Различные названия черкесов
В древние времена и в различные периоды истории черкесы появлялись под различными названиями, которые обозначали лишь некоторые из племен. Во избежание путаницы эти названия следует должным образом определить и описать. Древние греки знали предков черкесов под названиями зих и керкет, под которыми понимали два различных племени черкесов.
Грузинские летописцы называли черкесов джик /то же, что зих/, а их страну — Джикетия. Автор «Дербент-наме» называл всех людей, живших между рекой Терек и Черным морем, «джули-анд», подразумевая антов, имея в виду, что все эти территории всегда были населены различными черкесскими племенами.
Черкесы первоначально состояли из семи основных племен: зихи, керкеты, синды, гениохи, ахины, занихи и баски. Но потом эти названия изменились, и были заменены следующими: кемиргой, кабардей, шапсуг, натухай, абадзех, бжедуг и баск. Керкеты занимали территорию Кабарды времен Страбона, а также жили на Черном море в устье реки Пшат. Они были хорошими моряками, но часть племени мигрировала в Византию и, говорят, что некоторые из них все еще живут в городе Мисрата в Ливии под названием «ашират эль-саракисса» /племя черкесов/. Синды, вероятно, были основным племенем и занимали всю Кубань и Кабарду.
Племя зихов проживало около Черного моря южнее ахинов. Первоначально они жили на территории Кубани, но в I веке до нашей эры переселились на побережье Черного моря.
Гениохи занимали прибрежные районы Черного моря южнее зихов. Они были выносливыми воинами и хорошими моряками, но отчаянными пиратами. Предполагается, что они греческого происхождения.
Занихи обитали к югу от гениохов, но после 12 века их название изменилось и стало жан. Многие семьи и сегодня образуют свои фамилии от этого племенного названия, такие, как Жаноко, Жанхот, Жангей, Жанбора и т. д.
Но традиционное историческое название черкесов — это нат или нарт, которое сохранилось в поэзии, сказаниях и народных преданиях, например:
а/ В Дербент-наме земли черкесов называются Джули-Анд.
б/ Более того, Страбон, который писал в 26 году до нашей эры, тоже называет реку Кубань Антикита.
в/ Карта Лапии, вычерченная согласно Птоломею и Плинию, дает название Антика, подразумевающее антов на обеих берегах реки Кубань и у места ее слияния с рекой Лабой.
Из сказанного ясно, что в исторические времена черкесов называли антами. Но со временем оно изменилось и стало в черкесском языке «нат» или «нарт», что является искаженной формой слова «ант». Позднее предполагалось, что анты были славянского происхождения. Они занимали территорию Западного Кавказа, восточные берега Черного моря, а также северное побережье Азовского моря.
Что касается названия черкес, то относительно его происхождения мнения расходятся, так как одни думают, что оно восходит к персидскому языку, а другие считают, что оно татарского или тюркского происхождения. Однако скорее это искаженная форма старого названия «керкет», которым древние греки называли наш народ или одно из его племен.
Черкесы на своем языке называют себя адыге, а в 12 веке русские дали им имя «касог», которым все еще называют одно из основных племен /шапсуги/.
В течение многих веков своего существования различные племена много раз меняли свои названия и места поселения. Но при пристальном изучении становится очевидным, что у всех этих племен общее происхождение и язык и что все они принадлежат к одному корню. Даже сегодня мы можем опознать некоторые из них следующим образом: зихи, как называли их древние греки, это, по-видимому, современные убыхи. Они всегда занимали восточные берега Черного моря.
Керкеты /так их называли древние греки/ — это предки современных кабардинцев, которые отправились на восток со своими сарматскими /скифскими/ женами, легендарными амазонками и поселились у берегов реки Терек, где они живут и в наши дни. Другое название этого племени — «казак», а их страна — Казакия, название, которое встречается у самого Константина Порфирогенета. Он говорил, что Зихия находилась на побережье Черного моря, а Казакия была расположена к северу от нее и простиралась до страны алан /осетин/ на востоке. До сих пор на своем языке осетины называют своих соседей кабардинцев «касаг». Арабский автор прошлого Шей-хэддин из Дамаска упоминает христианское племя «эскеш», которое, согласно де Оссон, могло быть тем же самым племенем зихов, о котором писали греки. В истории России упоминается, что великий князь Святослав вел войну против касогов и ясов /абазины/, победил их и заставил воевать против хазар. Историк Александр Башмаков отмечал, что до 17 века русские называли южных русских черкесами. Во время расширения границ растущего русского государства при норманнском господстве /варяги/ всех беглых, которые двигались на юг, также называли «казаками», откуда и ведут свое начало современные казаки.
Что касается абадзехов, то их соседи убыхи называли их «синджшауа» /синдж-сыны/. Следовательно, они, должно быть, являются потомками синдов, которые жили на территории Кубани, и где все еще существует город Синджи, напоминающий одно из названий синдов.
Относительно племени кемиргой, можно сказать, что его название само подсказывает, что они, вероятно, являются потомками киммерийцев, которые проживали рядом с Боспором по обе стороны Керченского пролива.
Другие народы, например готы, варяги, сарматы, греки и т.д., смешались с черкесским населением, не оставив никаких следов, кроме некоторых фамилий, напоминающих названия этих народов.
Со времени эмиграции после 1864 года основная масса черкесов /около 2—3 миллионов/, подобно другим меньшинствам /курды, арабы, албанцы, босняки, армяне/ живет в Турции/ Анатолии, где после того, как их изгнали цари, они обрели вторую родину. Они говорят на турецком и родном языках, но не имеют своей письменности.
В Анатолии они продолжают прежний образ жизни без каких-либо заметных изменений. Все это время, что прошло с тех пор, как они покинули родные земли на Кавказе, они продолжают осознавать свою национальность и не забывают свою прежнюю родину. Общее число черкесов на Кавказе /включая кабардинцев/ меньше полумиллиона, но, несмотря на малую численность, при новом режиме за последние десятилетия они сделали значительный шаг по пути прогресса. Они изучили и развили свой родной язык, который за короткое время стал литературным языком, создали свою национальную историю и получили возможность возродить свою литературу и фольклор. Они имеют свой университет в городе Нальчике, столице Кабарды.