Нартский эпос
Хабала Кантемирович Беров
«Своей работой товарищ Беров способствовал развитию социалистической культуры в нашей республике» - такую высокую оценку дал известный композитор, художественный руководитель кабардинской государственной филармонии Шахгалдян Артем Григорьевич творчеству Берова Хабалы Кантемировича, рекомендуя его в члены ВКП(б) в 1951 году.
Он родился в 1924 году в селении Кишпек в семье крестьянина. Рано остался сиротой. Ребенку едва исполнилось 5 лет, когда в 1929 году умер отец. Оставшись молодой вдовой, мать его Гуна Мурзабековна, в девичестве – Берова, вернулась в родительский дом и мальчик стал носить ее фамилию. В 1931-1935 годах он обучался в Кишпекской сельской неполной школе. После 5 класса продолжил учебу в интернате при Дворце пионеров города Нальчика. Здесь он занимался в музыкальной школе (духовое отделение) и одновременно в 6 классе средней школы № 2. Окончив музыкальную школу и имея восьмиклассное образование, способный юноша по направлению Управления по делам искусств КАССР отправляется в столицу.
В 1939-1941 годах Беров учится в духовом отделении музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Он успел окончить два курса училища и 10 классов средней школы № 110 г.Москвы. Занятия были прерваны в связи с подходом немцев к столице и он принимает активное участие в строительстве оборонительных рубежей вокруг Москвы, находясь до поражения немцев под Москвой в рядах народного ополчения. Затем, с сентября 1942 по март 1943 года, работает в Государственном политехническом музее в качестве помощника начальника МПВО музея. Далее Беров участвовал в строительстве Московского метрополитена третьей очереди (станция Бауманская). Здесь находился на ответственной должности начальника смены в марте 1943 – январе 1944 года.
В январе – июне 1944 года он служит в Главном управлении Министерства Государственной безопасности Москвы и Московской области в качестве оперуполномоченного по линии цензуры. За этой непростой работой последовала служба в рядах Советской Армии (4 июня 1944 – февраль 1947 года). В армии служил в составе 1662 зенитно-артиллерийского полка. Сначала командиром отделения, а потом помощником командира взвода управления1.
Оказавшись на фронте на заключительном этапе войны против фашистской Германии, Беров принимал активное участие в боях. Его ратный подвиг отмечен: орденом Славы III степени и медалями: «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За освобождение Праги», «За победу над Германией», «За боевые заслуги», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».
Комсомолец с 1938 года Беров в августе 1945 года принят кандидатом в члены ВКП(б) партийной комиссией Политотдела 10 штурмового авиационного Одесского корпуса. В рядах Советской Армии фронтовику пришлось побывать в Румынии, Австрии и Болгарии. Завершив военную службу, Беров в 1947 году возвращается в республику. В родном краю он начинает свою деятельность в том же году в Баксане инспектором по инкассации Баксанского отделения Госбанка. Однако работу по духу и призванию Беров начинает в августе 1948 года, когда был назначен директором Кабардинского Государственного ансамбля песни и пляски. На этой должности он находится до февраля 1950 года. Причина освобождения от должности неизвестна, но он на несколько месяцев остался без работы. Лишь 1 июля 1950 года назначается методистом-консультантом Республиканского Дома народного творчества по музыкально-хоровой художественной самодеятельности.
К этому времени относятся первые его газетные публикации. «Голос протеста», - так названа заметка, помещенная газетой «Кабардинская правда» в номере от 15 июля 1950 года. В ней сказано: «Закончился рабочий день. В уютно убранном зале Нальчикской музыкальной школы собрались работники Управления искусств, музыкальной школы, скульптурно-художественной мастерской, Дома народного творчества и работники изобразительного искусства, чтобы подать свой голос в защиту мира, подписаться под Стокгольмским Воззванием о запрещении атомного оружия.» Участники собрания послали приветственное письмо товарищу Сталину.
Деятельность Хабалы Берова в качестве методиста-консультанта нашла отражение и в публикациях за 1951 год. «Кабардинская правда» 3 июля 1951 года сообщала о празднике песни в Нальчике: «Лирическая кабардинская песня «Хамид», исполненная хором под руководством Х.К.Берова, воспевает новые взаимоотношения советских людей, их политический и духовный рост, любовь, основанную на равенстве мужчин и женщин, на их совместном труде на благо Родины».
Вместе с коллективами художественной самодеятельности Кабарды, Беров гастролировал в соседних республиках. Корреспондент Н.Агибалова 12 октября 1951 года писала из города Дзауджикау (ныне – Владикавказ): «В минувшее воскресенье лучшие коллективы художественной самодеятельности Кабарды дали концерт в столице братской республики – гор. Дзауджикау. Общественность города приветливо встретила участников художественной самодеятельности.
Концерт начался выступлением кабардинского хора гор. Нальчика под управлением Х.Берова. Хор исполнил «Кабардинскую песню о Сталине», лирическую песню «Хамид» и песню композитора Туликова «Мы за мир». (г.Кабардинская правда, 1951 г., 12 октября).
Находясь на должности методиста-консультанта, Беров вступает в члены ВКП(б), имея к тому времени пятилетний кандидатский стаж, необычная длительность которой, вероятно, объясняется перемещениями по службе в рядах Советской Армии. Заявление о желании вступить в партию Беров 2 июля 1951 года подал в первичную партийную организацию Управления по делам искусств при Совете Министров КАССР. В нем сказано: «Прошу принять меня в члены ВКП (б), так как я имею желание быть в рядах славной Коммунистической партии Ленина-Сталина. Считаю себя подготовленным, обязуюсь быть примерным членом партии и безукоризненно быть всегда проводником политики партии. Прошу в моей просьбе не отказать». Требуемые для вступления в партию рекомендации дали: отмеченный выше композитор Шахгалдян, директор музыкальной школы Осыко Антонина Николаевна и директор Дома народного творчества Косьяненко Василиса Ивановна.
Общее собрание первичной партийной организации 24 июля 1951 года приняло Берова из кандидатов в члены ВКП(б), а Нальчикский горком ВКП(б) 7 сентября 1951 года утвердил его решение.
Членство в партии, среднее образование в столице и два курса престижного музыкального училища, что было редким среди кабардинцев того времени, открывали перед Беровым путь к продвижению по служебной лестнице. В связи с этим становится понятным, что уже в октябре 1951 года он направляется, не без рекомендации Управления по делам искусств, в Ленинград для прохождения курсов повышения квалификации руководящих кадров при Ленинградской консерватории.
После окончания этих курсов, в июне 1952 года, Беров назначается на ответственную самостоятельную должность директора Республиканского Дома народного творчества. На этом посту он останется целых девять лет.
В качестве директора Дома народного творчества, Беров проявил себя толковым организатором и творчески одаренным руководителем. В 50-х годах культурные связи между Кабардой и Северной Осетией отличались частыми взаимными гастролями на разных уровнях и разнообразием программ. Немалую роль в их укреплении сыграл Беров.
О творческой стороне деятельности руководимого Беровым коллектива можно судить также по одной его публикации за 1952 год. «Республиканский Дом народного творчества, - писал он, - выпустил листовками шесть лучших современных кабардинских песен. В выпуск вошли: «Песня Кабарды о Сталине» - музыка В.Мурадели, слова А.Кешокова, «Миру-мир» - музыка Шейблера, слова Х.Гашокова и другие. Песни изданы на русском и кабардинском языках, тиражом в 3 тысячи экземпляров каждая.
В конце октября Дом народного творчества выпустит сборник одноактных пьес, которые подобраны и переведены на кабардинский язык с учетом творческих возможностей сельских театральных коллективов и близости их тематики к современной действительности, быту и труду кабардинского народа». (г.Кабардинская правда, 1952 г., 22 октября).
Беров регулярно проверял работу сельских клубов. «Плачевную картину» их состояния он обрисовал на страницах «Кабардинской правды» 14 ноября 1953 года. Подлинным проводником советской культуры на селе, полностью отвечающим своему назначению, он назвал лишь клуб селения Нижний Черек (заведующая Саральпова).
Останавливаясь вкратце на работе других сельских клубов, Беров писал: «Помещения клубов селения Кахун, селения Псыгансу, Старого Черека не отремонтированы, в них грязно и неуютно, топливо не заготовлено. Культурно-массовая работа в этих клубах не ведется. Аналогичное состояние дел в сельских клубах Баксанского, Нагорного, Майского, Урожайненского и других районов. Ни один сельский клуб в этих районах не отвечает необходимым требованиям. Особенно плохо выглядят клубы селений Каменномостского и Малки: стекла в окнах разбиты, топлива нет, ремонт не проведен. Клубы селений Кишпека, Баксаненка и Старой Крепости, Басанского района, не имеют элементарных условий для нормальной деятельности. Их заведующие не чувствуют ответственности за порученное дело.
Видимо, исполкомы районных и сельских Советов депутатов трудящихся слабо руководят культурно-просветительными учреждениями, не заботятся об улучшении условий труда, не контролируют использование средств, ассигнованных на капитальный ремонт, приобретение оборудования и образцовое состояние клубов. Заведующие отделами культуры райисполкомов работают не с должной энергией, редко посещают сельские клубы.
Отдел культпросветучреждений Министерства культуры также недостаточно требователен к подчиненным ему организациям».
Имя Берова произносилось рядом с именами наиболее известных представителей литературы и искусства республики.
«Кабардинская правда» 23 января 1954 года сообщала: «В связи с 300-летием воссоединения Украины с Россией Кабардинское государственное книжное издательство сдало в печать и выпускает в январе сборник произведений украинских поэтов на кабардинском языке. В сборник вошли стихотворения великого украинского поэта Тараса Шевченко, а также произведения советских поэтов Рыльского, Тычины, Малышко и других. Переводы на кабардинский язык осуществлены поэтами А.Шогенцуковым, Х.Хавпачевым, Н.Шогенцуковым и Х.Беровым».
Беров входил и в художественный Совет Министерства культуры КАССР. На его заседании от 3 января 1956 года присутствовали: Кешоков А.П., Шогенцуков А.О., Рыков Г.С., Хавпачев Х., Мидов Х., Орлов-Шузьм, Шахгалдян, Фридман, Беров, Карданов Х., Шейблер, Балов, Гальперин и другие. Слушали «Песни композитора Балова М.Ф.»: «Еду к тебе» (слова народные), «Новогодняя» (слова Х.Гашокова), «Колыбельная» (слова А.Кешокова), «О поэте» (слова А.Кешокова).
Выступая на заседании, Беров сказал: «В музыкальном сопровождении есть не кабардинские элементы. В дальнейшей работе пусть Балов таких от ступлений не делает. Предлагаю принять песни». Заседание постановило принять и рекомендовать Ансамблю песни и пляски включить их в репертуар2.
На другом заседании художественного Совета Министерства культуры КАССР, состоявшемся 14 марта 1956 года, слушали песню «Привет Москве» (Слова Б.Куашева, музыка М.Балова). Мнение Берова: «Песню заказал Балову Дом народного творчества, и я прошу ее оставить для репертуара коллектива… художественной самодеятельности».
В среде композиторов Беров мог высказать свои соображения не только как руководитель Республиканского Дома народного творчества, но и как музыкант и как дирижер хора. В протоколе заседания худсовета от 9 апреля 1956 года отмечено:
«Слушали: текст оратория* (слова А.Шомахова), посвященной 400-летию» (имеется в виду, как тогда утверждалось, добровольное присоединение Кабарды к России – С.Б.) Шейблер: «Это не оратория, а кантата**. В этой оратории нет сквозного действия. Беров: согласен с выступлением товарища Шейблера в том отношении, что если размеры одинаковы, то получается однобокость. Думаю, что все же не кантата, а оратория. Развернутого плана нет. Ярко выраженной формы оратории не дано.
Некоторое различие взглядов Шейблера, талантливого композитора, и Берова, как видно, знатока крупных музыкальных произведений, обусловлено близостью этих жанров. При обсуждении на том же заседании текста песни Бекулова «Песня о России» или «Трижды обниму тебя», Беров заметил: «Последний куплет выходит из ритмического рисунка».
Худсовет 10 апреля 1956 года заслушал танцевальную фантазию композитора А.В.Масолова «Праздничный вечер». Беров здесь был настроен более критически.
«Хочется, чтобы ясно было выражено, - сказал он, - что исполняется: Кафа, удж или исламей. Я в данном произведении не почувствовал, что исполняется».
Место Берова в литературе республики отмечено в передовой газеты «Советская молодежь», озаглавленной «Молодые силы нашей литературы». В ней сказано: «Выросли писатели, такие, как Али Шогенцуков, Алим Кешоков, Адам Шогенцуков, которых знают и читают не только в Кабарде, но и за ее пределами. А за ними стоит молодая талантливая поросль литературы – поэты, прозаики, драматурги и критики. Нынче они пробуют силы, а завтра встанут в один ряд с опытными мастерами.
Самые способные и активно работающие авторы выдвинуты участниками совещания. Среди них поэты П.Мисаков, З.Налоев, Ф.Балкарова, З.Тхагазитов, Л.Губжоков, прозаики С.Кушхов, Х.Хавпачев, Х.Кочесоков, В.Кузьмин, С.Кузьменко, Ф.Болтыханов, А.Шепелев, драматурги Х.Беров, Т.Шогенов». (г. «Советская молодежь», 1956 г., 30 ноября). Публикация свидетельствует, что имя Берова произносилось в одном ряду с самыми известными представителями художественной интеллигенции республики.
Находясь на ответственной должности руководителя Республиканского Дома народного творчества, Беров был одной из ключевых фигур, которым предстояло достойно выступить в Москве в честь 400-летия. И он усиленно готовил самодеятельные коллективы к встрече с московскими зрителями Усилия Берова находили отклик. Корреспондент П.Сарахов писал: «Во всех селениях и районном центре Советского района развернута подготовка к 400-летию… Большую методическую помощь оказывает творческим силам района директор Дома народного творчества товарищ Беров»3.
В преддверии выступлений в столице 5 июня 1957 года Беров дал заметку в газету «Советская молодежь» следующего содержания: «На вечера кабардинского искусства и литературы в Москву, кроме хора, поедут еще несколько самодеятельных коллективов. Программа их выступлений будет составлена таким образом, чтобы жанры искусства, бытующие в нашем народе, были представлены наиболее полно, разнообразно.
Танцевальная группа готовит четыре танца, сюиту «Дружба», «Рассвет в горах» (на темы из жизни чабанов и животноводов на Нагорных пастбищах), «Кафу» и «Удж». Ставят танцы Ахмед Никаев и Аслангери Аталиков.
Кроме молодежи мы привлекли к участию в концертах и стариков. Трудящиеся республики хорошо знают семью скрипачей Шеожевых из Старого Лескена. Старик Эльмурза Хамидович Шеожев не только играет на старинной шичепшине, но и сам делает эти прекрасные национальные инструменты, которые в наши дни стали уже редкостью в кабардинских селениях. Он научил этому искусству и своих сыновей. Сейчас Эльмурза руководит ансамблем народных инструментов из 11 человек. В составе ансамбля шичепшина, пхапшина, фандпшина, кабардинская гармоника на которой играет 13 –летняя Эмма Шхашемишева. Среди участников – сын народного певца Амирхана Хавпачева, Хасан. Ансамбль исполняет народные мелодии и «Песню чабана» М.Шхагапсоева».
Оценка деятельности Берова в ходе подготовки к празднованию 400-летия отражена и в характеристике, в которой говорится: «…Показал себя хорошим организатором художественной самодеятельности. Часто бывает в селениях, оказывает помощь коллективам на местах. Дом народного творчества ежегодно выпускает много методической литературы, сборники песен, танцев, пьес. Товарищ Беров имеет большой авторитет среди участников художественной самодеятельности. Провел большую работу по подготовке сельской художественной самодеятельности к выступлению в Москве»4.
Конкретным выражением этой лестной характеристики явились награды. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1957 года он – директор Кабардино-Балкарского Дома народного творчества - награжден медалью «За трудовое отличие» (КБП, 1957 г., 9 июля). В том же году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Беров награжден Почетной грамотой высшего органа власти РСФСР. В этом документе указано, что Беров – директор Дома народного творчества Министерства культуры КБАССР.
В литературной среде республики имя Берова с годами звучало все популярнее. В 1957 году был составлен список литературного актива. Пятым по счету в нем указан Беров. В список вошли также широко известные деятели литературы и искусства: Зарамук Кардангушев, Хажбекир Хавпачев, Заур Налоев, Леонид Эркенов – всего 85 человек6.
Хабала Кантемирович принимал активное участие и в создании первого кабардинского художественного фильма «Лавина с гор» по роману Алима Кешокова. В связи с этим процитируем Указ Президиума Верховного Совета КБАССР от 25 декабря 1959 года, которым Почетной грамотой награждались «За активное участие в создании кинофильма «Лавина с гор»:
* 1.Антонов Леонид Александрович – директор студии «Мосфильм»
* 2.Беров Хабала Кантемирович – консультант
* 3.Дышекова Куна Хажумаровна – заслуженная артистка РСФСР
* 4.Кешоков Алим Пшемахович – заслуженный деятель искусств КБАССР, автор сценария фильма
* 5.Крепс Владимир Михайлович – автор сценария фильма
* 6.Лукин Григорий Михайлович –консультант
* 7.Мурадели Вано Ильич – композитор
* 8.Эркенов Леонид Хаджимурзович – заслуженный деятель искусств РСФСР, режиссер фильма7.
Консультация Берова сводилась преимущественно к национальной одежде кабардинцев. Об этом можно судить и по приказу Министра культуры Арсаевой Ф.Т. от 16 мая 1960 года. В нем отмечено, что Беров Х.К. в течение двух лет не сдал в костюмерный цех Дома народного творчества полученный для съемки кинокартины «Лавина с гор» костюм, пояс, кинжал. Берову был объявлен строгий выговор «за использование служебного положения». Также предложено ему улучшить содержание разрабатываемых методических пособий и их использование самодеятельными коллективами8.
В 1959 году Нальчик стал местом смотра творчества композиторов автономных республик Северного Кавказа. Прослушали их видные деятели музыкального искусства из Москвы. «Кабардино-Балкарская правда», рассказывая об этом замечательном событии, в номере от 27 мая 1959 года поместила снимок в составе: Вано Мурадели, Хасана Карданова, Хабалы Берова, Анатолия Новикова и Л.Шаргородского. Беров, можно сказать, был одним из инициаторов и активных организаторов этого смотра.
Интенсивная деятельность Берова прослеживается в его публикации, помещенной в «Кабардино-Балкарской правде» за 23 августа 1959 года. В заметке, озаглавленной «Концерт дружбы. Выступление коллектива художественной самодеятельности Кабардино-Балкарии в г.Орджоникидзе», он писал: «С 1951 года соревнуются между собой коллективы художественной самодея тельности Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. В связи с новыми задачами, поставленными ХХI съездом партии, договор на социалистическое соревнование между коллективами этих братских республик был пересмотрен и дополнен. В одном из пунктов его было записано – в нынешнем году обменяться концертами дружбы. Нашему коллективу выпала честь первым поехать в г.Орджоникидзе.
Творческие встречи представителей братских республик еще больше демонстрируют нерушимую дружбу народов, и надо устраивать их почаще. К этому делу, на наш взгляд, следует привлекать не только участников художественной самодеятельности, но и профессиональные коллективы, лучших производственников, механизаторов, животноводов.
Вопросы культуры с участием Берова обсуждались и на уровне Совета Министров КБАССР. В соответствии с приказом министра культуры от 2 февраля 1960 года он вошел в бригаду по подготовке вопроса на Совет Министров республики. Проверялась работа Баксанского отдела культуры в течение семи дней – с 3 по 10 февраля 1960 года».
Приказом министра культуры Арсаевой Ф.Т. от 9 ноября 1959 года создана республиканская комиссия по руководству смотром коллективов художественной самодеятельности по всем видам народного творчества. Беров включен в эту комиссию в качестве заместителя председателя.
В приказном порядке в конце декабря 1959 года создана и квалификационная комиссия для проведения конкурса по отбору музыкантов в штатный духовой оркестр при Нальчикском городском парке культуры и отдыха имени Сталина.
Конкурс проводился в два тура: 29 декабря 1959 года и 5 января 1960 года. В квалификационную комиссию вошли: Беров – председатель, Карданов Х.Я. – секретарь Всесоюзного хорового общества, композитор – всего 8 человек.
В состав другой комиссии, созданной для организации выставки самодеятельных художников, также включен Беров – в качестве одного из 10 ее членов9.
В архивном фонде Министерства культуры отложились материалы о деятельности Берова. 10 декабря министр Арсаева Ф.Т. пишет Берову: «С 1 января 1961 года открыть семимесячные курсы по подготовке руководителей танцевальных коллективов художественной самодеятельности за счет средств Минкультуры на курсовые мероприятия с контингентом слушателей 85 человек».
Приказом по Минкультуры КБАССР от 18 января 1961 года при Доме народного творчества создан Совет в целях дальнейшего улучшения форм и методов работы Республиканского Дома народного творчества, куда вошли самые известные представители литературы и искусства: Беров Х.К. – директор ДНТ, председатель Совета Теуважев С.Х., режиссер театра, Тубаев М.М., заслуженный артист РСФСР, Гуртуев Б.И., поэт, Карданов Х.Я., композитор. Эркенов Л.Х., директор театра, режиссер, Кулиев Кайсын, поэт, Хавпачев Х.Х., поэт, Яралов А.С., заслуженный артист РСФСР – всего 18 человек.
Беров был назначен председателем комиссии по отбору учащихся в народ ный танцевально-хоровой коллектив. Приказ по этому вопросу издан 26 января 1961 года. 30 мая 1961 года по министерству культуры также создана комиссия по отбору коллективов художественной самодеятельности и определению программы их выступлений в Москве на выставке достижений народного хозяйства СССР. В комиссию вошли: Беров – заместитель председателя комиссии, Хавпачев Х.Х. – директор филармонии, Шахгалдян А.Г. – художественный руководитель филармонии – всего 9 человек.
В июне 1961 года он назначен заместителем директора Кабардино-Балкарского государственного драматического театра им. А.А.Шогенцукова. В августе 1963 года Беров возвращается в Республиканский Дом народного творчества, но лишь методистом. Эта работа уже не отвечала запросам Берова и в августе 1964 года он переводится в Кабардино-Балкарский комитет по радиовещанию и телевидению – режиссером радио. На этой работе он в 1965 году совершает туристическую поездку в Болгарию.
В начале 1966 года Беров назначается директором Республиканского Дома культуры Кабардино-Балкарского Управления профессионально-технического образования. Под руководством Берова этот Дом культуры стал одним из самых ярких очагов культуры в республике. В лестной партийно-производственной характеристике, подписанной в июне 1972 года начальником Управления профессионально-технического образования КБАССР Бениамином Ханоновичем Ифраимовым и секретарем партбюро И.Хажметовой, отмечено: Беров серьезный, вдумчивый и добросовестный руководитель по коммунистическому воспитанию молодежи, с любовью относится к учащимся профтехучилища, работники Дома культуры чувствуют в нем старшего товарища, эрудированного, внимательного, тактичного руководителя. Ансамбль Дома культуры профтехобразования под руководством Берова дважды удостоен звания «Лауреат республиканского смотра художественной самодеятельности», выступал в Кремлевском дворце съездов, на ВДНХ, в ряде предприятий столицы и в Болгарии. Ансамбль награжден Почетными Грамотами и дипломами Госкомитетов Совета Министров СССР и РСФСР по профтехобразованию, Почетными грамотами Московского Парка культуры имени Горького. Беров награжден Госкомитетом Совета Министров РСФСР по профтехобразованию и Кабардино-Балкарским республиканским правлением профтехобразования юбилейной медалью «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», а в 1971 году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР»10. Характеристика дана Берову не случайно. Заседание бюро Кабардино- Балкарского обкома КПСС от 12 июня 1972 года постановило: «Утвердить Берова Х.К директором Кабардино-Балкарского государственного драматического театра, освободив от этой должности Рахаева И.И., в связи с переходом на другую работу»11. Это было в 1972 году. Беров руководил концертной бригадой.
За период пребывания Берова на должности директора театра нами обнаружена лишь одна небольшая его заметка. «Госдрамтеатр имени А.Шогенцукова, - говорится в ней, - один из старейших творческих коллективов республики.
Здесь выросли многие замечательные актеры – заслуженные и народные артисты КБАССР и РСФСР».
12 мая 1975 года, бюро Кабардино-Балкарского ОК КПСС приняло постановление: «Утвердить Шумахова Владимира Сальмановича директором Кабардино-Балкарского государственного театра, освободив от этой должности Берова Х.К. в связи с переходом на другую работу»12.
В последние годы Беров работал в системе коммунально-бытового обслуживания и принимал участие в общественной жизни. В 1984 году он избирался членом участковой избирательной комиссии по выборам в Совет Союза и Совет национальностей Верховного Совета СССР. В апреле того же года он также избирался членом участковой избирательной комиссии по дополнительным выборам народных судей Ленинского народного суда города Нальчика. Кандидатура Берова выдвинута первичной партийной организацией жилищно-эксплуатационного участка (ЖЭУ) № 313.
За несколько месяцев перед смертью, 23 апреля 1993 года, Х.Беров в соавторстве с В.Жигатовым, И.Кучмазоковым, Х.Шогеновым (г.Нальчик) и И.Акаевым (Чегем-1) опубликовал в газете «Кабардино-Балкарская правда» заметку: «Небо не опустится на Землю». В ней подвергнута строгой критике политика президента Российской Федерации Ельцина Б.Н. и высказаны принципиально важные соображения о том, как должна строиться федеральная политика. В публикации содержатся и сведения, характеризующие взгляды Берова на историю Советского государства, поэтому она представляет несомненный интерес. «Лет десять назад, - говорится в ней, - к одному из нас, главному специалисту по изобретательским делам КБР (Кучмазоков – С.Б.), явился инженер с предложением нового способа лечения рака и требованием предоставить условия для эксперимента. Мы обещали удовлетворить его просьбу, если он испытает, лекарство на себе. Он категорически возразил и ушел. Так вот, будет разумным, если любой чиновник свои идеи - то ли перестройки, то ли реформы - будет, проверять на себе. Великие доктора-целители всегда только так и поступали. И это был не только великий подвиг, но и высочайшая ответственность.
Нынче мы живем в безответственное время, где никто не желает ни за что отвечать. В этом театре абсурда во всех мирских грехах козлом отпущения Ельцин считает, бывших партократов. А разве не он сам предательски разрушил СССР, разорил экономику и открыл широкую дорогу спекулянтам, ворам, бандитам, мафии и коррумпированным элементам?
И в чем только этих бывших партократов сегодня лжедемократы не обвиняют. А ведь те, кто вчера легко предал КПСС и ее систему, тоже были ярыми партократами. Теперь, облачившись в тогу демократов, они критикуют всех партработников, отказавшись от великих достижений социалистической системы за 70 лет.
Любые права на любые деяния должны быть подкреплены адекватной, неотвратимой ответственностью. A пока мы, избирая своих представителей в верховную власть, никаких конкретных задач перед ними не ставим и никакой личной ответственности на них не возлагаем.
Мы должны иметь реальное народовластие. Однако Президент РФ полностью извратил сущность самой демократии. Особенно много вреда стране нанесла его команда, которая, окончательно разрушив экономику и до нищеты ограбив народ, пытается спрятаться за ширмой результатов референдума. Они надеются еще раз ловко обмануть доверчивый российский народ слащавыми обещаниями, ни одно из которых не собираются выполнять. A во-вторых, в случае выражения недоверия рассчитывают уйти в «кусты», сделав обиженную мину и всю вину свалив на тот же народ.
Существовавшую ранее социально-экономическую машину мы полностью сломали и выбросили на свалку истории, а другую, которая нам показалась наиболее приемлемой, вроде свободного рынка, мы неуклюже позаимствовали у Запада, взгромоздив ее на старый тоталитарный фундамент и получив «оригинальный» гибрид вроде грабительской барахолки. Управлять же свежей машиной мы посадили, старых лидеров, не имеющих никакого понятия о ее новых рычагах управления.
Поэтому мы считаем, что весь переходный период государством должен править Верховный Совет, при котором будет функционировать временный комитет по выработке реальной демократической системы управления. Новая модель управления должна составляться без копирования, с творческим ос- мыслением мирового опыта и с учетом нашей многонационально - многоукладной специфики. Но самое важное - чтобы мы сумели отказаться от кажущейся гениальности и незаменимости каждого нашего нового лидера. Весь цивилизованный мир давно отказался, а мы продолжаем утверждать, что без лидера мы не проживем и что без него обязательно, случится мировая катастрофа. А почему, скажите, пожалуйста? Мы же живем без Ленина, без Сталина, без Брежнева. Так почему же теперь небо должно опуститься на землю?
Американская система заставляет президента крутиться, как это делает уж на горячей сковороде, а наша - развращает того же президента до полной безответственности. При американском президенте народ богатеет, но, тем не менее, там ищут, находят и выбирают еще лучшего, и никто никакой трагедии в этом не усматривает.
Наш президент стращает нас, что вот-вот придут какие-то «красно-коричневые» или вернутся коммунисты-тоталитаристы. И постоянно клянется, что другой альтернативы ему в России нет. Народу не важно, кто придет и как, будет называться наш строй. Главное — его содержание. Нужна хорошо работающая государственная cиcтема, чтобы каждый «канцлер» или президент не чувствовал себя «навеки» избранным.
И последнее. Поскольку маховик, запущенный Ельциным и Гайдаром по дальнейшему разрушению государственных структур и ограблению народа, еще долго будет вращаться по инерции, необходимо включить мощные тор моза. Для этого, считаем, надо приостановить действие всех распорядительных документов, изданных ими и способствовавших обнищанию народа. Пора отказаться от жесткой политизации, надуманных и бестолковых лжедемократических властных структур и перераспределить все финансово-интеллектуально - технологические ресурсы, переключив их на решение социально- экономических проблем, а потом заняться будущей новой Конституцией.
Из многолетней практики народами установлено - чем проще механизм, тем он надежней в работе.
В гocyдарственном механизме наиболее важным узлом является Конституция, и надо, чтобы все ее узлы и детали четко и надежно взаимодействовали. А одним из первых в этот документ необходимо включить пункт, отпугивающий карьеристов всех мастей от высокой и выгодной власти и предполагаю щий неотвратимую ответственность не только за пагубное дело, но и за невыполненное слово».
Последнее упоминание о Берове, замечательном деятеле культуры, сыгравшем заметную роль в развитии искусства в республике, относится к сентябрю 1993 года. Нальчикский городской Совета ветеранов войны и труда 8 сентября 1993 года с глубоким прискорбием и выражением соболезнования родным и близким сообщал о кончине Берова Хабалы Кантемировича. Знакомясь с этой формой соболезнования, трудно удержаться от упрека в адрес властных республиканских структур того времени и, в частности, Министерства культуры КБР, которое не высказало своего отношения к уходу из жизни видного культурного деятеля, так много сделавшего для становления и развития духовной жизни народов Кабардино-Балкарии.
Беров был дважды женат. В браке с русской женщиной Татьяной у него родился сын Владимир, которая после развода переселилась в Москву. Вторым браком был женат на Беровой Люке (ЛыкIуэ) Халидовне (девичья фамилия – Бейтуганова). У них было два сына: Азрет и Аслан. Жизнь последнего оборвалась трагически. Работая в объединении «Телемеханика» охранником, он погиб во время пожара.
Мать Берова – Гуна Мурзабековна, была замужем за Мазлоевым Кантемиром (в обиходе – ЩIалэ) из селения Алтуд. Она умерла в 1974 году. Беров имел родного брата по имени Каламбек (Тамбек, Бгатыгери) Кантемирович, который трагически скончался в результате падения с дерева. Он был женат на Нашапиговой Хаджет. У них родилась дочь Люда. В настоящее время она работает продавщицей в одном из магазинов Вольного Аула.