Религия

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Религия

Древние черкесы приписывали все события, все мирские дела и все хорошее и дурное, что случалось в жизни человека, воле создателя, воле того, кто создал небеса и землю, и делали все возможное, чтобы умиротворить его заклинаниями, молитвами и жертвами. Они забивали быков и раздавали их как подношения, чтобы обеспечить себе милосердие и пощаду во время войн и болезней.

Исторически черкесские религиозные верования про­шли в своем развитии три этапа: язычество, христианство и мусульманство. Каждый из них оставил свой отпечаток на обычаях и традициях, многие религиозные учения со временем становились национальными обычаями и тради­циями, хотя люди и забывали их происхождение. В древние времена черкесы обожествляли различные естественные силы, особенно солнце и деревья. У них были священные сады и леса /тхашаг/, куда не подпускали даже зверей. Люди собирались в этих священных лесах, чтобы читать молитвы и заклинания. Некоторые из них даже взбирались на деревья, чтобы быть ближе к создателю и обратиться к нему.

Самым главным богом у черкесов был Шибла — бог молнии, которого они очень боялись. Он соответствовал греческому богу Зевсу и был олицетворением силы и жестокости. Если кто-либо хотел навлечь на кого-то зло или несчастье, он говорил ему: «Пусть гром поразит тебя!» За ним следует Мазитха, бог леса, который был символом благополучия и счастья. Он слыл сказочно богатым, поэтому о богатых людях обычно говорили: «Он богаче, чем Мазитха». Третьим по значимости является Ахин, бог полей, который, как черкесы верили, посылал на их поля большую желтую корову с лепешкой из желтого сыра вокруг шеи, как знак доброй воли. Эту корову называли «коровой Ахина».

Был ещеддин очень важный бог — бог железа и огня по имени Тлепш, который был также богом кузнечных дел и ковал мечи для героев. Он соответствовал греческому богу Гефесту. В древних песнях его называют «нашим дорогим и приемным богом». Предание свидетельствует, что именно он выковал меч для героя Андемиркана.

И Прометей, титан, укравший святой огонь, все еще жив в памяти нашего народа. Старики утверждали, что высоко в горах был прикован в течение 1000 лет старик, и его горестные крики раздавались по ночам, когда страшный орел клевал его печень.

При внимательном изучении этих легенд можно уверенно сказать, что древние греки заимствовали многие из своих мифов у кавказцев, так как они хорошо знали их и их страну.

Христианство было вторым этапом в истории черкесской религии. Адыги были обращены в христианскую веру в годы правления императора Юстиниана в 6 веке нашей эры. Результатом этого стало укрепление связей между нашим народом и Византийской империей. Юстиниан прилагал все усилия, чтобы добиться союза с адыгами, которые встретили его добрые чувства покорностью, верностью и уважением, и возвели его в ранг святого. Они стали клясться его именем и его обеденным столом. Так как наши предки редко упоминали имя создателя и не клялись его именем, они часто использовали имя уважаемого человека, чтобы подкрепить правдивость своих слов.

Именно во время правления Юстиниана были построены исторические здания и древние церкви, все еще существующие в Черкесии. Этот факт показывает степень культуры и развития искусства в то время у черкесов, и когда появилось новое архитектурное направление, они смогли сразу же воспринять это новое направление в сфере изящных искусств и ремесел.

В те времена черкесы называли монаха или священника «шоген», а епископа — «шахник». Первый епископ, прибывший из Греции, остановился в месте, которое называлось «мазкурган», недалеко от современного города Нальчика /буквально лесистая возвышенность/. Некоторые из наших известных знатных семей восходят к этим епископам и священникам. У нас еще сохранились семьи с фамилиями Шоген или Шоген-Рум и Шоген Гирге. Не все священнослужители были православными, среди них были и римские католики. После падения Византийской импе­рии, которая обычно присылала священников черкесам, и захвата Константинополя оттоманскими тюрками христианство на Кавказе стало приходить в упадок.

Смертельный удар по христианству на Кавказе был нанесен в 1717 году, когда оттоманский султан Ахмед III договорился с крымским ханом Девлет Гиреем об обращении адыгов силой оружия в мусульманскую веру. Многие служители церкви были убиты, их священные книги преданы огню, епископские посохи сломаны, а свиньи, которых они держали, уничтожены. Их горестная судьба дала начало поговорке: «Да лишишься ты своего богатства, как епископы лишились своих посохов».

На Кавказе и сейчас можно найти церкви и древние постройки, в которых были обнаружены медные кресты, древесный уголь и ладан, сохранившиеся еще с тех времен. Более того, святой Георгий все еще считается святым покровителем всех кавказцев.

Адыги приняли ислам не одновременно. Сказанное выше относится только к кабардинцам. Что касается племен, живущих на Кубани и восточном побережье Черного моря, они не были мусульманами до 19 века, то есть почти вплоть до массового переселения в 1864 году. По видимому, они приняли ислам, когда потеряли всякую надежду на помощь европейских государств в их борьбе против русских и нуждались в помощи Оттоманской империи. Они были обращены в ислам последователями имама Шамиля и его наибом Мухаммедом Амином, который приложил немало усилий, чтобы обратить их в новую веру.

Несмотря на то, что черкесы приняли ислам более ста лет назад, воспоминания о христианской вере все еще живы в них. Люди все еще рассказывают, что наши предки возвели в святые «Аус Гирга» /греческий Иисус/. В одной из старинных песен утверждается, что он благословил меч упоминавшегося выше национального героя Андемиркана.

Кроме того, Моисея зовут Аймие, царь Давид известен как Тли-япш, а бог как Тха. Старики рассказывают, что наши деды не ели мяса весной и верили, что никто не сможет ворваться в дом, на крыше которого находится крест.

Пятница все еще марем /день нашей богородицы Марии/, а воскресенье — тхамахо /день бога/.

Еще более курьезно, что. после принятия адыгами ислама многие христианские обычаи и традиции стали национальными. Отметим, что следующие обычаи имеют христианское происхождение: нельзя жениться на двоюродной сестре — это является одной из традиций ортодоксальной церкви. Адыги, однако, не связывают эту практику с христианским влиянием, а полагают, что это национальный обычай, и жениться на кузине считается позором и нарушением Хабза. Кроме того, они не совсем отказались от креста, а лишь изменили его форму. В дни засухи дети ходят по улицам с деревянным крестом, натянув на него старые одежды, чтобы придать ему вид человека, и называют его Ханце-гуаше. Они идут от дома к дому, распевая песни, в которых молят бога о милосердии и дожде. Детям дают сладости, которые они делят между собой.

Поговорка гласящая: «Ударь хлебом в того, кто ударит в тебя камнем», возникла, вероятно, во времена христианства и указывает на необходимость терпения. Более того, она напоминает нам заповедь Христа: «А я говорю тебе, чтобы ты не противился злу: кто бы ни стукнул тебя по правой щеке, подставь ему еще и другую» /Матфей, 5:39/.

Алкогольные напитки были запрещены после принятия ислама, однако, многие еще употребляют свой национальный напиток «махсима» или «буза», который является одним из крепчайших напитков. Он приготавливается из пшена и меда. Этот напиток тем не менее не считается запрещенным, и черкесы полагают, что его употребление — национальный обычай, не имеющий ничего общего с религией. Более того, в праздничные дни и в течение месяца Рамазана они имели обыкновение выставлять перед мечетями бочонки, наполненные этим напитком, чтобы все могли угощаться. Они считали это проявлением доброты и благожелательности.

Несмотря на религию и ее заповеди, черкесы были простодушны и суеверны, верили в силу заклинаний и колдовства. Они также верили в существование неземных существ, таких, как «тхаухуд», которые появлялись время от времени и были безвредны, и «уд» — злых духов, которые были не безвредны, появлялись в разных обличьях, могли свободно превращаться в овец, собак и т. д. и могли летать. Они представляли, что эти существа собираются в определенных местах и пытаются причинить людям вред.

Проницательных и умных женщин и сейчас называют «уд». Предполагали, что «уды» — это группа колдунов, которая занималась черной магией и вредила людям. Однако никто не верил, что они умнее человека, и одна из адыгских пословиц гласит: «Люди знают то, чего не знают уды».

Люди верили и в существование русалок в зарослях и чащах на берегах рек. Говорили, что это были женщины со светлыми волосами, голубыми глазами и длинными острыми ногтями. Утверждали даже, что некоторым удавалось поймать русалку, взять ее домой и воспитать.

Среди черкесов существовала вера в джинов, и даже говорили, что некоторые мужчины были женаты на женщинах-джинах, которые, как гласила молва, были чрезвычайно красивы.

Они полагали, что лунатизм является результатом переселения джина в тело человека. Поэтому люди обычно «изгоняли» джина заклинаниями и специальными лекарственными травами.

Черкесы также полагали, что земля имеет сферическую форму и держится на роге огромного быка, стоявшего в чаще, которая находилась на воде, и все это висело в воздухе. Землетрясения они объясняли тем, что злая муха укусила быка, тот разъярился и резко зашевелился, что и вызвало колебания земли.

Третьим этапом в развитии религии черкесов является исламский период, о котором мы расскажем в одной из глав этой книги.

Что касается нашего национального языка, то это гибкий, флективный язык, способный передавать мысли без чрезмерного обращения к иностранным словам. Он отвечает требованиям литературы, поэзии и ораторского искусства, но еще недостаточно глубоко изучен европейскими учеными. Во всяком случае, это один из древнейших европейских языков, который напоминает древнеиндийский язык /санскрит/, а также литовский. В нем также большое число древнеевропейских корней и слов, таких, например, как маза'/луна/ и гава /зерновые/. По своей структуре и корням они похожи на латинские, но подвергались значи­тельному влиянию кавказских языков.

Добавить комментарий

Комментарии


Защитный код
Обновить

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий