сторонниками этой теории являются и современные ученые, такие как Т. Бартель, С. Саггс и ряд других [http://smart.kyivstar.ua/books/10111/read/15#.].
Каменная табличка (предположительно мрамор) обнаружена в пос. Каменномостском Майкопского района республики Адыгея, которая чудесным образом напоминает письменность Кохау ронго-ронго – "говорящие дощечки" острова Пасхи. Только не понятно, каким образом она попала на Северный Кавказ, если эти цивилизации не относились к одной культуре и к одному территориальному государству.
[http://garshin.ru/linguistics/scripts/unknown-writings.html].
Адыгейские знаки (Майкопский камень, 12 век до н.э.) Формальное изучение графического облика протоиндийских знаков показывает, что они начертаны прямыми или несколько изогнутыми линиями. Преобладают вертикали. Почерк жесткий и экономный. Знаки обладают примечательной геометрической завершенностью и самобытными эстетическими эффектами:
Параллельность и прямые углы линий нарушаются редко. Видно, что хараппское письмо находилось на грани перехода от контурного иероглифа к скорописным формам. Особенность хараппского письма − использование чисел в роли «фонетической диакритики»: ¦O¦, ¦¦O¦¦, |O|, (O), (O(, ¦¦O"...
Хараппское письмо относится к морфемно-силлабическим, поскольку каждый знак здесь обозначает грамматическую часть слова. Такая система письма хорошо подходит к агглютинативным языкам, к которым, как известно, относится и хараппский язык [http://www.rbardalzo.narod.ru/4/harap.html.].
http://www.rbardalzo.narod.ru/4/har.jpg
Исследование, опубликованное в журнале Science, показало несомненную принадлежность протоиндской письменности к письменностям (ранее выдвигались гипотезы об орнаментальном использовании знаков). Энтропия существующих документов сильно схожа с показателями шумерской и тамильской письменностей, что подтверждает гипотезу логографического письма [http://doublemed.ru/p/60059.html].
Хараппская надпись, найденная около северных ворот
Дхолавира
[http://civilka.ru/wp
content/uploads/2015/03/harappa_nadpis.jpg].
Транслитерация (Х.П.):
Na-pa pa-si ĥu-ma ba Ra Ta-pa
Читаем справо налево по-кабардино-черкесски (адыгски):
Напэ пэси хъума бэ Ра Тапэ
Перевод на русский язык:
Честь первым береги народ божий Тапы
Печать с изображением рогатого персонажа, возможно йога, либо прото-Шивы, либо Пашувати (повелитель животных).
[http://civilka.ru/wp-content/uploads/2015/03/shiva_pashupati.jpg].
Транслитерация (Х.П.):
At ħa-ti Mu-na An
Читаем справо-налево по кабардино-черкесски (адыгски):
Ат хьэти Муна Ан
Перевод на русский язык:
Ат человек Муна (поклоняется богу) Ан
http://www.flixya.com/files-photo/g/f/b/gfbhawalpore-2384807.jpg
Транслитерация (Х.П.):
Bi-schi-ta Ħa-tha Ub
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
БищитIэ Хьэтхэ Уб
Перевод на русский язык:
Враги Хатты из Уба
1.4. Северный Кавказ и Древний Египет
Древний Еги́ пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (коптⲓⲓⲓⲓ.) – название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Иноземные названия. Контактируя с египтянами, их соседи давали свои названия стране на нильских берегах: Муцур, Мисир (аккад. Muṣur, Miṣir) Нижний Египет и Урису (аккад. Uriṣṣu) Верхний Египет – у ассирийцев [ru.wikipedia.org›]. Слово ‘Урису’ при переводе на кабардино-черкесский язык означает ‘живущий в городе Ур’.
Мицра́им (др.-евр. מִי ְרְיִל транслит. Mitzráyim) – у древних евреев. Название означает двойственное число от слова мецар (др.-евр. רְיַל) – «теснина», «узкий проход», «перешеек». Отсюда также в переносном смысле: несчастье, бедственная ситуация, из которой сложно найти выход. Согласно библейской традиции имя связано с одним из сыновей легендарного еврейского прародителя Хама – Мицраимом, от которого якобы произошли египтяне, некоторые ливийцы, филистимляне, кафториты (Быт. 10: 13 –14).
Мудраия – название на языке древних персов.
Миср/Маср (араб. صر م) – у арабов [Гесиод 2001: 128]. Это название могло возникнуть ещё в династический период, от арабского слова, означающего населённое место и город, вероятно, арабо-семитские племена могли издревле отмечать густонаселённость Египта. Другой вариант этимологии связан уже со средневековым Египтом, согласно нему название происходит от слова массара – «заселять», «колонизовать» (по этой гипотезе название использовали только с VII века, когда арабы создавали в Египте свои поселения-колонии) [ru.wikipedia.org›Древний Египет].
Только после ухода за 1000 лет создателей цивилизации Египта, Месопотамии, Аравии и Малой Азии на этих землях появляются семиты и хамиты, которые никакого отношения к созданию перечисленных цивилизаций не имели в тот период.
С древних времён названия страны Египет – ‘Мысыр’ – ‘Mi-si-r’ восходит своими корнями к праадыгской языковой семье к ‘Хаттам’, куда и входит кабардино-черкесский язык, где до сих пор в народе сохранилось название страны ‘Египет-Мысыр-Mi-si-r’. Впервые слово ‘Мысыр-Mi-si-r-Египет’ в клинописных текстах встречается в поэме ‘Энума Элиш’ по-кабардино-черкесски ‘Е Нума елъэщ’ - ‘Злой Нума прыгнул’ название начинается с первого предложения:
1.
-‘E
Nu-ma e-la-sch ši-na-pu Uš-ma Mu’ – ‘Е Нума елъэщ шынапу Ушма Mу’ – ‘Злой Нума прыгнул боясь Ушийца Му’. В предложении под №100 встречается слово ‘Мысыр’-‘Mi-si-r’- ‘Египет’:
100
– ‘Mi-si-ri tu šu šu ui-t tu-ha i Li-d-ta šu-ui-ti-r’ – ‘Мысыри т1у шу шу 1ут т1ухэ и Лидт1э шуит1ыр’ – ‘Египтян двое всадников, всадники стоят и двое Лидийских всадников’ – произведения относят к 2400 – 2200 г. до н. э.
[http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/69/480 /69480019_1295475177_map32.gif].
Египетское письмо – письменность, принятая в Древнем Египте на протяжении почти 3500 тысяч лет, начиная с рубежа IV-го и III-го тыс. до н. э., является рисуночным письмом, дополненным фонетическими знаками (лого-консонантный тип) – сочетает элементы идеографического, силлабического и фонетического писем, логографического (добавлено нами – Т.Ш., Х.П.). Со временем стало разделяться на три вида написания: иероглифику, от которой произошла более беглая иератика, развившаяся ок. 700 г. до н. э. в ещё более быстрый курсив с большим количеством лигатур – демотику. Ни один из этих видов письма полностью не замещал остальные, и все они использовались до конца греко-римского периода. Научная дисциплина, изучающая египетское письмо – лингвистическая египтология [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
Древнеегипетские иероглифы были расшифрованы еще в Средневековье. Средневековый арабский учёный Ибн Вахшийя ан-Набати за тысячу лет до француза Шампольона расшифровал древнеегипетские иероглифы. К такому выводу пришёл иракский историк Яхья Мир Алем, исследовавший написанную в начале девятого века нашей эры средневековую арабскую рукопись "Страсть познания написанных знаков", в которой раскрываются значения некоторых древнеегипетских иероглифов [http://www.garshin.ru/linguistics/scripts/old-egyptian/.].
А. Х. Гардинер английский египтолог и лингвист в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список в своей работе «Египетской грамматике» (Gardiner 1927). По мнению учёных на сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой.
Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже – слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки. Например, надпись
следует читать слева направо, так как птица, человек и козлёнок смотрят в левую сторону. В строке верхний знак имеет первенство перед нижним. Например, порядок чтения знаков в слове
|
|
следующий: + + + + + +
В иероглифическом письме не было разделителей слов или предложений (то есть знаков препинания и т. п.). Каллиграфические знаки стремились располагать симметрично и без пробелов, создавая квадраты или прямоугольники [https://ru.wikipedia.org/wiki/].
При транслитерации представленных выше иероглифов получаем в первом случае ‘Iu Mu-i ba Se-ħ-Иу Муи бэ Сехь – Пленит Муйских сыновей Сех’; во втором случае ‘E ħa Tap a na-ja Mi-y’ – при чтении на кабардино-черкесском языке получаем целое предложение – ‘Е хьэ Тап а наджэ Мия’ перевод на русский язык ‘Он злой человеческий (бог) Тап, зазывает Мийцев’. В подтверждение существования имени Сех можно привести пример из последнего фараона II-ой династии XXVII XXVI веков до н. э., которого звали Хасехемуи, он жестоко расправился с восставшими жителями дельты и объединил Древний Египет в единое государство (БСЭ, 1969 – 78).
При транслитерации имени Хасехемуи получаем Ħa-seh-e-mu-i, что при чтении на кабардино-черкесском языке означает ‘Хьэ Сехь е Муи’ – перевод на русский язык ‘человек Сех злой на Муйцев’, состоящей из целого смыслового предложения – синтагмы. Также хочется отметить, что в III-ем и II-ом тысячелетиях до н. э. имена имели не более двух слогов, в основном – это однослоговые, такие как Нар, Нут, Сет, Сос, Сата, Сет, Хаба, и т. д.
Расовая принадлежность древнеегипетского народа в северных областях страны больше проявлялись признаками европеоидного типа, а вот в южных же регионах – негроидного [http://osoznanie.org/1858-yazyk-drevnego-egipta.html].
М. Диунов считает, что первые обитатели Египта те, кто создал его цивилизацию, были белыми народами, принадлежащими к большой белой расе. В числе древнейших археологических памятников Египта можно назвать Себильскую культуру (Sebilian), находившуюся в Верхнем Египте и представленную людьми долихоцефального типа. Себильская культура интересна для нас тем, что она относится к эпохе, когда шло формирование современных рас, поэтому исследования расовой истории цивилизации Древнего Египта можно вывести из эпохи непосредственно связанной с процессом расогенеза. Причём, как и в большинстве цивилизаций древности, что доказывает настоящая работа, происхождение цивилизации связывается с творческой деятельностью большой белой расы, а впоследствии, особенно важным оказывается влияние северных европеоидов, индоевропейцев, ариев. Создание древнеегипетского этноса происходило на основе возможного завоевания средиземноморцами некоторых (вероятно многочисленных) южных племён. Цивилизация Древнего Египта была создана при прямом участии североевропеоидных народов, а в целом население Древнего Египта относилось к большой белой расе [http://www.rus-obr.ru/idea/2123].
Г. М. Моран произвёл обширное краниометрическое исследование египтян от захоронений фараонов до черепов простонародья. В результате он пришёл к выводу, что большинство населения Египта принадлежало к Средиземноморской ветви белой расы [Morant 1925: 17]. Представители европеоидной белой расы населяли не только, как сейчас, Европу, Переднюю Азию и Север Индии, но и почти весь Кавказ, значительную часть Средней и Центральной Азии и Северный Тибет [http://vseprostrany.ru/index.php/2011-08-15-06-12-01/2011-08-15-06-33-24.html].
Предлагаем широкому кругу читателей древнеегипетскую надпись.
[http://www.worldsculture.ru/drevniie-egipet/drevniie-egipet-i-ego-osobennosti.html].
Транслитерация (Х.П.) слева направо-сверху вниз:
1.U Ra-ka Di-im i-ti 2. Mu-ka e-zha Ra An zi-zhi y Mu Tut
- –ti An-ma i-mi na-u-ħa-ri 4. Ħa-t i-ma e-ša Am
Читаем по кабардино-черкесски (адыгски):
1.У Ракъэ дийм ити 2. Мукъэ ежьа Ра Ан зыжи я Му Тут- 3. -ти Анмэ ими Нау хьэри 4. Хьэт имэ ешэ Ам
Перевод на русский язык:
- Они боги в дийме (в лодке) стоят 2. В Му собрался бог Ан единый к Муйцам, Тут 3. По вере Ан родственник Нау (кошка) человек 4. Хатов родных везёт Ам
И так в лодке слева направо стоят боги Ан, Хаба, Ам, Нау. В тексте упоминается город Му. В кабардино-черкесском народе издревле существует имя Муа, Муае. Несомненно это говорит о том, что эти имена произошли от названия города Му и о тесной взаимосвязи народа с Древним Египтом, Аравии, Месопотамии, Малой Азии, так как это имя и город встречаются в клинописных текстах. Сама фреска может отнестись к III – II тысячелетиям до н. э.