Нартский эпос
Полное собрание кабардинских древних обрядов
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ КАБАРДИНСКИХ ДРЕВНИХ ОБРЯДОВ (1844 Г.)
I. Разделение кабардинского общества или племени на сословия, включая класс крепостных людей:
1. Кабардинское общество разделяется на одиннадцать сословий и степеней узденских, включая класс крепостных людей:
а) Князья, произошедшие от князя Инала, потомка Казия: Джембулат, Мисост и Атажука; от Джембулата произошли сыновья Бек-Мурза и Кайтука, наследники которых приняли фамилию по именам своих отцов. Теперь в Кабарде четыре княжеских фамилии: Бек-Мурзина, Кайтукина, Мисостова и Атажукина.
б) Уздени первой степени, произошедшие от родоначальника Генардука: Анзоровы, Куденетовы и Коголковы, каждого из них именуют тлехотлеш или коц; уздени Тамбиевы равны с ними, но только фамилия их сама по себе.
в) Княжеские уздени называются орк; к этому классу также причислены по приговору незаконнорожденные дети от князей, называемые тумак.
г) Уздени третей степени принадлежат к первостепенным узденям и называются оркша отлехуса.
д) Вслед за ними идут уздени, называемые пшехао.
е) Отпущенники от князей и узденей, называемые азат.
ж) Княжеский беслень пщитл.
з) Узденский ук, или крестьянин, который господину своему платит годовую дань и работает на него не всегда, а только в назначенные дни года, называемые оку.
и) Узденский ук второго рода – крестьянин, называемый тлохосшао, который весьма мало уплачивает своему господину и работает на него меньше, чем вышеозначенный ук.
й) Дворовые люди, которые живут при своем господине, исполняя все его приказания, и называются Лагунапит.
к) Служанка и прислуга: первых называют унаут, а последних – лигава.
II. Права и обязанности каждого класса, отношение одного сословия к другому, включая духовенство.
2. Князь как от своего узденя, так и от прочих, которые находятся в его владении, каждый год с баран-коша получает для пищи по барану и барашку; дань эта называется мелжаго.
Князь, по обряду, имеет право на время требовать от узденских табунщиков лошадей для езды себе и товарищам, с условием возвратить обратно, не изнуряя их.
Когда к князю приедет другой князь, например из-за Кубани или из других мест, князь показывает гостю квартиру у своего узденя – пшехао, и сколько бы приезжий ни прожил, пшехао должен кормить его со всеми людьми, при нем находящимися. Подарки же, полученные князем от князей, навещающих его, как-то: платье и конская сбруя, отдаются им тому узденю, у которого гость квартировал и продовольствован был со своею свитою.
Кабардинцы, отправившиеся в партии против других горских народов для наказания или по другим причинам, если останутся победителями и возвратятся с добычею, состоящею из людей, скота и прочего, обязаны старшему князю, даже если он и не был в партии, дать одного человека из лучших. Если же людей в добычу не достанется, вместо такого человека отдается скот и прочее; остальная добыча делится по частям между теми, кто был в партии.
Князь имеет право посылать по собственным делам узденя своего с наставлением, что делать там, куда он отправляет его.
Князья, имеющие своих, властны продавать их, дарить или разбивать семьи из Кабарды и посылать их в другие места; а если проданные, подаренные или оставленные дворовые люди принесут в судебном месте жалобу, то она не принимается.
Когда князь узнает, что у кого-то есть хорошая охотничья собака или барсучье нагалище, то он вправе взять и то и другое. Удостоверившись в доброте собаки, он платит хозяину по усмотрению своему.
Когда князь умрет и останутся у него долги, которые при жизни он не уплатил, то все иски по ним остаются без внимания, и наследники ни за что не ответствуют.
Когда князь соберется жениться, то за невесту платит по желанию и состоянию его узденя.
Князья женятся на княжеских дочерях, уздени – на узденских, вольные – на вольных, холопы – на холопках. Чагары по желанию родителей своих берут невест либо своего звания, либо из холопок. Чагарам также предоставляется право жениться на дочери вольного или холопа.
Князю назначается следующий калым за дочь: лучший панцирь, стоящий двух крестьянок; другой панцирь, пониже добротой, ценою, однако же, не менее чем за одну холопку; налокотники, стоящие не менее чем за одну холопку; налокотники, стоящие одной крестьянки; еще налокотники и шишак, стоящие одной крестьянки; сабли ценою в служанку; сабля похуже; пять лошадей, из которых лучшая стоила бы непременно одной служанки, а прочие похуже и без цены, но только на выбор. Когда прописанных вещей и лошадей не окажется, то платят служанками.
По народному условию после прекращения чумы 10 июля 1807 г. калым убавили на следующие разряды.
При взятии в замужество княжеской дочери, князь платит за невесту из девушек 500 руб. серебром, на скот по оценке или оружием, а если будет вдова, то калым 300 руб.
Уздень первой степени за девицу платит калым в размере 350 руб., за вдову – 200 руб., по оценке на скот, лошадей и вещами.
Меньшие уздени за девку платят 220 руб., за вдову – 150 руб. серебром.
Больные за девку платят 150 руб., за вдову – 100 руб. серебром.
За девок из черного народа платится калым в размере 160 руб. серебром и венчают их по религии, с согласия родственников, отстраняя тем самым самовольство прежних времен, когда девки уходили замуж без позволения хозяев. Хотя и принято за это виновных с прижитыми детьми возвращали тем владельцам, от которых они бежали, но это оставлено без исполнения, дабы не подвергнуть всей стороны разорению и не произвести бунта.
До чумы всякий крестьянин отдавал своих дочерей в замужество без позволения господина. Теперь же помещик имеет право отданную без его согласия крестьянку с прижитыми детьми отобрать от мужа.
Холоп, отдавая дочь за холопа, брать за нее калым не может, а получает таковой господин его. Дворовый, имеющий дочерей, при выдаче их в замужество полученный калым, заключающийся в 160 руб. серебром или 16 шт. скота за каждую, отдает своему господину все, кроме одной штуки скота, которая дается дочери на платье.
Дочерей княжеских, узденских и дочерей вольных людей насильно не брать. Прежде было не так: кто бывало какую девку заметит, мог взять ее даже разбоем, из-за чего происходили беспрестанные ссоры и даже убийства. Прежде за подобное самоуправство виновный платил родственникам только калым. Теперь же это изменено, и без согласия родственников и венчания муллою своего аула никто ни у кого девки похитить не имеет права. Тот же кто, презрев это постановление, возьмет жену буйством, а посторонний мулла примет участие в этом беспорядке, то первый из них подвергается штрафу, объясненному ниже, статьею 101.
13. Когда князь вступит в брак, то жену свою должен поместить на год у своего узденя. По прошествии года, он берет ее в свой дом, а узденю дает целое семейство в уплату за содержание жены своей. В случае же невозможности со стороны князя уплатить семейством, уздень получает от него сто баранов.
В пользу того узденя или чагара, у которого находиться будет княжеская жена в продолжение первого года ее замужества, остаются все лошади, на которых она к нему привезена.
14. Из полученного князем калыма за дочь его узденям дается часть, которая делится по степени важности каждого из них.
15. После переселения князей на другое место, принадлежащие им уздени переходят с ними и живут в недельном расстоянии от их аулов. Переселение это относится только к Кабарде, а когда князья пожелают перейти в другие места, за Кубань или далее, то уздени остаются в Кабарде. Народ не должен допускать их переселения, даже если они и сами пожелали бы последовать с князьями. Самому же князю дается свобода одному выходить из Кабарды, куда пожелает.
Когда уздень обижен князем или не получит полагающихся ему подарков, то может переселиться на другое место.
По народному условию после чумы.
Уздень не имеет права переселиться во владение другого князя. Всякий должен жить близ своего князя, ежели не вместе, собственным аулом.
Людям, отпущенным на волю князьями и узденями, не дозволяется уходить из их аулов в другие. Они должны жить в них вместе со своими детьми, не перенося имущества.
Узденский уздень после смерти своего узденя может по своему желанию остаться у родственников умершего или его князя. В другое место ехать и отойти к иной фамилии он не может.
Отца и мать князя узденям ругать воспрещается, и сам князь не имеет права ругать узденя по матери и отцу.
Уздени насильно не служат князьям, а только по собственному желанию и тогда, когда от своего князя получают узденскую дань сполна. Дань эта заключается в следующем.
Первостепенному узденю дается дань из 15 предметов, из коих непременно должно быть семейство людей, 500 или более баранов, часть земли, разные железные вещи и проч. Это все делается по общему согласию.
Уздень третьей степени получает дань от узденя 1-й степени из семи предметов. В числе их должно быть одно семейство или два человека из этого семейства, 100 баранов, панцирь с нарукавниками, ружье, сабля, пистолет и годовалый жеребенок. Прочие уздени получают такую же дань от своих князей.
Во время нахождения узденя при князе внутри Кабарды он получает сверх узденской дани еще и разные подарки, например, лошадей, крестьян, железные вещи.
В бытность князя в чужих краях, за Кубанью или в другом месте, он наделяет узденей своих из тех подарков, которые получает, смотря по степени достоинства каждого.
По народному условию после чумы, князь не имеет права требовать от узденя подарков, данных ему с давних времен, но узденю не воспрещается добровольно возвращать их.
20. Уздени всех степеней, получив от своего князя по обычаю дань, по требованию князя находятся при нем и предоставляют по одному вооруженному. Если бы князь пожелал ехать за Кубань к другим горцам или в Дагестан, уздени следуют за ним. Если князь получит там подарки, то делит их с узденями, соображаясь с услугами каждого из них. Если между ними будет находиться первостепенный уздень, даже младший прочих летами, то он получает из раздаваемых подарков лучшую часть.
21. Когда князь едет в Россию, Персию, Турцию или другие отдаленные места и с ним первостепенный уздень, то ему дается особое место возле князя как почетному человеку, даже если в сопровождении князя находились люди летами старше помянутого узденя. Он имеет перед ними преимущество и награждается больше остальных, которые во всем равны между собою, как в наказаниях, так и в уважении у князя, и во время нахождения в свите имеют право ожидать награды, соответствующей заслугам.
22. Первостепенные уздени, где бы ни находились, по извещению князя являются к нему для совета и находятся при нем, сколько ему угодно.
23. Уздени пшехау, т.е. княжеские, исполняют все то, что князь прикажет. Они не являются холопами, но и не приравниваются с настоящими узденями. Они служат князю ежедневно и безотлучно, наблюдая за домашним порядком, унимая, по приказанию князя, всякие невежества и дерзости, наблюдая, чтобы все были послушны. Князь по обряду защищает их от всяких несправедливых обид, вступается за них, взыскивает с обидчиков. Народ обязан сносить терпеливо все, что князь сделает – правильно или неправильно, и не может выходить из повиновения. Если взыскание будет неправильным, то за это отвечает сам князь, а не уздень пшехау.
В дополнительном обряде. Когда уздень пшехау поссорится в доме князя, с него за то штраф никакой не взыскивается.
Княжеские уздени, беслань-орк, должны всегда находиться с князем, верхом на собственной лошади и со своим оружием, а в случае необходимости снабжать тем и других, исполняя все приказания князя беспрекословно. Когда кто из тех беслань-орков будет убит в горах, то с виноватого взыскивается по статье 90. Каждый двор должен быть представлен одним беслань-орком.
Князья по народному обычаю не имеют права обижать узденей без причины.
Узденям третьей степени за обиду от князей, узденей и равных ему производят удовлетворение саблею и лошадьми.
Незаконнорожденные тумаки от князей, причисленные к разряду узденей 3-й степени, если отправятся по собственному делу и будут кем-нибудь обижены во время следования, то получат штраф наравне с узденями 3-й степени. Если же они занимают экзекуторскую должность и посланы от суда, то в их пользу взыскивается за нанесенную им обиду штраф наравне с князьями.
Уздени, чагары и прочие вольные люди, подвергшиеся несправедливой обиде со стороны своего князя, имеют право уйти тайно к тому князю, к какому пожелают, или первостепенному узденю, и просить разбирательства. Князь или первостепенный уздень обслуживает дело и по окончании уговаривает господина, чтобы он обходился лучше со своими людьми. Проситель возвращается по-прежнему к господину. Обстоятельство это может повториться несколько раз, если господин будет продолжать свои притеснения.
Когда женится уздень, он оставляет на время жену в доме у чагара или оку, где происходит гулянье. Чагар или оку в таком случае платит музыканту быка и штуку того товара, какой будет.
Уздень волен делать чагаров из холопов, дав на первый раз для домашнего обзаведения пару волов, пару коров, котел и восемь тулуков.
Каждому чагару дозволяется иметь у себя холопов, но по правам народным он не может их продать или подарить без согласия на то господина. На других такого же состояния применять ему не воспрещается, однако ж не иначе, как с позволения своего господина.
Когда чагар имеет холопов и с позволения своего господина захочет продать их, тогда он выбирает трех покупателей, в числе которых должен быть и сам господин, и предоставляет холопу выбор, кому из них он назначает себя в продажу.
Если у холопа или чагара будет скот, подаренный им родственниками, то князь или уздень не вправе отнимать его. Чтобы никто не сказал напрасно, что у него подаренная скотина, в то время как господин утверждает, что она его собственная, холоп или чагар к оправданию своему обязан указать родственника, подарившего ему ту скотину, который тогда вызывается и обязан присягнуть в справедливости показания. Если он не пожелает сделать этого, то правда остается на стороне господина, тогда он приобретает полное право отобрать скотину у чагара или холопа. Если вызванный родственник присягнет, то он не имеет права это делать.
Если чагар вместе с женой получит скот, подаренный ей родственниками, то господин пользоваться им не вправе, а при продаже чагара скот остается у его жены, сколько бы ни родилось его от подаренного скота в течение всего времени. С холопами поступать точно также.
При женитьбе чагар или дворовый дает в первую ночь жене корову из своей собственности. Сколько бы от этой коровы ни произошло приплоду в течение всего времени, ни муж, ни господин не вправе его отбирать, все остается в пользу жены, даже при продаже мужа чагара или холопа другому господину. Дворовым такую скотину дает господин, если они оной не имеют, она в таком же порядком всегда остается жене.
Кто из крестьян имеет дочерей, тот обязан при выдаче их замуж отдать господину за каждую по 3 скотины или по четыре из получаемого калыма. Господин может брать посредственную скотину, не выбирая лучших. Господин обязан при выдаче девки замуж сделать ей шелковый кафтан, а в случае неисполнения этого, он не добирает одной скотины, которая поступает в уплату за кафтан.
Когда брат умершего чагара берет вдову в супружество, то платит в пользу родственников жены одного быка сверх прежде уплаченного за нее калыма (это называется физь-штажичав).
Если чагар до того обеднеет, что будет не в состоянии господину своему платить положенной подати, то должен служить у господина во дворе наравне с холопами. Скота же господин не вправе отбирать у него. Если он от своего скота получит прибыль, на которую в состоянии будет купить себе жену, господин его не может удержать у себя и должен отпустить с женой, чтобы жил по-прежнему отдельно. Чагар же платит за это господину годовую дань.
Чагар, нажившийся в доме у господина до такой степени, что в состоянии завести собственное хозяйство, волен отойти и забрать весь скот, который он привел к господину. Тот скот, который он приобрел от господского скота в бытность у него в доме, все без изъятия оставляет у господина.
Если у узденя в доме будут холопы, а среди них будет чагар, то он не может отпустить на сторону холопов. Прежде он должен освободить чагара, даже если он беднее холопов.
39. После взятия кого из холопов или чагар где-либо в плен, господин вносит половину выкупной суммы, а другую половину платят родственники пленного.
40. Крестьяне одного семейства, состоящего из нескольких братьев, живущих вместе, не могут разделиться, не дав господам по 40 баранов с ягнятами каждый. Кто не имеет баранов, тот делиться не вправе. Это сделано для того, чтобы не расходились врозь, а жили вместе, т.к. из-за раздела они беднеют и уже не в состоянии ни исполнять работ, ни уплачивать должного господину.
В дополнительном обряде.
II) Существуют разные постановления при выплате чагарами подати господину. Одни дают господину пару быков, другие – холопку, некоторые – сто баранов или пять лошадей, а по неимению оных и рогатого скота, берутся обязательства с принятием на себя разных обязанностей.
Если уздень обидит в чем-либо своего чагара, который будет просить разбирательства этого дела, то обиженный остается свободным от услуг, пока не закончится разбирательство. Остальные чагары в это время не должны ослушиваться господ, а обязаны служить им в обыкновенным порядком.
Чагары платят господину своему годовую подать и работают по нижеследующему народному положению:
I) Холоп или чагар, имеющий для пашни две пары волов, обязан отдать своему господину в год три пары обмолоченного проса, но при неурожае или недостатке не дает ничего. Тот, кто будет пахать одной парой, отдает господину на том же основании одну арбу при урожае и достатке. Если же в пашне будет три пары, то господин берет четыре арбы проса после отделения чагаром или холопом необходимого количества проса на семена в свою пользу.
Сколько быков у крестьян будет во время пашни, столько арб проса они обязаны отдать своему господину.
II) Крестьяне семенами господина ежегодно засевают земли на один тулук проса. Господину возвращают уже готовое просо. Во время работы припасы должны быть от господина в достаточном количестве; если же господин доставлять их не будет, то крестьяне от работы в его пользу освобождаются.
III) В сенокосное время крестьяне должны для господина выполнить следующую работу: три дня косить, а два дня убирать скошенное, потом класть в копны с помощью дворовых холопов и возить сено в кутаны или дома. Дворовые же холопы и крестьяне должны перевозить только то, что они накосили и в копны поставили.
Холопы, впервые поступившие на работу муллы и крестьяне, среди которых есть холопы или дворовые люди, баранщики и табунщики для узденей не косят. Если господин не захочет косить по каким-либо причинам или даст припасов для пропитания рабочих, то крестьяне обязаны дать ему с каждого двора по семь арб готового сена в знак того, что избавлены были от кошения сена в его пользу.
Дров давать господину следует по восемь арб со двора. Лучше всего рубить дрова в горах, если позволяет местоположение. Если же будет препятствие, то каждый дом обязан доставить взамен господину пятнадцать толстых брусьев, годных к строению, перевозя их зимою на быках (волоком).
Когда кабардинцам раньше было позволено ездить на линию за Мажарскою солью, то всякий, кто поедет из господских крестьян на собственных своих быках, обязан был отдать господину половинную часть соли после отделения себе из нее по сапетке с быка. Кто быков не имел и ездил на выпрошенных у другого, тот господам ничего не давал. Отправляющийся за солью на собственных конских арбах тоже господину отдавал по одной сапетке с арбы. За чужих же лошадей не платил ничего.
Кто будет ковать железо, отдает из сделанного в год по одной полосе господину.
VII) В случае, если узденю понадобится большой дом с кухней, крестьяне обязаны безоговорочно выстроить ему такой, а женщины должны мазать, возить глину и месить ее вместе с дворовыми женщинами.
VIII) Огородные плетни делают крестьяне вместе с дворовыми людьми; полоть траву в саду и вымазывать дома обязаны по три раза в год крестьянские женщины.
IX) Плетни около своего дома, где будет необходимость, должны делать крестьяне с дворовыми людьми; колья и хворост привозятся на крестьянской скотине.
X) Во время двух годовых праздников – Рамазана и Курбана – крестьяне обязаны варить господам бузу из своего проса, но в господской посуде.
Крестьяне, имеющие пчел, в первые три года ничего не дают господам. По прошествии же трех лет, когда от одной сапетки получится три, вес отдается господам. Когда в хороший год будет более трех сапеток, то все, превышающее три сапетки от одной, остается в пользу крестьянина. В случае неудачи и малого числа роев, господам отдается только одна матка или две сапетки. Три сапетки, отдаваемые господину, не должны браться им по выбору из всех, а назначаются те, которые выведены из одной сапетки.
Прислугу и волов гостей женского пола, прибывших к господам, обязаны прокармливать крестьяне.
Они же (крестьяне) дают господам в поездку лошадей, но только в то время, когда они свободны. Если же они понадобятся хозяину для поездки или по другим надобностям, то крестьяне не дают лошадей, и господа не в праве брать их насильно, дабы отдать за калым, ехать куда-нибудь по торговым делам или для кузнечной работы. Если из взятых на время лошадей какая-нибудь будет украдена, загнана или падет от другого случая, то господин обязан заплатить за нее крестьянину, которому она принадлежит.
Кто из крестьян зарежет собственную рогатую скотину, а не скотину, подаренную жене крестьянина, тот обязан свежую и сырую половину спины с боками доставить господину. Эта часть мяса называется ясвабго. Кроме этого, сварив с барана переднюю лопатку, он (крестьянин) должен принести ее господину.
XV) Во время Рамазана, т.е. поста, всякий крестьянин со двора должен в одну ночь приносить господину кушанья и напитки, соответствующие его состоянию, но не превышающие его средств.
XVI) Кто из крестьян имеет баранов, тот один раз в год, в декабре, до наступления поста обязан давать господину с каждого двора по одной лопатке копченой баранины.
После уборки хлеба и возвращения с работы каждый крестьянин должен дать господину со двора по кувшину бузы и по одному большому просяному чуреку.
При варке бузы в большом или малом количестве, крестьянин обязан отнести один кувшин таковой к своему господину.
XIX) Если господин вновь пожелает строить дом, крестьяне обязаны его построить, а старый дом и вообще все, что пригодиться от старого дома, остается в пользу крестьян.
XX) Господину, отправляющемуся на поминки к родственнику, арбы с волами крестьяне должны давать по очереди.
По условию после чумы.
С бедных людей, живущих в аулах, и с того, на кого укажет владелец, хозяин аула и эфенди, не требовать положенных народом податей.
Из аула обществом выбирается один крестьянин для сообщения народу обо всем, что требуется исполнить. Избранный человек исключается из народной подати, а если он является чагаром или оком, то господское положение платит наравне с прочими.
Холопы исполняют в полной мере все приказания господ и работают безоговорочно.
Когда по приказанию господина с его баранов стригут шерсть, то необходимое количество назначается господину и его детям, сколько бы ее не оказалось. Остальное делится на равные части дворовым людям с включением в дележ господина и детей.
Когда режется скот для пищи господина, шкуры делятся между дворовыми людьми для выделки чувяков и ремней.
Господин в зимнее время, когда режет для пищи баранов, обязан ежегодно давать овчины на две шубы для дворовых людей; в противном случае они вправе на него не работать.
Во время сенокоса, если дворовые люди режут баранов, овчины остаются в пользу косарей.
Во время продажи господином семьи дворовых людей кому-либо из кабардинцев, если они (дворовые) не согласятся идти к покупателю, господин должен отыскать трех покупателей из узденей, и семья та без всяких уже отговорок обязана избрать из них одного.
Кто имеет пчел, сеет просо и водит баранов, должен отдать из меда и проса десятую часть, из баранов – сороковую, из рогатого скота – третью, и сороковую часть из товаров и денег. Все это получает эфенди и делит по частям: одну берет себе, другую – дьякону, а третью – бедным, остальное же делит поровну. В случае нужды и сам валий требует пособия от народа.
Обижать эфенди и муллов, живущих в аулах, воспрещается. Напротив, всякий должен их защищать, а тем более главный эфенди, присутствующий в мехтеме.
Запрещается кабардинцам брить бороды, курить трубки и сеять табак.
В праздник Жум не явившегося в мечеть на богомолье хозяин аула штрафует пятью рублями серебром.
Владелец земли получает с каждого дома по барану в год за сенокос. За водворение на его землю он также берет по барану с дома. Это, впрочем, не относится к князьям, а только к их узденям, вольным и чагарам. Если кто-то, избегая погони князя, который намеревается убить его, для обороны в крепком месте выстрелит и убьет у князя лошадь, то он не подлежит взысканию за убитую лошадь, а также не подвергается мщению. Он обязан заплатить князю за лошадь, а жизни лишиться не должен.
Во время народного собрания по делам аул становится кошами врозь. Если у кого родится сын, тот дает на пищу своему аулу корову, в случае отказа он платит штраф. Когда таковых коров соберется столько, что невозможно будет их аулом израсходовать, то лишние остаются на следующее собрание.
58. I) Господин вправе выбрать из крестьян чагар табунщика. За это ежегодно он дает табунщику на выбор лучшего жеребенка от одной из тех маток, которых он пас. Одежда у табунщика своя; из подати его убирается одна арба проса, а когда зимою господин режет кобылу для пищи, то внутренность и шея отдаются табунщику, за исключением самой незначительной части, которая отдается господину из внутренности.
II) Когда князь имеет свой табун-кош и табунщика, то уздени его должны пасти табуны свои вместе с княжеским.
III) Годовому ночному караулу при табун-коше платится за выпас лошадей. Кто имеет более четырех кобыл, то с каждого двора платится по стригуну. Из означенного караула при табуне княжеский табунщик берет быка за то, что он избирает караульщиков при табуне. Это делается для того, чтобы не трудно было найти годовой караул за вознаграждение, превышающее то, которое получают за другой труд. Именно поэтому многие стараются попасть в число годовых караульщиков при табуне-коше. Назначение таковых зависит от главного табунщика. При табунах князей в карауле состоит тридцать или сорок дворов.
IV) Получающий по стригуну с дома платит прочим табунщикам, находящимся с ним, в год по двадцать пять баранов и корову, два раза варить бузу в таком количестве, чтобы в каждой паре было не менее пяти пудов меду и достаточное число припасов, необходимых для бузы. Лошади, приставшие к табуну, если не отыщется их хозяин, остаются в пользу княжеского табуна.
Если пристанут к баран-кошу чужие бараны, то отарщик обязан о них объявить повсюду. Если не отыщется хозяин, они остаются в пользу баранщика, а хозяин коша не имеет на них никакого права.
За выпас рогатого скота, принадлежащего аулу, по обоюдному согласию производится оплата пастухам, независимо от того, сколько скота принадлежит каждому двору.
61. Старший смотритель при пчельнике князя или узденя выбирает себе помощника, который дает ему быка за избрание его на это место. Пчельники за присмотр получают по пуду меда.
III. Какие дела и преступления в Кабардинском обществе должны рассматриваться адатом
62. Все преступления, обозначенные выше, и те, о которых будет говориться в следующих статьях – смертоубийство, взаимные обиды, брань, ссоры, ослушание князьям и узденям, неповиновение крестьян и дворовых людей своим господам, воровство лошадей в прочее – рассматривались и решались посредством адата, соображаясь с народным обычаем и исходя из важности дела.
IV. Общий обряд, суд по обычаям или адату.
Описываемым обрядом, т.е. адатом или народным обычаем, управлялись все народные дела в Кабарде до чумы. 10 июля 1807 года по настоянию духовенства, с согласия князей и узденей, в отмену прежних обычаев по закону Магомета было принято нижеследующее народное условие.
В Кабарде прежде были две махтемы, т.е. два суда: одна в Мисостовой и Атажукиной, другая в Бек-Мурзиной и Кайтукиной фамилиях. Одна другой не препятствуют в разбирательствах, и каждая судит свои народы. Это положение изменяется только в том случае, если окажутся просьбы, по которым не требуется ответчиков. Дело может быть тогда решено по одному прошению подателя.
Махтема – это суд, в котором старшим судьей является валий, а после него идут два или три князя. Прочие же - это уздени, которые каждые три месяца сменяют друг друга. Князья в суде очереди между собой не ведут. Всего членов двенадцать, в том числе секретарь и валий.
Дела, прежде решенные махтемами, пусть даже и неправильно, не возобновляются.
Нерешенные дела, которые находятся в махтемах, разобрать и дать обиженным удовлетворение, исключая те дела, которые касаются черного народа. Решение таких дел и усмирение тех, кто ослушался, возлагается на одного валия при депутате от черного народа. В будущем всякое дело в Кабарде решать по шариату, кроме дел, касающихся черного народа, который не согласен на это.
Имения, оставшиеся после умерших неразделенными за сорок лет до махтемы, дозволяется разделить по наследству, кому что полагается.
Никому не дозволяется тайно просить кадия о своем деле; ответчик и истец должны излагать просьбу свою в одно время и требовать решения. Тот, кто заранее добьется от кадия решения вопроса, подвергается штрафу в размере 20 рублей серебром. Кадий, удовлетворивший непозволительному любопытству просителя, штрафуется наравне с ним. Оба штрафа получает валий.
До явки просителя и ответчика к кадию, он приказывает для доказательства предоставить свидетелей, которые должны явиться через 15 дней. Если к этому сроку свидетелей не будет, то тот, кто должен был их представить, получает отказ в просьбе, даже если после пятнадцати дней он и приведет их.
Дело, решенное шариатом (третейским судом) или по согласию, не возобновляется даже по просьбам, вторичного разбирательства по нему не делается.
Дело, решенное одним эфенди, не может быть рассмотрено другим эфенди по неудовольствию, изъявленному одной стороной. В дела кабардинцев воспрещается вмешиваться посторонним эфенди из кумыков или других племен под опасением штрафа в размере ста рублей серебром за каждый случай.
Дело, решенное муллой, которому дозволено решать такие тяжбы, остается неприкосновенным, как если бы оно было решено в махтеме, и никто оному противиться не может.
По решению шариата виновный обязан заплатить просителю в назначенный срок; не выполнивший этого подвергается продаже имущества. Более того, с него взыскивается 20 рублей серебром штрафа.
V. Права и обязанности каждого сословия показаны во втором отделении этого положения.
VI. Наследственное право всех состояний.
Когда после умершего князя или узденя останутся дети, имение достается им, а если детей не останется, то оно поступает родственникам.
После умерших чагар имущество малолетних детей для сбережения следует отдавать братьям и другим ближайшим родственникам, а в имущество, скотоводство и детей узденей не вмешиваться; таким же порядком поступать и с дворовыми холопами.
После смерти чагара жену его брат может взять себе в супружество, заплатив калым в пользу родственников жены, как значится в ст. 35. Родственники не могут воспретить брату жениться на ней.
VII. Раздел имений.
78. После умершего князя или узденя, если останется сын и две дочери, сын получает две части, а дочери – по одной.
Жене после мужа, если остались дети, отдается восьмая часть, если же их нет, то четвертая. В остальном же дележ происходит исходя из степени родства.
VIII. Обряд духовных завещаний и исполнения по ним
79. Если кто умер до утверждения этого положения, а приказания, данные его детям или родственникам, т.е. духовные завещания, еще не исполнены, то немедленно приступить к исполнению вместе с объявлением сего постановления.
80. При жизни всякий, кто в здравом рассудке, имеет право назначить при свидетелях вместо себя душеприказчика или опекуна, которого зовут васси. Завещатель поручает ему распорядиться детьми до совершеннолетнего их возраста. Опекун после смерти завещателя берет все имущество и доходы под свою охрану, а затем с воли умершего распоряжается погребальным обрядом. Если умерший остался кому-то должен, и этот человек явится с законными доказательствами, душеприказчик уплачивает долг, а ежели без доказательств, то подвергает судебному разбирательству. Оставшиеся же дети на себя не принимают долга. В обязанности васси входит также позаботиться об очищении грехов покойного, в число которых входит упущение при жизни богомолья, несоблюдение Рамазана или жертвоприношения по примеру Авраама, нанесение другому обиды словами. За успокоение души по всем этим грехам назначаются взносы от 300 до 500 руб. серебром. Деньги эти делятся между муллами, нищими и аульным эфенди на равные части.
Более того, завещатели при жизни назначают сумму для пересылки в Мекку, кто сколько пожелает, и душеприказчик обязан избрать благонадежного человека, с которым отсылает их туда. На припасы для поминок назначаются бараны по решению завещателя. На поминки собираются эфенди, муллы и прочий народ, кто пожелает. Это называется садака. После смерти муллы читают алкоран в течение сорока дней, за что получают лошадь с седлом и прибором, потом воздвигают памятник покойному, платье которого отдается муллам и нищим.
Если в числе детей, оставшихся после умершего, есть совершеннолетние, то душеприказчик им отдает из имущества равные доли, что каждому из них положено. То, что приходится на малолетних, он берет себе и хранит до тех пор, пока они возмужают (все это относится только к мужскому полу).
IX. Отношение детей к родителям, права последних на первых.
81. Дети по закону Магомета и обряду должны быть родителям покорны и послушны; сопротивление воле родителей – тяжкий грех, а по обряду – стыд. Впрочем, азиатский народ вообще, а в Кабарде по большой части князь и уздени, не воспитывают детей сами, а отдают их до совершеннолетия к аталыку или кормилице, которые не учат ничему, а делают их чужими для родителей и даже им не послушными. Воспитав молодых князей или узденей до совершенных лет, аталыки (для мальчика) и кормилицы (для девочки) доставляют их к родителям, за что получают угощение и большую награду. Кроме того, родственники воспитываемых дарят аталыку или кормилице служанку или 100 баранов, или железные вещи, или лошадей, или несколько штук рогатого скота.
Подвластные также считают себя обязанными делать подарки. Если дети княжеские, то, женившись, они живут врозь с родителями, а узденские остаются с отцом и матерью.
82. Княжеский сын отдается до совершеннолетия лучшему узденю, который после окончания воспитания возвращает его в дом одетого в богатое платье, на хорошей лошади с седлом и оружием. Возвратившись к себе в дом, молодой князь делает воспитателю своему соразмерное награждение и уезжает, потому что никакой князь в Кабарде с отцом жить не может.
Когда князь отдает на воспитание своему узденю или черному сына своего, то дается пир, и музыканту, играющему на нем (гекуако), князь дает лошадь.
X. Взаимное отношение мужа к жене и обратно
83. I) По закону Магомета и обряду, муж и жена должны друг друга любить. Муж обязан для жены предоставить в достаточном количестве платья, кушаки и прислугу. Есть такие пары, которые хорошо живут в течение всей жизни, сохраняя старый обычай, господствовавший в Кабарде. До старости лет муж к жене своей не входит днем и живет в особой кунацкой. Не сохранение этого обряда считается бесчестием. Жена, если живет с мужем в несогласии, может быть отослана к своим родственникам. После того, как ее отправили к родственникам, по закону Магомета она не должна выходить за другого в течение четырех месяцев и десяти дней. Если она не имеет родственников и будет нуждаться в одежде и пище, то муж должен ей доставлять и то, и другое. При разводе муж в присутствии эфенди и двух свидетелей должен сказать три раза слово «тадака», т.е. отказ, отказ, отказ.
По дополнительным обрядам.
II) Если чагар заплатит калым за жену из собственности и потом разведется с ней, то может ее сделать свободной, господин ему препятствовать не вправе. Дворовый человек, женясь на девке такого же состояния и заплатив за нее калым из господского имения, не может без воли господина дать свободу жене своей, разведясь с нею, даже если по каким-нибудь сделкам и вступил до того в сословие чагаров.
Всякий уздень волен холопку отдать принадлежащему ему мужчине, кому заблагорассудится, с условием, чтобы прижитые дети принадлежали ему, узденю. Он имеет право во всякое время отнять женщину от того, кому дал. Если же за эту холопку будет взят калым, то узденю до нее и детей ее дела нет, и она законно становится женой.
Чагар, заплативший за жену калым из собственного имущества без помощи своего узденя, в праве прогнать ее или отпустить, в чем ему препятствия не чинят.
V) Когда господин помогает чагару в платеже калыма за жену, чагар не вправе сослать жену или отпустить ее.
Чагар или холоп, взявший в жены служанку своего господина, обязан ходить ночевать к ней в дом, туда, где она живет, а к себе не брать. Родившиеся от них дети принадлежат господину. Ни мать, ни отец не могут таковых называть сыном или дочерью. Дети, со своей стороны, также не называют их родителями, потому что жена, взятая таким образом, не считается законной.
Когда господин женит своего дворового человека (холопа), то калым уплачивает сам господин, и потому дворовые люди не могут разводиться с женами, как это делают другие.
Если же из числа тех жен окажется женщина распутного поведения или воровка, и муж жить с нею не согласится, то господин берет ее к себе и делает служанкой, возвращает родителям или требует взятое свыше заплаченного им калыма. Эту сумму разделяет на две части, из которых одну берет себе, а другую отдает тому, от кого будет взята девка.
VIII) Служанка или унаут всегда остается при господине. Если она изберет себе холостого крестьянина (его именуют коренитл, т.е. ненастоящий муж), и господин на то согласится, то она принимает его у себя, как жена мужа. Рожденные от них дети принадлежат одному господину, и мнимый муж не может их присвоить себе. В противном случае господин может ему приказать никогда к ней не показываться, а детей он вправе дарить, продавать и разлучать. Всех дочерей он может иметь у себя унаутом, т.е. служанками, а сыновей лигавами, т.е. прислужниками.
XI. Мера наказаний за ослушание князьям и узденям
Если князь по каким-либо причинам захочет от узденей или чагар взять баранту, а уздень или чагар в том воспротивится и у князя баранту по пути захочет отнять назад, то платит штраф князю в размере одной хорошей лошади и пары волов. В баранте же производится народное разбирательство: если князь хотел взять ее не по закону, она отбирается и отдается хозяину, который все-таки вносит сказанный штраф, даже если и был прав, за неповиновение князю.
Если кто воспротивится отдать князю по желанию его охотничью собаку или барсучье нагалище на основании статьи 7 обрядов, то с него взыскивается штраф – пара быков.
86. Если подерутся два человека, чьи бы ни были, в присутствии князя на улице или на дворе дома, тогда зачинщик драки платит штраф князю – одну холопку, за то, что не соблюдал благопристойности к князю и осмелился драться при нем.
87. Чагар, не выполнивший обязанностей по 20 пунктам, объясненным выше, в ст.42, а также по статьям 34, 39, 40 пункта 1, 58 пункта 1, 106 и 107, обязан заплатить своему господину быка за каждое отступление.
В дополнительном обряде.
88. Если чагар упустит время, назначенное для внесения подати или господских работ, то штрафуется по положению парой или двумя парами быков, смотря по упущению.
89. А если чагар ослушается человека, посланного от господина для взыскания штрафа, то он подвергается двойному штрафу.
XII. Мера наказания за преступления всякого рода.
Если уздень пшехау с кем-нибудь будет ссориться и убьет его, князь за него вступается. В случае не удовлетворения родственников убитого по обычаям, он ищет мщения за кровь и берет с виновного за одного убитого три семьи, в каждой из которых должно быть по девять душ. Из этих трех семейств князь отдает две семьи ближним родственникам убитого, а третью берет себе. Если случится, что убийца не имеет такого количества душ, то его собственное семейство и все имущество подвергается ограблению и продается по разным местам. Если убийца из узденей, то все наказание, которому он подвергается, состоит в том, что он становится узденем князя, которому принадлежал убитый уздень.
Если в ссоре будет убит один из чагар, находящихся с князем всякий день, то с виновного взыскивается десять душ в пользу родственников убитого, а князь из них не пользуется ничем.
Похитивший лошадь из княжеского табуна, если будет в том обличен, платит князю штраф в размере восьми лошадей и дает назад украденную лошадь с прибавлением пары быков и служанки.
Если к какому князю едет гость из других мест и, не доезжая до жилища князя, будет ограблен на дороге, а воров найдут, то с них взыскивается за бесчестие восемь лошадей и холопка за то, что ограбил гостя, едущего к князю.
Дозволивший себе иметь прелюбодеяние со служанкой князя платит ему хорошую холопку.
Если князь, находясь у карабулаков, назрановцев, ингушей или у тагаурцев, пошлет по какому бы то ни было делу, а посланный будет ранен и приказание князя останется не выполненным, виновный платит князю пятнадцать разных предметов. Это лошади, сабли, ружья, шашки, пистолеты и т.п. Каждая штука непременно должна иметь ценность одной крестьянки.
За крестьянина господского, убитого другими крестьянами из-за мщения или другого повода, согласно азиатскому обычаю платится два человека. Из них один отдается тому господину, кому принадлежал убитый, а другой – семейству его.
Если холопы господ убьют чужого холопа, то платится за убитого два человека: одного господам, а другого семейству убитого.
Князь, убив в ссоре своего узденя, обязан сына его или брата (малолетних) взять в дом и содержать на всем своем иждивении до совершеннолетия. Если же они возмужают, он им дает лошадей, шашки, ружья, весь конский прибор, полную одежду, после чего отпускает в дом. Этим кончается вся вражда. Этот обряд называется тлечежипкан.
По дополнительным обрядам.
99. Когда украдут у княжеского баранщика барана и виновный будет обнаружен, то он платит баранщику, у которого украл барана, 28 баранов за одного. Этот штраф поступает в пользу баранщика, а хозяину до него дела нет.
100. В коше узденском и черного народа баранщик в свою пользу получает от уличенного вора по десять баранов за каждого.
По народному условию после чумы.
Прежнее самовластие князей, заключающееся в больших поборах с народа, наложении штрафов, безнаказанности убийств и прочее, уничтожено с учреждением махтемы. Теперь оно ограничивается сбором порций с народа, скотом для членов махтемы, занимающихся народными делами.
Кто, противясь положению ст. 12, возьмет девку буйством без согласия родственников и венчания муллы, подвергается штрафу в 100 руб. серебром, а если в это дело вмешался посторонний мулла, то он штрафуется тридцатью рублями серебром.
Уздень, нечаянно ранивший в ссоре с князем его лошадь, обязан удовлетворить князя пятью душами крестьян, пятью лошадьми и пятью железными штуками.
Если уздень, поссорившись со своим чагаром, его убьет, то обязан семейству убитого дать человека или брата убитого отпустить на волю.
Чагар, ограбивший своего узденя, отдается господину после предварительного возвращения у него украденного. Если же у вора будут братья или другие родственники, и они пожелают выкупить его у господина, то они должны заплатить за то 150 руб. серебром или все, что у них осталось по оценке из скотины.
Если холоп или чагар, не попросив от господина своего защиты у князя на основании статьи 41, бежит за Кубань или в Чечню, он может быть продан господином кому угодно, если отыщется. Родственники за него не имеют права вступиться, потому что он беглец. Если он до совершения побега жил с ними, то имущество остается в их пользу. По всем указанным выше статьям мера наказания в Кабарде у князей и узденей заключается в денежном штрафе, который бывает двух видов: по обычаям и адату. Он всегда в пользу князей и узденей. Наказание по закону указано ниже.
Если кто без причины кого-либо убьет, то по закону также лишается жизни.
Если кто нечаянно убил, то за кровь платит 1500 руб. серебром ближайшему наследнику.
Имеющий жену и уличенный в прелюбодеянии по закону лишается жизни, но тот же поступок, совершенный холопом, подвергает его наказанию в размере ста ударов. Это называется ход-тазир.
Женщина, не имеющая мужа и учинившая прелюбодеяние, тоже наказывается ста ударами.
Укравший из-под сохранения или караула лишается рук и ног.
Если кто чрезвычайно пьянствует, тому в наказание дается 70 ударов.
Кто мужчину будет обличать в прелюбодеянии, а женщину назовет блядью, и не докажет ясно обвинения посредством двух свидетелей, наказывается 80 ударами.
За прочие маловажные поступки по закону облагают денежным штрафом, а иногда и содержанием под стражей.
Лжесвидетелей сажают лицом к хвосту на лошадь или ишака и водят по многолюдной улице, называя его анафемою – анафема (Проклятие).
Если из двух князей, поссорившихся между собою, один убьет другого и виновный будет в доме узденя из фамилии Куденетовых, то родственники убитого не вправе при нем мстить за кровь убитого, пока убийца не выедет из дома Куденетова. Жить же ему позволяется в нем не более одной недели, пока он не приготовится ехать в Чечню или в другое место для поиска себе надлежащего убежища.
В том месте, где проживают первостепенные уздени, никакой князь не вправе барантовать в наказание из кошей и аулов.
Если первостепенный уздень поедет со своим князем, который при встрече с другим князем будет стрелять в него, сам подвергаясь опасности, а сопровождающий князя уздень первой степени, вступившись за него, убьет другого князя, то он не подвергается мщению, падает оно на князя, за которого заступился его уздень.
Первостепенные уздени имели право вступаться в обиде за черный народ и в махтеме должны были ходатайствовать за него.
Когда кто из первостепенных узденей дает кому-нибудь слово, если речь идет о жизни, тогда слова этого ни князь, ни уздень не должен нарушить под опасением значительного штрафа.
Если будет взята добыча у других племен, подвластных кабардинцам, в виде наказания за ослушание, то из нее давать первостепенному узденю без всякого расчета лучшую лошадь, независимо от пая, ему полагающегося. Впрочем, это делается тогда только, когда кто-то из первостепенных узденей будет находиться в партии.
Если князь имеет первостепенного узденя, то он дарит ему лучшую лошадь, когда выдает дочь свою замуж.
Первостепенные уздени без согласия князя своего не вправе после вступления в брак отдавать жену свою, как делают прочие.
Если князь или уздень ударит первостепенного узденя, то виновный платит обиженному лучшую холопку, хорошую лошадь, саблю, вызолоченный шишак, налокотники, панцирь лучшей работы. Более того, он созывает большое количество людей, варит бузу, угощает народ и у обиженного первостепенного узденя, приглашенного им на этот случай, просит прощения, отдавая все вышеозначенное и холопку.
Кто украдет лошадь у первостепенного узденя со двора или из табуна и в том будет уличен, платит ему по три лошади за каждую.
126. Если из членов трех фамилий кабардинских князей, согласно азиатскому обычаю, двое сговорятся с помощью подданных истребить кого-нибудь из третьей, а этот секретно узнает об умысле, то должен немедленно отправиться под защиту какого-нибудь Анзорова. В этом случае князья, замышлявшие его погибель, не могут причинить ему никакого вреда, даже если бы и захватили оставшихся людей в его жилище. Князья и уздени всех степеней, узнав об угрожающем им покушении, также являются под защиту Анзорова.
127. Кто из черного народа, будучи обижен своим господином, явится с просьбой к Анзорову, получает удовлетворение по обряду, если жалоба его окажется справедливой.
Начальник центра кавказской линии, генерал-майор князь Голицын.
24 февраля 1844 г.
Кр. Нальчик
Рукописный архив Одесской научной библиотеки им. А.М. Горького, дело 54/13, л. 23-44.