Обстановка после Адрианопольского мира

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Обстановка после Адрианопольского мира

Обстановка после Адрианопольского мира: прибытие наи­ба в Черкесию и распространение ислама.

После вывода турецких войск с территории Кавказа черкесы полагали, что никто больше не будет тревожить их на родной земле. Они надеялись, что смогут обрести полную свободу, так как русские не выказывали по отношению к ним никакой враждебности, когда они изгнали турок из прибрежных крепостей. Более того, русские обещали черкесам не вмешиваться в их внутренние дела или не посягать на их национальную независимость. Это было сделано для того, чтобы ввести их в заблуждение и выиграть время для строительства крепости на побе­режье Черного моря и вдоль Кубанской линии.

Однако обмануть черкесов было не так просто. Когда черкесы поняли, что русские не собираются выполнять свои обещания и уже начали нарушать их границы, они направили туда свои войска. Кроме того, они послали в Россию делегацию с протестом против агрессивных действий русских. Российские власти ответили, что по Адрианопольскому миру 1829 г. Турция отказалась от Кавказа в пользу России и, таким образом, черкесы стали подданными России. Получив такое известие, черкесы были поражены, поскольку они не предполагали, что султан мог отдать кому-то страну, которая ему не принадлежала и которой он никогда не правил. По этому поводу был созван всеобщий сход, на котором было решено не признавать акцию султана, сопротивляться русским всеми возможными силами, а также послали депутацию в Константинополь с тем, чтобы выразить протест султану и просить его отменить договор с Россией.

Делегацию поручили возглавить Сефер-бей Зану, знавшему турецкий язык. В свое время он оказал много полезных услуг туркам, когда они правили Анапой, прибрежным городом, где он родился. Они были уверены, что он будет иметь в Константинополе определенное влияние и пользоваться уважением. Однако Порта приняла делегацию неофициально и встретила ее довольно холодно, чтобы не вызвать недовольства русских.

Турки, недовольные тем, что Россия так легко расправи­лась с Кавказом, не скупилась на советы и соблазнитель­ные обещания с намерением разжечь желание возобновить войну против общего врага. Турецкие власти пытались убедить делегацию, что султан отдал их страну России не из-за слабости, а в наказание за непокорность султану и нежелание принять ислам.

Они прибавили, что у черкесов есть возможность вернуть расположение султана при условии, что они продолжат войну против русских, примут ислам и станут верными подданными «Повелителя правоверных». В противном случае султан не будет заниматься черкесскими делами, и ему будет безразлично, кто будет править «неверующим» и непокорным народом: Россия или другое государство; если же они стали бы верующими и его подданными, он с удовольствием правил бы ими и не пожалел бы сил, чтобы спасти их от господства русских неверных /гяуров/. Чтобы убедить черкесскую делегацию в своей искренности, турки оказали им гостеприимство. Султан одарил их подарками. Помимо этого один из турецких пашей обещал послать им пушки, снаряды и другое необходимое вооружение.

Делегация вернулась без каких-либо ощутимых практи­ческих результатов, но с льстивыми и соблазнительными обещаниями. На всеобщем сходе, созванном специально для этой цели, она доложила о результатах переговоров в Константинополе. Часть условий черкесы приняли, но отказались признать власть султана и принять ислам. Дело в том, что черкесы боялись турок меньше, чем русских, и поэтому решили отклонить требования турецких властей. Сефер-бей Зан же остался в Константинополе после возвращения черкесской делегации. Русское посольство отнеслось с недоверием к его пребыванию там и потребова­ло от оттоманских властей либо выдать его России, либо заточить его в тюрьму в Адрианополе.

Обещанные черкесам оружие и боеприпасы прибыли в Черкесию в конце 1830 года. Прислано было очень мало — всего пятнадцать пушек и несколько сотен бочек с порохом. Это вооружение сопровождали четыре артиллерийских офицера для обучения черкесов. Однако, не сделав ничего стоящего и выпустив всего один снаряд, офицеры исчезли и вернулись в свою страну. Единственной реальной выгодой, полученной черкесами, был порох, в котором они очень нуждались и который разделили между собой.

В это время турки предлагали заманчивые обещания, но ставили принятие ислама главным условием турецкой помощи. Появившись в Дагестане, имам Шамиль добился такого влияния на Кавказе и среди своего народа, какого никто еще не добивался. Имам начал мечтать о господстве над всем Кавказом и позднее он попытался распростра­нить свое влияния на Черкесию через своих людей. В 1842 году он послал своего представителя по имени Хаджи Мухаммед, который вел пропаганду от лица Шамиля, характеризуя его как человека, наделенного исключительными способностями, как великого борца и святого. Он обещал черкесам помочь в борьбе против русских, если они примут ислам и будут следовать его заповедям и указаниям.

Черкесы поняли, что и имам Шамиль требовал взамен за помощь против русских то же самое, что и турки для выполнения своих обещаний. Они убедились, что принятие ислама является единственным средством спасения от русской агрессии и получения необходимой помощи извне. Многие черкесы решили отказаться от своей веры. Представитель /наиб/ Шамиля прилагал все усилия для достижения этой цели. Он убеждал людей принять ислам, строил мечети и назначал имамов. Наиб также призывал черкесов начать священную войну /джихад/ против русских «неверных». С тех пор черкесы стали называть русских «гяурами», что означает неверные.

Имам Мухаммед неожиданно скончался в 1844 году при загадочных обстоятельствах. Ходили слухи, что его отравили агенты Высокой Порты. После этого имам Шамиль послал другого наиба по имени Хаджи Сулейман, который был более настойчив и терпелив, чем его предшественник. Он основал свою резиденцию в стране абадзехов, где ислам распространялся. Подражая имаму Шамилю, который имел организацию духовных братьев, он создал группу сподвижников.

Хаджи Сулейман начал с большим энтузиазмом распро­странять ислам, отправлять правосудие и претворять в жизнь заповеди корана. Он ввел суды и отряд платной жандармерии. Не щадя сил, он призывал людей к свя­щенной войне и наказывал тех, кто пытался вести переговоры или заключать соглашения с русскими. Он также преследовал всех, кто отказывался принимать ислам или не выполнял его заповедей. Когда он укрепил свою власть в стране абадзехов, Хаджи Сулейман попытался распространить свою власть и на другие территории, но в стране шапсугов он встретил упорное сопротивление и вынужден был отказаться от своей миссии.

В 1846 году из Дагестана прибыл молодой человек по имени Мухаммед Амин. Долгое время он был личным секретарем Шамиля и одним из его самых доверенных друзей. Кроме того, он был хорошо образован, а также чрезвычайно набожен. Как только появился этот молодой человек, Хаджи Сулейман неожиданно исчез. Говорили, что он вернулся в Дагестан, ходили также слухи, что он был тайно убит. Вероятно, второе утверждение более правдопо­добно.

Однако, по утверждению русских, он нашел убежище в их стране. Они подтверждали это листовками, которые появлялись время от времени и были написаны его рукой. В них он призывал не подчиняться указаниям Шамиля и отречься от его учения. Впоследствии стало очевидным, что заявление русских было лживым, просто трюком, так как никто никогда не видел Хаджи Сулеймана после его исчезновения.

Мухаммед Амин, истинный представитель, направленный Шамилем управлять делами черкесов, сначала делал вид, что не хочет вмешиваться в дела этой страны. Жил он один и вел замкнутый образ жизни, проводя большую часть времени в молитвах и богослужениях, изучая характер местных жителей. Спустя год он предъявил свои веритель­ные грамоты в доказательство того, что он являлся истинным представителем имама Шамиля. После долгих наблюдений он понял, что местная знать эксплуатировала остальное население, и что народ был недоволен князьями из-за их привилегий. Он обнаружил, что князья здесь сосредоточили всю власть в своих руках, как в Кабарде. С другой стороны, князья и дворяне приняли ислам намного раньше, и поэтому ему было нелегко выступать против них на стороне народа, который все еще оставался в христианском вероисповедании. В этой ситуации ему пришлось действовать очень осторожно. В сентябре 1848 года на народном сходе на берегу реки Пшаха он представился народу как посланник Шамиля. Его твер­вдость произвела на них такое сильное впечатление, что заставила людей побаиваться его и привлекла внимание к его деятельности и поведению. Тысячи его сторонников и последователей, которых он обратил в ислам, наблюдали, как на народном сходе он обратился к черкесам и открыто сказал, что настуило время принятием ислама смыть позор, павший на черкесский народ. В этом случае черкесы могли получить привилегии мусульман. Он добавил, что мусуль­манину запрещается эксплуатировать своих мусульман­ских братьев, поэтому необходимо вернуть права народа, узурпированные некогда определенным социальным клас­сом. Поскольку все мусульмане — братья, нельзя считать одних лучше других. Вот почему недопустимы какие-либо различия между социальными классами, вследствие чего необходимо упразднить все привилегии князей и дворян, освободить народ и дать каждому возможность жить свободно.

После такого заявления князья и дворяне обнажили свои мечи, полные решимости отстаивать свои права. Мухаммед Амин, который заранее все предусмотрел, опередил их и ответил на силу силой. Многие представители знати были истреблены, а оставшиеся вынуждены были бежать в Россию. Затем наиб Шамиля разделил имущество князей и дворян среди бедных. Люди рассматривали его деятельность как социальные реформы, и поэтому стали принимать ислам. Таким образом, он добился большего, чем его предшественники, и ему покорился весь народ. Теперь он мог преследовать тех, кто отказывался принимать ислам, и применять силу против них.

Так, Мухаммед Амин полностью стал контролировать страну абадзехов, а народ повиновался ему, так как был обязан наибу и связан с ним по следующим причинам:

1.Oн ввел в их стране новую религию.

2. Освободил народ от эксплуатации знати.

3. Распределил земли и богатства князей и дворян между
бедными и освободил их от прежних повинностей и уплаты
налогов аристократии.

Вскоре после этого Мухаммед Амин решил распростра­нить свое влияние на шапсугов и убыхов, но последние, большинство из которых были христианами, стойко сопротивлялись, и ему пришлось отложить осуществление этой части своего плана. Однако он сумел склонить на свою сторону часть шапсугской молодежи и убедить их в   истинности   своей   веры,   чтобы   опереться   на них в будущем. И только затем он направил свои усилия на все шапсугское племя, которое являлось самым большим и сильным черкесским племенем. Шапсуги уже слышали о молодом наибе и его твердости, поскольку слава о нем опережала его. Он был известен среди шапсугов как приверженец справедливости, как пример дружелюбия и беспредельной верности имаму Шамилю. Они знали также о его безграничной ненависти к русским, о его жестокости, чрезвычайном религиозном фанатизме и суро­вых мерах, к которым он прибегал без колебаний для достижения своих целей.

Несмотря на это, он не мог у шапсугов пользоваться теми же средствами, что у абадзехов. Там отсутствовала почва, на которой можно было посеять семена раздора, то есть у шапсугов не было привилегированных классов, против которых он мог бы настроить людей и воспользоваться их недовольством в собственных целях, как он это сделал в стране абадзехов. Шапсугская знать состояла из нескольких семей, разбросанных тут и там, и они не имели заметного влияния среди народа. Однако шапсуги были разобщены, так как среди них были и христиане и мусульмане. Последние сделали все, чтобы шапсуги встретили наиба почтительно. Более того, народ На-тхъуадж благосклонно относился к его приезду, так как они больше других нуждались в его военной помощи, ибо их страна непосредственно граничила с Россией. Между тем жители горных районов Шапсугии, особенно те из них, которые жили между реками Шапс и Афипс, недовольные его приездом, выступили против него с оружием в руках. Но это выступление не имело результатов, так как находчивый наиб хорошо знал, как воспользоваться разногласиями между шапсугами.

В 1849 году Мухаммед-Амин перенес свою резиденцию на берег реки Псекупс, недалеко от страны шапсугов. Он собрал мусульман, чтобы начать кампанию против своих врагов. Абадзехи присоединились к нему все до одного. Его войско насчитывало двести тысяч воинов, к которым позднее присоединились около тысячи всадников из шапсугов-мусульман. Затем он направил своих посланни­ков к шапсугам, чтобы сообщить им, что пришел от имени великого имама Шамиля, которого он здесь представляет. И добавил, что его единственное требование заключается в том, чтобы шапсуги радушно приняли его и его армию, так как он не намеревается атаковать их. Он заявил, что его единственной целью было напасть на русских с тем, чтобы изгнать их из страны и из крепостей, которые они построили. Ему удалось вызвать смятение в рядах шапсугов, и около трех тысяч из них присоединились к нему. Войско шапсугов не превышало шести тысяч человек. Сражение произошло на берегах реки Дугей и закончилось поражением наиба, который был вынужден отступить 25 апреля, несмотря на численное превосходство своих войск. На следующий день он предпринял новое наступление, в котором одержал победу после того, как около пятисот человек с обеих сторон было убито. Он также выиграл бои, которые позже последовали на реках Абин, Хабл и Богоундур.

Мухаммед Амин быстро продвигался по стране и у каж­дой из рек останавливался на целую неделю. В течение этого времени он собирал людей и заставлял их по одному принимать ислам и повторять несколько глав из Корана. После этого он записывал имена вновь обращенных и заставлял их вступить в мусульманское войско и следо­вать за собой. Достигнув реки Абин, он стал хозяином всех шапсугских равнин и обладателем войска, насчитывающе­го две тысячи пятьсот человек. Его твердость в судебных решениях, в которых он всегда принимал сторону слабых против сильных, наполняло сердца шапсугов благоговей­ным трепетом. Он стал средоточием восхищения этого свободного народа, который сохранял свою независимость древних времен.

Затем он повел свое войско в страну Натхъуадж, жители которой были с русскими в состоянии перемирия. Они были вынуждены принять это перемирие, так как жили на границе с русскими и не были защищены от их нападений. Когда прибыл Мухаммед Амин, жители этой страны сердечно приветствовали его, они отменили перемирие с русскими и жестоко наказали тех, кто выражал симпатии к русским. Был созван народный сход, на котором было принято решение о том, что ни одна группа или племя не должны были заключить перемирие или соглашение самостоятельно, и что все вопросы о переговорах, соглашениях, а также и о войне должны решаться всеми черкесами с согласия самого наиба. Всякий, кто нарушал это решение, считался предателем и соответственно наказывался.

Когда русские узнали о приближении наиба, они отступили к своим   укрепленным позициям, укрылись в крепостях и от наступления перешли к обороне. Мухаммед Амин во главе большого черкесского войска атаковал Суджак и Анапу много раз, но скоро понял, что не сможет добиться успеха до тех пор, пока у него не будет тяжелых пушек, чтобы разрушить эти крепости. Таким образом, он вынужден был отступать, и ему оставалось лишь готовить племена к защите своих земель, блокиро­вать пути сообщения русских и доставлять им как можно больше беспокойства.

Мухаммед Амин учредил в стране Натхъуадж суд, взимал налоги, организовал отряд профессиональной жандармерии /муртазик/ и назначил своего близкого друга Ханоуко Тзука председателем вышеупомянутого суда. Затем он учредил еще три суда на берегах рек Абси, Антчир и Убин, на шапсугских равнинах, которые он захватил. Он также назначил суды в Псекупсе, Пшихе, Пшахе, Ша-Гуаше и Пседуге в стране абадзехов. В каждом из этих судов председателя назначал сам наиб, а два члена суда избирались вождями и старейшинами /Тхамада/ каждого из восьми черкесских народов. Таким образом, было шестнадцать старейшин или руководителей, которые защищали справедливость, собирали налоги, а также несли ответственность за защиту страны.

Исполнительная власть была в руках судебных предсе­дателей, которые осуществляли общее командование вооруженными силами и отрядом жандармерии. Чтобы создать жандармерию, наиб потребовал, чтобы каждая сотня семей поставляла пеших солдат и всадников. Жили они в зданиях самих судов, караулили задержанных, ожидавших суда и осужденных, исполняли решения суда и собирали народ, чтобы обсудить вопросы войны и другие дела.

После того, как Мухаммед Амин распространил свою власть на землях абадзехов, шапсугов и натухайцев, он направил свои устремления на земли убыхов и горные территории шапсугов. Вначале он оставил их в стороне, потому что жители этих районов на побережье Черного моря от Суджака до убыхских границ были самыми ярыми христианами. Они проявляли упорство в неприятии ислама, который был чужд их традициям. До этого момента они оставались в изоляции в своих горных районах. Наиб был достаточно благоразумен, чтобы отложить подчинение этих горных племен до тех пор, пока не добьется контроля над другими районами. Несмотря на то, что их братья-шапсуги, жившие на равнинах, прибега­ли и к угрозам и к соблазнительным обещаниям с целью склонить их к исламу, они не оказали Мухаммеду Амину почтительного приема. Однако они не мешали ему строить мечети, хотя в большинстве случаев воздерживались от принятия ислама и отказывались подчиняться его власти. Наиб учредил три суда в Пшате, Мезибе,Шапсухе и Туап­се. Его не утомляло постоянное напряжение и не останав­ливало негативное отношение горцев. Он терпеливо ждал, так как понимал их медлительность и представлял себе, как трудно будет изменить их традиции и законы, как это было среди жителей равнин. Наиб провел зиму 1849— 1850 гг. в попытках учредить суд в районах убыхов, которые, как и когда-то шапсуги, не подчинялись ему. Но когда убыхи узнали, что все черкесы в конце концов признали господство наиба Мухаммеда Амина, они перестали оказывать ему вооруженное сопротивление, хотя не приняли ни Коран, ни его заповеди.

За короткий период времени Мухаммед Амин сумел организовать дела Черкесии и разделить ее на постоянные административные единицы, он сделал это с чрезвычайной настойчивостью и беспрецедентной искусностью. Несо­мненно, ни один турок, ни прежние наибы, ни сами русские не сумели сделать ничего, что можно было бы сравнить с великими делами этого молодого человека, которому было тогда не больше тридцати лет. Он был одинок и был чужеземцем, который не знал языка этой страны, когда прибыл из Дагестана, но он выполнил всю эту работу за три года. Страна была поделена на тринадцать провинций с тринадцатью судами, а ответственные посты поручались отличившимся правдивостью, честностью и готовностью пожертвовать всем в любое время. У него было больше тысячи жандармов, которые без колебаний выполняли его приказы.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий