Письмо 27.

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

Письмо 27.

Христианские ритуалы, все еще проявляемые в манерах и обычаях черкесов. — Религия черкесов. — Суеверия. — Церемонии. — Похороны.

С тех пор, как разрушена империя Константина на Востоке, турки единственные были в дружеских отношениях с жителями кавказских районов, которые обязаны им введением ислама. Доктрина Магомета, однако, так и не пустила глубоких корней среди этого народа; хотя несколько племен побережья исповедуют эту веру, она настолько смешана с христианством, что почти образует отдельную религию; обстоятельство, которое часто упоминается набожным турком с чувством глубокого сожаления.

Греческие и итальянские описатели кавказских районов в средние века, опираясь в своих суждениях на существующие в стране кресты в форме св. Андрея, утверждали, что этот святой, или его последователи, обратил жителей в христианство; хотя другие утверждают, что св. Нина, княгиня Грузии и современница Константина, имела честь распространения света нашей священной религии среди горцев Кавказа. Пусть будет как будет, но основополагающие истины христианства так и не были достаточно установлены, чтобы устоять перед потоком невежества: следствие того, что народ лишен письменного языка и любого пособия, кроме устных преданий.

Некоторые армянские и караитские еврейские купцы, привыкшие проникать внутрь страны, подтвердили информацию, которую я получил у Бомбора, (38) что жители некоторых удаленных горных районов в. Верхней Абазии действительно исповедуют христианство, несмешанное ни с исламом, ни языческим суеверием: сохраняют свое духовенство и созывают в определенное время на богослужение. Можно ли не открыть широкое поле для трудов тех, кто желает распространения христианства? И не весьма вероятно ли, что с помощью коренных верующих его священные принципы могли бы снова распространиться среди людей, которые все еще уважают его?

Главными постулатами в вере жителей Западного Кавказа являются — прочная вера в единого Бога, верховного и могущественного, и в бессмертие души, которая, они убеждены, будет переведена в другой мир, местопребывание их отцов. Подобно магометанам, они не представляют Божество в какой-либо видимой форме, но определяют его как создателя всех вещей, чей дух рассеян во всем Космосе. Кроме единого вечного Бога, они верят в существование нескольких низших существ, или святых, которым Великий Дух *, Тха, передал власть над такими земными вещами, которые он считает слишком незначительными для его внушающего страх контроля. Каждый из этих святых имеет день рождения, который отмечают народным празднованием и молитвой в подобной манере, как праздники отмечают в католических странах. Некоторые из них представляются особенным символом; но они не поклоняются им иначе, кроме как промежуточному объекту. На сей счет я произвел строгий опрос и обнаружил, что все мои информаторы согласились с этим мнением и подтвердили то, что я слышал до этого от нескольких русских офицеров, которые в течение многих лет были связаны с черкесами. Тем не менее, это богослужение должно считаться разновидностью поклонения строгого протестанта и столь же строгого мусульманина.

Самым могущественным среди этих святых является Сеозерес, у которого находятся в подчинении ветры и воды. Его почитают с особым почтением те, кто живет недалеко от берега моря; и также пастухи, так как Сеозерес — защитник стад мелкого и крупного рогатого скота. Его праздник отмечают жители каждой деревни или хутора в начале весны, когда его символ, высохшее грушевое дерево, украшают гирляндами цветов и различными другими украшениями, как майское дерево. Огромный творог или сыр прикрепляют к верхушке; и несколько свечей, по числу приглашенных гостей (праздник обычно проводят в доме вождя или одного из старейшин), держат зажженными здесь и там, над деревом. Так как чистоплотность считается добродетелью среди черкесов, символ святого прежде, чем украсить, очень заботливо моют в самой чистой весенней воде. Когда все готово, его торжественно вносят в дом одного из старейшин; и так как святой мыслится как великий мореплаватель и путешественник, его символ приветствует овациями вся компания. В его честь приносят в жертву животное; и устраивают народную трапезу; и празднование, и веселье продолжается три дня со случайными просьбами к святому о защите их от злого глаза, который он, как предполагается, может отвратить. Праздник завершается раздачей гостям сыра, который суеверие наделяет свойством излечивать многочисленные болезни. Каждая черкесская семья сохраняет одно из этих священных деревьев в своих домах; святого, тем не менее, совсем не замечают до тех пор, пока его праздник снова не наступит.

Одной из самых замечательных черт в этом празднике является его сходство с праздником Св. Иоанна, все еще отмечаемого крестьянами удаленных районов в Карпатских горах; к этому мы можем добавить, что обряжение дерева цветами, украшениями и свечами во время рождественских праздников практикуется даже по сей день почти всем населением Германии и других стран северной Европы; и один из самых привлекательных даров, который вы можете преподнести ребенку в Германии на рождество — это украшенная ель, покрытая фруктами, цветами, конфетами и восковыми свечами.

Другой черкесской святой является Мерисса, покровительница пчел; и она не менее важный персонаж, чем богоматерь. Это, очевидно, смесь язычества с поклонением Деве Марии. В стране, подобной Черкесии, где мед образует столь важную часть сельскохозяйственных занятий людей и смешивается столь обильно с их пищей, мы не можем удивляться тому, что они персонифицировали божество столь могущественного влияния для покровительства пчелам; и, согласно их верованиям, кажется, она сполна оправдала доверие; так как однажды, когда злой дух очень упрямо пытался разрушить всех этих трудолюбивых насекомых, она сохранила одну пару путем своей сверхъестественной власти и снова расселила по лесам! Этот праздник отмечают в течение трех дней, примерно в середине сентября, с пированием и весельем, подобно другим; единственное отличие заключается в том, что блюда и напитки, составляющие стол, делают исключительно из продуктов пчел.

Кроме этих, существуют несколько других святых, таких, как Емиха, Скусха, Наохатка и Месте, покровители земледелия, лесов и т. д., каждый из которых удостоен праздника. К ним мы можем добавить могущественного короля, Тлиебска (Тлепш — Н. Н.), смесь Марса и Вулкана, покровителя оружейных мастеров. Гром и молния, так как они исходят непосредственно от Великого

Духа, Тха, почитаются черкесами с величайшим благоговением, и счастлив тот человек, столь отмеченный судьбой, что пал жертвой их силы: его тело предается земле с великой торжественностью, и его семья радуется великой чести, которой она удостоена. Когда они слышат чебли (гром) (Шибле — Н. Н.), грохочущий в небесах, они верят, что это ангел божий, путешествующий на своей огненной колеснице по воздуху, и выбегают из своих домов, en masse (39), чтобы поблагодарить небесного посланца, который таким образом орошает их поля и освежает и очищает воздух во время великой летней жары.

Черкесы также почитают, с более чем обычной привязанностью, трех сестер, которые осуществляют контроль и помогают счастью семейной жизни, товариществу и гармонии с их соседями. Предполагают, что эти божества также хранят воина в битве под своим спасительным крылом и охраняют путешественника; следовательно, коренные жители не принимают участия в поездке, даже перемене местожительства без того, чтобы сделать умилостивительное жертвоприношение этим прекрасным святым. Возможно, этот обычай может также считаться остатком христианства и прообразом Троицы.

Их духовенство не образует отдельной корпорации: пожилые и те, кто особенно уважаем среди своих сограждан за отвагу, мудрость и храбрость, всегда выбираются как самые святые и достойные личности, чтобы осуществлять молитвы и благодарственные молебны народа к трону великого Тха (бога богов). Их религиозные церемонии всегда отмечаются в священной роще, специально предназначенной для этой цели и отличаемой по некоторым религиозным символам, обычно по кресту, латинской или греческой формы. Один или два раза я наблюдал эмблему, когда проходил через их священные рощи, в долине Адлера, более похожую на Т, чем на крест; говорили, что она была чрезвычайно древней: я был, тем не менее, не в состоянии получить какую-либо информацию о его истинном смысле. Когда воин возвращается домой, или когда человек спасся от действительного или от предполагаемого несчастья, он отправляется к священной роще, чтобы совершить жертвоприношение Божеству или выразить свою благодарность.

Эти подношения, обычно украшенные венками цветов, как правило, подвешивают на дерево в окрестностях креста; и каждое племя и класс преклоняются перед ними; следовательно, их никогда не убирают, если какое-либо враждебное племя не совершает набег на страну, которую оно считает законным объектом грабежа. Благодарный жрец также приносит в жертву животное в случае освобождения, голова животного прикрепляется к одному из соседних деревьев.

Красивы эти священные рощи; очень живописная страна; молчание, которое царит в лесу; исполненные по обету жертвоприношения благочестия; крест, символ нашей веры; простые ритуалы этого интересного народа, созываемого перед нашим Создателем в храм природы — никогда не ослабят моих чувств уважения, благоговейного страха и поклонения; в какой бы форме Всемогущий ни почитался, да будем надеяться, что поклонение будет принято у трона милосердия?

Исполняющий обязанности жреца, который выполняет божественную службу на всеобщей ассамблее народа, обычно человек в расцвете сил, с пышной бородой, почти достигающей пояса; он одет в Чаоуко (бурку — Н. Н.); и с непокрытой головой, склоняясь ревностно перед крестом, начинает службу умилостивительным жертвоприношением, которое, в обычных случаях, состоит из ягненка, козленка, козла или овцы; по таким торжественным праздникам, как победа, обильный урожай или народные праздничные дни, специально выбирают красивого взрослого быка.

Перед тем, как принести жертву, жрец берет один из сосновых факелов, который стоит горящим недалеко от символа их веры и выжигает волосы той части тела, где он намеревается вонзить кинжал и немедленно изливает ему на голову кубок с баксима. Ловкость и быстрота, с которой животное отправляется на тот свет, поразительны; кажется, что проходит момент от жизни к смерти. После того, как совершено жертвоприношение, жрец берет кубок баксима, в который опускает маленький кусочек ячменной лепешки и, после молитвы и жертвоприношения Верховному Богу, дарит самому почтенному старейшине на ассамблее, это считается высшей честью, которая может быть оказана возрасту и добродетели. Подобное жертвоприношение устраивают каждому святому, которому жрец молится подобным образом и то же самое дарит самому старому человеку из собравшихся; и, таким образом, церемония включает молитвы, просьбы и благодарственные молебны; во время молебна созванная толпа хранит глубочайшее молчание, внимание и набожность. Только голова животного посвящается верховному богу: ее подвешивают на ветвь одного из очень высоких деревьев в священной роще. Шкура становится собственностью того, кто исполняет обязанности жреца; и, т. к. каждый член общины делает вклад в народный праздник, мясо животного образует желанное добавление; и день завершается ездой, питьем, музыкой, танцами, ездой верхом на лошадях вместе с военными упражнениями. Для дня, приберегаемого для празднования божественной службы, не установлено время, он назначается старейшиной; и устраивается не чаще, чем раз в неделю. Среда, четверг или пятница считаются несчастливыми и никогда не выбираются, обычно предпочитают воскресенье: и мне сообщили, что некоторые племена в глубине страны постоянно выбирают этот день. После всенародного поклонения старейшина объявляет какое-либо событие или локальной, или всеобщей важности, такое, как объявление войны, приближение врага, потеря скота и т. д.

Среди религиозных праздников ни один не отмечается с большим почтением, чем тот, который приходится на время нашей Пасхи. Пышность, с которой его устраивают, и веселье, которое сопровождает его, оставляют мало сомнений, что этот праздник — также реликт христианства. Мартовская луна начинается с поста, который строго держится до конца, когда на рассвете звук мушкетов из домов почтенных жителей деревни не объявит начало праздников. Все классы затем устремляются в священную рощу, где происходят обычные религиозные ритуалы. В этот день приносят в жертву еще нескольких животных; и веселье заканчивается стрельбой по яйцам и т. д., когда шкуры животных становятся наградой самым умелым стрелкам.

Праздник первого сбора урожая является также одним из самых важных и продолжается несколько дней, во время которых соплеменники ходят друг к другу в гости, каждая семья устраивает отдельное угощение. Любимым блюдом является пшеница, срезанная до того, как она стала совершенно спелой, пожаренная и употребляемая со скху; затем последовали другие виды зерна, фруктов и т. д. Те, кто не в состоянии из-за немощи посещать дома своих друзей во время праздника, получают свою порцию дома — считается самым несчастливым не разделить счастья, не воспринять часть благословения, которое земля даровала их соседям. Церемонии завершаются благодарением милосердной силы, которая обеспечила столь изобильно их нужды.

Говоря о религиозных ритуалах черкесов, я не должен пренебрегать тем, чтобы рассказать вам, что дни недели связаны с днями недели христианских стран. Новый год, в отличие от мусульман, начинается в то же время, что и у нас; и первые признаки весны также отмечают как праздник. К концу октября, когда листья начинают опадать, символизируя недолговечное существование человека, народные молитвы возносятся в память об умерших для того, чтобы небесные силы позаботились о них в раю. Церемонии, которые сопровождают смерть черкеса, просто ограничиваются несколькими религиозными песнями и похоронной речью, которую произносит один из старейшин над его телом, которое заворачивают в белое покрывало и предают земле так же, как в Крымской Татарии. В течение года его доспехи охраняют с самой благоговейной заботой и оставляют в таком же состоянии, как при его жизни: его друзья и родственники посещают его могилу в установленные периоды, когда они бьют себя в грудь и повторяют несколько молитв; но женщины обязаны повторить каждый вечер на заходе солнца в течение месяцев подобную мучительную демонстрацию горя, как татары. Годовщину смерти отличившегося воина или вождя отмечают в течение нескольких лет молитвами и празднествами; к чему мы можем добавить скачки на лошадях и различные виды военных и атлетических упражнений.

* Замечательно, что с лёгким отличием в произношении, это слово на черкесском языке также обозначает солнце, tghka

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий