Cоблюдение этики и передача опыта старших младшим

ЧЕРКЕСЫ (САМОНАЗВАНИЕ АДЫГИ) – ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА

ИХ ИСТОРИЯ, ПО МНЕНИЮ МНОГИХ РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ, КОРНЯМИ УХОДИТ ДАЛЕКО ВГЛУБЬ ВЕКОВ, В ЭПОХУ КАМНЯ.

// реклама

Поиск

ВХОД

Нартский эпос

Cоблюдение этики и передача опыта старших младшим

Адыгский культурный этос (сумма представлений о том, как следует поступать в тех или иных ситуациях) полностью подчинен адыгагъэ - системе нравственных принципов, традиций, обычаев, присущих только адыгам.

В контексте выработанных нравственных ценностей адыги испокон веков, не имея письменности, передавая из поколения в поколение народную мудрость, заботились о воспитании и социализации подрастающего поколения.
Адыгагъэ в переводе на русский язык означает «адыгская этика». Слово «этика» означает набор норм и принципов, согласно которым живут люди. Любая этика черпается из нравственных устоев и понятий, этика и нравственность - тесно связанные категории. Адыгская этика - фундаментальное свойство, вложенное в адыгскую народность, что, наряду с языком, отличает адыгов от всех других народов мира, интегрирует их в мировое сообщество. Культура адыгов, народная педагогика, этикет, фольклор - драгоценные камни в здании мировой культуры.
Изучение и возрождение всех норм адыгагъэ, как никогда, актуальны. Прежде всего для молодежи.
Именно подрастающее поколение, изучая и применяя эти принципы в жизни, может возродить качества, испокон веков присущие родному народу. Не имея письменности, адыги тем не менее наилучшим образом выстраивали свой образ жизни на следующих принципах:
1. Личный нравственный пример старшего поколения, хранение и передача опыта. Современная психология считает неопровержимым воспитательное влияние личного примера. Социализация личности включает в себя постепенное освоение языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа. Уровень социализированности определяется степенью приобщения к культурному наследию. Об этом говорит народная пословица адыгов «ЩIэблэм ебгъэлъагъур и гъуэгущ» (Какой пример покажешь молодым, такими они и будут). 
2. Охрана своего генофонда от негативных влияний. «ЩыкIыр - насып укIыжщ, щыкIыр икIэ мэхъу» (Преступающий нравственные законы будет последним человеком, он убивает свое счастье). 
3. Образ жизни, не идущий вразрез с религиозными ценностями. 
4. Этикет, известный упорядоченностью, церемониальностью, вежливостью, учтивостью, гостеприимством. 
4. Изучение природы, народной медицины. 
6. Трудолюбие и предприимчивость. 
7. Святость родства и родовых связей. 
8. Кодекс чести, принципы взаимопомощи и т.д.

Адыгагъэ играет определяющую роль в жизни адыгского общества, обеспечивает его целостность и развитие на всем протяжении его неспокойной истории. Адыгагъэ выступала всегда и является средством аккумуляции, хранения и передачи опыта адыгов по наследству. Освоение единых нравственных устоев создает у всех членов адыгской этнической группы чувство общности, принадлежности к одной нации. В процессе социализации все ценности, идеалы, нормы, образцы поведения становятся частью самосознания личности, формируют и регулируют ее поведение.
Адыгская этика содержит целую систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний приводит в действие определенные санкции, которые установлены народом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институциального принуждения. Другими словами, адыгская этика - система коллективно разделяемых убеждений, образцов и норм поведения, динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на усвоение и сохранение идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. «Адыгство соединяет в себе лучшие черты, присущие адыгам. Это не только моральный идеал, но и специфическое выражение жизненного мира и национального духа черкесов» .
Еще одна цитата: «Старшие - и мужчины, и женщины - играли очень важную роль в жизни народа, воплощая в своем лице законы и указы, постановления и решения, совесть народную и дипломатию народную, науку и искусство, политику, экономику и многое другое, без чего народ не может состояться как народ. Они же и создали этот самый адыгский этикет, соответствующий адыгской психологии, воспитывающий адыгский национальный характер».
В жизни адыгов, подчиненной нравственным правилам, от каждого человека требовалось определенное напряжение. Отец, который ни в чем не давал себе поблажки, соблюдая законы адыгского этикета и нравственной этики, растил детей, становясь для сына примером, объектом абсолютного уважения. Любой уважающий себя адыг стремился на примере отца прожить жизнь достойно и явить пример своему сыну. Послушание и исполнение воли родителей было безоговорочным. Родители же, посвящая себя воспитанию детей, все силы отдавали тому, чтобы ввести в общество человека, усвоившего требования нравственности по адыгской этике. Осознавая ту истину, что какие будут дети, такой будет и нация, они говорили: «Тхуэфэщэн щIэблэ Тхьэм къыдит».
Требования адыгов к воспитанию выражают народные пословицы: «Нэхъыжь зымыгъэлъапIэм щхьэ лъэпIагь иIэкъым» (Не дождется авторитета не ценящий старших), «Нэхъыжь кIэлъыджэркъым - кIэлъ-окгуэ» (Старшего не окликают - догоняют и говорят в лицо), «Нэхъыжьым жьантIр ейщ» (Почетное место - старшему), «Нэхъыжьыр гьэлъапIи, уи щхьэр лъапIэ хъунщ» (Почет оказав старшему, заслужишь уважение), «Намысыншэр насыпыншэщ» (Не имеющий намыса не обретет счастья), «Намысым насып къыдокIуэ» (За намысом следует счастье), «Намыс пщIымэ уи щхьэщ зыхуэпщIыжыр» (Если делаешь намыс, то оказываешь честь и себе).
Отдельные родители высказывали пожелания детям: «Тхьэм дыкъэзыгьэукIытэн имыщI» (Не приведи Господь, чтобы мы устыдились за них). Общественная мораль жестко относилась к нарушениям установленной этики. В свою очередь, страх подвести родителей, заставить краснеть из-за недостойного поступка - самый сильный у воспитанных в народных традициях молодых черкесов.
Старшие, по требованиям адыгской этики, находятся в особом положении только потому, что они старшие по возрасту, независимо от статуса, пола. Взаимоуважение младшими старших и старшими младших возвышает достоинство человека, подчеркивает его значимость в обществе. Старые и больные люди не чувствуют себя ущемленными и обделенными. Помощь и взаимопомощь, уважительное отношение к родным и соседям, благородство и милосердие не оставляют долгов ни перед старыми, ни перед больными. В присутствии старших младший не садится. В присутствии отца, старшего брата младший не вступает в разговор, не садится. В присутствии посторонних лиц молодые люди не говорят развязно, не смеются. Скромность, немногословность - достояние адыгской этики. Ни силой, ни умом, ни достижениями никто не похвалится, но о каждом человеке, его достижениях и способностях знают в обществе. Старших младшие не окликают, но обгоняют и с почтением обращаются. Не переходят дорогу, пока старший не перейдет или не пройдет мимо. Слушают речь старшего с почтением, не перебивая.
Воспитанный молодой человек считает свое поведение обычным явлением. Внимательное и уважительное отношение к другим, к старшим, к окружающим - это естественно, никто этим не гордится. Теперешняя развязность и бескультурье молодых людей - грубость, бестактность, курение, жевание жвачки, привычка плеваться, огрызаться на замечания - были немыслимы в адыгском обществе. Любое из перечисленного вызвало бы общественное возмущение и протест. Недопущение подобного было гарантированно. Теперь же «народ, о свободолюбии которого слагались легенды, едва ли не добровольно отказывается от демократии, от этически выверенных принципов самостроительства и самоусовершенствования, тем самым снимая с себя ответственность за свою судьбу, за судьбу будущих поколений».
И. Кант считал, что «зло - это просто представление себя стихийному ходу дела, потоку».
Каркас адыгского этикета, являясь для нового поколения молодежи ценным руководством поведения в обществе, снял бы многие современные проблемы и пробелы в воспитании. Этикет - чрезвычайно важный компонент адыгской этики. Он выступает как сопряжение внутренней нравственности и внешнего поведения. Любой неблаговидный поступок в такой ситуации осуждается всем обществом и считается для любого адыга в высшей степени неприятным.
Примеры достойного поведения взрослых, каждодневные ситуативные предупреждения и замечания детям постепенно формируют нравственные качества ребенка.
Адыгство - явление всесословное, присущее всему народу. Детей учили и воспитывали по нормам, общим и для крестьян, и для знати, а детей из дворянских сословий дополнительно учили и рыцарскому кодексу чести.
Адыгская пословица гласит: «Акъылым уасэ иIэкъым, гъэсэныгъэм кIэ иIкъым» (Ум не имеет цены, а воспитание - предела). Действительно, воспитанию детей адыги посвящали себя без остатка. Об этом свидетельствуют и другие пословицы: «ЦIыху зыпIыр, цIыху уасэ хон» (Растящий ребенка платит цену - жизнь), «Гъэсэныгъэр дыщэ жыгщ» (Воспитание - золотое дерево). Воспитание для адыгского народа носило непрерывный характер. С малых лет детей приучали к трудолюбию, любви к природе, к родному краю. Необходимость воспитывать в мальчиках воинский дух, дух рыцарства была продиктована самой жизнью.
«Дух этот лег в основание как политического, общественного, так и домашнего быта. Слава была заманчивее всех других благ для адыгов. В этом отношении адыги далеко опередили другие кавказские племена, для которых имя храброго воина составляло конечную цель стремлений. Этим племенам недоставало величия и изящества. Их обычаи были проще и патриархальнее адыгских, что можно приписать демократическому устройству большей части этих племен. Политическая же организация адыгского племени была, по преимуществу, аристократическая. Даже те его части, которые не имели сословия князей, как, например, шапсуги и абазехи, по характеру общественного и домашнего устройства были такими же аристократами, как кабардинцы, темиргоевцы, бесланейцы и прочие. Поэтому, по взглядам и представлениям адыгов, было очень важно вырастить физически здоровых детей».
О том же свидетельствуют призывы: «ЛIыхъужь фыхъухэ!» (Станьте мужественными!), «Хет, жевгъыIэ!» (Сделай так, чтобы про тебя сказали: хетт). В последнем призыве речь идет о самых древних предках адыгов - хеттах, которые славились мужеством и рыцарством.
Одобрением, назиданиями, поощрениями, разъяснениями, советами детей привлекали к труду. Но иногда осуждения и наказания сопровождали социализацию детей в обществе. Народная пословица свидетельствует: «Узэгугъур, къогугъуж» (Труд не пропадает даром).
Уделяя воспитанию очень много внимания, родители надеялись на достойную, обеспеченную старость, уважение и заботу своих детей. Не оказать престарелым родителям должного внимания, участия и намыса перед их сединой считалось крайним позором, о котором не могло быть и речи в адыгском сообществе. Это было святой обязанностью каждого человека.
Родственные и родовые связи поддерживались адыгами особенно бережно. Радушно адыги относились к соседям. Их гостеприимство было известно далеко за пределами адыгской земли. Традиции гостеприимства, как и многие другие обычаи, чтились и никогда не нарушались, и дети с малых лет были приобщены к сложной науке весьма щепетильных отношений, непременных условностей и правил приличия, торжественности и принужденности, которыми было пронизано общество адыгов. «Так называемый «Орк-хабзе» - дворянский обычай - ни в чем не уступал известным I0 тысячам китайских церемоний».
В черкесских преданиях Хан-Гирея есть такой эпизод: «В одно утро у ворот ограды маленькой кунацкой, или гостиной, князя Жанин-ского остановился всадник на вороном коне. Князь куда-то выехал, и потому ограда и домик были совершенно пусты. Слуги разбрелись по аулу, радуясь случаю погулять на свободе. Приезжий завел лошадь за ограду и вошел в домик. Одна из прислужниц княгини, собираясь привести в порядок комнаты, вошла туда же и, увидев там человека, лежащего на скамейке, была поражена необыкновенной его стройностью и красотой. Побежав тотчас же к госпоже своей, она сообщила ей о незнакомце, говоря, что его плечи столь широки, а талия так тонка, что кошка, проходя под боком, не задевала его пояса. Княгиня пошла в гостиный дом, полагая, что приезжий должен быть одним из самых близких друзей ее мужа: в противном случае он остановился бы в большой гостиной, назначенной для обыкновенных гостей. Но предположение ее не оправдалось, только что успела она переступить порог комнаты, как незнакомец вскочил с лавки, бросился к ней и, прижавшись к се груди, сказал: «Будь моей восприемной матерью!» Тут-то княгиня разглядела гостя и узнала в назвавшемся сыном Канбу-лата, убийцу ее родного и единственного. Княгиня вначале испугалась, потом прогневалась, но, уступив законам гостеприимства, согласилась взять его под свою защиту и, позвав одного из верных слуг, приказала поместить Канбулата в безопасном месте».
По этикету, под покровительством женщины мужчина неприкосновенен.
Такой прием был нередким в жизни адыгов, где кровная месть была обязательной. Только так мог спастись от кровной мести преследуемый за убийство. Существовала плата за кровь, выкуп. Все члены каждого семейства обязаны бьши защищать друг друга от врагов и мстить за кровь ближнего. Кровомщение существовало из-за отсутствия законных властей.
Однако всякий пришедший в дом гость священен в глазах черкеса, хотя бы он был его личным врагом. «В большом почете среди черкесов гостеприимство, которое уважается и рассматривается как священное право. Когда чужестранец становится кунаком (гостем) одного из их семейств, он ограждается от любых попыток покушения на его честь, так как его хозяин в ответе за него. Черкесы склоны к доброжелательству и даже дружбе, горды и довольно тщеславны» (Ж. Ш. Бесс).
Отец, который целиком посвящал себя авторитету и благу семьи и оставался, по этике народа, благонравным адыгом, несмотря ни на какие трудности, становился очень значимым для семьи и для каждого се члена. Мать, являя теплое участие и поддержку своим детям, поддерживала уважительное отношение к отцу. Взаимоотношения эти не лежали на поверхности, на виду было только безмерное уважение к родителям. Но эти невидимые нити были святы, и святость их оберегалась, создавая маленькую нерушимую крепость - адыгскую семью, несущую в общество благонравие, человечность, отзывчивость, ответственность за данное слово.
Авторитет семьи оценивается обществом по всему тому, что эта маленькая крепость дает миру своим примером, участием в общественной жизни, своей внутренней конституцией. Микропорядок в семье переносится в макромир со всей этикой и эстетикой, умением жить и быть гармоничным звеном в жизни своего народа, своей семьи, не создавать проблем и неприятных ситуаций, ассоциирующихся с отходом от закона предков. Корень питает древо. От крепких корней - здоровые ветви.
Адыгские семьи, которые своим благонравным существованием подавали множество положительных примеров, становились в обществе знатными и уважаемыми во всех отношениях. Такие семьи влияли и на род, поднимая его авторитет. О таких семьях и родах, сплоченных в единое целое, говорили: «ИкъукIэ лъэпкъфIщ, благьэ пщIыну» (Очень хороший род, породниться хорошо бы). И наоборот, тс, кто несерьезно относился к адыгству, нарушая его законы, существуя без оглядки на мнение общества, слышали о себе: «Мыхьэнэшэщ ахэр, благъэ Тхьэм къытхуи мыщIкIэ» (Не приведи Господь породниться с этим ничтожным родом). Порой достойный представитель такого рода мог серьезно пострадать, не получив согласие на брак с любимой девушкой только из-за того, чтоего род прослыл в адыгской жизни малозначимым или ославившим себя дурными поступками. Важность благонравного существования по своей значимости была равна сохранению себя как адыга («лучше умереть, но с честью адыга»).
Так предки выстраивали свою жизнь, исключая из нее безалаберность, безнравственность, безответственность, стихийность существования на земле, и оберегая все ходы и повороты этой мудрой этики, не допуская отступлений от них ни в чем. Адыгская семья - носитель искового нравственного наследия предков. Малейшее отступление от народной мудрости приводит к какому-либо изъяну. Наверное, цивилизованная Япония потому и процветает, что разумно бережет народные традиции. Живя по законам предков, адыги никогда не знали бы острой нужды, крайней бедности, социального хаоса.
Адыги всегда работали много, и работали сообща, помогая всем: и старикам, и больным, и слабым. Детей приучали к ответственности за свое поведение и поступки. Считалось: «Шынэ-укIытэ хэлъу гъэсэн» (Без стыда, без ответственности за свои поступки от них будет мало толку). Адыги ценили время, труд, и детям запрещалось слоняться по улице без дела. Благородство человека выявлялось по его поступкам. Очень важна была верность данному слову. Раз обманувший без серьезной на то причины лишался доверия и уважения. Народная пословица гласит: «ПцIищэ нэхърэ зы пэж» (Лучше одна правда, чем пуд лжи). Адыги учили детей соизмерять свои возможности: «Дунейр бгъэкIэ пхуэхьынукъьш» (Мир не понести на груди). Внушали необходимость учиться: «Емыджэ еджагъэшхуэ хъукъым» (Кто не учится, тот не станет ученым). Не нарушать нормы отношений: «Дыгъуэм икIэр мыгъуэ мэхъу» (Вор заканчивает жизнь плохо), «Бзаджэ пщIэныр лIыгъэкъым. ЛIыгъэр фIы пшIэнырщ» (Зло творить - не мужество. Мужество - вершить добро).
Самым тщательным образом адыги оберегали своих детей от зла и хитрости. Решение каких-то проблем не по совести, а с помощью хитрости осуждалось: «Бзаджэ пщIауэ фIы ущымыгугьу» (Совершив зло, не жди добра). «Бзаджэр уи пэшэгъумэ уи анэр мыгъуэ хъунщ» (С хитрым будешь иметь дело - несчастна будет мать твоя). «Бийм ущысхьмэ уIэгъэ ухъунщ» (Пожалеешь врага, будешь ранен). «Бзаджэ гьусэм мысэ уещI» (С хитрым поведешься — забудешь воспитание).
В адыгстве главенствуют человечность и мудрость. Как и в бою адыги предпочитали никогда не стрелять в спину, драться честно, лицом к лицу, так и в жизни мерой их поступкам были честь и совесть. Предупреждая о том, что зло рано или поздно наказывается, они предостерегали детей от уклонения от нравственных норм ради личных амбиций. В адыгской этике настолько сильно отвращение к «бессовестному», что это отражается в пословице: «Нэпэншэ нэхърэ нэкъэпакъэ» (Урод лучше, чем бессовестный). О тех, кто заслуживает доброго отношения, адыги говорили: «Iyoxyp кIэкIэ зырехьэ» (Ничего ему не стоит вести дело хорошо).
Адыги учили чести и благонравию, предостерегали: «Зи дзэлыфэ къыпхуэзытI псори ныбжьэгъукъым» (Не каждый улыбающийся может быть другом). Здесь имеется в виду то, что настоящая дружба - та, которая выдержала испытания, и не следует доверять первому встречному.
В то же время существовала некая иерархия в отношениях между людьми. В жизни молодых людей были враги и недоброжелатели, но к этому адыги относились спокойно: «Нартхэ я унэ щIыбагъым сэ къиха щаIыгъщ» (За домом нартов держат кинжал наготове). Возможно, эта пословица родилась потому, что в истории адыгов было много неспокойных периодов, и они вынуждены были защищать свой дом, свою жизнь.
«ГъащIэм декIур ЛIыфIщ» (Настоящий мужчина вписывается в жизнь). Здесь сказано о том, что в жизни всегда есть лидеры, носители культуры, в которой они живут, являя пример своей жизнью и поступками. Этот идеал существует в любом обществе.
Родители передавали детям свой социальный опыт, понимание того, что ценно и поощряется обществом: «Дахэр зыгьэдахэр и щэнщ» (Красивый красен характером), «Быным къыщхьэщыж хабзэкъым» (Обычно не защищают своего ребенка). То есть если замечание публично сделали твоему ребенку, то родители не защищали его, так как за воспитание детей отвечало все общество: «ДахэжыIэ нэхърэ дэхащIэ» (Добродетель лучше, чем красноречие). «Дыхьэшхыными мардэ иIэщ» (Плохо смеяться не к месту, или и у смеха есть свой резон).
Самое доброе пожелание своему ребенку - жить среди людей с чистой совестью и красивыми поступками: «Уи напэр хужьу, уи щаныр дахэу». Послушный, сдержанный, воспитанный ребенок производил на всех хорошее впечатление: «УкIытэр и нэгу щIэлъщ, акъылыр и бзэм телъщ» (Благовоспитанный и умный), «Уеплъмэ плъыжь мэхъу» (Скромный, посмотришь - краснеет).
Всем желали жить по законам, которые соблюдали старшие поколения: «Уи адэ и гьуэгужьрэ, уи адэ и блэгъэжьрэ умыбгынэ» (Не дай зарасти тропе отца твоего и не покидай престарелого родственника).
Отношение у адыгов к беременной женщине было особое - бережное, с любовью и вниманием. Забота о маленьком человеке начиналась еще в утробе матери. Женщину оберегали от физического, психологического напряжения, возможного испуга и т. д. Будущая мать должна была соблюдать пищевые запреты (не есть рыбы - ребенок не будет дышать носом, не ходить на кладбище, не раздувать огня и т. д.). Доброжелательность и особое уважение к беременным проявляли умудренные опытом пожилые люди. В младенчестве ребенка оберегали, заботились о том, чтобы не было изъянов в его развитии, так как для адыгов большую роль в жизни играли внешние данные, подтянутость и собранность, наряду с внутренним соответствием морали и этике своего народа. В честь рождения ребенка производили выстрел, возвещая миру о приходе нового человека.
Для грудного ребенка праздники, всеобщее внимание, нравоучительные колыбельные постепенно переходили в строгие требования и знакомство с обычаями. Трудовая и бытовая социализация сочеталась с физическим развитием, воспитанием строгого нрава и ответственности за поступки. Обычай эмоциональной сдержанности у адыгов распространялся и на детей. Мать публично не ласкала ребенка.
При гостях даже от маленьких детей требовали соблюдать правила приличия. Для родителей было крайне неприятно, если их дети показывали при людях незнание хабзэ (этики): «ХабзэмыщIэ щIыкIейщ» (Не знает этикета, не умеет себя вести). Ребенок, который по незнанию мог нарушить этику взаимоотношений младших со старшими, был многословным, развязным, мог принести на голову родителей позор: «ХабзэмышДэ нэпэтехщ» (Не знающий этикета позорит). Уклад и размеренность адыгской жизни соблюдались, если дети быстро и без многочисленных замечаний встраивались в гармонию этикета и этики адыгов. Адыги жестко оберегали «хабзэ», и всякое нарушение бросалось в глаза, вызывая гнев и отвращение: «ХабзэмышIэ жьэнтIакIуэщ» (Не знающий этикета идет занимать место старшего). На чужом горе адыги никогда не строили счастья. Народная мудрость предостерегала от этого: «Уи япэ бдзы мывэм ухуэзэжынущ» (На брошенный тобой камень сам же наткнешься), «НэгьуэщIим къыхуэптI мащэм уэ уихуэжынущ» (Не рой другому яму, сам туда угодишь), «Акъыл зиIэм зэхэшДык иIэщ» (Обладающий умом обладает пониманием).

 
Rambler's Top100
  Интернет магазин BERSHOP Мобильный Планетарий