ЛЕГЕНДА О ВОЙНЕ КИММЕРИЙЦЕВ СО СКИФАМИ
Налей мне, скиф, царю Агаре,
Густого цельного вина,
Багряного, как кровь врага.
Налей мне в чашу золотую,
Обтянутую вражескою кожею.
Чтоб голову сумел я сохранить
При виде ослепительного злата,
Чтоб жадность не пленила мое сердце!
Налей мне, скиф, багряного вина.
В древности, когда скифы-кочевники, жившие в Азии, были вытеснены враждебными им соплеменниками – массачетами, они перешли через реку Аракс и оказались на киммерийской земле.
Киммерийцы собрали военный совет, так как войско скифов быстро приближалось, словно свирепый поток, сметая все на своем пути. Это было огромное войско, намного большее, чем киммерийское. Народ роптал, предпочитая покинуть страну и не подвергать себя смертельной опасности. Правители настаивали, что негоже покидать родину, оставлять на осквернение могилы предков. Они призывали остаться и дать скифам сражение. Понимая, что на чужбине никто не ждет их с распростертыми объятиями, предводители киммерийцев решили отстаивать свою землю, даже если придется на ней умереть.
В этом споре народ разделился на две противоборствующие стороны. Дело дошло до вооруженного противостояния. Всех погибших в братоубийственной войне киммерийцы похоронили у реки Тирас. Истину знают только боги, история скрывает свои тайны под вековыми камнями, но деяния живут в устах народа. Предание говорит: «Оставив после жаркого спора могилы, киммерийцы покинули свою страну, которую заселили пришедшие скифы. В Скифии же остались так называемые киммерийские стены, есть киммерийская переправа, даже страна Киммерия. Существует и Боспор, именуемый Киммерийским, где греки построили Боспорское царство.
Киммерийцы, бежав в Азию, заселили полуостров, на котором в данное время располагается город Синона.
Пока они продвигались вдоль моря, скифы преследовали их, имея по правую руку Кавказ, пока не вторглись в пределы Мидии. Остатки же киммерийского народа навсегда остались жить возле Меотиды на берегу Черного моря до горных хребтов.
Преимущество скифов было в одном: они не строили дворцов, городов, и если даже на них нападал сильный враг, превосходящий числом и мощью, он не могли поработить их, потому что скифы презирали богатство. Они были конными воинами и их домом-крепостью была кибитка на мощных деревянных колесах. В случае опасности скифы без сожаления оставляли обжитые места, зная истину: раз бог создал их, он даст им землю. И небо не обижало их.
Богами они почитали Уранию, Ареса, Геракла, но главные жертвы приносили Посейдону.
Скифы, преследуя киммерийцев, напали на Мидию, разбили ее войско и владычествовали над ней в течение двадцати восьми лет, за что возжелал мщения царь персов Дарий.
Когда же после столь долгого отсутствия скифы возвратились в родные края, вместо радостных улыбок и объятий их встретило большое войско. «В чем дело?» – изумились такому повороту событий вернувшиеся воины. Как выяснилось позднее, причиной были скифские женщины, которые уже не надеялись увидеть своих мужей после стольких лет, и вступили в преступную связь с рабами, всегда бывшими под рукой.
Кстати, своих рабов в большинстве случаев скифы ослепляли, и причиной тому было кобылье молоко. Доили кобылиц именно рабы. И вот таким образом: вставляли костяные трубки, похожие на свирели, в половые органы кобылиц и вдували туда воздух, в то время как другие выдаивали молоко. А делалось это для того, чтобы жилы кобылиц наполнились воздухом и вымя опустилось. Этот способ у скифов был проверен временем. Полученное молоко слепцы разливали в деревянные сосуды и взбивали. Ту часть молока, что поднималась кверху, снимали черпаками и переливали в особую посуду. Молоко, осевшее вниз, ценилось гораздо меньше. Исходя из этого понятно, почему скифы ослепляли своих рабов.
Итак, вернувшись из похода, войско скифов встречает на родной земле другое войско. «Что за люди, из какой страны?» Это были рожденные скифскими женщинами от слепых рабов, возмужавшие, обученные военному делу, не знавшие неволи молодые люди.
Узнав страшную истину, что они – дети рабов, прорыли юные воины широкий ров от Таврских гор до Меотийского озера. Но ров не помешал скифам. Несколько раз оба войска сходились в яростных сражениях. Ни одна из сторон не могла добиться превосходства. Озадаченные скифы собрались на совет. Судили, рядили, пока не поднялся один доблестный старый воин и не обратился к соратникам с такими словами: «Что мы делаем, скифы? Мы даем сражение за сражением, теряем своих воинов с одной стороны и своих же рабов с другой. Нам не нужны мечи и копья, нам нужно взять по доброму кнуту и как следует наказать провинившихся рабов».
И отведав хозяйского кнута, смирились мятежники и стали покорно служить скифам, как их отцы.