Осетины
Осетины называют себя ир или ирон, а свою страну — Иронистан, около половины слов в их языке составляют слова мидийского происхождения.
«По свидетельству Геродота, мидийцы называли себя ирионами, а их страну, которая сейчас является частью Персии, называют Иран. В старинных надписях Накши-Рустама и Керманшах правителей Персии со времен сасанидов называют «Малка Иран ве Аниран», что означает «правитель Ирана и не Ирана». Итак, мы видим, что, как язык, так и само название свидетельствует о том, что осетины и древние миды /мидийцы/ имеют общее происхождение. Согласно широко распространенной легенде, они не всегда жили на Кавказе, а пришли сюда с Дона. Диодор из Сицилии писал, что скифы создали в Сарматии мидийскую колонию».
Так как осетины утверждают, что они пришли с Дона, весьма вероятно, что они являются потомками мидийских сарматов, и труднообъяснимые слова в их языке, должно быть, являются сарматскими словами. Самое раннее упоминание об аланах относится к 85 году н. э., когда, по утверждению Йозефа, они занимали Кубанскую равнину. Позднее они занимали земли на Дону и Днепре, где вместе с германскими племенами выступали против римлян. Согласно легенде, отец императора Максима — гот, а мать—аланка. Вторжение гуннов вытеснило их со степных равнин, а их остатки нашли убежище на Кавказе, где, вероятно, уже в 5 веке они заселили современную территорию их обитания. Грузинская царица Тамара обратила их в христианство, но турецкие племена вытеснили их с более низких равнин и распространили исламскую веру в захваченных местах. Но осетины, однако, даже во времена упадка сохраняли за собой верхнее ущелье — ключи Кавказа.
В византийских хрониках осетины никогда не упоминались под этим именем. Однако в 10 веке местность, где сейчас живут осетины, подчинялась Алании и являлась ее основной частью. Доказательством тому служит утверждение Константина Порфирогенета о том, что «Алания расположена по соседству со Сванетией».
В начале XI века Мстислав Владимирович захватил остров Тамань, который принадлежал князю, имя которого он не упоминает, но о котором говорит, что тот был правителем ясов и касогов, т.е. «князем Алании и Каза-кии» /Черкесии/.
Ясы — это те же асы, которые были известны в XIII веке как племя бродячих монахов. Это подтверждает, что асы — это те же аланы, а позднее — осетины.
Птоломей, помимо осилианцев, упоминает об аланах и Аланских горах. Весьма вероятно, что часть племени асов осталась в устье реки Дон, где они основали город Азак /Азов/, существовавший, по-видимому, с ранних времен. Именно аланы или асы Дона служили татарину Ноге, а после его смерти перешли на службу к греческим императорам.
Та часть аланов, которая пришла с Дона, потомками которых являются сегодняшние осетины, поселилась на Кавказе в 10 веке, а по свидетельству грузинских хроник — еще раньше. Пачимер также отмечает, что осетины, испугавшись возможного вторжения Тимура, покинули равнины и ушли высоко в горы.
По этой же причине древние арабские географы называли страну аланов «белад алан» /аланская страна/, а Дарьяльско ущелье — «баб-алан» /аланские ворота/.