ХАТТСКИЙ ЭПОС О ГЛАВНЫХ БОГАХ

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

ХАТТСКИЙ ЭПОС О ГЛАВНЫХ БОГАХ

Жил в благодатной земле Хатти бог Телепину.

Владыка всего, что растет.

Жил во дворце высоком, каменном,

Мхом бархатным покрытом,

Где вверх до кровли могучей

Вилась змейкой виноградная лоза.

Да с женой своей красавицей Хатсину,

С косой плетеной, смоляной,

Брови что месяц, звезды – глаза,

Мерцают любовью и добром,

А губы, словно ягоды, сочны, цвета алого.

Грудь высока да упруга, при стане тонком,

При бедрах пышных, полных,

Как груша переспелая, была сочна!

Славно жили, годы долгие

Расцветало царство корнями глубокими.

Да беда пришла в сад цветущий.

Сын-красавец с кроной черною

Волос мягких, лозой вьющихся,

Брови черные, словно море черное,

Глаза темные, как смородина,

Нос стрелою, губы персиком,

Грудь могучая, широк в плечах,

Гладкий ствол в стане тонком, корни мощные.

И тропою узкой да извилистой

Не бежит сторонкой горе лютое,

А схоронилось на пороге дворца высокого

И бедой кричит, совою черною.

Мать с отцом волнуются: тоскует сын,

Сохнет пнем сухим, не бежит в нем сок,

Листвою зеленою, плодом сочным глаз не радует,

И болезнь грибком черным отложилась в нем.

Забирает жизнь, охлаждает льдом.

Плачет мать Хатсину, слезы льет ручьем.

Телепину страдает, сединой оброс.

Шлет гонцов он быстрых, ветры вьюгой воют,

Шелестят листвою в древнем Хаттусе.

Там живет Инара, святости богиня:

«Гулом войте, известите и на зов мой приведите,

Пусть спешит к нам, словно ветер быстрый,

Не теряйте силы и к Кадеш-богине взор обратите,

Пусть спешит к нам в помощь,

Смерть рукой костлявой к нам стучит на порог

Объясните ясно: сын наш занемог».

Телепину в тоске, ждет гонцов он быстрых

Темные очи, словно мрак, чернеют.

Нет богинь строптивых: то ли ветер не донес,

Иль гордыня у богинь выше, чем дворец.

Дни идут, но нет гонцов,

А Хатсину слезы льет, в небо смотрит, волос рвет.

Уашха-бог страшен в гневе:

«Кто посмел водой землю грешную топить,

Дождь косой ливнем лить?!»

Тучи грозные собрал и наказ им дал:

Облететь богов подряд и виновных наказать.

Тучи много дней томились над дворцом Телепину,

Тучи черные сгустились,

Диву дивному дивились,

Что Хатсина слезы льет,

Дождь, как ливень, здесь идет.

И назад заторопились, Уашхе тут же доложили.

Тучи богу поклялись, клятвой верной сбереглись:

Нет врагов в его владеньях,

Лишь богиня слезы льет, гибнет Граб,

Их сын родной, корень сохнет под землей.

Хатсину, словно дождь, слезы горькие там льет.

Уашха-бог сводом неба тучи свел:

«Кадош, дерево святое,

Помощь пусть просит». – «Тщетно, –

Отвечали дружно тучи. –

От нее Инара мчится

На хребте могучей львицы,

Трудно с ней договориться,

Древо свято, но сердится,

Телепину местью страшною

Грозится.

Они в ссоре много лет.

Тайну сына хочет скрыть».

«Что же делать, как помочь?»

Уашха тучам говорит.

«Бог Адад – вот кто поможет,

В яде змея дремлет мудрость».

«Вы к нему теперь спешите,

Все что скажет, – доложите».

Мчатся тучи с ветром сильным

За вершины гор высоких,

Рек шумливых и глубоких.

Там Адад в гранитном замке

Пашет плугом свои пашни.

Тучи черные сгустились,

Ветры эхом голосили:

«Эй, Адад, бог Уашха шлет тебе привет,

Если можешь – помоги и дай совет.

Граб высок, красив и строен

Сохнет корнем, сок застыл.

Как помочь ему, скажи,

Добрым словом помоги.

Бог растений Телепину

Горем корни погубил.

А жена Хатсину

Слезы льет и землю топит».

Громко крикнул бог Адад: «Что гадать?

Вся причина здесь в любви,

Граб усохнет в горе черном, – отвечает бог Адад. –

С Телепину дружен с детства,

Передайте: знаю средство.

Сын любовь свою

Должен доказать в бою.

Краше нету Вурусему –

Та, что луч богини Солнца,

Но она тоскует в замке,

Жар любви ее пылает

И по Грабу слезы льет.

Бог грозы коварный Тару

Заточил ее в темницу.

Плачет солнышко-краса,

Пасмурна, совсем одна.

Силой Тару хочет с Солнцем обручиться.

Граб силен, красив и молод!

Властью, как корой, оброс,

С Тару должен он сразиться,

Отстоять любовь свою.

Если с Солнцем обручится,

Корень сразу оживится».

Тучи дружно отвечали: «Бог грозы непобедим

И остер топор в руках, и копье огнем блестит,

Граб, как щепка, в битве жаркой, запылает тут же страшно,

Стоит ли его губить? В пепел черный превратится».

Отвечает Бог Адад:

«Телепину передайте, сила Граба будет в стали.

Бог кузнец Хасамали меч скует ему из стали.

Древний Каску, бог Луны, путь укажет в темноте.

Бог-Пастух Хапантали скакуна подарит Грабу

С чудо-крыльями орла. Нет быстрее скакуна!

По земле сильнее ветра он поскачет.

В небе с крыльями орла летит, как луч.

Все, теперь пора мне, тучи, – отвечал им бог Адад, –

Допахать мне пашню надо».

Тучи двинулись домой, в купол неба голубой.

Уашха вызвал Телепину на совет небесный свой.

Там, в высоких облаках, в священном городе Лихциана

Совет держали боги против Тары.

Бог грозы, отважный Тару объявил им всем войну,

Громогласно заявил: «Богиню Солнца Вурусиму

Не отдам я никому!»

Тучи в небе все сгустились, мрак там правит в небесах.

Здоровенных два быка в колеснице Тару:

Ленты красные в рогах, с пеной злобы на губах.

И остер топор, как меч, крепкий лед – его кольчуга.

Охраняет Тара Солнце, в поединок, в день войны

Боги все здесь, на совете, в облаках высоких в небе.

В мраке грусти здесь седой его отец,

Телепину со своей женой Хатсину.

Солнце слезы льет в темнице,

Грабу шлет свой луч влюбленный.

Меч стальной Хасамали у него в руках блестит.

И скакун орлом летит. А быки рогами бьют.

Дыры в небе громом, молнией дырявят.

И сражаются герои. Отдыхать будут нескоро.

Льется кровь, горит огонь, бой идет, никто не стонет.

Ранен Граб, горит огнем, ранен Тару, льется кровь,

Солнца луч любовью греет, и отвлекся Граб от Тару.

Бог Грозы жесток, коварен, ярость в нем клокочет злом

И внезапность – храбрость труса. Граба тут же убивает.

И в костре, как гром забвенья, тот сгорел в огне дотла.

Боги ахнули, от горя Солнце плачет за решеткой.

Телепину с женой своей смерть встречает в царстве Эа!

Гибнет Граб святым, пораженный громом Тару

Прах его развеял ветер.

Но с тех пор идет молва: все сжигает гневный Тару.

Лишь священен граб святой, зеленеет древом в Хатти.

Строят из него дома. Не боится он один

Ни грозы, ни молний Тару!

Праздник года отмечают

Хатты все во имя Граба!

Послесловие к хаттскому эпосу

Религия Древней Анатолии, уходящая корнями в Каменный век, – это многобожие (политеизм), «тысяча богов» с многочисленными названиями. Как и все древнейшие религиозные системы, религия хаттов прежде всего пыталась установить связь людей со стихиями окружающей природы. С хаттской традицией связаны главные божества хеттского пантеона, а некоторые исследователи считают, что Тару – бог грозы, есть имя хаттское, как и богиня Солнца Вурусему.

Известными божествами также являлись бог растительности Телепину и его жена Хатсину, бог кузнец Хасамили, бог пастух Хапантали, божество Луны – Каску, богиня защитница покровительница города Хаттусаса – Инара, бог Дотто (Дотэ). Адыги верили в великого бога Грома и Молнии Шибле. Он, наряду с богом Псатха, следовал в пантеоне сразу же за Тха (Тхашхо). Хадеш – богиня неба, Уашха – бог неба, Адад – знак мудрости. Лихциана – священный город богов.

У бога Тары было два быка: гром и молния.

Граб же – священное дерево. Асрфа – повелитель грома – никогда не поражал молнией граб, и при любом строительстве рядом старались сажать это дерево. Каждый год отмечали праздник граба.

Исходя из вышесказанного, автор собрал всех богов хатти и сочинил сюжет, где героями являются бог Тару и граб-дерево, которое не боится грома и любит солнце Вурусему. В битве с Тару граб погибает, но Солнце ему посылает луч любви, чтобы он расцвел после битвы.

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий