Род Пшуковых

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

ИЗ ИСТОРИИ АУЛА КОНОВА (АБЗЕВАН - ХАБЛЕ - КУРКУЖИН)

В «Сборнике документов расселения кабардинцев в XVIII ве­ке» на с. 14 приведено «Объяснение, данное иностранных дел узденями Умаром Минкишевым и Мамбетом Усейном Аджикаевым к Кабардинской карте, составленной в 1744 г. С. Чичаго­вым». Оно датировано 15 ноября 1753 г. Пункты 21 и 22 гласят: «Двор бывшего владельца Магомета Атажукина, а ныне его детей на речке Куркужин. Восемь деревень Шида на той же речке были Касая Атажукина, а ныне владеют дети его».

Алмазное сверление алмазное сверление госстройалмаз.рф.

На с. 35 приведен доклад Головину по делу № 9 Кабардин­ского временного суда от 31 января 1839 г. В пункте 16 сказано: «Некогда жившие в Кабарде 18 аулов переселены сюда, а имен­но: аул узденей Абзевановых, жительство имели над Бештовыми горами близ Шотландской колонии, ныне поселены на левую сторону Малки близ поста Известного брода...»

Известно, что нынешнее селение Куркужин образовано имен­но здесь. Поэтому можно сделать вывод, что это селение, как и вся Кабарда, неоднократно по разным причинам меняло место поселения.

Интересен еще один документ, который подтверждает выше­сказанное. Это карта расселения кабардинцев и балкарцев в пер­вой половине XIX в., датированная 1842 г. На этой карте аул Конова указан вообще не на реке Куркужин. Аул располагался на правом берегу реки Баксан, напротив одноименного форта.

Крым новостройки от застройщика купить квартиру в новостройке от застройщика.

На левой стороне тогда проселочной дороги от форта Чегем до форта Баксан, кроме того, располагались аулы Наурузова, Ашабова, Готыжева, Тамбиева.

Наш интерес к этому факту объясняется тем, что именно в на­селенных пунктах Конова-Абзеванова и Ашабова проживали представители рода Пшуковых.

БАБУКОВСКИЕ КАЗАКИ

Так назван раздел упомянутой книги С. Бейтуганова. На ее страницах приводится донесение бригадира Терского казачьего войска генерал-майору Орбелиани от 20 мая 1861 г. Сказано, что «все бабуковцы уже выселены в Кабарду, и здесь остаются те се­мейства, которые пожелали отправиться в Турцию».

У нас есть возможность обратиться к более ранним источ­никам. Зададимся вопросом: кто такие «бабуковцы», о которых идет речь, и как они оказались «подле станицы Георгиевской», откуда должны были вернуться на родину, то есть в Большую Кабарду?

Конкретное географическое расположение населенных пунк­тов Кабарды довольно точно отражено в описании, составленном геодезистом С. Чичаговым в 1744 г. Там, среди прочих, названы аулы Бабукова и Ашабова.

Алмазное сверление алмазное сверление госстройалмаз.рф.

В 1767 г. произошло - но разным причинам - массовое волне­ние крестьян. В результате этого 11 июля к коменданту Кизляра генерал-майору Потапову поступило обращение от жителей се­ления Бабукова с просьбой разрешить им переселиться в район реки Кумы. Переселение задерживалось по разным причинам до октября 1767 г.

В ноябре того же года генерал-майору Потапову пишет князь-валий Касай Атажукин: «Приношу поклон и притом объявляю: понеже, хотя мы и переселились к реке Куме, токмо к стороне Ея Величества не имеем злых намерений». То есть к этому сроку ба­буковцы уже переселились.

В 1821 г. Ермолов основал Бабуковскую станицу, в которой дей­ствовал «постоянный конный отряд численностью в 100 сабель».

Сохранился «Именной список Волжского казачьего полка Ба-буковской станицы», составленный 30 октября 1831 г. В нем ска­зано: «Несли службу при посту Известный брод (Солнобродский пост) Хусин Пшуков, Быта Пшуков, Даут Пшуков» (Ф. 16, оп. 1, д. 589). В этом же списке значится Аиса Хажпаков.

В документе от 1856г. сказано: «К присяге на верность при­веден вышедший с гор Ерижим Пшуков».

С 1861-го по 1867г. бабуковцы с разрешения властей вер­нулись на родину, в Кабарду. Они были приняты обратно с одним условием расселения но разным аулам. Согласившись на это, бывшие бабуковские казаки водворились в Кабарде и избавились от зачисления их в «государственные крестьяне».

Факт переселения на Куму и обратно зафиксирован в «Пояс­нении к ландкарте» С. Чичагова (пункт 6, с. 13): «Деревня Бабуково бывшего владельца Арсланбека Кайтокина прежде была в горах, а ныне, тому лет с 10, поселилась к вершине Кумы, а паки на Малк возвратилась. Ныне оная подлежит Арсланбеку сыну Хамурзе».

Одни жители переселились в аул Бабукова. другие избрали местом жительства аулы Кармова, Ашабова, Лафишева, Атажукина, Конова, Абзеванова. По свидетельству корнета Лиева, не­которые бабуковцы переселились и в Малую Кабарду.

В посемейных списках переселившихся в Ашабово обозна­чены Бата Пшуков и Мурзабек Пшуков. В аул Иналова переехал Уважуко Пшуков.

Среди переселившихся в Малую Кабарду могли быть и Пшуковы, однако подтверждений этому не имеется.

ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ

Приведенная в этой книге небольшая подборка документов и фактов из архива ЦГА КБР, а также из исторических книг, является попыткой поставить ряд вопросов в изучении родословия Пшуковых.

Ни в коей мере не претендуя на бесспорность, автор надеется пробудить интерес к изучению прошлого у всех, кто носит эту фамилию. И не только эту. Надеюсь также, что появление данной работы сыграет положительную роль в восстановлении и укреп­лении родственных отношений. И самое главное - поможет осознать, что в единстве сила фамилии и всей нации.

Наш род придает изучению своих корней большое значение, в этом направлении мы делаем только первые шаги. Род провел два объединительных съезда, где основной упор был сделан на поиск и восстановление родственных связей, перепись всех Пшуковых, проживающих в КБР, на планирование различных мероприятий.

Можем точно сказать: сегодня нашу фамилию носит около 300 семей, что составляет 1200-1300 человек. В одном только Карагаче проживают 100 семей, связанных кровными узами, в Куркужине- более 50 семей, в Верхнем Акбаше- 16, в Нальчи­ке - более 40.

Пшуковы живут в 32 населенных пунктах КБР. В республике найдется немного фамилий, с которыми у нас нет родственных отношений.

Фамилию «Пшуков» некогда носили и Хашпаковы. каких не­мало в республике. У нас имеется родовая тамга (герб), почти одинаковая во всех населенных пунктах. Мы изучаем ее сходство с тамгами других адыгских - и не только адыгских - фамилий. Некоторые совпадения видятся неслучайными.

Мы ведем поиск того, в какое время и каким образом родилась фамилия. Изучаем биографии отдельных личностей. Среди них Астемир Пшуков - активный участник гражданской войны, Инал Пшуков - председатель потребкооперации республики. Нельзя не вспомнить Жамбота Пшукова - мастера спорта международного класса, названного Зауром Налоевым «современным Андемирканом». Эти люди внесли заметный вклад в историю фамилии и нации, на их примере смело можно воспитывать молодежь.

Также мы изучаем историю отдельных населенных пунктов, где компактно проживали Пшуковы.

Следует внести ясность в разночтение фамилии: «Пшуков» в русской транскрипции и «Пщыук1» - в кабардинской. Если открыть справочник фамилий, проживающих в кабардинских селениях, то можно найти варианты «Пщыук1», «Пщыкъуэ», «Пщук1». Такое разночтение встречается даже в одном селении, где все представи­тели фамилии являются кровными родственниками. То же самое можно встретить в работах современных историков.

Побывав во всех 32 селениях и переговорив со многими из ро­да Пшуковых, я убедился, что такое свободное толкование не имеет оснований. В последнее время были организованы встречи рода Пшуковых в селениях Малка, Карагач. Старейшины едино­душно подтверждают, что есть только одна фамилия: «Пщыук1». Солидарны они и в том, что в далеком прошлом произошли от 5 (или 7) родных братьев, волею судьбы разбросанных по разным населенным пунктам Кабарды.

В подворной переписи населения Кабарды 1886 г. указано, что Пшуковы проживали в аулах Ашабова, Астемирова, Иналова, Конова-Абзеванова.

Круг еще более сужается, если обратиться к более ранним до­кументам. В книге С. Бейтуганова «Кабарда в фамилиях» имеется список тех, кто пожелал вернуться в Кабарду из района Георгиевска. Кстати, об этом факте помнят старики рода, естественно, по рассказам своих старших. Любопытно в этом документе то, что переселенцам было поставлено условие обязательного раселения в разных аулах - куда укажут представители власти.

Среди прочих фамилий в этом документе указаны и Пшуковы. Одним следовало поселиться в аулах Ашабова, Кокова, Иналова. Другим было предписано переселиться в Малую Кабарду. Воз­можно, что это было началом расселения Пшуковых в разных концах Кабарды.

Первые упоминания фамилии Пшуковых в документах отно­сятся к периоду 1770-1790 гг., то есть к моменту строительства крепости Моздок и оборонительной линии. Именно в этот период происходят массовые переселения в знак протеста против строи­тельства Кавказской линии.

Однако еще раньше был известен факт переселения кабар­динцев из района реки Кумы. При этом становится понятным, почему бабуковцы пожелали переселиться именно сюда.

Л. Я. Люлье приводит интересные данные о том, что фамилия «Пшиук» встречается у племени гоайя, обитавшего в Причер­номорье по соседству с шапсугами, натухайцами и впоследствии слившегося с натухайцами. Если язык гоайя совпадал с кабардин­ским, то это слово означает конкретное действие: убийца князя.

Некоторые из историков ссылаются на устные предания: кто-то из рода когда-то имел конфликт на бытовой основе, и в результате убийства пришлось переселиться в другие места. Выглядит вполне правдоподобно, такие случаи у народов Северного Кавказа случа­лись нередко. Если учесть, что черкесы были точны в определении имени, прозвищ, то нет сомнений в том, что фамилия появилась не случайно. Ведь она означает конкретное событие. Нет сомнений и в том, что ранее наши предки носили другую фамилию.

Разумеется, это всего лишь гипотезы, предположения. Ответы на эти и многие другие вопросы следует искать долго и терпе­ливо. И возможно, не одному поколению.

И тогда это будет еще одной страничкой в истории Кабарды, малоизученной в национальном масштабе и совсем неизвестной в масштабе одной фамилии.

«Дорогу осилит идущий» - гласит мудрейшая пословица.

Выше, исходя из документов русской летописи 1767-1770 гг., было сказано о времени появления Пщыуке-Пшуков-Пшуко. В те годы жители Бабукова (Сармаково), протестуя против строи­тельства Кавказской оборонительной линии, и прежде всего кре­пости Моздок, решили покинуть пределы Кабарды и пересе­литься в район Геогиевска на реке Гум. В архивах ЦГА КБР имеются списки переселенцев, в которых указаны и Пшуковы.

Однако найден документ, датированный 1639 г., где упомина­ется об уздене Пшуко у князя Алегуко Шогенукова (Казиевой фамилии).

Сказано там следующее: «...2 июня 1639 послы русского царя выехали из Москвы и прибыли в Алегукино Кабарду или Б. Кабарду 2 октября 1639 г.».

В своей жалобе на Ф. Елчина царю П. Захарьев пишет: «Ок­тября в 5 де (т. е. 5 октября) пришли к Алегукину брату Хапуке и Хапуко. Государь велел нас проводить узденю своему Пшуке прямою дорогою на Сони в Дидьянскую землю. А от Хапуки до Сонской земли, т. е. Грузию, три дня ходу. Через Донгуз-Орун, сравнительно легкий перевал, пришли в Сванетию и далее в Мигремлию к Грузинскому царю Левантию, т. е. Левантию II».

Обратно они шли той же дорогой, но уже через год, 8 июня 1640 г., вернулись в Кабарду. Можно с определенной уверенно­стью сказать, что логичнее всего было поручить встречать послов уже знакомому Пшуко.

Но нам интересен сам факт, что в 1639 г. жил уздень по фами­лии (или имени) Пшуко, который скорее всего мог быть родона­чальником (одним из них) фамилии Пшуко, Пшуков, Пщыуке. Тогда фамилия, получается, существует более 360 лет.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ

Мы уже говорили, что фамилию во всей Кабарде писали «Пшуков», и только одна семья в Старой Крепости (Баксане) пи­сала «Пшиучев». Родом она из Ашабова.

Парадокс в том, что их ближайшие родственники в том же 1886г. в подворной переписи населения назывались только «Пшуковы». Так было и в 1825 г., когда Я. Шардановым составлялась со­словная перепись Кабарды. Таковы официальные документы.

Но все же в различных других источниках встречаются вари­анты кабардинской транскрипции «Пщыук1», «Пщыкъуэ» и даже «Пщук1». Можно назвать по крайней мере два примера: «Кабар­дино-черкесские фамилии» Дж. Кокова и «Населенные пункты КБАССР и перечень фамилий в них» X. К. Жамбекова.

Как было сказано выше, нами опрошены многие предста­вители рода во всех населенных пунктах, где они проживают. Никто в КБР не называет себя иначе, кроме как «Пщыук1». Так было и в XVIII-XIX вв.

На мой вопрос к автору первой книги, откуда такая свободная интерпретация фамилии, ответ был: «Не знаю». Трудно устано­вить причины подобного толкования и во втором случае. Налицо лишь факт: никто из нашего рода в Кабарде не называет себя по-другому. И это само по себе удивительно: как получилось так, что безграмотные и не имеющие алфавита люди во всех концах Кабарды, не сговариваясь, одинаково писали свою фамилию по-русски и произносили по-кабардински?

Сегодня при сплошной грамотности авторы исторических книг не удосужились спросить у носителей фамилии, что к чему. При всем почтении к названным историкам надо признать: они проявили неуважительное отношение к себе, и к фамилии.

В своей книге «Черкесия. Исторические очерки» Л. Я. Люлье в 1857г. пишет следующее: «Черкесским языком говорят, с ма­лыми оттенками, все имена адыге, живущие на северной плоско­сти Кавказского хребта от Терека до устьев Кубани и вдоль вос­точного берега Черного моря до грани убыхской земли».

Из таблицы, составленной Люлье, мы видим, как изменялось это слово в языке разных племен:

племя

надхо - емезог (неуживчивый?);

нетахо - дежередже;

кабле - ханту;

сханете - хусетль;

гоаго и соотох - куадже;

гоайе - пшиуик.

Видимо, у разных племен это слово или его значение произно­сились по-разному. Следовательно, у большинства адыгских племен существовала фамилия «Пшиуик».

Если посмотреть на историю перечисленных адыгских групп, то становится более или менее ясным, как носители этой фами­лии оказались разбросанными от Черного моря до берегов Тере­ка, Сунжи, Лабы, Кубани.

История знает, что в XI-XV вв. происходило последователь­ное переселение адыгов с побережья Черного моря на Централь­ный Кавказ. Затем имели место постоянные перемещения в XVI-XVIII вв. Так, в 1614г. князья Амчуко и Хатажуко со своими подданными переселились с берегов Баксана за Кубань. Об этом пишет С. Бейтуганов в книге «Кабарда в фамилиях».

Переселения участились с началом вторжения России на тер­ритории, занятые адыгскими племенами. Даже наблюдались мо­менты, когда адыги готовы были уйти в Грузию. На этой волне переселенческого движения Пшуковы с берегов Черного моря вместе со своим народом могли оказаться на нынешней террито­рии Кабарды.

Затем последовал новый этап переселений - в период с 1850-го г. по 1890 г. Адыги уходили в основном за Кубань, в район Моздо­ка и на территорию нынешней Кабарды. Велико было также пе­реселенческое движение в Турцию и на Ближний Восток.

Причинами этого, кроме войны, были и княжеские междоусо­бицы, и нехватка земель. Нередки были, как мы уже отмечали выше, драмы на бытовом уровне, которые затрагивали интересы всей фамилии.

Период, описываемый Люлье, относится ко времени после 1800 г. Между тем в Кабарде наша фамилия встречалась и рань­ше.

В ауле Бабукова в 1744-1767 гг. имели место волнения в знак протеста против строительства русских укреплений на терри­тории Кабарды. В итоге аул переселился в район Кумы, то есть Георгиевска. Мы уже отмечали, что в этом селе проживал род Пшуковых. Это следует из списка 34 семей, вернувшихся на прежние места жительства, приведенного С. Бейтугановым в книге «Кабарда в фамилиях». Там же сказано, что часть бабуковцев переселилась в Малую Кабарду.

Вполне возможно, что некоторые (если не все) Пшуковы по­пали в Астемирово.

Еще об одном случае переселения следует упомянуть отдель­но. У С. Бетуганова об этом сказано: «В 1860-1866 гг. в Кабарде предприняли объединительную реформу по укрупнению аулов. Из 97 аулов Большой Кабарды на старых местах должны были остаться только 33».

В частности, к аулу Ашабова были присоединены аулы Аджиева и Трамова. К аулу Кошева- аулы Иналова и Герандуко Седакова. При этом жителям Иваново разрешалось по их жела­нию переселиться в Кошево и наоборот.

Возвращаясь к причине происхождения фамилии, можно уве­ренно сказать, что такого количества «убийц князей» от берегов Черного моря до Сунжи не было и быть не могло. Объяснение здесь простое - Пшуковы вынуждены были раселиться по раз­ным местам в целях самосохранения, и это оправдывало себя. А корень - один.

Вопрос о том, где и когда появилась эта фамилия среди ады­гов, остается открытым. Никаких документов по этом вопросу пока не найдено. Существуют лишь предания.

Подробности изготовление вывесок у нас.

По рассказам стариков, в XVII-XVIII вв. в районе нынешнего Георгиевска (Гумкъалэ) жили 7 родных или близких по родству братьев со своими семьями. Объектом внимания местного князя стала сестра (или жена) и конь одного из родственников.

Результатом ссоры было убийство князя и вынужденное бег­ство всех братьев со своими семьями.

В дальнейшем двое из них направились в Малую Кабарду и по­селились на стыке земель чеченцев, ингушей и осетин, благо районы проживания кабардинцев простирались до берегов Сунжи.

Другие же пять братьев расселились на берегах Малки и Куркужина, где до наших дней и обитает основная часть рода.

Фамилия Пщыук1 сложена из двух слов. «Пщы» - князь, гла­ва села, старшина села, народа. И «ук1» - убить, убивать. Русская транскрипция «Пшуков» не отражает истинный смысл фамилии. Поэтому многие интерпретируют это слово как «княжеский сын», что в корне неверно.

Видимо, кто-то однажды неправильно написал фамилию на русский лад, а ему никто так и не возразил.

Учитывая, что кабардинский народ отличался изрядной мет­костью при выборе имени (прозвища), резонно спросить: кому, за что и когда дали это имя? Если убийство было совершено, нет сомнений в том, что это сделали люди, до этого носившие дру­гую фамилию.

Нет сомнения и в том, что кровная месть распространялась на весь род. Ответственность несли все, и при отсутствии прямых виновников могли пострадать другие родственники. Возмездие могло распространиться на кого угодно, в том числе на женщин и детей - святая святых любого кабардинца. Все это, вместе взятое, могло быть причиной переезда на другое место. А если даже у рода не было собственных причин, то они были у всего народа -из-за войны.

Ввиду отсутствия письменности в то время у кабардинцев, да и у народов всего Северного Кавказа, трудно уверенно сказать о конкретном месте обитания первых из рода, кто получил эту фа­милию. Но некоторые документы в архивах ЦГА КБР все-таки сохранились. Можно найти эту фамилию в книгах В. Кудашева, Я. Шарданова, С. Бейтуганова и других авторов.

Дело осложняется тем, что род Пшуковых, как и вся Кабарда, вел полуоседлый образ жизни. Это объясняется многими причи­нами, в большинстве своем трагическими.

В посословной переписи населения Кабарды в 1825 г. у Я. Шарданова есть такая запись:

«В с. Бабуково, принадлежащем князьям Кайтукинской фами­лии, проживали уздени третьей степени (Уэркь щауэ л1ы гъуса): Пшиучев Ибрагим- 44 года, брат Измаил- 15 лет, сын Юсуп-2 лет.

В с. Астемирово, принадлежащем князьям Бековичам-Черкасским Мударовской линии, проживали Анзор Пшуков- 44 лет, брат Исмаил - 41 год, уздени третьей степени, пасынок Куда Митиров».

В «Истории Кабарды» Владимира Кудашева, изданной в 1913 г., сказано: «В 1860 годах сословия узденей I степени- «Л1акъул1эш» - и узденей II степени по своему положению настолько сравнялись, что различать их стало трудно. Найти таких настоя­щих «дыжьыныгъуэ», как Багирсеевы, Пшуковы, Боровы, Маргушевы, Кандоровы, в Кабарде стало невозможно».

Правда, Кудашев дает оговорку, что при всем этом их (дыжьыныгьуэ) нельзя считать равными таким фамилиям, как Шипшевы, Даутоковы, Кучмазоковы, Кашироковы - в Большой Кабарде, и Жогишевы, Хапцевы, Астемировы, Кохужевы - в Ма­лой Кабарде.

В большинстве своем уздени произошли от слуг князей после самовыкупа. Они всегда должны были быть во всеоружии и со­провождать князя во все походы. Фактом является то, что они были свободными людьми, не зависимыми от князя. Именно это­му сословию историки приписывают основные заслуги в отстаи­вании чести и свободы Кабарды.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий