Ситуация обращения
Адыгскому речевому этикету не свойственны в ситуации обращения речевые этикетные формулы, широко употребляющиеся в русском: Товарищ! Гражданин! Гражданочка! Девушка! Женщина! и т. п. А тем более речевые этикетные формулы типа: «Девушка в клетку», «Женщина и сером», «Мужчина в шляпе» и т. п. С таким назначением употребляются этикетные речевые формулы: «Си щIалэ», «Си хъыджэбз цIыкIу», «Си дахэ» («Мой мальчик», «Моя девочка», «Моя красавица»), адресованные незнакомым молодым людям; «Сыгъэлъагъут, си хъыджэбз цIыкIу (си дахэ, си щIалэ, си псэм хуэдэ, си псэ и т. д.). Маирбэчхэ я унэр» («Покажи-ка мне, моя девочка, дом Маирбека»), «Мыдэ къызбгьэдыхьэт, си дахэ» («Подойди ко мне, моя красавица (моя хорошая»). Встречается еще форма «ЩIалэфI» («Хороший парень») – синоним русского – «Добрый молодец». Обращаясь к пожилым людям (чужим, неродным, незнакомым), адыги могут сказать: «Ди анэ» – буквально «Наша мать», «Ди адэ» – «Наш отец». «Сытым нэхъ уигъэгузавэрэ, ди адэ? – щIэупщIащ дохутырыр» («Что Вас больше беспокоит, отец? – спросил доктор»). Внуки, внучки к бабушке, дедушке обращаются: «Нанэ», «Дадэ». Вежливая форма: «Си нанэ дахэ», «Си нанэ дыщэ», «Си нанэ гупсэ» («Моя нанэ красивая (хорошая)», «Моя золотая нанэ», «Моя нанэ, которая является душой моего сердца»). Последняя напомнит читателю нежные письма А. С. Пушкина друзьям с обращениями: «Душа моя, душа моей души!..»
Такую нежность в обращении к людям любого возраста этикет предусматривал, надо понимать, в целях воспитания культуры, доброжелательного и уважительного отношения к людям. Вкладывая в свое обращение столько нежности, адыги планировали ответную реакцию адресата в том же духе, помогали ему стать лучше, чем, может быть, на данном этапе он есть. Представьте себе картину: мальчик только что где-то подрался или сквернословил, а тут, не зная об этом, совсем незнакомая женщина к нему обращается: «Мыдэ къакIуэт, си щIалэ цIыкIу, уи цIэр къызжеIэт» – «Иди-ка сюда, мой мальчик, скажи, как тебя зовут?» Вполне естественно, он тайно испытывает угрызение совести за только что совершенный поступок. Это называется воспитание добром. Такое же действие оказывает на дедушек, бабушек, когда внуки, внучки обращаются к ним: «Си нанэ дыщэ», «Си нанэ гупсэ» – «Моя золотая нана, душа моего сердца». Если даже эта нана в данную минуту душевно не расположена заняться внучкой, разве она устоит?!
Далее следует заметить, что обращения к незнакомым (выяснить что-либо для себя, который час, куда как пойти или просьба о помощи) адресуются в основном молодым людям среднего возраста. В незнакомом городе или селе дожидаются, пока не встретят молодого человека, чтобы удобно было побеспокоить его своими заботами. Пожилых не принято беспокоить. Считается признаком плохого воспитания отвлекать на себя внимание прохожего, старшего, когда можно дождаться других, молодых. Это еще раз говорит о чутком, заботливом, почтительном отношении к старшим. По нормам этикета не принято окликать старшего, звать его к себе, чтобы сказать ему что-нибудь. Поэтому в адыгском этикете нет речевой этикетной формулы, предназначенной для этого. Если непременно надо ему о чем-то важном сообщить, к нему подходят, почтительно наклоняются, если он сидит, здороваются и справляются о его самочувствии, не давая ему подниматься, руками за плечи мягко удерживая его от этого. Затем, когда пожилой ответил на приветствие, сказал как себя чувствует, сообщают ему то, зачем пришли к нему. А если старший не сидит, а идет куда-то, а ему требуется срочно что-то сообщить, тогда его следует догнать, поравняться с ним, идя слева, затем, когда он обратит на тебя внимание, поздороваться с ним, справиться о самочувствии, и только после этого можно сообщить известие, ради которого вы искали с ним встречи. Пожилые очень чувствительны к этикету. Если им оказываются какие-то знаки внимания, надо это делать со всей душой, искренне и без оглядки. А если они заметят малейшее движение души, показывающее колебание того или иного молодого человека в своих намерениях оказать внимание старшему, они не воспользуются вашим вниманием, не примут ваших забот, обойдутся до встречи с более благовоспитанными людьми. Этикет ради этикета никому не нужен. Этикет не самоцель. Он предназначен для воспитания души. Поэтому во всех жизненных ситуациях ту или иную нравственную норму люди должны выполнять не формально, а в соответствии с указанием души, совести.