Первая мировая война и независимость Кавказа

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Первая мировая война и независимость Кавказа

- После эмиграции большинства черкесов в Турцию остатки черкесского народа на Кавказе продолжали оставаться источником беспокойств для царской России. Россия вывела свои громадные войска за пределы Кавказа и закрепила свое господство на Кавказе на десятилетия, но несмотря на это, ей не удавалось полностью подчинить жителей гор Кавказа и превратить их в мирных подданных России вплоть до установления советского режима.

Крах царского режима, который явился результатом большевистской революции 17 октября 1917 года, покон­чил с остатками шестивекового царского господства. Его падение стало сигналом для многих угнетенных народов в громадной тюрьме, которая называлась Российской империей, к освобождению от царского ига. В результате многие страны, такие, как Финляндия, Балтийские государ­ства, Польша, Украина, Армения и другие стали свободны­ми.

Население Северного Кавказа в числе других народов добилось свободы. Хаос, который царил в России, а также слабость русского правительства во время двоевластия, известного как правительство Керенского, помогли им в этом. И мая 1918 года народы Северного Кавказа основали демократическое государство во главе с Абдул­меджидом Чермой. Так им удалось снова вернуть себе свободу, которой они были лишены при деспотическом царском режиме в течение 54 лет.

Независимость Северного Кавказа первой признала Турция, которая по просьбе кавказцев направила туда армию, известную как «исламская армия» под командова­нием Нури-паши, брата Энвера-паши, тогдашнего военно­го министра. Турция послала еще один отряд под командованием черкесских офицеров, занимавших высо­кие чины в оттоманской армии, среди которых были Исуф Иззет-паша и Исмаил Беркок. Последним было поручено сформировать национальную армию на Северном Кавказе, а также осуществлять командование этой армией в предпо­лагаемых сражениях. В короткий срок пятнадцатая бригада под командованием Сулеймана Иззета Цея смогла овладеть Баку. После жестокого сражения с русскими в сентябре 1918 года его бригада захватила Дербент и Петровск, освободив, таким образом, земли, лежавшие между Баку и Петровском, от русского влияния. Успех Цея был недолгим, так как вскоре, согласно Мудросского перемирия, оттоманская армия должна была оставить Кавказ и отказаться от сформированной национальной армии. По этому же договору Турция заключила мир с Антантой.

В то время как черкесы и другие народы Кавказа радовались, что снова вернули себе независимость, появились большевики. Борьба против них продолжалась шесть месяцев, они были разбиты, и И ноября 1919 года между сторонами было заключено перемирие. В это время «Белая армия» под командованием Деникина начала наступление на Северный Кавказ. По совету одного из британских командиров Кавказская республика вступила с ним в соглашение. По этому соглашению, с помощью европейских государств следовало сформировать армию из кавказских добровольцев для борьбы с большевиками. В то время, когда генерал Деникин был занят формирова­нием этой армии, новая Кавказская республика вновь столкнулась с большевиками. Борьба с ними длилась до января 1920 года, когда ингушской армии удалось изгнать большевиков из города Владикавказа.

Великобритания признала Кавказскую республику, но на тяжелых условиях, а именно — разрыв отношений с Оттоманской империей и свободный доступ в страну генерала Деникина с тем, чтобы западные союзники могли воспользоваться стратегическим положением Кавказа взамен на обязательство генерала, что он не будет вмешиваться в дела Кавказской республики. Кавказцы сначала не хотели принимать эти условия, но заверения генерала Томсона, британского представителя у генерала Деникина, заставили их согласиться.

Было уже слишком поздно, когда народы Северного Кавказа поняли, что их сомнения и недоверие к генералу Деникину не были лишены оснований, что их обманули и заманили в ловушку, ибо генерал стал вести агрессивную политику, направленную на уничтожение Кавказской республики. Они не могли ничего сделать, кроме как выразить союзным державам протест против действий «Белой армии» и потребовать вывести ее войска из своей страны. Союзные державы, однако, не обращали внимания на эти протесты, рассматривая отказ черкесов подчиняться приказам генерала Деникина или вступить в его армию как враждебную политику, направленную против самих со­юзников. В результате три месяца Кавказская республика сражалась против деникинской армии, но не смогла помешать ему захватить земли, железные дороги, порты и другие объекты. Однако Деникину не удалось проникнуть в глубь Кавказа, особенно в Дагестан, который оказал серьезное сопротивление и заставил генерала отступить.

В тот момент Деникин контролировал территории от берегов Черного моря на западе до реки Терек на востоке/т. е. северо-западные районы Кавказа/. Он напа­дал на только что образованные независимые кавказские республики, которые отделились от России и объявили себя автономными государствами, поскольку Деникин не признавал их независимости и суверенитета. Позднее он попытался распространить свою власть на востоке и присоединить к себе Чечню. Он назначил генерала Кылыч-Герея, черкеса, командиром насильно собранного черкесского отряда, приказал ему подчинить чеченцев. Но Кылыч-Герей отказался выполнить приказ Деникина, заявив, что не может проливать кровь своих братьев, какими бы ни были причины и его собственные обязатель­ства. В результате генералу Деникину пришлось послать бригаду казаков, которые не добились успеха и были вынуждены отступить с большими потерями.

Хотя Деникин был орудием в руках союзных держав, у него были собственные планы и намерения. По его мнению, независимые государства, которые были образо­ваны на Кавказе и в других районах на территории распавшейся Российской империи, представляли большую опасность, чем сам коммунизм, бороться против которого было его основным долгом. Вместо этого в течение двух лет он безжалостно сражался с кавказцами, сделав эту борьбу своей главной задачей. Однако она не имела результатов, так как отвлекала крупные силы с фронта борьбы с большевизмом. Это ослабляло его армию и послужило одной из основных причин его поражения в борьбе с коммунистами.

Идея независимости Кавказа и отделения его от России возникла впервые в 1915 году в штаб-квартите «Общества взаимопомощи черкесов», которое было основано в Стамбу­ле после провозглашения Оттоманской Конституции в 1908 году. Члены этого общества обратились к турецкому правительству с просьбой попытаться официально помочь Кавказу, большинство жителей которого были мусульма­нами, отделиться от России и стать независимым государством. После этого правительство Турции решило основать официальную организацию из высших чиновников для этой цели. Маршал Фуад-паша был назначен председателем, а членами стали князь Мехаели и Тогридзе, профессор Азиз Мекер и доктор Иса Рухи-паша, оба черкесы, и Салем Бейбутов, азербайджанец. Комитет вступил в контакты с великими державами и представил меморандум с просьбой о помощи. Однако некоторые члены вышли из комитета, в нем остались только представители Северного Кавказа.

Отставка двух грузинских членов была вызвана обеща­ниями немцев помочь, а азербайджанцы твердо верили туркам. Несмотря на это, организация кавказцев продол­жала свою работу и на конференции, состоявшейся в 1916 году в Лозанне, завоевала широкое признание и восхищение как организация, которая поддерживала лозунги и традиции Шамиля и представляла его историче­скую миссию. Что касается Турции, то она покровитель­ствовала этой организации, так как ее успехи должны были служить целям комитета «Единение и прогресс», который стремился создать великое Туранское государство /через Кавказ и Туркестан/ и планировал присоединить к этой империи Кавказ с его преобладающим мусульманским населением.

Основные европейские державы проявляли серьезный интерес   к   Кавказу,   так   как   они   предполагали,что в результате первой мировой войны произойдет распад царской России, что означало возможность переворотов и неожиданных изменений в России и самой Европе. Так, вопрос Кавказа стал одной из основных мировых проблем. Окончание первой мировой войны и появление большеви­ков изменило ход событий, которые приняли нежелатель­ный оборот и для европейских государств.

События, которые последовали за революцией 1917 года и привели к независимости Северного Кавказа и Закав­казья, были следующие: во время революции 1917 года на Кавказе возникло два образования: первое — на Северном Кавказе, второе — в Закавказье, где 19 апреля 1918 года была образована Закавказская республика, включавшая Грузию, Армению и Азербайджан. Просуществовала она недолго из-за внешнего вмешательства, которое усилилось после падения самодержавия. Республика была распущена по решению, принятому на конференции, созванной представителями трех народов. На ней Церетели, предста­витель Грузии, открыто заявил, что союз трех республик был невозможен, так как каждая из них стремилась быть независимой. Распад был официально объявлен 26 мая 1918 года, так появились три независимые республики: Грузия, Армения и Азербайджан.

Положение на Северном Кавказе было лучше, чем в Закавказье, и перспективы этого объединения были многообещающими. 3 мая 1917 года северокавказцы провели конференцию в Терк Кале, на которой было решено отделиться от России. В том же году предполага­лось сформировать правительство, известное как «вре­менное правительство». В следующем 1918 году, 2 мая была образована так называемая Северокавказская республика. Ее судьба не была схожа с судьбой Закавказской республики, которая распалась сама по себе. Северокавказская республика стала жертвой внешней агрессии, осуществленной генералом Деникиным, который взялся за восстановление монархического режима, вступая в борьбу со всеми, кто становился на его пути.

Деникину удалось убедить генерала Томсона, командую­щего британскими военными силами на Кавказе, что он намерен заключить соглашение с Кавказской республикой, которая находилась в состоянии войны с большевиками, и помочь ей от имени Антанты выступить против большевиков. Однако вместо того, чтобы бороться против Красной Армии — их общего врага, он сконцентрировал свои войска и направил все свои силы на борьбу с самими кавказцами, пытаясь стереть с лица земли их республику и установить новый режим на Кавказе. В результате, генерал Деникин дал большевикам возможность усилить свои позиции на Кавказе и захватить его, т. е. он не смог употребить по назначению оружие и материальные средства, полученные из Англии. Кроме того, каждый раз он пытался представить кавказцев как помощников коммунистов. Именно поэтому один из британских коман­диров произнес однажды слова, которые были не в пользу кавказцев и союзников. Он сказал: «Британское прави­тельство стало помогать генералу Деникину и не скупилось на военное снаряжение для него. Оно будет продолжать оказывать эту помощь до тех пор, пока генерал не достигнет своих целей. Если кавказцы будут продолжать возражать ему после того, как ему доверили эту задачу и оказали всю эту помощь, мы будем вынуждены повернуть свои пушки против кавказцев». Не трудно теперь понять, почему кавказцам приходилось сражаться на два фронта.

Красная армия достигла Баку, а затем продвинулась на юг к Петровску. Она заняла Петровск, затем Темир-Хан-Шару, но когда Бичерахов вернул Петровск с помощью англичан, большевики оказались в очень тяжелом положе­нии, ибо им угрожали чеченские отряды под командовани­ем имама Гоцинского, а также турецкие войска, которые захватили Баку. На море они были блокированы Бичерахо-вым и его британскими союзниками. Наступая со стороны Ирана, британская армия оккупировала Дагестан при поддержке имама Гоцинского, который начал сотрудни­чать с генералом Деникиным и контролировал Дагестан. Узун-Хаджи, наиболее влиятельный командир в армии имама Гоцинского, вышел из подчинения имаму и высту­пил против генерала Деникина, объявил себя правителем Северного Кавказа, который он отдавал под опеку оттоманского султана. Однако его государство просуще­ствовало недолго: вскоре Узун-Хаджи умер, и оно распалось. «Белая армия» не мешала большевистскому продвижению, Деникин и его союзники были вынуждены оставить Петровск и Дагестан и отступить к Баку. Таким образом, коммунисты захватили Кавказ, и его независи­мость была обречена.

Обретение независимости этими территориями, которые ранее были частью Российской империи, было важным историческим   событием,   но эта   независимость была кратковременной. Некоторые великие державы признали их независимость «де факто» и «де юре». Красная Россия,^ возглавляемая Лениным, была одной из первых стран, которая приветствовала это, но когда московское прави­тельство окрепло, оно отказалось от своего признания и стало, как уже указывалось, вновь стремиться к захвату Кавказа.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий