Положение черкесов в XVIII веке

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Положение черкесов в XVIII веке

Отношения между черкесами и русскими не претерпели каких-либо заметных изменений в 18 веке. В течение этого периода черкесы жили в изоляции от цивилизованного мира. Их окружали враги: на севере — русские, на юге — турки. Долгое время это было серьезным препятствием на пути цивилизации и прогресса на Кавказе.
Если мы обратимся к истории этой территории с начала 18 века, то обнаружим, что политические отношения черкесов и турок не имели никакого развития до самого конца этого века. Точно так же оставались неизменными в течение всего этого периода и отношения между русскими и черкесами.
Турки пользовались некоторым влиянием в определенных частях Кавказа, особенно в прибрежных городах на Черном море, таких, как Анапа, Суджук и Сухум-Кала, где были расквартированы некоторые турецкие гарнизоны. Их влияние ограничивалось, однако, крепостями, в которых они жили. Из этого можно заключить, что они не имели влияния на черкесов и были плохо осведомлены об их положении и длительных войнах, которые шли в их стране.
Никто из жителей этих обширных территорий не признавал оттоманского, господства, кроме нескольких групп татар-мусульман, живших на правом берегу реки Лабы. Эти татары были в то время в состоянии постоянного конфликта с черкесами-христианами, и это привело их к признанию, хотя и чисто, символическому, турецкого господства.
Некоторые оттоманские правители и паши пытались проникнуть в Черкесию и распространить там свое влияние в качестве первоначального шага к ее последующему подчинению. Эти попытки, однако, не имели успеха. Нe будет преувеличением сказать, что ни одна оттоманская армия не вступала на земли шапсугов, абадаехов и убчхов; не смогли они достичь и Южной Абхазии. Самое большое их достижение — это то, что они сумели завоевать на свою сторону несколько родов в Сухум Кале и вокруг него и обратить их в ислам. После того, как. одной из этих семей был дарован княжеский титул, Высокая Порта признала ее и назначила править Южной Абхазией. Нет нужды говорить, что эти немногочисленные «сепаратисты» не могли усилить оттоманское влияние на Кавказе.
Население считало турок врагами, но самую глубокую ненависть они питали к русским, к которым у них Не было никакого доверия, особенно с. тех пор, как между ними началась война не на жизнь, а на смерть.
Несмотря на разницу в вероисповедании и тот факт, что Черкесия сохранила независимость и свободу, турки продолжали наносить на свои карты черкесские земли как часть Оттоманской империй под Названием «Черкесия». Еще более любопытен тот факт что по Адрианопольскому договору 1829 годз турки согласились передать Черкесию России. Известно, что Высокая Порта He обратила внимания на протесты черкесов против того, чтобы с согласия Турции их страна была объявлена неотделимой частью России.
После того, как турки символически отказались от всех своих притязаний: и, мнимых прав на Черкесию в пользу России, царь приказ.ал своему флоту и войскам блокиро­вать ее. и оккупировать силой с тем, чтобы ее захват мог стать совершившимся, фактом.. Это привело к войне между русскими и черкесами.
и Южной Абхазией, кроме названной выше семьи, не подчинился новым, хозяевам. Однако и эта семья без колебаний отреклась» от ислама и приняла христианство.
когда Россия признала княжеское звание, права и привилегии, дарованные ей ранее Блистательной Портой. Чтобы достичь своих целей, князь Хамид-бей принял христиан­ство, стал православным и назвал себя князем Александром, не отказавшись, однако, от многоженства.
Многие южные кавказцы последовали его примеру: сваны, грузинское племя, тоже приняли христианство, став православными христианами. Деньги и подарки, на которые не скупился царь, облегчили эту задачу. Каждому давали рубашку, серебряный крест и деньги. Вновь обращенным очень понравился такой метод крещения, и они требовали, чтобы их крестили по нескольку раз в год.
Их обращение в христианство было выгодно русским, так как кавказцы дали клятву не причинять русским беспокойства, не принимать участия в кампаниях против них, не бойкотировать русские товары. Они продолжали торговать в Сухум-Кале. С другой стороны, они отказались принять русских монахов и священников на своих территориях, а также отказались разрешить русским войскам пользоваться своими дорогами или разместиться в какой-либо части страны.
Вскоре русские поняли, что их миссионерская деятельность, несмотря на постоянные усилия и финансовые затраты, не могла принести им особых выгод и не давала практических результатов. Стало ясно, что нелегко будет склонить этот мудрый народ на свою сторону.
Северные народы Кавказа полностью отказались от русского вмешательства в свои дела, и русским пришлось довольствоваться их символическим подчинением, не достигнув при этом никаких практических результатов. Чтобы подчинить их, русские возвели крепости на берегах Черного моря, на берегах реки Ингури и на границах провинции Имеретии. Кроме того, русские прибегали и к мирным средствам и пытались склонить черкесов на свою сторону и завоевать их доверие, открывая торговые центры и вступая с ними в торговые отношения.
Сваны почти не вели военных действий против русских. Однако они продолжали нападать на Имеретию, несмотря на перемирие с русскими, которые правили этой грузинской провинцией. Русские не принимали ответных мер, ибо понимали, что действительное подчинение этих племен потребует гигантских усилий и бесчисленных жертв.
Русские также боялись северных племен и осетин, поэтому они предпочитали позволить событиям развиваться своим ходом и отложили свои военные операции до более благоприятного случая.
Осетины долгое время были с русскими в состоянии, подобном состоянию перемирия, охраняя, таким образом, русские коммуникации. Они не мешали им пользоваться Дарьяльским перевалом, ведущим в Грузию.
Население Большой и Малой Кабарды выступило с решительными возражениями против расширения русских владений за счет их территорий, и долгое время оказывало русским сопротивление всеми имевшимися в их распоряжении военными силами. Однако после кровопролитных боев они были покорены. Кабардинцы не могли продолжать сопротивление, потому что в их краях не было естественных стратегических позиций. Кабарда представляет собой широкие равнины без гор и ущелий. Это делало оборону невозможной и облегчало задачу русских, которые осуществляли вторжение большими силами.
Однако некоторые князья склонились на сторону России, чтобы сохранить свое господство и личные привилегии, так как они знали, что русские относились к высшим классам снисходительно. Они оставляли за ними право носить оружие, не вводили русской администрации и облагали их низкими налогами. Военные силы, известные как кабардинская дивизия, которая считалась неотъемлемой частью русской армии, состояла, в основном, из других народов, черкесов в ней было совсем мало.
Хорошо известно, что когда русские опустошили Кабарду, многие черкесские семьи добровольно переселились за Кубань, чтобы избежать их господства. Они намеревались продолжать борьбу вместе со своими братьями из других племен, живущих за Кубанью, где они основали новые поселения. Их впоследствии называли «Хаджерет» /переселенцы/.
Чтоб защитить себя от постоянных набегов кабардинцев, русские построили в Кабарде много крепостей. Наиболее известные среди них — это крепости Шерег, Урвань, Нальчик, Шегем, Кабан, Баксан и Майская.
В 1844 году кабардинцам снова предоставилась возможность выступить против русских, когда имам Шамиль пришел в Кабарду во главе двенадцатитысячной армии. Он опустошил казачьи крепости и станицы и направился на запад, к Кубани. Кабардинцы отказались от русского подданства и многие из них присоединились к имаму Шамилю в надежде сбросить русское господство. Однако они не смогли продолжать борьбу, ибо знали, что их страна 'была* непригодна для защиты и затяжных войн, так как в ней не было естественных фортификаций. Кроме того, они не хотели подставлять свою страну под угрозу опустошительных набегов фанатичной армии чеченцев. Поэтому они игнорировали настоятельные призывы имама Шамиля и бездействовали. Имаму пришлось отступить. Сотни кабардинцев скрывались в Дагестане, чтобы избежать кары русский за прежнее сотрудничество с имамом.
Мелкие черкесские племена, которые жили на берегах Малой Кубани Лабы и Урюпа, некоторое время оказывали русским: сопротивление и небезуспешно, но, в конце концов, были вынуждены прекратить борьбу, так как их было мало, и они были бедны. Некоторые покорились России, другие предпочли переселиться. левый берег Лабы, где они жили по соседству с крупным абадзехским племенем и, в конце концов, слились с нгим. Только племена татар, которые жили рядом с Эльбрусом и Наурузом, и татары, жившие у Кубами, полностью подчинились России без всякого сопротивления.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий