Коммунистический режим на Кавказе
Крушение самодержавия в России и пиявление нового коммунистического режима во время и после мировой войны многое изменило на Кавказе. Одно из этих изменений было очень важным: вместо того, чтобы объединить все страны и районы, населенные кавказцами, азиатскими народами и другими, как это делалось раньше, Советы присоединили эти территории после того, как дали им независимость, под новыми названиями «республики» и «автономные области». Таким образом, советская власть создала. среди других республик для остатков черкесского народа на Кавказе две автономные области. Это были «черкесы» и «адыги» на равнинах Кубани, на Западном Кавказе.
Несмотря на то, что эти районы отделены и изолированы друг от друга русским населением, можно надеяться, что они выживут.
Особенно это относится к Адыгее, столицей которой является Майкоп, один из самых важных нефтяных центров после Баку и Грозного в Чечне. Другая автономная область Черкесия населена, помимо русских, еще тремя малочисленными народами: черкесами, абазинами и ногайцами. Самое значительное из этих'образований известно как Кабардино-Балкарская республика, которая больше по территории и многочисленнее по населению, чем остальные черкесские области. Объясняется это тем, что только небольшое число кабардинцев, которые являются ветвью черкесов, эмигрировало в Турцию во время массового переселения в 1864 году, громадное большинство осталось в родных краях.
Известно, что черкесы, живущие в Турции и Иордании, являются потомками тех черкесов, которых царское правительство изгнало из родных краев в 1864 году. Они все еще живут так, как жили их предки. Несмотря на то, что прошло около ста лет со времени эмиграции, их национальные чувства все еще живы. Более того, они не забыли своей прежней родины так же, как сохранили свои национальные обычаи, язык, традиции и не смешались со своими соседями и соотечественниками за малым исключением. Они сохранили свою индивидуальность и свой национальный дух. Итак, их можно считать частью тех черкесов, которые все еще живут на Кавказе. Ничто не мешает советским властям пробудить их интерес и обратить их внимание к своей прежней родине, а также вести пропаганду среди их кавказских собратьев, чтобы убедить их в возможности возродить черкесское государство. Это создаст «черкесскую проблему» наподобие «курдской проблемы» среди курдов Малой Азии на территории трех соседних государств: Ирана, Турции и Ирака. Следует помнить, что этот район чрезвычайно взрывоопасен, и любое движение, возникающее там, очень беспокоит правительства этих стран.
Что касается Кавказа, то большевики ввели новые и чуждые обычаи, противоречившие магометанскому учению. Они приложили громадные усилия, чтобы распространить их и заставить кавказцев принять эти чуждые идеи. Советское правительство решило 20 января 1920 года образовать на Северном Кавказе республику, куда входили семь различных народов: чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, черкесы, балкарцы и карачаевцы. Эта республика называлась «Горская Социалистическая Советская Республика», население ее составляло не менее полутора миллионов. Ее столицей стал Владикавказ. Затем, в 1936 году эта республика была разделена на три маленькие республики: республика Кабардино-Балкария, республика Чечено-Ингушетия и республика Северная Осетия. Каждая из этих республик имела некоторую автономию в решении собственных вопросов. Их образование стало важным политическим фактором, и горское население этих республик получало возможность объединить свои силы для того, чтобы повысить материальный и духовный уровень.
В Дагестане задача коммунистов была особенно сложной, так как приходилось восстанавливать контроль и распространять советскую идеологию и новые обычаи в чрезвычайно трудных условиях из-за плохих дорог, труднодоступности территорий и фанатичной религиозности его населения. Эти факторы помешали создать постоянно действующие коммунистические центры в изолированных горных районах. Автономию Дагестана провозгласил сам Сталин, который в 1920 году прибыл в город Темиркан-Шуру в качестве Комиссара по делам национальностей и пообещал дагестанцам от имени Советского Союза,что магометанская вера не будет преследоваться. Это обещание временно убедило народ в добрых намерениях России. В результате «исламское движение» против коммунизма ослабело и между двумя враждовавшими сторонами установился мир. Действительно, в 1921 году под председательством самого имама Кочинского была создана «Комиссия по делам вероисповедания».
Имам Шамиль, как известно, был символом патриотического героизма и религиозного руководства. Он, бесспорно, был национальным героем для народов Дагестана и всего Кавказа, где память о нем сохранилась даже после большевистской революции. Поэтому советское правительство было вынуждено признать и уважать его. В течение тридцати лет советские писатели и историки пытались интерпретировать учение Шамиля согласно коммунистиче-ким концепциям и идеологии; некоторые из них даже утверждали, что Шамиль был пионером и предвестником коммунизма. Наконец, все пришли к единому мнению, что он был руководителем революционного прогрессивного освободительного движения. Следует заметить, что лидеры и философы коммунизма, например Маркс и другие, восхищались борьбой Шамиля против царя. Маркс, восхищенный героизмом Шамиля, сказал: «Народы, учитесь у кавказцев, на что способны люди, желающие остаться свободными». Когда в 1947 году была проведена дискуссия о движении Шамиля, противники Шамиля, принимавшие участие в обсуждении, не смогли изменить мнение о прогрессивном, демократическом характере личности Шамиля.
Позднее автономными областями и республиками стали управлять местные руководители-коммунисты. В сталинский период делами кабардинцев руководил Бетал Калмыков, который выдвинулся во время борьбы против царского режима и был одним из первых революционеров того времени. Он был не раз арестован царскими властями. В 1917 году его избрали членом революционного совета Терской области, а в 1919 и 1920 гг. он был одним из командиров Красной Армии. Бетал Калмыков был одним из самых доверенных лиц и ближайших друзей Сталина. Сталин сотрудничал с ним, Орджоникидзе, Кировым, Ворошиловым и другими известными советскими руководителями.1 Бетал Калмыков занимал пост секретаря Коммунистической партии в Кабардино-Балкарской автономной области с 1921 по 1930 год.
Адыгской территорией на Кубани руководил коммунист Шахингери Хакуратов, который также был одним из первых революционеров и злейших врагов царского режима. Он был суровым руководителем, известным своей решительностью. С 1920 по 1936 год он был председателем исполнительного комитета Адыгейской автономной области, затем стал секретарем Коммунистической партии в этой области. Когда в 1936 году он умер, его похоронили на площади «Белый собор» в городе Краснодаре с большими почестями.
В Дагестане одновременно было два президента: Коркмасов и Самурский. Первый был образованным человеком и революционером. В 1918 году он был назначен командующим дагестанской Красной Армии. В 1919 году он сражался против «Белой армии» генерала Деникина, а е.. 1921 по 1937 год был главой коммунистического правительства в Дагестане.