К ИСТОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПШУКОВЫХ
Происхождение фамилии невозможно уяснить без хотя бы краткого представления об истории народа, к которому она принадлежит. В данном случае это кабардинцы Пшуковы, которых судьба кидала по окраинам адыгской земли, где они по воле истории проживали среди других адыгских и абазинских племен.
В ходе Кавказской войны, в период с 1804-го по 1822 г., Кабарда почти полностью была истреблена несколько раз. Многие оставшиеся в живых кабардинцы - самая боеспособная их часть, в которых дух свободы был неугасим, - ушли на Кубань, где были приняты с радушием своими единокровными братьями. По сей день их потомки живут в четырех кабардинских селениях: Кошехабль, Улян, Блячепсын, Ходз. Некоторые ушедшие на Кубань пали в боях с царизмом, некоторые, окончательно убедившись в том, что на родной земле они будут лишены свободы, земли, веры, традиций, языка, ушли в Турцию. Другого выхода у них не было.
Сегодня можно сказать, что ни один народ в нашей стране не подвергался такому длительному истреблению, как адыги. И в итоге из народа выпало несколько поколений (точнее - было выбито).
Часть уцелевших кабардинцев несколько десятилетий спустя вернулась с Кубани в Кабарду. Их потомки имеют в своей памяти лишь факт возврата, но у них стерлись воспоминания о Русско-Кавказской войне и о том, что их предки были изгнаны из Кабарды. Поэтому, излагая историю своего рода, почти все абсурдным образом утверждают: «Мы не адыги, мы пришли с Кубани и поселились в Кабарде».
Утверждая это, данные представители обманутого поколения невольно «поддерживают» других граждан КБР, заявляющих: «Кабардинцы здесь поселились в прошлом веке, а до них все эти земли от Эльбруса и почти до моря занимали мы».
Вот к чему приводит незнание истории народа и рода.
Сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Во всем мире растет духовный потенциал малых народов, растет национальное самосознание, человек стал спрашивать себя: кем были для моего народа мои предки? Какими должны быть сегодня мы? Эпоха, когда один народ определял историю, религию, уровень свободы, экономику, культуру, традиции другого народа, уходит в прошлое.
Социологи считают: развитие и подъем малых народов неизбежны, и с этим придется считаться и большим народам, и большим странам.
Пшуковы - несомненно, древний род. Адыгские фамилии с упоминанием слова пщы — «князь» по своему происхождению весьма насыщены исторически. Ибо сохраняют не только эпоху, когда общество делилось на князей, дворян и остальной народ, но и тот факт, что носители данной фамилии имели в своей биографии значимый эпизод, связанный с князем.
Поскольку в русском языке отсутствуют сложные звуки, характерные для абхазско-адыгских народов (абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы), в русском правописании адыгские фамилии искажаются порой до неузнаваемости. Да и те, кто записывал фамилии адыгов, были не семи пядей во лбу. К примеру, у кабардинцев есть фамилия Керашев (К1эрашэ), есть Карашев (Къэрэш), есть Карежев (Къэрэжь) и есть Карашаев (Къэрэшейхэ). Попробуйте иногда в том или ином архивном документе угадать, чья именно фамилия там написана. Это весьма затруднительно. То же самое происходит с фамилиями Къэтхъэн (Катханов) и Кхъуэтхьэлэ (Котхалов), и таких примеров очень много.
В адыгской среде фамилия Пшуковы произносится двояко: Пщыук1 и Пщыкъуэ. Семантика первого варианта - князеубийца, второго - сын князя. Как видим, разница смыслов произношения фамилии огромна.
Приведем категории адыгских антропонимов со словом пщы -князь:
Пщыук1 Пщыхъуэж
Пщыкъуэ Пщыхуэф1
Пщымахуэ Пщыхьэщ1э
Пщымырзэ Пщыкъэн
Пщызэби Пщымыдэ
Пщыгъъуэтыж Пщыц1ык1у
Пщыгьэуш
Конечно же, русскоязычному писарю легче написать «Пшуков», чем «Пшиучев».
В адыгском языке существуют имена прямого значения: сыновья султана - Султаныкъуэ и Салт1аныкъуэ; сын хана - Ханыкъуэ; сын царя - Пыщтыхьыкъуэ. Документально не удалось подтвердить существование человека по имени Пшуко (Пщыкъуэ), или «сын князя», хотя категорично отрицать это не приходится. Возможно, это объясняется тем, что князей было много сотен, а ханов, султанов, царей - гораздо меньше, и эти титулы в представлении адыгов были весьма значительны. Отдавая дань монархическим понятиям, адыги давали сыновьям имена: Татархъан, Нэгьуейхъан, Къалмыкъхъан.
Иная картина складывается, если последовать исторической логике и допустить, что первоначальной формой все-таки была Пщьук1 - Пшиучев («убивший князя», «князеубийца»). Как и в судьбах многих фамилий многих народов, это несет конкретную информацию о предках. Таковы, например, в русском языке Мельниковы, Коноваловы, Куроедовы и т. д.
Первое свидетельство: Пшуковы, по всем известным материалам, жили в разных аулах.
Второе: почти все они знают или предполагают, что изначальная форма имени была не Пшуко, а Пшиуч.
Третье: убийство князья в адыгском (черкесском) обществе было явлением из ряда вон выходящим. Это имело общенациональное значение и не могло не отразиться в памяти народа - документах, песнях, фамильных преданиях.
В документах XIX в. упоминаются имена убитых кабардинских князей: Мисостовы - 2 случая, Атажукины - 2 случая, Докшукины -1 случай. В этих делах упомянуты имена настоящих или предполагаемых убийц. Пшуковы в это время уже имели свою фамилию. Образно говоря, по этим случаям у них алиби. К сожалению, наши архивные материалы позволяют заглянуть в прошлое лишь на 170-180 лет, и то с натяжкой и фрагментарно. Убийство князя предками Пшуковых могло произойти в XVII-XVIII вв., если не раньше. Вся надежда на архивы Москвы, Краснодара, Ставрополя, Владикавказа, Тбилиси.
Убийство князя в адыгском обществе могло иметь следующие последствия:
- пойманные убийцы лишались жизни, а их близкие отдавались в
услужение пострадавшей стороне;
- устраивался суд, который выносил плату за кровь (точнее,
жизнь князя) - лъыуасэ.
- родственники провинившейся стороны обязаны были покинуть
данный аул и переселиться в другой.
Упомянутая лъыуасэ - плата за кровь - в адыгском обществе была регламентирована по обычаю. Величина ее вполне естественно зависела от общественного положения убитого - его происхождения, родовитости, занимаемой должности и т. д. Закономерно, что самая высокая плата была за жизнь князя. По данным исследователя г. В. Новицкого, в 1829 г. плата за кровь убитого князя, кроме движимого и недвижимого имущества (одежда, посуда, поголовье крупного и мелкого скота, участки земли), непременно включала: 7 человек, лучшую лошадь, шлем, кольчугу, саблю.
Но нашему мнению, Пшуковы, будучи кабардинскими уорками, оказались в состоянии выплатить все это и уцелеть, сохранив при этом свою фамилию.
В пользу того, что фамилия в прошлом была не Пщыкъуэ, а Пщыук1, говорит тот факт, что в более ранних документах (1829 года) фамилия пишется по-русски Пшиучев. При этом нельзя исключить то, что по конспиративным соображениям часть рода могла называть себя Пщыкъуэ.