Война в Кабарде и ее оккупация

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Война в Кабарде и ее оккупация

Кабарда лежит в центральной части Кавказа и располо­жена на путях сообщения между его западной и восточной части, между Каспийским и Чёрным морями, поэтому русские должны были начать свое наступление на Кавказ с нападения на Кабарду. Тогда они сумели бы отделите Западный Кавказ от Восточного и разделить кавказский фронт на две части. Оккупации Кабарды имела и другое стратегическое значение. Впоследствии им понадобилась бы сухопутная дорога, пересекающая весь Кавказ и соеди­няющая столицу Грузии, которая капитулировала перед русскими, и Ставрополь, базу и центр йхвоенных действии на Северном Кавказе. Самый короткий путь, соединяющий эти две точки, пересекает Кавказ с севера на юг Он начинается в Кабарде, проходит через Осетий по Дарьяльскому ущелью и заканчивается в Тифлисе.

Вначале русские думали, что захватить эту страну будет легко так как она равнинная и не имеет естественных преград. Однако прежде чем начать военные действия, они решили, если удастся, подчинить ее мирными средствами и политическими переговорами. Они предлржили ка­бардинцам послать делегацию для переговоров в Тифлис.

Последние послали двух представителей — Хатохшоко и Хамирзоко, которые были тепло приняты русскими. Они пытались убедить кабардинских послов, что целью их приглашения было договориться о землях для прокладки путей сообщения между русской базой на севере и Грузией на юге. Русские щедро одарили их ценными подарками, и, когда делегация вернулась в Кабарду, она представила этот вопрос народному собранию. Основная просьба, с которой царица Екатерина II обратилась к кабардинцам, заключалась в том, чтобы они разрешили строительство дороги, соединяющей Екатериноград и Владикавказ на Северном Кавказе параллельно левому берегу реки Терек, а также военных постов вдоль этой дороги.

Русские просили двух представителей делегации убедить кабардинцев, что просьба была справедливой, благопри­ятной и простой, более того, она будет способствовать развитию хороших отношений между обеими сторонами. Кабардинский народный совет, однако, сознавал, что русская просьба означала вмешательство во внутренние дела, и посягательство на национальную независимость, хотя просьба была представлена в мирном виде и внешне выглядела несложной. Поэтому собрание отклонило просьбу русских, прислушавшись к совету тогдашнего кади религиозный судья Шогеноко, который в своей речи на совете сказал следующее:

«Однажды человек ехал верхом на лошади. Вдруг лошадь понесла и помчалась во весь опор. Люди, видевшие это, стали кричать всаднику: «Прыгай с коня». Всадник ответил: «Зачем мне это делать, когда рано или поздно лошадь сделает это сама».

Этой притчей он хотел дать им понять, что русские решили занять их земли, хотят они этого или нет, и что нельзя было добиться никаких выгод кротостью, которая не убедит русских отказаться от своих намерений. Он также заявил: «Если мы так легко удовлетворим просьбу русских, они захотят еще большего, и им не понадобится больших усилий и времени, чтобы захватить наши земли и подчинить нас. Да хранит нас бог от их злых дел и интриг».

Князь Хамирзоко встал и сказал: «Я думаю, что мы все верим в справедливость и полагаемся на нее. Основная цель русских —^заманить нас любезными словами и соблазнить ценными подарками, блестящими наградами и высокими званиями. А затем они приберут к рукам нашу любимую родину. Я прошу бога защитить нас и не дать никому из нас соблазниться русскими подарками и подкупами. Пусть он  /бог/ помешает нам взять нечистые деньги и продать свою страну. Мы должны показать пример последующим поколениям, совершив дела, достойные подражания». Сказав это, он взял все русские подарки, среди которых были золото, алмазы, украшения и деньги, и бросил их в реку Баксан. Народ одобрил его поступок и приветство­вал его громкими аплодисментами и криками: «Это поступок достойного человека, продиктованный ему чистой сове­стью».

За ним выступил князь Хатохшоко. Он сказал: «Если старшие позволят, я бы хотел выступить. Чтобы не было никаких недоразумений, я бы хотел объяснить, почему мы приняли эти дары. Подарки дарят и принимают с древних времен. Но так как принятие подарков приобрело другой смысл, мы отказываемся от них. Если подрастающее поко­ление последует нашему примеру, мы будем счастливы. Да спасет бог Кабарду».

Люди были взволнованы и решили вернуть все русские подарки, а просьбы отклонить. Они также отказались разрешить русским строить дороги в своих краях и возводить крепости и деревни для казаков, и решили считать каждого черкеса, который будет вступать в связи с русскими или принимать от них подарки, посты или награды, врагом своего народа и предателем, заслуживаю­щим наказания.

Кабардинцы далее решили на том сходе назначить опытного правителя, чтобы вести дела земель, лежащих за Кубанью, так как в это время они страдали от беспорядков и внутренних разногласий. Это решение было своевре­менным и необходимым, поскольку жители этой территории постоянно ссорились и воевали друг с другом, не желая мирно сосуществовать. Казбек Ханоко был назначен управителем дел кубанских черкесов, которые насчитыва­ли тогда не меньше десяти тысяч семей. Он был облечен полной властью, и люди должны были подчиняться ему. Известно, что он превосходно справился со своими обязанностями и обеспечил безопасность, так как обладал такими качествами, как благородство, справедливость, решительность и понимание. За эти качества его называли «Великий Казбек».

Русские, однако, не очень обрадовались его назначению и пытались склонить его на свою сторону. Императрица

Екатерина хотела укрепить свои связи с ним, и когда однажды она узнала, что он хорошо обошелся с донскими казаками, использовала это как предлог, чтобы вступить в контакт с ним. Екатерина послала к нему человека с ценными подарками, но он отказался от подарков, сказав пословицу: « Так как я не могу ответить Ее Вели­честву тем же, послав ей подарки, достойные ее величия, я сожалею, что должен отослать подарки назад с благо­дарностью. Я уверен, что этот поступок не обрадует Ее Ве­личество, но я прошу ее не искать в моем шаге недобро­желательства и принять мою благодарность за ее исключи­тельное великодушие. Так как я вынужден отказаться от подарков, которые я не заслуживаю, заявляю, что все мое богатство не составляет и части стоимости этих великодушных подарков. Если мне когда-нибудь удастся отплатить за них, я приму ее дары без колебания».

Когда посланец объяснил ему, что от ее подарков нельзя отказываться, так как такой поступок будет неприличным и его могут посчитать оскорблением, он сказал: «Вы полагаете позором отказаться от подарка, а мы считаем позором взять подарок, не вернув подобный. Кто же прав?» Посланец забрал подарки, понимая, что этот отказ от подарков царицы был своего рода объявлением войны России. Этот инцидент стал началом серии длительных войн.

Русские пытались ослабить Кавказ изнутри с помощью политических маневров. Когда это им не удалось, для достижения своих целей они обратились к войне, однако, понимая, что им сначала следует принять необходимые меры, чтобы изолировать Кавказ от соседних государств. Они решили оккупировать сначала Крым, чтобы свободно использовать свой флот. Таким образом, они смогли бы отгородить Кавказ и его побережье от Запада и лишить его военной помощи, которая могла прийти с этой стороны.

Крым получил независимость согласно Кючук-Кай-нарджийскому договору между Россией и Турцией, но это означает, что он должен порвать отношения с Оттоманским государством, которое до этого правило им. Эта независи­мость была лишь просто шагом к тому, чтобы потерять ее, ибо едва Крым стал независимым, как в 1783 году генерал Потемкин оккупировал его и присоединил к России. Существовавшее положение не позволило оказать России сопротивление.

Русские, однако, не успокоились на этом и захватили также Таманский полуостров около Керченского пролива и Кавказа, а затем северную часть реки Кубань у ее устья. Все это было сделано, чтобы контролировать проливы и Азовское море, приблизиться к Черкесии по Кубани, поставить ее под угрозу прямого удара и изолировать ее.

Нет нужды повторять, что русские сумели захватить Грузию на Южном Кавказе, и это делало кавказцев уязвимыми также и с юга, их положение ухудшалось, и им стало чрезвычайно трудно защищать свои родные края.

В дополнение к политическим, Екатерина II предприняла также и ряд военных мер подготовительного характера. В 1792 году она вывезла большое число запорожских казаков и расселила их на Кавказе около Ставрополя и на берегах реки Кубань. Рассчитывая на помощь немцев, она разрешила им селиться в Южной России и вступать в русскую армию, занятую в военных действиях на Кав­казе. Многие немецкие генералы и командиры служили в этой армии. Закончив все эти приготовления, импе-риатрица решила, что готова к войне. Первый удар рус­ские нанесли в районе Терека. Кабардинцы встретили их, полные суровой решимости освободить территорию Моздока. Несмотря на свои смелые контратаки, кабар­динцы не смогли добиться ощутимых результатов в этом районе.

Русские же, благодаря укрепленным рубежам, сумели отстоять, и удержать этот фронт..В 1786—1789 гг. под предводительством Хатохшоко и Айджеруко кабардинцам удалось захватить рубежи Александровской и Новосирто-ва. На этом этапе войны все бои носили характер атак и контратак, в которых побеждали то русские, то черкесы. Ни одной из сторон не удавалось добиться решительных результатов.

Позднее кабардинцам удалось захватить Кизляр и взять в осаду моздокские укрепленные позиции с помощью своих соседей, чеченцев. Моздокские позиции, однако, недолго оставались в руках кавказцев, так как русские атаковали их большим числом и вернули себе. Таким образом, им удалось удержать линию укрепления, в которую входило несколько мощных рубежей, таких, как Моздок, крепость Александровская, Георгиевск, под командованием генера-л а фон Якоби.

В 1785 году русские сумели проникнуть в Чечню до реки Сунжа.   Они   выслали   разведывательный   отряд под командованием Пьерри. Кабардинские войска, прибыв туда, яростно атаковали и значительно потеснили русских, когда прибыли чеченские отряды во главе с шейхом Мансуром. Две кавказские армии окружили русских и полностью истребили, их несмотря на попытки казаков и армян помочь русским, которым они были верны; никому не удалось бежать.

Дагестанские войска не принимали участия в этой битве, так как они были заняты преследованием русских солдат, которые вошли в Грузию и расположились там. Жители Кубани выступили с контратаками и смогли помешать русским прийти на помощь армиям, которые вели бои против" кабардинцев и чеченцев в долине реки Терек.

Несмотря на ряд крупных боев и большие усилия, русские в тот период еще не могли реализовать свою основную задачу, а именно — проникновение на Кавказ по суше с севера на юг и дальше в Грузию. Но эти войны не были бесполезными, так как русские заняли отличную позицию в долине Терека, которая могла послужить важной базой для военных операций в будущем. Что же касается кавказцев, то им удалось остановить продвиже­ние русских войск, но только временно. Хотя успех этих боев был кратковременным, он побудил кавказцев продол­жать свои частые атаки, и они достигли реки Маныч, которую удерживали до 1807 года. Но эпидемия, вспыхнув­шая в Астрахани, вскоре распространилась до Маныча, а затем Кавказа, и заставила кавказцев оставить свои позиции и отступить к югу. Можно сказать, что русским везло, так как и сам бог, и эпидемии помогли им в достижении целей.

Таково было положение, пока на арене не появился Ермолов. Это был генерал, который прославился в период Отечественной войны 1812 года. Он был назначен генерал-губернатором Казказа и главнокомандующим действую­щих сил, брошенных на его завоевание. У него было триста тысяч солдат, которые составляли армию, отбросившую Наполеона. Русские были твердо убеждены, что огромная армия, которая разбила Наполеона, будет достаточной, чтобы покорить кавказцев и подорвать их дух и военную силу. Однако Ермолов, прибыв на Кавказ и ознако­мившись с положением, убедился, что будет нелегко разделаться с Кавказом одним ударом, какой бы сильной ни была атакующая армия. Он решил, что Кавказ был своего рода крепостью, которую нельзя было взять иначе, как предварительно развалив ее всеми возможными способами.

Завершив военные приготовления, Ермолов начал обширное наступление по всему кавказскому фронту, но главный удар был направлен на центр, на Кабарду. Генерал делал все возможное, чтобы разбить силы, защищавшие этот район, так как надеялся, что захват этих территорий принесет ему военные и стратегические выгоды.

Кавказцы считали, что прибытие Ермолова грозит им опасностью и несчастьем. Им пришлось принимать спешные меры, чтобы подготовиться к встрече с нависшей угрозой. Они оказались перед выбором: начинать ли атаку до того, как их захватят врасплох и тем самым расстроить планы врага, или ждать его нападения и положиться на ход событий. Они выбрали первый вариант, ив 1819 году начали яростное нападение. Однако Ермолов был готов встретить их и ответил неудержимой контратакой.

Ермолов направил свой удар против Кабарды и лично командовал армиями, которые были брошены туда. Он был свиреп в бою и не останавливался ни перед какими преступлениями и зверствами. Он разрушал все и превра­щал завоеванные территории в кладбища и груды руин. Его варварские действия, однако, не приносили пользы, ибо они только усиливали враждебность кавказцев против русских и их энтузиазм к сопротивлению. Кабардинцы отступили к югу, оставив свои опустошенные земли. Они отошли к склонам Кавказских гор, до самых границ Ошхамахо, горы Эльбрус, где заняли новые рубежи и отвечали на атаки русских яростными контратаками, и таким образом, сумели уничтожить много русских батальонов. Война в этом районе превратилась в человече­скую бойню. Встретив такое сильное сопротивление, русские, несмотря на свои бесчисленные ряды, не могли продвинуться дальше и довольствовались тем, что заняли склоны Терской долины; кровавые раны, нанесенные кавказцами в годы тех варварских битв, кровоточат и сейчас.

Боевые действия в этом районе закончились в 1832 году, когда Кабарда перешла в руки русских, и ее население уже не могло открыто вступить в борьбу. Однако большое число кабардинцев покинули страну,отказавшись оста­ваться под русским господством, и переселились за Кубань, где обосновались среди своих братьев-абадзехов, возвели деревни и начали жизнь заново.

Этих переселенцев называли «хаджерет», они были самыми отчаяными бойцами. Они продолжали борьбу вместе с остальными своими братьями, которые не склонили головы перед русским господством. Кабардинцы проводили неожиданные набеги и яростные атаки на русские позиции и армии в Кабарде. Они нападали даже на своих братьев, кабардинцев, которые подчинились русско­му господству.

Среди хаджеретов, которые прославили свои имена, о которых говорили с гордостью и уважением, были Хатохшоко Мухаммед, который являл примеры высочай­шего мужества, и Жансетуко, который был известен своими выдающимися военными способностями.

Итак, Кабарда потерпела поражение. Она представляла из себя звено между Восточным и Западным Кавказом и была центром длинного кавказского фронта. Ее поражение означало, что русские захватили превосходную позицию и получили преимущества, которые оказались решающими в будущих операциях. Они сумели закрепить­ся в ближайшей точке Кавказа, разделить кавказский фронт на две части, пересечь Кавказ с севера на юг по Терской долине и Дарьяльскому ущелью и связать Северный Кавказ и Грузию по суше через Кабарду. Грузия сдалась русским без борьбы, чтобы избавиться от угроз персов и турок, которые никогда не упускали случая напасть на нее. Наконец, русские избавились от нападений кабардинцев, которые постоянно выступали в содружестве со своими соседями, в частности, чеченцами, и направили свои силы на другие важные военные операции как на Восточном, так и на Западном Кавказе.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий